Иерархия семьи. Кто глава семьи?

Москва
Православный христианин
Из книги священника Павла Гумерова "Малая Церковь",изданной Сретенским монастырем в 2008 г.

Когда мы обращаемся к теме иерархии в семье, сразу же приходит на память Послание апостола Павла к Ефесянам. Наверное, еще потому, что все слышали, как оно читается во время Таинства венчания. Особенно почему-то запоминаются последние слова. Чаще всего какой-нибудь громогласный диакон или чтец на весь храм возглашает: «А жена да боится своего мужа!» От подобного громогласия все читанное ранее почти забывается. А ведь там заключена вся суть и объяснение последней фразы. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф 5, 25), — говорит апостол. То есть муж должен любить свою жену до самопожертвования, быть готовым отдать свою жизнь, пожертвовать самым дорогим.
Далее святой апостол Павел призывает мужей любить жен как самих себя, как свое тело. «Никтоже когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю», — как и Господь любит Церковь, ибо она тело Его. Обязанности мужа — заботиться о жене, питать и греть ее. Муж должен свои отношения с женой рассматривать как отношения Церкви и Христа. Может ли Господь обидеть или оскорбить Церковь? Вопрос абсурдный. Вот какие требования к главе семьи. И только после этого говорится: «а жена да боится...» Как боится? Трепещет, что муж придет усталый или пьяный с работы и она попадет под горячую руку? Конечно, нет. Муж — образ Христа в семье. Мы говорим: «страх Божий», «бойтесь не людей, а Бога» — вовсе не потому, что боимся какой-то кары от Господа. Это боязнь другого рода: обидеть любимого, расстроить его, оказаться недостойным его любви. Мне эта боязнь знакома с детства. Отец никогда не бил нас, не особо наказывал, разве что совсем маленьких. Но то, что папа расстроится из-за шалости, плохого поступка, та мысль, что сам бы он так никогда не поступил, была пострашнее ремня.
Да, апостол Павел говорит, что жены должны повиноваться своим мужьям. Но муж вправе ждать такого повиновения, только если он любит свою жену, как Христос — Церковь.
 
Великий Новгород
Православный христианин
знала семью, в которой оба не могли принимать решения, т.е. каждый из них не мог взять ответственность на себя. Женщина воспитывалась в патриархальной семье, а мужчина из семьи с матриархальным укладом. Он ждал решений от жены, а жена от мужа. Если бы у них не было больших жизненных проблем, то, наверное, так бы и жили, но случилось все по другому. В итоге они развелись. Интересно, как быть таким семьям?
 
Татиана" data-source="post: 97700" class="bbCodeBlock bbCodeBlock--expandable bbCodeBlock--quote js-expandWatch">
Таня...Татиана написал(а):
Да, апостол Павел говорит, что жены должны повиноваться своим мужьям. Но муж вправе ждать такого повиновения, только если он любит свою жену, как Христос — Церковь.


То есть жена определяет степень любви мужа и в соответствии со своим мнением определяет степень своего повиновения. Чушь полнейшая женская распространенная.
Апостол не говорил ни о каких предварительных условиях повиновения, значит их и не должно быть. Попробуйте забыть о них и делать все как написано и без претензий. Но это уже проблема полнейшая женская распространенная. Удачи Вам.
 

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия
Кировск, Мурманская область
Православный христианин
Мир всем! К сожалению, природа человеческая повреждена грехом, его душа и тело глубоко им заражены.

Священное Писание - просто в своем понимание, но сложно к исполнению, и именно по причине греховной поврежденности человека. Простите, но приведу полный отрывок Толкования на Послание к Ефесянам архиепископа Аверкия (Таушева) второй половины пятой главы, которая посвящена наставлениям об обязанностях супружеской жизни.

Здесь Апостол представляет супружеский союз, как образ таинственного союза Господа Иисуса Христа с Церковью, почему эти стихи 20-33 составляют содержание Апостольского чтения при совершении таинства брака. От мужей Апостол требует самоотверженной любви к своим женам, а женам предписывает полное повиновение мужьям: "жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу" (ст. 22) — так как: дальше Апостол поясняет, что "муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви" (ст. 23), то "как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем" (ст. 24) то есть во всем добром. Из этого ясно видно, что повиновение заповедуется женам отнюдь не рабское и принужденное, а "как Господу", то есть искреннее и сердечное, основанное на любви. Главенство мужа в христианском браке должно понимать только, как первенство, всегда неизбежное во всяких союзах и обществах, состоящих из нескольких лиц, но не как властительство. Муж является естественною главою в семье уже потому, что на нем лежит главная тяжесть семейных обязанностей, которых не может понести жена при относительной нежности своей природы и слабости своих физических сил. "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" — следовательно, супружеская любовь должна быть прежде всего духовною любовью, а не плотскою, и иметь нравственную цель: "чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова"... "дабы она была свята и непорочна" (ст. 25-27) — здесь под "банею водною" имеется в виду таинство крещения, которым Христос очищает от всякой скверны и нечистоты вступающих в Его Церковь. Точно так и мужья должны заботиться о нравственной чистоте и о спасении душ своих жен. Вместе с тем мужья должны выражать свою любовь в попечении о жене, как о своем собственном теле — "питать и греть" ее, "как и Господь Церковь" (ст. 28-30 [3]). Этим опять указывается на необходимость в христианстве духовной любви между супругами: муж должен смотреть на жену не как на какое-то механическое орудие для плотских наслаждений, но как на часть самого себя.

В связи с этим Апостол напоминает и библейское основание для такой любви к жене: "Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть" (Быт. 2:24). Этими словами Апостол желает расположить христианских супругов к крепкому супружескому союзу и показать, как противоестественны и богопротивны супружеские несогласия, а тем паче разводы. "Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви" (ст. 32) — лучше всего объясняет эти слова святой Иоанн Златоуст: "Подлинно это таинство, что человек, оставив произведшего его, родившего, воспитавшего, и ту, которая зачала его, болела им, в болезнях родила, оставивши тех, которые столько благодетельствовали, к которым он привык — сочетавается с тою, которой прежде не видал, которая ничего не имеет с ним общего, и предпочитает ее всему... Поистине это таинство великое, заключающее в себе какую-то сокровенную мудрость". "Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви" — сим прибавлением святой Апостол желает внушить, что близость мужа к жене и взаимное их единение в благословенном христианском браке так велики и такую в себе содержат тайну, что могут быть наилучшим и нагляднейшим подобием таинственного единения Христа с Церковью, в котором они и имеют свой наивысший первообраз. "Немало таинственного и в естественном браке между мужем и женою, как бы так говорит Апостол, но я говорю о христианском браке, заключаемом во образ союза Христа с Церковью. Таковой брак есть уже величайшая тайна, есть уже таинство церковное". Каков союз Христа с Церковью? Он есть союз теснейший, любовью проникнутый, святой и нерасторжимый. Таково же должно быть и супружеское единение в христианском браке.

В заключение Апостол говорит: "так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа" — у супругов все должно быть взаимно. В начале Апостол сказал: "повинуйтесь друг другу в страхе Божием", но тем не менее, муж — глава, а потому жена обязана ему особенным повиновением. Так как жены склонны тяготиться властью над ними мужей, а мужья склонны злоупотреблять своим первенствующим положением, то Апостол в заключение и заповедует то, что по преимуществу может быть нарушаемо в браке: мужьям заповедует любовь, а женам повиновение. Выражение: "а жена да боится своего мужа" есть, конечно, только образное выражение, а отнюдь не означает рабского страха жены перед мужем, которому нет и не может быть места в христианстве. Этот "страх" есть ничто иное, как уважение к мужу с опасением как бы не оскорбить его и не уменьшить любовь его к себе. Блаженный Иероним переводит это выражение: "жена да чтит своего мужа".
 
Москва
Православный христианин
Татьяна, это вопрос? Если вопрос, то глава муж.

Татьяна,скорее это ответ...что,такие слова, как : глава семьи - включают в себя не только права, для того кто называется (является) главой семьи, но обязанности и ответственность,за тех кто живёт рядом.
А у женщин есть право...право на любовь,уважение и заботу. "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Еф 5, 25)
 
Воронеж
Православный христианин
Татиана" data-source="post: 97723" class="bbCodeBlock bbCodeBlock--expandable bbCodeBlock--quote js-expandWatch">
Таня...Татиана написал(а):
Татьяна,скорее это ответ...что,такие слова, как : глава семьи - включают в себя не только права, для того кто называется (является) главой семьи, но обязанности и ответственность,за тех кто живёт рядом.
А у женщин есть право...право на любовь,уважение и заботу. "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Еф 5, 25)
Согласна, но и у женщины не меньше обязанностей и ответственностей.:)
 
Москва
Православный христианин
знала семью, в которой оба не могли принимать решения, т.е. каждый из них не мог взять ответственность на себя. Женщина воспитывалась в патриархальной семье, а мужчина из семьи с матриархальным укладом. Он ждал решений от жены, а жена от мужа. Если бы у них не было больших жизненных проблем, то, наверное, так бы и жили, но случилось все по другому. В итоге они развелись. Интересно, как быть таким семьям?

У меня нет ответа на Ваш вопрос...всё,что смогу написать,будет наверное,всё же рассуждениями и, моим взглядом и, воприятием жизни.
Матриархат и патриархат...если была у той жены любовь к мужу, хоть самая маленькая,хоть с горчичное зерно,и было бы ради чего сохранять семью, и было бы желание её сохранить,то наверное, нужно было попробовать (!),помочь ему поверить в себя (а,это значит -пока, взять ответственность на себя) и не лишать его инициативы, тогда, в этом случае не сердиться, на те его промахи,которые наверняка случались бы.
И идти бы с ним рядом,рука об руку...но,только это могло бы быть возможным в союзе с Богом...Бог - есть Любовь. А Бог помогает преодолевать любые жизненные проблемы и трудности,если впустить Его в свою жизнь.
р.s: извините, за слишком много "бы" в ответе...уж так получилось
 
Москва
Православный христианин
Согласна, но и у женщины не меньше обязанностей и ответственностей.:)

Но, женщина же и стремиться быть ( называться) - главой семьи...
а женские,равно как, и общечеловеческие обязанности и ответственности остаются при нас...при женщинах - я про это :)
 
Воронеж
Православный христианин
Татиана" data-source="post: 97727" class="bbCodeBlock bbCodeBlock--expandable bbCodeBlock--quote js-expandWatch">
Таня...Татиана написал(а):
Но, женщина же и стремиться быть ( называться) - главой семьи...
а женские,равно как, и общечеловеческие обязанности и ответственности остаются при нас...при женщинах - я про это :)
Женщина главой семьи? это если муж не способен принимать решения и находится полностью под юбкой родителей, а потом жены. тогда да, согласна. А что вы имеете ввиду под "женские,равно как, и общечеловеческие обязанности"?
 
Москва
Православный христианин
Женщина главой семьи? это если муж не способен принимать решения и находится полностью под юбкой родителей, а потом жены. тогда да, согласна. А что вы имеете ввиду под "женские,равно как, и общечеловеческие обязанности"?

Татьяна,конечно же,опечатка,спешила и пропустила - "не"...
Cпасибо,что обратили на это внимание и написали. А то, ...хотела написать одно,а получилось другое...даже как-то неудобно (
В предыдущем моём посте должно было быть написано следующее...

Но, женщина же и не стремиться быть ( называться) - главой семьи...во всяком случае, в православной семье.
а женские,равно как, и общечеловеческие обязанности и ответственности остаются при нас...при женщинах - я про это :)

...общечеловеческие обязанности - помочь рядом живущему(вообще человеку,не члену семьи),рядом стоящему... -нуждающемуся в помощи или поддержке. Не замыкаться только на своей семье,а стараться жить так, чтобы любовь, которая есть в семье, выходила за её пределы.
Хотя это и неправильно, наверное, называть обязанностями, но пока не имеешь Любви с большой буквы "Л", есть чувство внутри, которое не позволяет пройти мимо тех, кто нуждается в помощи.
"Друг друга тяготы носите..."
Но это уже другая тема.
 
Великий Новгород
Православный христианин
Татиана" data-source="post: 97726" class="bbCodeBlock bbCodeBlock--expandable bbCodeBlock--quote js-expandWatch">
Таня...Татиана написал(а):
У меня нет ответа на Ваш вопрос...всё,что смогу написать,будет наверное,всё же рассуждениями и, моим взглядом и, воприятием жизни.
Матриархат и патриархат...если была у той жены любовь к мужу, хоть самая маленькая,хоть с горчичное зерно,и было бы ради чего сохранять семью, и было бы желание её сохранить,то наверное, нужно было попробовать (!),помочь ему поверить в себя (а,это значит -пока, взять ответственность на себя) и не лишать его инициативы, тогда, в этом случае не сердиться, на те его промахи,которые наверняка случались бы.
И идти бы с ним рядом,рука об руку...но,только это могло бы быть возможным в союзе с Богом...Бог - есть Любовь. А Бог помогает преодолевать любые жизненные проблемы и трудности,если впустить Его в свою жизнь.
р.s: извините, за слишком много "бы" в ответе...уж так получилось

честно говоря, тоже не знаю ответа на этот вопрос. Но на мой взгляд, они были из разных миров и это по-хорошему надо было выяснить до свадьбы. Ни он, ни она, насколько я их знаю, не в состоянии были принимать решения, так как просто не могли этого делать. Как могут быть семьей такие одинаковые люди? Только если с Богом и с психологической помощью, иначе не разгребешь. Если бы они это оговорили до свадьбы - кто будет главой и следовательно, брать отвественность на себя, кто будет помогать и во всем поддерживать. Да и многие моменты надо оговаривать до свадьбы, а у нас как-то все это не принято. Может поэтому столько разводов?

Интересно, а до революции были семьи, в которых жены были главами семей? Или такое явление появилось после борьбы за равные права...
 
Воронеж
Православный христианин
Татиана" data-source="post: 97730" class="bbCodeBlock bbCodeBlock--expandable bbCodeBlock--quote js-expandWatch">
Таня...Татиана написал(а):
...общечеловеческие обязанности - помочь рядом живущему(вообще человеку,не члену семьи),рядом стоящему... -нуждающемуся в помощи или поддержке. Не замыкаться только на своей семье,а стараться жить так, чтобы любовь, которая есть в семье, выходила за её пределы.
Хотя это и неправильно, наверное, называть обязанностями, но пока не имеешь Любви с большой буквы "Л", есть чувство внутри, которое не позволяет пройти мимо тех, кто нуждается в помощи.
"Друг друга тяготы носите..."
Но это уже другая тема.
ИМХО когда есть семья уже направленность не во внешний мир, а в семью, тем более где дети. Обязанность родителей воспитать их в православной вере и научить любви. Любовь во вне, тоже должна быть, но не в ущерб семьи. Здесь оч. хорошая статья, прочтите кому интересно.:)http://www.pravmir.ru/supruzheskie-otnosheniya/
Особенно понравилась эта цитата и испытывала все на себе, все так.
"Мне запомнилось очень мудрое наблюдение одного опытного священника. Он говорил о ситуации, когда жена видит явную неправоту мужа, который принимает заведомо неправильное решение. Вот если жена отнесется к этому немощному решению как к послушанию и к воле Божией, то Господь обязательно обратит его во благо. На примерах разных семей я неоднократно убеждался, что это именно так. Если Христа ради смириться перед неправильным в бытовом, жизненном отношении решением мужа (сейчас я не говорю о ситуациях, где речь идет о нарушении нравственных принципов), то Господь непременно обратит все к лучшему."
 
Москва
Православный христианин
Это размышления мужчины на тему взаимоотношений в семье и...куда и почему уходит любовь. Именно об этом и хотелось сказать,открывая эту тему...Спасибо автору за искренность!

-"Первое время мы с женой периодически спорили о том, кто в семье должен быть главным. И когда она в очередной раз возмущенно спрашивала: «Ну почему всегда именно ты решаешь — как и что нам делать?», я с неизменным постоянством отвечал ей: «Потому что я — мужчина».

Сопротивляться этому моя бедная жена пыталась года три. Потом смирилась. А я с гордостью объяснял друзьям, что вот, мол, как с женами надо — строго, по-мужски. И если потом жена все же предпринимала какие-то робкие попытки выяснить отношения, я с «мужской непреклонностью» говорил ей:
— Не нравится такой муж, уходи. Никто тебя не держит...

Когда-то я сказал: «В нашем доме все решения буду принимать я, потому что я — мужчина». Ну что же, мужчина, любуйся теперь на результаты своих решений. Ты — капитан этого корабля. Ты был на нем все эти годы «вторым после Бога». И ты же посадил его на мель...

В известном советском фильме герой Олега Янковского говорил, что любовь —это теорема, которую нужно доказывать каждый день. И если в семье эта теорема вдруг остается без ежедневного доказательства — горе такой семье, если мужчина постоянно не трудится над созиданием собственного дома — горе и такому мужчине, и его дому. Поползут по стенам сначала маленькие трещинки, потом — побольше…

"Когда завянут помидоры. Мужские размышления о главной причине разводов" - это статья на православном портале - Православие и Мир.
 
Москва
Православный христианин
Иерархия.Кто глава семьи...? (Эпилог)

Испытания для Петра и Февронии.

Святые Петр и Феврония дали пример идеальной христианской семьи. Именно за это они удостоены церковного почитания, именно поэтому их жизнь вот уже более восьми веков служит примером должного отношения супругов к церковному браку и друг к другу.
Период узнавания, когда двое людей шли навстречу друг другу, как бы прекрасен сам по себе он ни был, — все же только прелюдия к семейной жизни.
С момента заключения брака для этих двоих начинается принципиально иная жизнь, полная своих радостей, но и особых, неизвестных до этого молодым испытаний.

Именно на испытаниях, выпавших на долю Петру и Февронии, сосредотачивает свое внимание Ермолай-Еразм ( это автор-священник одного из кремлевских соборов Ермолай (в монашестве Еразм), входивший в круг церковных писателей и агиографов, сформировавшийся вокруг святителя Макария Московского)
Он делает это потому, что в таких ситуациях наиболее отчетливо обнаруживается путь следования заповедям Божиим.

Первое испытание, которому подвергаются Петр и Феврония (как и все молодые семьи) — это испытание бытом, а именно, разностью привычек и бытовых навыков, которые каждый из них получил в процессе воспитания и накопил за время самостоятельной жизни.
Встреча и узнание друг друга не могут обнаружить эту разницу в мелочах, которая существует между молодыми людьми; выявить и со временем сгладить ее может только совместная жизнь; причем, окружение молодых может как облегчить, так и усложнить процесс привыкания их друг к другу и стирания этой разницы. Именно второй вариант мы наблюдаем в жизни Петра и Февронии.

Мы застаем их в то время, когда Петр начал княжить в Муроме после смерти своего брата Павла. И тогда разница в происхождении и в воспитании, существовавшая между ним и Февронией, становится поводом для следующего происшествия.

“Некогда бо некто от предстоящих ей прииде ко благоверному князю Петрови навадити на ню, яко «от коегождо, — рече, — стола своего без чину исходит: внегда бо встати ей, взимает в руку свою крохи, яко гладна!». Благоверный же князь Петр, хотя ю искусити, повеле да обедует с ним за еди­ным столом. И яко убо скончавшуся обеду, она же, якоже обычай имеяше, взем со стола крохи в руку свою. Князь же Петр приим ю за руку и, развед, виде ливан добровонный и фимиян. И от того дни остави ю к тому не искушати”

Петр, хотя и мягко, желает укорить и отучить супругу от ее привычки. Своим жестом он как бы желает сказать: “Посмотри! Ради чего ты это делаешь? Это только крошки!”. И тут то, что только что было крошками, оказывается благовониями.
Жест Петра, в котором можно уловить оттенок превозношения над женой и, может быть, уже приготовленное поучение, оказываются бессмысленными: “обычай” жены, пусть несоответствующий привычкам супруга и даже противоречащий придворному этикету (этот “чин” — только человеческое установление), свят и должен приниматься мужем с благоговением или же исправляться с терпением и без превозношения над нею. Тем более он не должен принимать чьих-то наговоров на супругу. Всякий третий для мужа и жены — посторонний.

Петр “от того дни” перестал “искушать” Февронию, проверять, соответствует ли ее поведение некоему порядку, принятому в его доме. В их отношениях главными стали любовь и обоюдное терпение, а не желание подчинить другого собственным привычкам.
Но испытания возникают не только внутри семьи, часто они приходят и извне. Такое испытание постигло и семью князя Петра. Через много лет, когда мир и любовь были уже постоянными гостями в его доме, знать Мурома воздвигла гонение на свою княгиню.
“И по мнозе времени приидоша к нему сь яростию боляре его, ркуще: «Хощем вси, княже, праведно служити тебе и само­держцем имети тя, но княгини Февронии не хощем да господьствует женами нашими. Аще хощеши самодержцем быти, да будет ти ина княгини. Феврония же, взем богатество довол­но себе, отоидет, амо же хощет!». Блаженный же Петр, яко же бе ему обычей, ни о чесом же ярости имея, со смирением отве­ща: «Да глаголита к Февронии, и яко же речет, тогда слы­шим»”(13).
Причина просьбы бояр — зависть их жен, которую Ермолай-Еразм объясняет двояким образом. С одной стороны, они завидуют тому, что крестьянка стала княгиней, с другой — видят явное благоволение Божие к жене своего князя:
“Княгини же его Февронии боляре его не любяху жен ради своих, яко бысть княгини не оте­чества ради ея, Богу же прославляющу ю добраго ради жи­тия ея”(14).
Бояре не просто требуют выдворения Февронии, с самых первых своих слов они мыслят супругов раздельно: “Хотим, чтоб Петр остался, Феврония же — ушла; возьми себе другую жену, не все ли тебе равно!”. С самого начала они как бы не берут в расчет, что их князь и княгиня — муж и жена, что они одно, что люди не могут их разлучать; с самого начала они пренебрегают браком как таинством, как Божием установлением.

Нас может удивить: почему Петр отсылает бояр к Февронии, почему он сразу не отказывает им?
Ответ Петра свидетельствует об одной из важнейших черт христианского брака, а именно о том, что каждый из супругов имеет над другим власть.

Причем власть эта распространяется на самые сокровенные стороны личности другого. Бояре ставят вопрос так: или ты, Петр, — самодержец, или — муж Февронии. Петр — князь, самодержец по призванию.

Он, по свидетельству самих бояр, обладает всеми необходимыми качествами для того, чтобы быть во главе города, наверняка, он имеет к этому и личную склонность. Более того, он поставлен на это место Божиим Промыслом. Но именно в вопросе, быть ли ему князем, то есть следовать ли ему его — природному и Божественному — призванию, он обращается за советом к жене. Ей делить с ним все тяготы его пути, поэтому она имеет право дать согласие на путь своего мужа или закрыть для него этот путь.

И вот бояре устраивают пир, надеясь получить у Февронии согласие покинуть город, когда ум ее, возможно, будет отуманен вином.
“Они же неистовии, наполнившеся безстудия, умыслиша, да учредят пир. И сотвориша. И егда же быша весели, начаша простирати безстудныя своя гласы, аки пси лающе, отнемлюще у святыя Божий дар, его ей Бог и по смерти неразлучна общал есть”(16).
Последними словами Ермолай-Еразм вскрывает суть происходящего. Бояре не просто имеют в виду политическую выгоду и потворствуют тщеславию своих жен, но исподволь посягают на нечто большее: они дерзают разлучать мужа и жену, отнимать у Февронии Божий дар, его же ей Бог.

Эти слова можно повторять вновь и вновь, напоминая каждому, живущему в браке, драгоценность того дара, которым он обладает.
Феврония знает его ценность. Она не возмущается требованием бояр: княжение — ценность временная. Она не хочет богатства, потому что желает только одного сокровища: “Ничто же ино прошу, — говорит Феврония, — токмо супруга моего князя Петра!”

Петр также знал ценность того, чем он обладает. Кроме этого, выше его призвания, выше власти, почестей, привычного комфорта была для него заповедь Христова:
“Блаженый же князь Петр не возлюби временнаго самодержавьства, кроме Божиих заповедей, но по заповедем Его шествуя держашеся сих, якоже богогласный Матфей в своем благовестии вещает рече бо, яко иже аще пустит жену свою, развие словеси прелюбодейнаго, и оженится иною, прелюбы тво­рит. Сей же блаженный князь по Еуангеллию сотвори: одер­жание свое, яко уметы вмени, да заповеди Божия не разрушит”.

Вместе с Февронией Петр покидает город.
 
Москва
Православный христианин
Иерархия.Кто глава семьи...?(Эпилог 2)Достоинства Христианского Брака.

Достоинства Христианского Брака.

Изгнанные из своего города Петр и Феврония на судах, которые им дали изгнавшие их бояре, плывут по реке Оке. В это, по-видимому, самое трудное для их семьи время Феврония вновь проявляет свою мудрость, высокое нравственное чувство и замечательную выдержку. Мудрость ее проявляется в следующем эпизоде.

На судне, на котором плывут в неизвестность Петр и Феврония, оказался какой-то человек с женою. Он увидел Февронию и посмотрел на нее с плотским помыслом.
Она же уразумела его мысли и попросила его зачерпнуть и испить воды с одной стороны судна, а затем с другой. После того, как он повиновался, Феврония спросила: “Как по твоему, одинакова ли по вкусу вода?”.
“Он же рече: «Едина есть, госпоже, вода». Паки она рече си&shy;це: «И едино естество женско есть. Почто убо, свою жену оставя, чюжиа мыслиши!». Той же человек <…> бояся к тому таковая помышляти”.

Вчитаемся в слова Февронии. На первый взгляд они очень просты и доступны: “С точки зрения своего естества, — как бы говорит она, — все женщины одинаковы, и если ты думаешь найти нечто новое с чужой женой, то ошибаешься. Не лучше ли тебе сохранять верность своей!”.

Но мы можем второе предложение из фразы Февронии — “Почто убо, свою жену оставя, чюжиа мыслиши!” — прочесть и с ударением не на слове свою, а на слове жена. Тогда это бесхитростное высказывание откроет нам глубину христианского учения о браке.

При таком чтении нам станет ясно, что жена дана мужу не ради удовлетворения его естественного желания, но призвание ее несравнимо больше. Личность жены не сводится только к ее телесности. Ее душа и ее дух также вступают в отношения с соответствующими сторонами личности мужа. В браке они соединяются в один дух ибо имеют общие духовные устремления — ко Христу, в одну душу, ибо у них должны быть общие жизненные интересы, в одно тело.

Только такое соединение дает полноценную христианскую семью. Такое соединение делает взаимную любовь супругов тем путем, который ведет их к преображению Христовой благодатью, к спасению. И тогда слова Февронии можно перефразировать так: “Подумай, что есть для тебя твоя жена, подумай о ее достоинстве пред Богом! Она соединена не только с твоим телом, но с духом и душой. Не желай чужой жены, потому что если ты нарушишь верность своей, то разрушишь это таинственное единство! А оно неповторимо и дороже всяких иных призваний, единств и желаний”.

Примечательно, что эпизод, раскрывающий учение о христианском браке, Ермолай-Еразм композиционно помещает именно после повествования об изгнании Петра и Февронии, тем самым как бы дополнительно убеждая читателя, что выбор, сделанный святыми, был верен и единственно возможен для христианина, тем самым еще раз подтверждая непреложную ценность христианского брака.

В тот же день, к вечеру, когда изгнанники готовились к ночлегу на берегу Оки, между супругами произошел следующий разговор.
“Блаженный же князь Петр яко помышляти начат: «Како будет, понеже волею самодержьства гонзнув?». Предивная же Феврониа глагола ему: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Промысленник всему, не оставит нас в низшете быти!»”.
Петра начали мучать сомнения, правильно ли он поступил, покинув Муром, не оказав сопротивления боярам, не настояв на своем. По-видимому, особенно ему была тяжела мысль о том, что он самовольно сложил с себя ту ответственность за свой город, за своих людей, которую возложил на него Господь. Возможно, к этому примешивалась и тайная мысль о том, что теперь его ждет бедность и нелегкая жизнь странника. И в этот момент слово супруги оказывается целительным для него, рассеивая обе темные мысли.

Феврония говорит мужу о Боге, о Его милосердии и Промысле, призывая искать Его Волю, напоминая, что Творец, призвавший его к княжескому служению, может указать ему новый путь или вернуть на прежний. Она утешает его, объясняя, что Бог, соединивший их в мужа и жену, не допустит разрушения их союза, даст необходимое им для жизни.

В одной фразе Февронии проявляется все ее мужество, вся ее верность призванию. Если призвание мужчины — брать на себя и нести ответственость за других, то призвание женщины — в другом; она призвана в любых обстоятельствах хранить единство, целостность, дух семьи. В подтверждение ободряющих слов Февронии той же ночью происходит следующее.
“На брезе же том блаженному князю Петру на вечерю его ядь готовляху. И потче <= посече> повар его древца малы, на них же котлы висяху. По вечери же святая княгини Феврониа хо&shy;дящи по брегу и видевши древца тыя, благослови, рекши: «Да будут сия на утрии древие велико, имущи ветви и лист&shy;вие». Еже и бысть. Вставши бо утре, обретоша тыя древца вели&shy;ко древие имуще ветвие и листвие”.
Если семья не распалась, если супруги мужественно держатся друг за друга, за взаимную любовь, тогда и потерянное благополучие взойдет, как молодое дерево, выросшее за ночь, вернется в прежнее и возрастет благодаря любви и заботе жены.
Утром же справедливость слов Февронии подтвердилась и ина&shy;че.

Не успели странники покинуть место своего ночлега, как из Муро&shy;ма прискакал вельможа с вестью о том, что после изгнания князя в го&shy;роде началась междоусобица, и многие бояре были убиты: “Кииждо их хотя державствовати, сами ся изгубиша”. Оставшиеся же в живых и весь народ слезно просили князя вернуться обратно: “Ныне же со все&shy;ми домы своими раби ваю есмы, и хощем, и любим, и молим, да не оста&shy;вита нас, раб своих!”
.
Обратим внимание на то, что в своей речи бояре употребляют формы двойственного числа: раби ваю, да не оставита нас… Теперь уже и они мыслят супругов только вместе, как единое целое, и соглашаются быть рабами их обоих: как Петра, так и Февронии.
Князь и княгиня возвращаются в Муром. И вот как описывает Ермолай-Еразм их дальнейшее правление.
“Беху державствующе во граде том, ходяще во всех запове&shy;дях и оправданиях Господних бес порока, в мольбах непрестан&shy;ных и милостынях и ко всем людем под их властию сущим, аки чадолюбивии отец и мати. Беста бо ко всем любовь рав&shy;ну имуще, не любяще гордости, ни грабления, ни богате&shy;ства тленнаго щадяще, но в Бог богатеюще. Беста бо ко своему граду истинна пастыря, а не яко наимника. Град бо свой ис&shy;тинною и кротостию, а не яростию и правяще. Странныя при&shy;емлюще, алчьныя насыщающе, нагия одевающе, бедныя от напасти избавляюще”.
Это идеал христианского правления. Для всех своих подданых они были как отец и мать, а не как владыки. Тем самым они осуществили тот образ земной жизни, который за столетие до них сформулировал преподобный Симеон Новый Богослов: “Бог для бытия в мире создал отца и сына. Без насилия и бедности ни рабом бы никто не был, ни наемником”.

Удалось им это потому, что благодатная любовь, которую они стяжали в своем браке, стала преизобиловать и излилась на всех окружавших их, граница их семьи как бы раздвинулась и включила в себя многих и многих. Но и тогда сама семья, взаимная любовь друг ко другу оставались для Петра и Февронии безусловной ценностью.
Подтверждение этому мы увидим в заключительном эпизоде “Повести”.
Мы ничего не знаем о том, были ли дети у святых супругов. Возможно, устное предание просто не донесло сведений об этом до Ермолая-Еразма. И все же примечательно, что он сам не воспользовался никаким фольклорным образом, не стал фантазировать на эту тему, вообще не касается ее ни единым словом. Для него и его повествования о христианском браке это обстоятельство из жизни его героев не имеет значения. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно это — смысл и назначение его.
 
Москва
Православный христианин
Иерархия.Кто глава семьи...? (Эпилог 3)

Постриг - Кончина - Посмертное Чудо.

Прошли годы. Когда Петр и Феврония состарились, и “егда приспе благочестное преставление ею”, они умолили Бога, чтобы им умереть в один час. Не могли они даже малого времени прожить друг без друга.

В ожидании же кончины, по обычаям того времени, они одновременно приняли постриг. Петр в монашестве был наречен Давидом, Феврония — Евфросинией. Монашество для них — это способ удалиться от княжеских забот, отдать больше времени молитве и таким образом достойно приготовиться к смерти.
Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу — умереть одновременно. Вот то трогательное описание их кончины, которое дает Ермолай-Еразм.
“В то же время преподобная и блаженная Феврония <…> во храм Пречистыя соборныя церкви своима рукама шияше воздух, на нем же бе лики святых. Преподобный же и блаженный князь Петр <…> прислав к ней глаголя: «О сестро Еуфросиния! Хощу уже отоитти от тела, но жду тебе, яко да купно отоидем». Она же отрече: «Пожди, господине, яко дошию воздух во святую церковь». Он же вторицею послав к ней, глаголя: «Уже бо мало пожду тебе». И яко же третицею присла, глаголя: «Уже хощу преставитися и не жду тебе!»”.

А она уже заканчивала свою работу, ей оставалось только вышить ризы одного святого, лик которого был уже завершен.
“И преста, и вотче иглу свою в воздух, и преверте нитью, ею же шияше. И послав ко блаженному Петру, нареченному Давиду, о преставлении купнем. И, помолився, предаста святая своя душа <двойственное число — А. Б.> в руце Божии”(27).
Святые Петр и Феврония перед постригом завещали похоронить себя вместе, в одном гробе, который еще при жизни был вытесан для них из камня. Но супругов похоронили отдельно, “ркуще, яко во мнишестем образе неугодно есть положити святых вь едином гробе”

Тогда и совершилось чудо, прославившее святых Петра и Февронию. Наутро люди нашли оба отдельных гроба пустыми. Святые же тела Петра и Февронии лежали в городе в соборной церкви Пречистой Богородицы, в одном гробе, который они сами повелели себе сотворить. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.
***
Так завершилась земная жизнь святых Петра и Февронии. После их кончины почитание их постепенно распространялось за пределы Муромской земли и к XVI в., вероятно, охватило большинство жителей Московского государства.
 
Сверху