Юмор в Библии

Крещён в Православии
Мир Вам.
Юмор и радость это разные вещи, например если я выиграю крупную сумму в лотерею, это не юмор, но я испытаю радость.
Вот и в Библии есть описание радости по многим вопросам, а юмор тут не при чем.
Радость.
Мир Вам! Действительно, юмор и радость разные вещи. Но, по-моему, юмор - это средство, чтобы вызвать ЧУВСТВО радости. Для этого у человека должно быть ЧУВСТВО юмора (рамки дозволенного). Если вдохновенная христианская проповедь сопровождается меткими словами, вызывающими добрую улыбку, и радостное настроение, то я - за такую проповедь, ведь эта проповедь, будучи основана на Слове Божьем, несет Господне Слово с радостью. Если же проповедь представляет собой "обязательную начитку" с банальными поучениями, то в храме я, конечно, выслушаю ее до конца, но большой радости, честно говоря, не получу. Есть множество тому примеров в Интернете, где я просто выключаю подобную "менторскую лекцию".
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Мир Вам! Действительно, юмор и радость разные вещи. Но, по-моему, юмор - это средство, чтобы вызвать ЧУВСТВО радости. Для этого у человека должно быть ЧУВСТВО юмора (рамки дозволенного). Если вдохновенная христианская проповедь сопровождается меткими словами, вызывающими добрую улыбку, и радостное настроение, то я - за такую проповедь, ведь эта проповедь, будучи основана на Слове Божьем, несет Господне Слово с радостью. Если же проповедь представляет собой "обязательную начитку" с банальными поучениями, то в храме я, конечно, выслушаю ее до конца, но большой радости, честно говоря, не получу. Есть множество тому примеров в Интернете, где я просто выключаю подобную "менторскую лекцию".
Мир Вам.
А то, что Вы называете "банальными поучениями" основано не на Слове Божием?
 
Крещён в Православии
Мир Вам.
А то, что Вы называете "банальными поучениями" основано не на Слове Божием?
Мир Вам! Честно говоря, все зависит от того, как преподнести Слово Божие. Несомненно, священник, основываясь на Слове Божьем, старается произнести проповедь из лучших побуждений, но может так все преподнести, что, к сожалению, только оттолкнет не утвердившегося в вере. Поэтому, как мне кажется, если священнику присуще хорошее чувство юмора, то этим он только украсит свою проповедь. Я, к примеру, с радостью слушаю такие проповеди...
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Мир Вам! Честно говоря, все зависит от того, как преподнести Слово Божие. Несомненно, священник, основываясь на Слове Божьем, старается произнести проповедь из лучших побуждений, но может так все преподнести, что, к сожалению, только оттолкнет не утвердившегося в вере. Поэтому, как мне кажется, если священнику присуще хорошее чувство юмора, то этим он только украсит свою проповедь. Я, к примеру, с радостью слушаю такие проповеди...
Уверяю Вас, это веяние сытого времени. Например при Сталине (при большевиках в смысле) подобных рассуждений не было-бы, тогда любые проповеди были и радостью и страхом одновременно. Страшно ходить в храм, так как все- все понимают и жить хочется каждому, а радость, так пока храм не закрыли и никого никуда не сослали. Какой там юмор, там не до смеха. Тогда за счастье было хоть минуту со священником пообщаться и то, страшно. На 101 километр ездили детей крестить, так как священников не было, а иногда в другую область ездили, типа к родственникам, чтобы не заподозрили и не донесли.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
если священнику присуще хорошее чувство юмора, то этим он только украсит свою проповедь. Я, к примеру, с радостью слушаю такие проповеди...
Смерть Христову для спасения раскаявшихся грешников уверовавшие принимают с радостью, в которой надежда на спасение. Но не с весёлым озорным юмором.
священник, основываясь на Слове Божьем, старается произнести проповедь из лучших побуждений, но может так все преподнести, что, к сожалению, только оттолкнет не утвердившегося в вере.
Такая проповедь, без внутреннего раскаяния слушающих, преподаётся как юморное шоу. Таких шоу много. Но есть ли в их среде Христос?
 
Крещён в Православии
И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение?:)
Наверное скоро будет издан новый "современный" перевод Библии с кавычками и смайлами, чтобы раскрыть "глубокий"смысл Священного писания без толкования Святым Духом...
Анатолий, слова Бога"неужели так сильно огорчился ты за растение?" Вы понимаете как иронию, сарказм, шутку или как то ещё?
Или же это прямой вопрос без скрытого смысла, требующий прямого ответа пророка?
 
Крещён в Православии
Мир Вам! А, может, возблагодарим Господа за то, что Он дал нам возможность без страха посещать храмы и радоваться хорошей, а не какой-попало, проповеди? Шоу можно сделать из чего угодно, даже из напускного благочестия - преподнести его всем на показ. Тонкое слово, если слово "юмор" режет слух, по-моему, только будет содействовать приходу ко Христу новых членов Церкви. И не стоит, как мне кажется, отдавать команды типа: "Ррравняйсь! Смирно! Отставить улыбочки в строю!" Евангелие - это РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ и никто не запретит мне радостно улыбаться, встречая Великое Христово Воскресение. Хорошая добрая проповедь, или задушевный разговор со священником, как мне кажется, не должны стать вечным напоминанием к месту и не к месту об адских муках (о них я помню всегда). Такие встречи призваны вызывать искреннюю радость и такие же добрые улыбки, а не страх перед наказанием.
Ниже привожу отрывки из очень хорошей доброй статьи "Уместен ли юмор в христианстве?" (см. http://churchs.kiev.ua/index.php?op...4-22-22&catid=77:2011-08-30-13-38-08&Itemid=6 ).
"Иногда инок египетской пустыни видел Антония Великого (IV в.), основателя монашества, имевшего, между прочим, дар слез, т.е. благодатного сокрушения духа, беседовавшего с двумя молодыми подвижниками и говорившего с ними в шутливом тоне. “Авва, почему ты так делаешь?” На это святой ответил: “Тетива лука не может быть всегда натянута – постоянного напряжения древо не выдержит. Иногда тетиву должно и припустить”.

"К другому Авве пришел юноша и спрашивал его, как спастись: “Если ты живешь в пустыне и всегда открыт очам Божиим, то употребляй какие угодно подвиги: хочешь – молись с восхода солнца до заката с воздетыми руками; хочешь – простирайся долу в образе креста лежа на земле и в молитве ожидая, покуда страсти оставят тебе. Свидетели твоих подвигов – лишь Бог и пустыыня... А если живешь с людьми, будь радостен и весел”, – неожиданно добавил старец. Как сходны с этими словами другие, сказаны уже в XIX веке преподобным Амвросием Оптинским: “жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – “мое почтение”.

"Юмор в жизни христианина очень уместен там, где есть желание послужить ближним, помочь им разобраться в самих себе. Смех имеет силу сокрушать самых гигантских идолов."

А описание жития Паисия Святогорца просто изобилует тонкими изящными выражениями (юмором? :)).
"Чем же шутки святых людей отличаются от наших? Они никогда не направлены против человека, в них нет презрения. Их шутки укрепляют, унимают боль, учат добру. А иногда святые люди иронизируют над смертью. И думаю, глядя на улыбки святых, смерть всегда остается в недоумении" (см. https://foma.ru/yumor-svyatyih-lyudey.html ).
Попробуйте обнаружить здесь хоть намек на шоу :). Храни Вас Господь!
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Анатолий, слова Бога"неужели так сильно огорчился ты за растение?" Вы понимаете как иронию, сарказм, шутку или как то ещё?
Понимаю как Отеческую любовь...далекую от равнодушной трансцедентности...
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Мир Вам! А, может, возблагодарим Господа за то, что Он дал нам возможность без страха посещать храмы и радоваться хорошей, а не какой-попало, проповеди? Шоу можно сделать из чего угодно, даже из напускного благочестия - преподнести его всем на показ. Тонкое слово, если слово "юмор" режет слух, по-моему, только будет содействовать приходу ко Христу новых членов Церкви. И не стоит, как мне кажется, отдавать команды типа: "Ррравняйсь! Смирно! Отставить улыбочки в строю!" Евангелие - это РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ и никто не запретит мне радостно улыбаться, встречая Великое Христово Воскресение. Хорошая добрая проповедь, или задушевный разговор со священником, как мне кажется, не должны стать вечным напоминанием к месту и не к месту об адских муках (о них я помню всегда). Такие встречи призваны вызывать искреннюю радость и такие же добрые улыбки, а не страх перед наказанием.
Вы начали рассуждение о хорошей или плохой проповеди, продолжили рассуждением о юморе, а закончили радостью в Христово Воскресение.
Если первое и третье, хоть как-то связано (пишу "хоть как-то", потому, что есть больные люди которые не могут посещать храм и не имеют возможности часто слушать проповеди, а еще есть люди у которых проблемы с памятью, они любую проповедь не запомнят, может несколько фраз и все), то юмор и радость в Христово Воскресение не связаны вообще, это полная противоположность. Не может быть радость в святое Христово Воскресение от присутствия или отсутствия юмора, тем более от присутствия или отсутствия юмора в проповедях. Веселье от шутки может быть, хорошее настроение от шутки может быть, но это не радость от того, что Христос Воскрес.
По поводу же хорошей и плохой проповеди, то это личное мнение каждого, в Новом Завете нет критерия для оценки качества проповеди и нет заповеди, типа оцени проповедь. Поэтому есть еще и третье, не оценивать проповедь вообще.

Последнее же, не имеет никакого отношения к теме беседы.
Хорошая добрая проповедь, или задушевный разговор со священником, как мне кажется, не должны стать вечным напоминанием к месту и не к месту об адских муках (о них я помню всегда). Такие встречи призваны вызывать искреннюю радость и такие же добрые улыбки, а не страх перед наказанием.
 
Последнее редактирование:

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Веселье от шутки может быть, хорошее настроение от шутки может быть, но это не радость от того, что Христос Воскрес.
Веселье и радость всегда близки друг ко другу. Особенно в Воскресение Христово.
Светися, светися Новый Иерусалиме, слава бо Господня на Тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего.
Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.
Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.
Еще смех в Библии.
"Быт.17:17 И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?"
 
Последнее редактирование:

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Веселье и радость всегда близки друг ко другу. Особенно в Воскресение Христово.
Светися, светися Новый Иерусалиме, слава бо Господня на Тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего.
Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.
Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.
Так христианские веселье и радость происходит не от юмора, а от Духа Святого.
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Т.е. Вы полагаете юмора в Библии совсем нет?
Даже тут?
«Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная» (Прит.11:22).
«И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его» (Деян.12:7).
Один брат проповедовал нудно и скучно и вдруг в середине проповеди заметил: «Иоанн Креститель ел кредиты и дикий мед». Вся церковь дальше слушала его проповедь с неподдельным вниманием. Звучит унылая проповедь и тут уже старенький брат, еще со времен СССР, рассказывая о встрече пророка Илии с сарептской вдовой, говорит: «Я часто вспоминаю ту советскую вдову с которой разговаривал пророк».
В один год и месяц с разницей в несколько дней родился самый великий комик 20 века Чарли Чаплин и самый великий военный преступник Адольф Гитлер. В 1940 году Чарли Чаплин снялся в картине «Великий диктатор» в которой все время шутил над Гитлером. Канцлер третьего рейха после просмотра картины объявил Чарли Чаплина своим личным врагом. Чего же так испугался Гитлер? Сила смеха может уничтожать врагов, может делать величие жалких людей действительно жалким.
 
Последнее редактирование:

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Т.е. Вы полагаете юмора в Библии совсем нет?
Я полагаю, что не нужно его там искать.
Юмор не может быть универсален. Даже сейчас, есть английский юмор, который нам не понятен. Может там есть юмор который был понятен человеку жившему несколько тысяч лет назад, я не знаю.
Вот для некоторых афинян, хорошая проповедь апостола была юмором и юмор этот для них начался с известия о воскресении мертвых.
- Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Деян.17:32
Вот это известие им показалось смешным и не серьезным, до той степени, что они - люди которые очень любили слушать о новом Деян.17:21, отказались от своего любимого занятия.
 
Крещён в Православии
Я полагаю, что не нужно его там искать.
Юмор не может быть универсален. Даже сейчас, есть английский юмор, который нам не понятен. Может там есть юмор который был понятен человеку жившему несколько тысяч лет назад, я не знаю.
Вот для некоторых афинян, хорошая проповедь апостола была юмором и юмор этот для них начался с известия о воскресении мертвых.
- Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Деян.17:32
Вот это известие им показалось смешным и не серьезным, до той степени, что они - люди которые очень любили слушать о новом Деян.17:21, отказались от своего любимого занятия.
Мир Вам! Приведу еще один отрывок из понравившейся мне статьи "Юмор с человеческим лицом" (см. https://azbyka.org/znakomstva/blogs/109655/155063/jumor-s-chjelovjechjeskim-litsom ), не поленитесь - ознакомьтесь со статьей в целом. Пишет протоиерей Игорь Пчелинцев, священнослужитель Нижегородской епархии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
"Есть разные священники, веселые и не очень, любящие шутку и всегда серьезные: люди разные по характеру и жизненным обстоятельствам. Но «добрый юмор», о котором говорил Святейший, это, как мне кажется, показатель и индикатор духовной трезвости. Серьезность в вопросах веры и благочестия всегда должна соседствовать с милосердием и снисхождением к другим, то есть строгость к самому себе совсем не исключает радостного духа и умения шутить.
Батюшки-истуканы, не желающие слышать даже безобидные шутки и сами не позволяющие себе доброго юмора, чаще всего нетрезвы духовно и нередко ломают людей. Своей внешней (и часто внутренней) строгостью они будто зомбируют окружающих — и те из желания быть «правильными православными» подражают им, даже если по природе своей веселы и смешливы".

Понятие "юмор", как и понятие "любовь", в русском языке весьма и весьма многозначно. По-русски можно "любить" и картошку, и жену, и Бога, и любовницу. Апостол Лука в Деяниях обращается к некоему Феофилу (Теофилу), т.е. к тому, кто, дословно, "любит Бога". В то же время, есть негодяй, которого мы называем "педофил". Это мерзавец, которого влечет к детям. Термины созвучны, но смысл чувств, которые подразумевается под терминами, т.е. суть понятий, диаметрально противоположны. Однако и в первом и во втором слове присутствует один из терминов, которые в греческом языке ( в отличие от русского) определяет один из "нюансов" чувства любви как влечения к кому-то либо к чему-то. Повторюсь, в русском языке все это определяется как "любовь", в греческом же есть семь! значений, так или иначе "оттеняющих" понятие "любовь" (точнее, влечение). У греков это "агапе", "сторге", "филео", "эрос", прагма", "людус" и "мания" (не владея греческим, не берусь точно определить значения, тут не суть важно). То же самое, по-моему, относится и к юмору. В юморе, грубо говоря, можно видеть уродливое, вечно смеющееся лицо одной из жертв "компрачикос" (В. Гюго, "Человек, который смеется"), но можно видеть и радостное лицо человека, весело отреагировавшего на удачную шутку. Я ни в коем случае не призываю шутить НАД ВОСКРЕСЕНИЕМ ГОСПОДНИМ, но не вижу греха в добрых шутках В ДЕНЬ ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ.
- Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Деян.17:32
Это, по-моему, к юмору не имеет никакого отношения. Здесь афиняне, не уловив смысл слов Апостола, просто насмехаются, издеваются над Павлом. Ну какой же тут юмор?
Я, упаси Боже, не ратую за скабрезные, пошлые шутки, которые относятся к дешевому, отталкивающему юмору, если это можно назвать юмором. В то же время, мне не очень понятна ситуация, когда добрые шутки и веселье (но не разнузданность) допускаются до порога храма, но в храме - ни-ни: "Я кому сказал - отставить улыбочки!"
Последнее же, не имеет никакого отношения к теме беседы.
Неужели проповедь или задушевная беседа со священником не имеют никакого отношения к постижению Слова Божия :)? Ведь тема звучит "Юмор в Библии". Через Библию мы познаем Слово Господа, а проповеди и духовные беседы помогают нам лучше понять Священное Писание. И если проповедь или беседа ведутся легко и непринужденно, то, по-моему, честь и хвала священнику, сумевшему привлечь искреннее, не вынужденное внимание.
Ну не нравится слово "юмор"! Согласен, оно "навязло на зубах", содержит в себе сегодня оттенки от самых радостных до самых низких чувств (кстати, как и термин "любовь" - сравнить: "он искренне любит Родину" и "он проявляет паталогическую любовь к азартным играм", либо "он фанатично любит бои без правил" и т.п.). Предложите, пожалуйста, другой, более приемлемый, но всем понятный достаточно емкий термин - глядишь, и все согласятся... Честно говоря, обмен мнениями чуть утомил, извините. Действительно, начинаю "уходить в оффтоп". Храни Вас Господь!
 
Последнее редактирование:

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Что-то я затосковала от этой темы ))

Мне думается, что чувство юмора - это качество, свойство, дар. У одних оно есть, у других нет. И тем и тем хорошо. Одним, что оно есть. Другим, что его нет. Зачем мы пытаемся друг друга впихнуть в жесткие одинаковые рамки с самым серьезным и умным видом!?
 

Мария

другиня
Команда форума
Новосибирск
Православный христианин
Буквально в позапрошлый понедельник встречались с подругой. Хорошо провели время, в два раза больше чем планировали, засиделись так душевно, поговорили. Общаясь, делясь тяготами и в чем-то неразрешимыми ситуациями в жизни (выход в сторону греха для нас невыход), мы разговаривали, смеялись и шутили над тем, что периодически вызывает боль, потому что так нам легче. Поэтому если говорить вообщем про юмор, то я не против него, поскольку польза его в некоторых ситуациях очевидна...
Однако я так и не поняла, зачем его искать в Библии? Мой вопрос не означает не надо там юмор искать. Просто зачем, для чего? Это мне хотелось бы понять. И было бы хорошо, если ищущие его там и видящие его там просто и доступно объяснили мне это. Потому что тема идёт уже в других направлениях:
- чел не видит или не ищет юмор в Библии, то скорее всего он просто сухарь и не умеет\не любит шутить, юмор, поднимать др.настроение.
- зачем-то перешли на проповеди и священников.
Про них, пастырей наших, хочу сказать следующее: они, как и мы, миряне, разные. Кто-то более приветлив, кто-то менее. И на то могут быть обстоятельства. Нам в тот или иной отрезок жизни или момент посылается то, что нам полезно. Это относится и к людям, и к батюшкам, и к проповедям. Лично я именно так воспринимаю, никому не навязываю:)
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Однако я так и не поняла, зачем его искать в Библии?
Потому, что Библия для Христианина это Хлеб...Который не просто глотается, но вкушается... со всеми его сладостями и оттенками...
 
Православный христианин
Если без шуток, то есть ли юмор в Библии это зависит от меры внутри человека чувства юмора. В Библии приветствуется остроумие и самоирония, потому как без чувства юмора сравнить кого то с псом смердящим приведет к надменности и горделивости над другими людьми, напр..
 
Последнее редактирование:

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Однако я так и не поняла, зачем его искать в Библии? Мой вопрос не означает не надо там юмор искать. Просто зачем, для чего?
Да не то чтобы специально искать. А поделиться, если увидел. Мне тепло, когда я его вижу.

тема идёт уже в других направлениях:
- чел не видит или не ищет юмор в Библии, то скорее всего он просто сухарь и не умеет\не любит шутить, юмор, поднимать др.настроение.
Тут в каких только направлениях тема не развивается, и чаще всего уходит в сферу "допустимо или нет". Мне кажется совершенно неоправданным выносить любые оценочные значения. Это личные отношения с Богом, личные особенности и личные потребности, глубоко индивидуальные. Я год жаловалась в молитвах на проблемы с работой, а через год случилась такая проверка, которой быть не должно было, и она перевернула весь уклад фирмы. В результате мои и не только мои проблемы разрешились, причем глубоко и принципиально, не косметически. Заодно множество моих внутренних конфликтов получили... Движение. В сторону осмысления. В общем огромная польза. В таком ответе на мои молитвы я увидела и остроумный, тонкий подход и мягкую шутку. Ну вот с моим личным устроением это видение нужно, чтобы я чувствовала в Боге любящую меня личность. Я не могу с теми, кого люблю, общаться без шуток. Господь же с нами общается на языке, понятном нам?
 
Сверху