Анатолий, а разве бесстрастность - это не свобода от страстей? Каким радостным был преподобный
Порфирий Кавсокаливит, например! "Радуйтесь и веселитесь" - но не будьте рабами зависти, жадности, зломыслия о других, эгоизма...
Мир Вам! Я ознакомлен с большинством толкований относительно понятий "страсть" и "бесстрастие", которые приведены в ресурсах Азбуки Веры. И тем не менее мне не совсем понятны изъяснения, где страсть рассматривается только лишь как негативное проявление чувств, а бесстрастность - как полное неподчинение страстям. Но ведь в нашем обиходе под страстью понимается чувственный порыв, сопровождающийся, как правило, эмоциональным всплеском. "Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть!" (Лермонтов, "Мцыри"). Юноша страстно мечтал о свободе - что здесь греховного? У меня в таком случае всегда встает перед глазами ситуация, когда Христос изгоняет торговцев из храма. Неужели Спаситель при этом не проявлял никаких чувств, ЭМОЦИЙ? Неужели Он, как некий сомнамбула, помахивая голубиным перышком, бесстрастно увещевал торговцев покинуть храм, а те, в свою очередь, покорно удалялись? Нет, Господь проявил ПРАВЕДНЫЙ ГНЕВ, а это, по-моему, был Его чувственный порыв, я бы сказал, "благая, праведная страсть", выраженная с определенной эмоциональностью, т.е.проявление гнева в назидание всем нам, грешным. Можно, конечно, утверждать, что Христос, будучи Богом, был абсолютно бесстрастным, но так ли это, исходя из того, о чем повествует Евангелие? Я тут не берусь ничего утверждать...
Почему-то гнев отождествляют с грехом, но ведь Апостол Павел пишет:
"
Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем" (Синод. перевод) , а на ЦСЯ это звучит еще более веско:
"Гнѣ́вайтеся и не согрѣша́йте: со́лнце да не за́йдетъ въ гнѣ́вѣ ва́шемъ", см. Еф.4:26,
https://azbyka.org/biblia/?Eph.4:26 .
Тоже говорится и в Пс.4:5:
"Гнѣ́вайтеся, и не согрѣша́йте, я́же глаго́лете въ сердца́хъ ва́шихъ, на ло́жахъ ва́шихъ умили́теся".
Обратите внимание, что Библия, по-моему, не запрещает нам гневаться, но дает понять, что гнев не должен перерастать в неуемную длительную озлобленность, однако при этом несомненно, гнев не должен быть напрасным. Поэтому, как мне кажется, праведный гнев как ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ проявление чувственного порыва, согласно Писанию, не является грехом. Грехом же предстает перед нами тупая неподавляемая озлобленность - результат неправедного гнева. Так все-таки - гнев либо как чувство, либо как эмоция должен нами подавляться в любом случае или он должен проявляться именно в назидание, например, непослушному ребенку и т.п.? Мы же не затаиваем неутолимую злобу, обоснованно гневаясь на своих детей за их проступки... Иное дело - необоснованный, неправедный гнев, тут, конечно же, присутствует ГРЕХОВНАЯ СТРАСТЬ, как правило, сопровождаемая такой же ГРЕХОВНОЙ НЕОБУЗДАННОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬЮ. А если постоянно затаивать свой гнев под личиной напускного благочестия - то результат пусть подскажут психологи... И пусть кто-нибудь из нас, грешных, попробует хоть раз проявить в стрессовых ситуациях, да и не только в стрессовых, бесстрастность или, по крайней мере, беспристрастие. Мне, честно говоря, это не удается, - к сожалению... Храни Вас Господь!