Эффект прожектора

Крещён в Православии
Есть в психологии такой термин "эффект прожектора". Когда человеку кажется, что все вокруг его оценивают и обращают внимание. На сколько я понял, в православии все гораздо проще, без каких-то навороченных теорий - этот порок называется "тщеславие". Как избавиться от этого недуга или хотя бы снизить его влияние? С этим реально тяжело жить: ты избегаешь общества, когда находишься в многолюдном месте, то чувствуешь взгляды на себе (зачастую так только кажется), кажется что мысли окружающих только о тебе, и это сильно сковывает, даже движения становятся как у робота, когда контролируешь каждый взмах рук. Даже в церковь тяжело из-за этого пойти, потому что думаешь как ты будешь выглядеть в глазах других людей, а если еще кто-то замечание выскажет, то это вообще кошмар. Примечательно, что этот комплекс усиливается при общении со знакомыми людьми (ты следишь за каждым сказанным словом, продумываешь в голове что сказать и т.д.), но например в чужом городе в толпе ты можешь чувствовать себя комфортно. Дмитрий Смирнов на вопрос о борьбе с тщеславием дал такие рекомендации: 1) Больше молчать в разговорах и не вставлять свое мнение, где о нем не спрашивают; 2) Полюбить поношение, когда о тебя вытирают ноги, критикуют и т.д. Если кому-то близко то, о чем я написал, расскажите как вы боретесь с этим. Согласны ли вы с рекомендацией "полюбить поношение"? И как не перегнуть палку, чтобы не стать мазохистом и терпилой?
 
Православный христианин
Может то, о чем вы говорите это застенчивость, а не тщеславие? В таком случае, не думаю что применимы те два совета. Кто-то из святых отцов советовал, что если очень хочется делать что-то, что б кто-то оценил и похвалил - то лучше что б это был Сам Бог. А тщеславие есть у всех и как одна из форм гордыни оно кормится осуждением.
 
Москва
Православный христианин
Сначала, мне думается, полюбить Бога нужно ( кто заповеди Моя исполнит ), полюбить себя, правильно. Да, человек из земли создан и в " землю отыдеши". Святые считали ( чувствовали они так себя и поняли для чего человек был создан и в чего превратился ) себя даже ниже всякой твари.
Только ведь человек создание Божие. Сразу трудно будет полюбить поношения, стерпеть укоризны, позитивно воcпринять критику.
Воцерковляться нужно. Все изменения - это изменения не одного года жизни в церкви. В том числе и для истинного понятия что такое тщеславие, и когда оно поднимает голову у конкретного человека, нужны годы.
Изменения происходят по милости Божией и не спеша, в результате исполнения -Заповедей Божиих. В результате - Причастия, Исповеди, чтения Евангелия и святоотеческой литературы. + В результате совета с духовником.
Иногда - промолчать грех. Тут понимание всего нужно ( когда - промолчать, когда сказать ) - оно от Бога. От Бога помощь.
А по этому пути ( выше о нём написала ) лучше идти с духовником - или со священником, с которым есть желание посоветоваться.
Если нет духовника - c его выбором лучше не торопиться.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Рекомендация хорошая, но не для начинающих. Полюбить поношение - это посмеяться над страстью тщеславия, а митрополит Николай (Могилевский), ссылаясь на Нила Сорского, пишет так (ТАЙНА ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ):
Уничижать, подавлять и отгонять помыслы могут только совершеннейшие, прорекать им или «противуотвещать» — преуспевшие, новоначальным же и немощным надлежит молиться на них и переводить — превращать их на добрые.
Как бороться с тщеславием, там же:
нам нужно во всякое время строго испытывать себя и свои упражнения — внешние и мысленные: для Бога ли и для пользы ли душевной они совершаются. Надлежит всячески избегать похвал человеческих.
Если по Вашим вопросам, то на практике можно предложить:
- в храме смотреть в направлении иконостаса, а не на окружающих;
- вслушиваться в слова, которые читает хор или священник;
- если кто-то вдруг сделает замечание, то лучше ответить "Простите", не поддерживая разговор.
 
Крещён в Православии
Есть в психологии такой термин "эффект прожектора". Когда человеку кажется, что все вокруг его оценивают и обращают внимание. На сколько я понял, в православии все гораздо проще, без каких-то навороченных теорий - этот порок называется "тщеславие". Как избавиться от этого недуга или хотя бы снизить его влияние? С этим реально тяжело жить: ты избегаешь общества, когда находишься в многолюдном месте, то чувствуешь взгляды на себе (зачастую так только кажется), кажется что мысли окружающих только о тебе, и это сильно сковывает, даже движения становятся как у робота, когда контролируешь каждый взмах рук. Даже в церковь тяжело из-за этого пойти, потому что думаешь как ты будешь выглядеть в глазах других людей, а если еще кто-то замечание выскажет, то это вообще кошмар. Примечательно, что этот комплекс усиливается при общении со знакомыми людьми (ты следишь за каждым сказанным словом, продумываешь в голове что сказать и т.д.), но например в чужом городе в толпе ты можешь чувствовать себя комфортно. Дмитрий Смирнов на вопрос о борьбе с тщеславием дал такие рекомендации: 1) Больше молчать в разговорах и не вставлять свое мнение, где о нем не спрашивают; 2) Полюбить поношение, когда о тебя вытирают ноги, критикуют и т.д. Если кому-то близко то, о чем я написал, расскажите как вы боретесь с этим. Согласны ли вы с рекомендацией "полюбить поношение"? И как не перегнуть палку, чтобы не стать мазохистом и терпилой?
Не похоже это на тщеславие... у меня был напарник, который работать не мог если на него смотрят, аж руки тряслись. А излишние мысли, что на вас все смотрят это от бесов. Сейчас мало кто на кого внимание обращает. Боритесь с этими помыслами и молитесь в это время. Иисусова молитва помогает, но со вниманием...тогда не станете обращать внимание на окружающих.
 
Москва
Православный христианин
Застенчивость - это проявление ( форма ) гордости ( тщеславия ). Если говорить о таком поведении которое не причастно гордости - это скромность. Скромность - не думает что о ней подумают или думают другие. И довольствуется тем что у неё есть. В том числе умеет себя вести. Скромный человек и застенчивый - не одно и тоже.
Вообщем есть два понятия - скромность и застенчивость. Они разные - эти два понятия.
 
Православный христианин
Вся проблема кроется в том, что вы хотите понравиться людям, но боитесь, что не понравитесь. Смените фокус на Бога, смотрите, как живете перед Богом, ищите славы у Бога а не у людей, так и пройдет у вас этот тип гордости.

У меня была похожая проблема.
 
Православный христианин
Застенчивость - это проявление ( форма ) гордости ( тщеславия ). Если говорить о таком поведении которое не причастно гордости - это скромность. Скромность - не думает что о ней подумают или думают другие. И довольствуется тем что у неё есть. В том числе умеет себя вести. Скромный человек и застенчивый - не одно и тоже.
Вообщем есть два понятия - скромность и застенчивость. Они разные - эти два понятия.

Тот нелëгкий крест и пост который несёт застенчивый человек станет ему ещё тяжелее, если к его психическому расстройству вероятно полученому в детстве ещё ярлык гордости и тщеславия навесить и для лечения этого недуга это только повредит. А застенчивые и стеснительные детки ну прям тщеславные гордецы ни дать ни взять тогда.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Застенчивостьнравственно-этическое качество личности, выражающееся как смущение, стыдливость, стеснение, нерешительность, чрезмерная осторожность в отношениях с окружающими. Застенчивость в основе своей имеет легко возникающее эмоциональное состояние на почве заниженной самооценки, повышенной тревожности. Застенчивый человек тяжело переживает свою застенчивость, что усугубляет проявление этого качества. Застенчивость проявляется особенно сильно при нарушении нравственного благополучия отношений, когда при человеке говорят скабрезности, кого-то осуждают, когда приходится просить за себя и т.д. Застенчивость является психологическим барьером, мешающим продуктивному общению, снижающим коммуникативные способности человека. В то же время, застенчивость нередко есть признак нравственной чистоты и скромности.
 
Москва
Православный христианин
Засте́нчивость - склонность к смущению при общении с людьми; стеснительность. Может быть внешним проявлением как добродетелей, так и страстей.

Застенчивость может быть связана и со смирением.

Но! Как бы это ни показалось удивительным, за внешней стеснительностью может скрываться противоположное скромности и смирению качество — тщеславие.

 
Крещён в Православии
на почве заниженной самооценки
Где-то также видел, что заниженная самооценка является ничем иным как проявлением гордыни. Самооценка - это сравнение себя с другими людьми, т.е. ты равняешься на кого-то, кого-то принижаешь, кого-то превозносишь, кого-то осуждаешь.
А застенчивые и стеснительные детки ну прям тщеславные гордецы ни дать ни взять тогда.
Дети могут перенимать модель поведения родителей.
 
Москва
Православный христианин
Дети не только могут перенимать модель поведения родителей. Они наследуют от них и их страстные качества. Человек ведь не безгрешен. Поэтому можно быть маленьким ребёнком по факту - а по сути - в ребёнке может быть много всего намешано. Это взрослые привыкли умиляться своим детям.
 
Москва
Православный христианин
Будучи потомком Адама и унаследовав его природу, каждый человек причастен греху с самого момента своего появления на свет: «Мы все (рождаемся) от согрешившего Адама грешниками, от преступника — преступниками, от раба греха — рабами греха, от проклятого и мертвого — проклятыми и мертвыми; отдавшего согласие диаволу, поработившегося ему и потерявшего свободу воли, — и мы дети его, над которыми тиранически властвует и господствует диавол»

 
Москва
Православный христианин
Да, порой подмечаешь как эти милые детки могут со всей жестокостью издеваться над животными. Теми, кто слабее их.
Я не видела чтобы совсем маленькие детки издевались над животными. Зато видела как совсем маленькое дитё сидя на ручках мамы или папы могло злится и при этом их бить своей ручкой или игрушкой, которая была на тот момент в их руке, или дитё кусало родителей.
Чуть больше детки могут в целях " любознательности " - отрывать, например, бабочкам - крылышки.
Из этих побольше деток вырастают подростки которые могут отрубит птицам лапки.

Зло заложено в каждом человеке от рождения. И если не перенаправлять его поступки от плохих - к хорошим, ещё с пелёнок, - то потом очень можно пожалеть об этом.
 
Православный христианин
Дети не только могут перенимать модель поведения родителей. Они наследуют от них и их страстные качества. Человек ведь не безгрешен. Поэтому можно быть маленьким ребёнком по факту - а по сути - в ребёнке может быть много всего намешано. Это взрослые привыкли умиляться своим детям.

Это очень заметно на особенных детях отказниках, но умиляться ими это никак не мешает.
 
Сверху