Какой смысл жизни христианина: 1) быть богом по благодати или 2) любить Бога, людей и других?

Что является смыслом жизни христианина?


  • Всего проголосовало
    33
Крещён в Православии
У Бога есть определённый проект мироздания (план жизни мироздания, задум) (он, пусть в частности, но касается жизни человека). Человек живёт не в пустом мире – кроме человека во вселенной есть ещё и живые, и не живые существа, и Бог. Поэтому проект мироздания касается двух сторон жизни человека относительно сознания человека: внешней (практической) стороны жизни человека и внутренней (духовной).

1) Сторона проекта, затрагивающая внешнюю жизнь человека, рассматривает такие вопросы, как:

1.1) жизнь вечная (отсутствие вины за грехи, смерти и ада (т.е. спасённость)) (для чего нужно спасение);

1.2) жизнь естества (природы) человека (причастность естества человека естеству Бога, обожённость, наличие в природе человека Духа Святого, наличие в природе человека благодати Святого Духа);

1.3) действия человека относительно мира (реализация любви к другим, служение другим, предоставление блага другим – ведь не будет же человек бессмысленно существовать, ничего не делать).

2) Сторона проекта, затрагивающая внутреннюю жизнь человека, рассматривает вопросы, касающиеся программного обеспечения человека: какое программное обеспечение человек обязан иметь, какое программное обеспечение человек обязан не иметь, какое программное обеспечение человек призван иметь добровольно.

Т.е. Богом предусмотрен определённый проект мироздания, содержащий определённые замыслы (пункты, идеи, элементы) относительно жизни человека. Этот проект стоит из пунктов, каждый из которых описывает ту или иную составную (сторону, сферу) жизни человека (естество, программное обеспечение, действия и пр.). Некоторые люди, указывая на один из этих пунктов, говорят, что осуществление именно этого пункта (достижение того, о чём говорит этот пункт) и является смыслом жизни человека, целью его жизни, его предназначением. Одни говорят, что смысл жизни человека состоит (заключается) в «спасении», другие – в «обожении, причастии нетварным божественным энергиям, становлению богами по благодати, стяжании Духа Святого»; третьи – в «любви к Богу и людям»; четвёртые – утверждают, что смысл жизни человека состоит ещё в чём-то другом.

Пример. Супружеская пара желает удочерить девочку-сироту из детдома. Но удочерить она согласно только девочку с хорошим поведением (благочестивым программным обеспечением). Относительно жизни девочки у родителей есть определённый проект (план, задум). Вот лишь некоторые элементы этого проекта:

1) жить в достатке, пользоваться властью дочки;

2) жить вместе с родителями;

3) считаться дочкой (новых) родителей (по усыновлению, а не по естеству);

4) играть куклами;

5) по дому ходить в тапочках;

6) нужду справлять в домашнем туалете;

7) любить собачку и реализовывать эту любовь к ней (заботиться о собачке);

8) любить родителей и всех остальных существ реализовывать свою любовь к ним;

9) кушать домашнюю еду.

Теперь поставим вопрос: «Каково предназначение девочки, какой смысл её жизни, какова её цель?». Некоторые отвечают:

1) предназначение девочки, смысл её жизни состоит в том, чтобы избавиться от пребывания в детдоме;

2) другие говорят, что предназначение девочки состоит в том, чтобы жить в достатке;

3) третьи говорят, что предназначение девочки состоит в том, чтобы жить вместе с родителями (в одном доме);

4) четвёртые говорят, что предназначение девочки состоит в том, чтобы играть в куклы;

5) пятые говорят, что предназначение девочки состоит в том, чтобы кушать домашнюю еду;

6) шестые говорят, что предназначение девочки состоит в том, чтобы ходить по дому в тапочках;

7) седьмые говорят, что предназначение девочки состоит в том, чтобы любить собаку и заботиться о ней;

8) восьмые говорят, что предназначение девочки состоит в том, чтобы быть дочкой родителей (новых);

9) девятые говорят, что предназначение девочки состоит в том, чтобы любить родителей и всех остальных существ и реализовывать эту свою любовь к ним;

10) десятые говорят, что предназначение девочки состоит в том, чтобы справлять нужду в домашнем туалете.

Как мы знаем, есть гиперонимические и гипонимические цели, и притом в некоторых случаях гипонимическая цель может считаться гиперонимической целью относительно другой (более конкретной) цели.

Такой смысл жизни человека как любовь к Богу, людям и всем остальным живым существам, следуя истине, – является гиперонимической целью. Любовь к Богу может выражаться различными способами, например: желанием славить Бога (молиться Ему, петь псалмы Ему), желанием выполнять Его волю (угождать Ему, трудиться в Его славу), желанием быть рядом с Ним, желанием быть причастным Его Естеству. Да, каждое из этих желаний является выражением любви к Богу. Однако, если какое-либо одно из этих желаний (выражений любви) в сознании человека признается за смысл жизни, то всё внимание (устремление) ума переключится на осуществление именно этого желания (смысла жизни); при этом все остальные способы выражения любви к Богу станут в сознании человека второстепенными
 
Крещён в Православии
Благодать Духа и есть чистейшая любовь.Грустно, что некоторые о сием в неведении.
Любовь - это отношение личности (например, Бога) к чему либо (другой личности, или какому-нибудь явлению), выражающееся в определённых желаниях (находиться рядом, служить, общаться). Т.е. любовь - это отношение личности, а не энергия (нетварная).

В твоём представлении любовь тождественна нетварной энергии (некоему энергетическму ("магнитному") полю), попав под воздействие ("магнитного поля") которого человек (собственно говоря, как и Бог) начинает вдруг всех любить; а если это поле убрать, то человек снова станет самим собой - т.е. не имеющим любви. Но "Православная Церковь отвергает любое учение о благодати, которое ущемляет человеческую свободу" (http://azbyka.org/sinergiya).
 
Здравствуйте Дмитрий!
Спасибо за поднятую тему, но но. В.Н.Лосский обобщил высказывания Отцов и предложил следующую формулировку смысла жизни.

Глава 5 Искупление и обожение § 1

   «Бог соделался человеком, дабы человек смог стать Богом. Эти глубокие слова, которые мы впервые находим у св. Иринея102 ), встречаются затем и в трудах св. Афанасия103 , св. Григория Богослова104, св. Григория Нисского105. Впоследствии отцы Церкви и православные богословы повторяли их из века в век, желая выразить в этой лапидарной фразе самую сущность христианства: неизреченное снисхождение Бога до последних пределов нашего человеческого падения, до смерти, – снисхождения, открывающего людям путь восхождения, безграничные горизонты соединения …..


Обычно пишут " стать богом" (слово бог с маленькой буквы), "обожиться". Но в устах Иисуса не было слова "обожиться", об этом Павел говорил. Иисус говорил о возврате заблудшего сына. Два качественно разных подхода. Возникает вопрос. Мы кто- тварные люди или заблудшие сыны Бога?
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Некоторые православные учителя ставят православным христианам в качестве смысла жизни обожённость природы (= наличие определённых сил, способностей; высокий статус (уже не просто человек, а бог (хоть и не по естеству, но по благодати)); достижения так называемого конечного замысла Бога относительно природы человека; др.). При этом такие действия человека как молитва, добрые дела считаются средством (инструментом) для обожения: «Пост же, и бдение и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего» (С. Саровский); «Стяжайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больших прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благодати Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных... Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради рассуждайте» (С. Саровский).

Такой смысл жизни (достичь обожения и быть обожённым) направляет устремления человека именно на достижение обожённости, на стяжание благодати.
Все устремления человека направлены на обожение себя. По сути человек занят собой, своим обожением. Человек в качестве смысла жизни имеет обожённость себя. Человек направлен на себя.

Однако всё Священное Писание, весь Закон и пророки говорят только об одном - о том, чтобы человек развил и имел любовь, чтобы вся душа, все разумения, все устремления человека были заняты любовью к Богу и людям.

В одном случае человек занят становлением богом по благодати (осуществлением так называемого этими учителями конечного замысла Бога относительно природы человека). В другом случае человек направлен не на себя, а на других, человек занят развитием и реализацией любви; смыслом жизни у человека является любовь к Богу и людям; устремления человека направлены на других (так как любовь не ищет своего; любящий живёт не для себя, а для объекта любви); человек направлен на других.

В виду выше указанных мыслей, возникает вопрос: что человеку считать смыслом своей жизни, а что считать просто необходимой задачей? Любовь является смыслом жизни, а достижения так называемого обожения является лишь практической задачей решающей "бытовые" вопросы жизни человека (вопросы о природе человека)? Или же смыслом жизни человека является - быть богом (по благодати), а любовь это нечто второстепенное, вспомагательное (например, средство для обожения (как собственно и учит Серафим Саровский (как мне показалось), говоря, что "молитва" и "милостыня" (которые должны по своей сути, как мне кажется являться реализацией любви) всего лишь "суть средства для стяжания Святого Духа Божьего")?
9VxSDuv5L4w.jpg
 
Православный христианин
Смысл земной жизни, очевидно, вы имеете в виду? Я думаю, что нет его, этого смысла, и земная жизнь, в любом случае сизифов труд, который становится немного легче, что ли, если жизнь по заповедям и верить в Бога.
Вот здесь еще есть про смысл жизни с той же точкой зрения.
 
Крещён в Православии
... В.Н.Лосский обобщил высказывания Отцов и предложил следующую формулировку смысла жизни.
Глава 5 Искупление и обожение § 1
   «Бог соделался человеком, дабы человек смог стать Богом. Эти глубокие слова, которые мы впервые находим у св. Иринея102 ), встречаются затем и в трудах св. Афанасия103 , св. Григория Богослова104, св. Григория Нисского105. Впоследствии отцы Церкви и православные богословы повторяли их из века в век, желая выразить в этой лапидарной фразе самую сущность христианства: неизреченное снисхождение Бога до последних пределов нашего человеческого падения, до смерти, – снисхождения, открывающего людям путь восхождения, безграничные горизонты соединения …..

Я согласен с Вами и со святыми отцами в отношении того, что одним из элементов проекта Бога относительно вечной жизни человека является некое природное единение человека с Богом. Но есть один нюанс: является ли это единственным элементом проекта (призвания человека), приготовленного для человека; или это лишь элемент проекта, описывающий внешнюю часть вечной жизни человека, а есть ещё элемент проекта (призвания), описывающий внутреннюю духовную жизнь (этим элементом я называю любовь)? Разве не призван человек к тому, чтобы не только быть вечно подсоединённым к Богу, но и вечно любить Бога и людей и вечно реализовывать эту любовь (служить объектам любви для них самих)? Почему же мы говорим только о том, что вечным смыслом жизни является лишь органическое единство с Богом, но не говорим о том, что любовь, о которой говорят все заповеди, весь закон и пророки, - также является смыслом жизни вечно реализовывать которой призван человек («Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.» (1Кор.13:8))?

Вы можете сказать:

1) если смотреть с точки зрения вечной жизни (а не земной), то смыслом вечной жизни является и органическое единство с природой Бога, и любовь к Богу и людям; но ведь этого органического единства с природой Бога нужно достичь, а потому смыслом земного этапа жизни человека является достижение этого единства (т.е. обожение);

2) обожение (единение с объектом любви) – является проявлением (выражением, реализацией) любви; если мы призваны любить, а любовь желает быть рядом с объектом любви, то мы призваны желать соединиться с объектом любви (Богом).

На что уже отвечаю я:

1) Начну со 2-го тезиса. Да, любовь желает находиться рядом с объектом любви; но ведь любовь желает не только этого, кроме желания находиться рядом с объектом любви, любовь также желает служить объекту любви для объекта любви и желает общаться с объектом любви; – а потому, человек призван не только желать соединиться с объектом любви, НО И ПРИЗВАН ЖЕЛАТЬ СЛУЖИТЬ ОБЪЕКТУ ЛЮБВИ (Богу и людям) для объекта любви (а не для стяживания энергии), т.е. смыслом жизни человека является не только соединения с Богом, но и служение Богу и людям для них самих (а не для обожения).

2) А теперь по поводу 1-го потенциального вашего замечания («задачей земного этапа жизни человека является достижение единения с Богом, вечно иметь которое наравне с имением любви призван человек»). В предыдущем абзаце мы пришли к консенсусу по поводу того, что любящий призван желать находиться рядом с объектом любви (обожиться). Но тут встаёт вопрос: «А что нужно сделать человеку для того, чтобы «обожиться» (кроме участия в таинствах)?» (https://azbyka.org/forum/threads/kak-stjazhat-blagodat-i-stat-bogom-po-blagodati-obozhitsja.16499/). Для того, чтобы «обожиться» человеку нужно мотивировать свои действия (милостыни, молитвы и прочие труды) единственно лишь желанием стяжать благодать; или же для того, чтобы Бог послал человеку Свою благодать (соединился с человеком) человеку нужно мотивировать свои действия желанием служить другим (Богу и людям) для них самих (Бога и людей) (а не для стяжания благодати; хотя при этом иметь желание иметь благодать)? Т.е., по сути, стоит вопрос, пошлёт ли Бог человеку Свою благодать, если тот (человек) мотивирует свои действия не желанием получить благодать, а желанием послужить Богу и людям для них самих (Бога и людей) (ибо любовь желает служить объекту любви именно для него самого (объекта любви) – это в природе любви) (хотя при этом человек желает получить благодать, но верит, что Бог пошлёт её в случае, если человек будет жить не грешить и другим (Богу и людям) служить для них самих (других))?

Если желание находиться рядом с объектом любви будет осуществлено в случае мотивирования действий желанием послужить объекту любви (Богу и людям) для него самого (объекта любви) (иметь и реализовывать которое человек ПРИЗВАН) – то зачем человеку мотивировать свои действия (например, милостыни людям) желанием находиться рядом с Богом (стяжать благодать, «обожитися»), ведь это и так будет осуществлено, и человек призван служить ближним любовью к ним (ближним) (т.е. мотивировать действия желанием послужить ближним для ближних). Кроме того, «милостыня», мотивируемая желанием получить благодать, – уже не является милостыней, т.к. мотивом данной «милостыни» является не милостивость к людям, а желание стяжать благодать посредством подачки бедным; а сущностью какого-либо действия является его мотив (цель, для достижения которой совершалось действие); – а это вызывает большие сомнения по поводу того, даст ли Бог за такую «милостыню» (которая по своей сути милостыней не является) благодать; если учесть, что все заповеди Бога призывают к любви к Богу, И К ЛЮДЯМ. И, к тому же, апостол Павел говорит о том, чтобы мы служили ближним именно любовью (т.е. мотивировали свои действия именно желанием послужить объекту любви именно для него самого (объекта любви)): «любовью служите друг другу.» (Гал.5:13) (любовью совершайте действия). И именно любовью к ближним, т.к. дальше апостол, продолжая свою мысль, говорит: «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби БЛИЖНЕГО твоего, как самого себя(Гал.5:14).
 
Крещён в Православии
Смысл земной жизни, очевидно, вы имеете в виду? Я думаю, что нет его, этого смысла, и земная жизнь, в любом случае сизифов труд, который становится немного легче, что ли, если жизнь по заповедям и верить в Бога.
Вот здесь еще есть про смысл жизни с той же точкой зрения.
Но ведь неправда это. Как может не быть смысла в земной жизни? Даже если вы живете в радости, смысл - помогать тем, кому даровано было меньше. На том же ресурсе, что вы читаете, есть противоположное мнение, мне оно кажется более интересным и заслуживающим внимания. Или вот, о смысле жизни: http://pravme.ru/dima1967/2016-12-07-v-chem-smysl-zhizni.html
 
дальше апостол, продолжая свою мысль, говорит: «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби БЛИЖНЕГО твоего, как самого себя.» (Гал.5:14).
Закон относится к ВЗ, Танаху. Эту заповедь иудеи знали задолго до Иисуса от Моисея.
Лев 19 18 Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя.
 
Последнее редактирование:
[/QUOTE]
1Ион 4.8...Бог есть любовь.
Поэтому "стать Богом", это исполнить заповедь Иисуса "любите как Я полюбил вас". Чтобы любить как Он надо стать Богом, как Он.
Без становления Богом будем только приближаться к божественной Любви.
А как с моим вопросом?[/QUOTE]
 
г. Вятские Поляны
Православный христианин
Православному христианину подобает, каждый день заботиться о том, как прожить день Богуугодно и так до самой смерти.
Смысл, он-же суть жизни православного христианина - Богуугодие.
 
Последнее редактирование:
Смысл жизни христианина, крещёного Святым Духом, нести свой крест, исполнять то, к чему призван.

Смысл жизни христианина, крещёного во имя Иисуса Христа, стяжание Святого Духа.

Смысл жизни кающегося грешника найти Того, Кто спасёт.

Смысл жизни человека, живущего по своим желаниям и похоти, в богатстве, славе, власти, блуде, достижения побед в спорте, искусстве и… прочее, прочее, прочее…

И опять, Бог сотворил человека по образу и подобию Своему.

Бог творит человека по подобию Своему, а не человек делает себя подобным Богу.

Желание обожиться похоже на желание Евы, как некоторые думают, быть как боги.

Хотя Еву привлёк плод тем, что даёт знание.

Хорошо для человека не превозносится, а в кротости и смирении умалиться пред Богом Отцом по примеру Господа нашего Иисуса Христа и Бог даст каждому то, что необходимо ему именно сегодня, сейчас, что ему недостаёт для спасения, хлеб (Хлеб) насущный.
 
Казахстан. Семей
Православный христианин
Архимандрит Кирилл (Павлов), отвечая на вопросы детей, на вопрос " В чём смысл жизни?", ответил:
"Смысл жизни в Богообщении".
см с 1:56 мин
 
г. Вятские Поляны
Православный христианин
Будет Богуугодие, будет и любовь, и стяжание Духа Святаго, и Богообщение.
Негодники царства небесного не наследуют.
 
Последнее редактирование:
Казахстан. Семей
Православный христианин
Смысл земной жизни, очевидно, вы имеете в виду? Я думаю, что нет его, этого смысла, и земная жизнь, в любом случае сизифов труд, который становится немного легче, что ли, если жизнь по заповедям и верить в Бога.
Вот здесь еще есть про смысл жизни с той же точкой зрения.
Ой, Мария. Ведь Господь освободил Израиль от сизифова труда, выведя их из Египта.
Хотя, Египет не где-то там, за семью морями. Он за дверью твоего персонального ада, в котором затворился от Божьей Любви.
 
Православный христианин
Смысл жизни человека на земле, заключается в том, чтобы человек научился жить, по законам Божьим, и дал человеку полную свободу, дал разум дал совесть, дал глаза, видеть, уши слышать язык выражать свои мысли
Бог, сотворил нас по своему Образу. Чтобы мы научились Его Любви, и чтобы взять нас к себе
И если даже человек не знает Бога, Бог дал ему совесть, контролировать поступки
Смысл жизни на земле .. . Доверится Богу. Научиться себя контролировать.Научиться Любви Божественной, жертвенной, простить всем и вся
 
Крещён в Православии
Архимандрит Кирилл (Павлов), отвечая на вопросы детей, на вопрос " В чём смысл жизни?", ответил:
"Смысл жизни в Богообщении".
см с 1:56 мин
Это тот Павлов, что воевал в Сталинграде и о нем есть ильм: "Дом Павлова". В руинах он подобрал Библию и до конца войны носил ее в "сидоре". А потом стал священником, Архимандритом Кириллом. Ему уже за 100 лет. Дай Бог ему здоровья.
 
Сверху