Эмоции - грех, особенность и что с ними делать?

Крещён в Православии
До поста был один темперамент, после поста стал другим? Флегматик превратился в холерика,а холерик в меланхолика? Так не бывает.
Мир Вам! Не бывает холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов в "чистом виде". Всем нам присущи в разной степени и те, и другие признаки. Просто одни свойства характера могут преобладать. Превратиться же в "чистого" флегматика из "чистого" холерика, конечно, невозможно, но заставить себя усилить какие-то недостающие личности положительные свойства, по-моему, реально. Представьте себе, - именно после нескольких постов я стал сдержаннее по отношению к своим близким. Дело в том, что у меня характер не "сахарный", у моей любимой жены - тоже. Бывали и перепалки, и ссоры (о разводе, правда, никогда вопрос не ставился). А после рождения внука я понял, что нужно взять себя в руки. И я подумал, что же может помочь мне сдерживать свои эмоции? После недолгих раздумий я решил посвятить один из постов "самоуспокоению". Прямо скажу, результат был положительным, но не надолго. По завершении поста я снова стал проявлять несдержанность. В промежутках между постами пытался сдерживаться, но не всегда получалось. Подошло время другого поста - я снова приступил к "самоуспокоению". На этот раз продолжительность моего "спокойствия" несколько увеличилась, но снова произошел срыв - это, как возврат алкозависимого "на свою блевотину". Следующий пост был посвящен тому же. Результат не заставил себя ждать - я, на удивление, стал чувствовать, что могу высказывать свои мысли, в том числе и претензии, совсем в ином ключе. На какие-то реплики родных я старался ответить шуткой, на иные же просто не обращал внимание. Вы знаете, стало намного легче общаться, да и мне стало намного приятнее, когда взаимное озлобление вдруг куда-то уходит, уступая место взаимной успокоенности. Скажу честно, я не уделял внимание пищевому ограничению, которое соответствует посту, - для меня было важнее эмоциональное самоограничение. В молитвах просил Господа, чтобы Он дал моей семье мир, лад, спокойствие и взаимопонимание. Но я прекрасно понимал, что невозможно мгновенное преобразование в моем характере. Также я давал себе отчет в том, что без моего участия желаемый результат не будет достигнут. Этот Рождественский пост я тоже посвятил "улучшению" своего характера, - что из этого получится, - время покажет, но чувствую явные улучшения... Своей жене, которую очень люблю, я говорю: "Солнышко! В любых ситуациях кто-то должен быть умнее. Я, конечно, постараюсь эту функцию взять на себя, но и ты все-таки попробуй... Давай посоревнуемся, у кого лучше получится" :)А когда она (как, по-моему, любая жена), порой, начинает сомневаться в моих умственных способностях, я акцентирую ее внимание на том, что, мол, когда я женился, то выбрал себе в жены умную, красивую, порядочную девушку, а она выбрала себе в мужья, как ни странно, козла, - так кто из нас двоих умнее? :) Возможно, все, что я здесь излагаю, может показаться тщеславием, однако я хочу поделиться тем, что происходит со мной в последнее время в реальных жизненных ситуациях. Храни Вас Господь!
 
Крещён в Православии
Анатолий, темперамент и характер - не одно и то же.
Мир Вам! Я знаю это и тем не менее:
"Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом.
В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:
- отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий);
- противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антогонизма между ними (П. Викторв, В. Вирениус);
- признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С. Л. Рубинштейн, С. Городецкий);
- признание темперамента природной основой характера (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев)", см. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/harakter-cheloveka.html , раздел "Типы характера человека", подраздел "Взаимоотношение характера и темперамента".

Я не специалист-психолог, поэтому позволил себе в какой-то мере отождествить характер и темперамент, не вдаваясь в терминологические тонкости. Не вижу здесь принципиальной ошибки, а "внутри себя" я просто не ощущаю разницы и поэтому не стал делать акцент на различиях, не обессудьте. Храни Вас Господь!
 
сомневающийся
И вам.
Не бывает холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов в "чистом виде".
Не бывает. Речь идет о доминирующей константе. И она неизменна от рождения. Проверяется это легко. Сколько бы человек не занимался, как вы пишете "самоуспокоением", в стрессовой ситуации "природа" вылезет...
 
Россия
Православный христианин
в стрессовой ситуации "природа" вылезет...
Так оно и есть, если считать, что вся жизнь театр, а мы в ней лишь актёры- меняем маски.
Темперамент – это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний.(из книги "Дело, которое за вас никто не сделает", О. Стасюк.)
Господь предлагает через Свое Слово – Библию совершить для всех, кто видит у себя много минусов и готов Ему довериться и прислушаться к Его советам и заверениям, чтобы развивать с Божьей помощью наилучшие стороны своего темперамента и уравновешивать его, побеждая недостатки.
Темперамент – это характеристика индивида.
Какой темперамент у Иисуса Христа? Его нет, а характер есть.
https://azbyka.org/otechnik/Spravochniki/biblejskij-slovar-gese/643
Если темперамент не меняется, не меняется и психическая деятельность, а это
значит - уподобиться Иисусу (обожится) невозможно, Им только можно
родится.
 
Последнее редактирование модератором:
Переславль Залесский
Православный христианин
Сколько бы человек не занимался, как вы пишете "самоуспокоением", в стрессовой ситуации "природа" вылезет...
Это дело навыка. Если вспыльчевый человек научится постоянно прощать обидчика, то в итоге, он не будет реагировать на раздражения со стороны. А значит в нем поселяется мирен дух и не имеет значение, каким он был раньше.
 
сомневающийся
чтобы развивать с Божьей помощью наилучшие стороны своего темперамента и уравновешивать его, побеждая недостатки.
Выше Чехова цитировал. Только не развивать, а сбалансировать...
Если темперамент не меняется, не меняется и психическая деятельность, а это
значит - уподобиться Иисусу (обожится) невозможно, Им только можно
родится.
Вы как - то все в одну кучу... Психическая деятельность и темперамент не одно и тоже, хотя темперамент входит в психическую деятельность. Это ее часть.
а это
значит - уподобиться Иисусу (обожится) невозможно, Им только можно
родится.
Да, вы не можете стать Богом.
 
Если темперамент не меняется, не меняется и психическая деятельность, а это
значит - уподобиться Иисусу (обожится) невозможно, Им только можно
родится.
Стать Богом по природе - невозможно, а уподобиться - можно, в этом и цель. Темперамент не меняется, но одно и то же свойство своей нервной системы можно использовать по-разному.
 
сомневающийся
Это дело навыка. Если вспыльчевый человек научится постоянно прощать обидчика, то в итоге, он не будет реагировать на раздражения со стороны. А значит в нем поселяется мирен дух и не имеет значение, каким он был раньше.
Навык это хорошо, только темперамент он не меняет. Смотрите дневники Иоанна Кронштадтского.
 
Россия
Православный христианин
Выше Чехова цитировал. Только не развивать, а сбалансировать...

Вы как - то все в одну кучу... Психическая деятельность и темперамент не одно и тоже, хотя темперамент входит в психическую деятельность. Это ее часть.

Да, вы не можете стать Богом.

С чего всё началось. Описания четырех типов темперамента сделал античный врач Гиппократ (V в. до н.э.). Примечательно, что Гиппократа интересовала физиология человека, а не его поведение. По теории того времени (фантастической) считалось, что состояние организма зависит от количественного соотношения «соков» или жидкостей, имеющихся в организме. Такими необходимыми для жизни «соками» считались кровь, желчь, черная желчь и слизь (флегма), и предполагалось, что для здоровья необходимо их оптимальное соотношение.

От латинских корней таких жидкостей и произошли имена четырех темпераментов. Смешение жидкостей в организме, характеризующееся преобладанием крови, было названо сангвиническим темпераментом (от латинского слова «сангвис» – кровь); смешение, при котором преобладает лимфа – флегматическим темпераментом (от греческого «флегма» – слизь); смешение с преобладанием желтой желчи – холерический темперамент (от греческого «холэ» — желчь) и смешение с преобладанием черной желчи – меланхолическим темпераментом ( от греческого «мелайна холэ» – черная желчь).

Самое интересное, что слово «темперамент» означало смесь или соотношение жидкостей во всем организме и Гиппократ никогда не связывал темперамент с психической жизнью человека.
Конечно глупо считать, что у человека родившегося "без ног", "ноги" отрастут. Но также
гупо считать, что - это неизменимый, психологический "приговор".
Спекулируя на этом и появились выводы о том, какие психические свойства должны быть у человека, в организме которого преобладает кровь или желчь, или слизь. Так появились психологические портреты четырех темпераментов.

Почему я написал "спекулируя", наверное психологи знают.:)
2. Отрицание свободы воли.
В прямой связи с этим детерминизмом находится отношение Фрейда к такому понятию, как свобода человеческой воли. «У вас есть иллюзия психической свободы, и вы не хотите от нее отказаться. Мне очень жаль, но в этом я самым серьезным образом расхожусь с вами во мнениях». Если одним из главных утверждений христианства является то, что человек свободен в выборе между добром и злом, а потому сам отвечает за свой выбор, то психоанализ решительно отрицает это. На каком основании? строго говоря, без всяких оснований. Это такая же аксиома, как и абсолютный материализм. Фрейд считает, что если допустить концепцию свободы, то психология лишается точности в своих научных исследованиях. Она не может объяснить сознание человека и причины нарушений в сознании. А если свободы нет, тогда сознание поддается расшифровке, как записанный согласно строгим правилам код.
https://pravoslavie.ru/37619.html
Стать Богом по природе - невозможно, а уподобиться - можно, в этом и цель. Темперамент не меняется, но одно и то же свойство своей нервной системы можно использовать по-разному.
Наверняка вы знаете, что "темпераментом" всё лукаво и оправдывается.
" И в кого ты такой родился" - задаються вопросом родители. Да..., сложный вопрос.
Подключаем "темперамент" - вопрос решон, виновных нет.:) Идеально.
 
Наверняка вы знаете, что "темпераментом" всё лукаво и оправдывается.
" И в кого ты такой родился" - задаються вопросом родители. Да..., сложный вопрос.
Подключаем "темперамент" - вопрос решон, виновных нет.:) Идеально.
Не поняла Вас. При чём тут какие-то виновные?
Мои знакомые психологи (а их много, и среди них два нейрофизиолога) не считают темпераменты спекулятивной теорией. Конечно, сейчас это не так, как у Гиппократа, а больше про возбудимость НС и гормоны, но суть остаётся той же.
Допустим, реакция на экстремальные события разная. Знаете, про эти типы - кто сражается, кто бежит и кто притворяется мёртвым. Их, правда, три.
 
Последнее редактирование:
Россия
Православный христианин
Допустим, реакция на экстремальные события разная. Знаете, про эти типы - кто сражается, кто бежит и кто притворяется мёртвым. Их, правда, три.
Мария свет, поверьте, ничего плохого не имею против психологов. Напротив ...
Я против собаки Павлова И. П. Человек же умней её ...:)
Позитивистские научные концепции рассматривают человека как природное, биологическое существо, где телесные свойства являются предпосылкой и условием развития его психических свойств.
В идеалистических же концепциях человека – философских, психологических и религиозных – человек полагается духовным существом, а его телесная субстанция рассматривается как «орудие» проявления, действия духа на материальном плане бытия.
Я стараюсь не мешать эти концепции в одну.
https://azbyka.org/ponyatiya-tela-i-ploti-v-xristianskom-uchenii-o-cheloveke
Конечно, сейчас это не так, как у Гиппократа, а больше про возбудимость НС и гормоны, но суть остаётся той же.
Думаю - что психозы, неврозы и нервастения (разных степеней), относятся к заболеванием, а не к
темпераменту - характеру.
Не поняла Вас. При чём тут какие-то виновные?
Родители зная, что"темперамент" врождённый и не меняется, некогда не признают свои ошибки
в воспитании своих чад.

Дальше углубляться не хочу.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Уж простите, вмешаюсь. Ну и каша же "дружба" тут получилась, Всего намешано...
Я против собаки Павлова И. П.
А зря. Собачка для науки здоровье и жизнь отдала. Чем собака Вам не нравится?
...Думаю - что психозы, неврозы и нервастения (разных степеней), относятся к заболеванием, а не к темпераменту - характеру.

Родители зная, что"темперамент" врождённый и не меняется, никогда не признают свои ошибки в воспитании своих чад.

Дальше углубляться не хочу.
И правильно делаете. :) Ну и путаница же уже сейчас... Дорогой, кто и где написал (дайте ссылку на пост в этой теме), что невроз или психоз равен темпераменту? При чем здесь вообще болезни?

Откуда в теме появились родители, которые прямо вот сию минуту должны признать свои ошибки в воспитании чад? И в чем эти ошибки? В психозе чада? В скорости протекания нервных реакций (не путайте с проявлением этих реакций)?

Вы будете отрицать, что один человек соображает быстрее, а другой медленнее? Вы будете отрицать, что апостол Петр прежде делал, потом думал, что он весь - порыв? И что апостол Нафанаил был медлительнее в решениях? Заметьте, это не отражение их воспитания, не характеристики хороший/плохой, а именно выражение их темпераментов. Господь в лесу деревья не создал одного роста, а уж мы - люди - все различны. И эти различия можно и нужно учитывать в выборе своего пути и своего служения.
 
Позитивистские научные концепции рассматривают человека как природное, биологическое существо, где телесные свойства являются предпосылкой и условием развития его психических свойств.
Я имею в виду физическую сторону - скорость прохождения эл.импульсов по нервным волокнам и влияние гормонов на психику.
При всем этом человек, если он остаётся здорово, может осознать, какая его реакция приносит вред окружающим (например) или ему самому и посредством самодисциплины стараться её не проявлять. Или - это ещё лучше - стараться переключить свою реакцию, своё отношение к тому, на что он реагирует. Это он может сделать только с применением сознания, рефлексии - условная собака этого не сможет. Пишу "условная" - потому что некоторые животные ведут себя совершенно против своих инстинктов. В этом и проявляется свобода воли.
Психически больной этого так же не сможет - хотя и тут есть "знакомое мне" исключение - подопечный из нашего проекта сопровождаемого проживания, формально признанный недееспособный, простил своего обидчика после того, как я сказала, что Христос и того тоже любит и что и он, если он считает себя христианином, должен постараться простить того.. Прощения хватило на несколько месяцев, но и это много - среди дееспособных я такого моментального прощения вообще не встречала ).
Есть люди, которые легко впадают в панику, а есть - которые нет, есть, которые при экстремальных случаях впадают в ступор и не могут даже оказать первую помощь и сами не могут сдвинуться с места - а есть, которые наоборот активизируются и помогают другим сориентироваться.
 
Россия
Православный христианин
Мария свет, спасибо, я понял.

Один вопрос и всё. Страх - это приобретённое или врождённое чувство.
Я не про страх. Такие реакции, как ступор или паника - неподвластны тем людям, которые их испытывают. В отличие от эмоций (например, страха), который хоть и с трудом, но можно перебороть. Я ж не на пустом месте пишу. У меня дедушка вот так впадал в ступор - при этом дошёл до Берлина и имел много наград.
 
сомневающийся
И правильно делаете. :) Ну и путаница же уже сейчас... Дорогой, кто и где написал (дайте ссылку на пост в этой теме), что невроз или психоз равен темпераменту? При чем здесь вообще болезни?

Откуда в теме появились родители, которые прямо вот сию минуту должны признать свои ошибки в воспитании чад? И в чем эти ошибки? В психозе чада? В скорости протекания нервных реакций (не путайте с проявлением этих реакций)?

Вы будете отрицать, что один человек соображает быстрее, а другой медленнее? Вы будете отрицать, что апостол Петр прежде делал, потом думал, что он весь - порыв? И что апостол Нафанаил был медлительнее в решениях? Заметьте, это не отражение их воспитания, не характеристики хороший/плохой, а именно выражение их темпераментов. Господь в лесу деревья не создал одного роста, а уж мы - люди - все различны. И эти различия можно и нужно учитывать в выборе своего пути и своего служения.
Вы как бритва Оккама, разложили все по полочкам. А то в теме уже столько ненужных сущностей намешали...
 
Крещён в Православии
Мир Вам! Не сочтите за "оффтоп" и не обессудьте. Все мои сообщения в этой ветке касаются борьбе с негативными чертами моего характера, в т.ч. и с излишней эмоциональностью. В своем предыдущем сообщении о том, как мне с большим трудом дается изменение стиля своего общения с самыми любимыми и дорогими мне людьми, я всего лишь хотел показать на собственном примере, что посвящение религиозного поста исправлению (боюсь сказать "искоренению") определенного личностного недостатка, по-моему, более полезно и целесообразно, чем соблюдать "пост ради поста" (все постятся, и я пощусь). Как мне кажется, у любого человека есть недостатки (грехи), которые следует исправлять самым радикальным способом. Таким присущим мне недостаткам несть числа, но несдержанность, вспыльчивость и попытки подавить чье-то мнение проявляются во мне наиболее "выпукло". И все это я бессовестно проявляю к своим любимым родным, да и не только к ним... Раньше, будучи далеким от христианства "балшим началныком", я как-то не придавал этому значения и считал, что меня все должны безоговорочно "слушаться" - статус дал свой отпечаток. Придя ко Христу уже в зрелом возрасте, я чувствовал, что с этим нужно что-то делать, но как организовать борьбу со своим несмирением, я, честно говоря, не знал. Где-то, по-моему, у Святых Отцов я прочитал, что в пост следует воздерживаться не столько "от поедания мяса", сколько "от поедания ближнего". Кстати, эти же слова неоднократно мне повторял один из наших приходских священников, когда я на исповеди признавался, что недостойно соблюдаю пост. И я подумал - ведь своей несдержанностью я просто поедом съедаю телесное и духовное здоровье родных. Ну а далее я посвятил несколько постов именно подавлению в себе чувства собственного превосходства над другими. Что из этого выйдет - не знаю, но чувствую изменения к лучшему. Надолго ли?... Почему я об этом пишу именно в этом разделе? Да потому, что одним из факторов моего несмирения является как раз моя излишняя ГРЕХОВНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ, несдержанность в проявлении эмоций, но не САМИ СОБСТВЕННО ЭМОЦИИ. В вопросе, который поставлен в заглавии темы, по-моему, содержится неточность - НЕ ЭМОЦИИ являются грехом, но грехом является неадекватная, излишняя, неуместная ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ, с которой я стараюсь бороться и пытаюсь изгнать из себя ПОСТОМ И МОЛИТВОЙ. По-моему, этого беса только так и можно отвадить... :( Храни Вас Господь!
 
Последнее редактирование:
Сверху