Душа, Жена, Ева (Жизнь) - ?

Православный христианин
чтение по книге Бытия, глава вторая. в вопросах и ответах

Целостность символического прочтения истории творения однозначно свидетельствует о верности выбранного пути. Теперь уже не сложно доказать образное единство трёх первых глав Книги Бытия как Откровения об историческом бытии человека и его рождении в жизнь будущего века. И мы можем показать это здесь на примере повествования о создании жены.

Но прежде чем переходить к самому тексту, необходимо сказать о двух возможных путях прочтения этого повествования. Буквальном и символическом, или по другому, образном. При этом следует отметить, что образное прочтение не отвергает факт исторического события, но указывает на то, что здесь преподносится важное сообщение. «Символы подобны иконам: они одновременно и открывают несказанные свойства Божества, и скрывают от глаз их превосходящий зрение свет. Исторический смысл каждого библейского образа не препятствует символическому истолкованию, но конкретизирует его» [1].

И для того, чтобы увидеть преимущество символического значения текста, нам придётся выразить существенные проблемы буквального толкования второй главы Книги Бытия. Такой сравнительный анализ позволит однозначно представить построение самого повествования. Стоит также отметить, что буквальное понимание слова Священного Писания по сути является постановкой задачи, которую мы сейчас и проведём.

Во второй главе Книги Бытия история создания жены начинается от слов:

И рече Господь Бог: не добро быти человеку единому: сотворим помощника по нему.

ВОПРОС ПЕРВЫЙЧто нехорошего в том, что человек был один, или зачем человеку потребовался помощник в раю?

Прямого ответа на это в тексте нет. Всё что сделала жена в роли помощника, оказалось против неё самой и самого человека. При этом невозможно предположить, что Бог не мог предвидеть случившегося. Такая нарочитая неопределённость дана нам с тем, чтобы мы задали себе вопрос что не так с человеком в раю?! Но именно с человеком. Так как здесь следует обратить внимание на замену слова «Адам». В этом месте используется обобщающее значение – не добро быти человеку единому (что не читается в синодальном переводе. Там имя Адам появляется только в последней строке второй главы).

ВОПРОС ВТОРОЙПочему творение продолжается вновь?

И созда Бог еще от земли вся звери сельныя и вся птицы небесные,

Буквальное прочтение здесь входит в прямое противоречие со всем предыдущим повествованием Книги Бытия. По какой причине не все звери и птицы были сотворены в Пятый и Шестой день? Создание претендентов в помощники, как бы продолжает историю творения уже после того, как трижды было сказано о том, что Бог почил от всех дел своих в Седьмой день (Быт. 2:2-3). Соотнести данное «развитие» с Шестью днями творения нет никакой возможности по причине, что теперь ничего не говорится о времени.

ВОПРОС ТРЕТИЙОтчего птицам и зверям оказано особенное предпочтение?

Сказано: созда Бог… еще вся звери полевые и еще вся птицы небесные, но отсутствует любое объяснение, отчего вдруг именно их оказалось недостаточно.

ВОПРОС ЧЕТВЁРТЫЙ Почему на этот раз вся птицы небесныя созданы от земли, а не из вод, как в Пятый день творения?

Можем ли мы предположить, что это уже совсем другие птицы?

ВОПРОС ПЯТЫЙВ чём значение наименования животных?

И приведе я (рус. их) ко Адаму видити, что наречет я: и всяко еже аще нарече Адам душу живу, сие имя ему.

Если читать это место в синодальном переводе, то смысл искажён настолько, что стоит привести обе строки для сопоставления.

«И привёл [их] к человеку, чтобы видеть, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей».

Здесь как нельзя лучше проявляется точка расхождения понимания слова Священного Писания в символическом и буквальном прочтении, к которому так сильно тяготеет русский перевод. Если мы считаем, что всякое животное имеет живую душу, как сказано в синодальном тексте, то после этого нам предстоит определить различие душ животных и человека. Прежде всего, в их отношении к смерти. То есть, нужно объяснить не только бессмертность человеческой души, но и причину смертности душ животных. Кроме того, получается, что рыбы и пресмыкающиеся вообще не имеют души, так как Адам даёт имена «всякой живой душе», иначе сказать, всём кто обладает душою, но ни рыбы, ни пресмыкающиеся тут не упоминаются.

Можно было бы продолжать далее, но ясно, что всё это следствия замены слов – всяко еже аще нарече, на – «всякая душа живая». Выходит так, что фразу «как не назвал бы Адам душу живую» заменили на неравнозначное по смыслу «какую бы живую душу не привёл Бог».

Но если даже отбросить проблемы соотношения переводов, остаётся ещё один важный вопрос – для чего необходимо имя? Зачем Бог желал это видити? В чём значение Имени для того, кому Оно дано, и для того, кто Его дал? И конечно, какое имя желал услышать Бог – жена или Жизнь?

ВОПРОС ШЕСТОЙ – Почему для Адама не нашлось помощника?

Адаму же не обретеся помощник подобный ему.

Разве Бог не знал, что новое творение зверей и птиц не достигнет результата? Следовательно, не в самом акте творения дело. Это был только предварительный шаг к чему-то более важному.



Эти вопросы, а также другие, что мы озвучим далее, имеют одно общее решение. Но чтобы понять его значение, необходимо расстаться с привычной последовательной формой восприятия текста. Символический смысл полностью раскрывает своё содержание именно в развитии сюжета, являясь по своей сути выражением многогранности данного события.

Итак…

ОТВЕТ ПЕРВЫЙ – Зачем человеку потребовался помощник в раю?

Рай это место соединения человека в вечности с Богом. Именно для исполнения этой цели Адаму потребовался помощник – душа живая, то есть вечная. Поэтому перевод «всякая душа живая» и всяко еже аще нарече Адам душу живу совершенно не одно и то же по смыслу. Адаму необходимо обрести в себе вечность и Бога. В этом и заключается значение слов – не добро быти человеку единому.

ОТВЕТ ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ – Почему творение продолжается вновь, и отчего птицам и зверям оказано такое предпочтение?

О символической интерпретации образов животного мира мы уже подробно говорили в первой части. Собственно, осмысленное прочтение второй главы и её тесная контекстная связь с главой первой, служат лучшим доказательством правильности выбранного метода. Повторим ещё раз.

Образы рыб, птиц, зверей, скотов и гадов пресмыкающихся по земле означают по порядку следования духовно-телесный состав человека. А именно:

рыбы – душу,

птицы – дух,

звери – тело,

скоты – разум,

гады пресмыкающиеся по земле – символизируют сердечные чувства.

Это следует из сопоставления Евр. 4:12 и Быт. 1:26.

Отсюда, слово о создании еще от земли всех зверей полевых и еще всех птиц небесных есть рассказ о том, как Бог приводит Адама в телесное и духовное совершенство: еще все звери – совершенно всё тело, еще все птицы небесные – полнота духа.

ОТВЕТ ЧЕТВЁРТЫЙ – Почему на этот раз вся птицы небесныя созданы от земли, а не из вод, как в Пятый день творения?

Удивительно с какой точность Откровение преподносит нам тайну взаимодействия духовного и материального бытия в Творении. Данное место необходимо читать в совокупности со всем предыдущим повествованием.

О птицах, созданных из вод в Пятый день, сказано – летающыя по земли, по тверди небесней. Птицы символизируют образ духа в Творении. И Бог благословляет духовную природу так – птицы да умножатся на земли. Вне образного прочтения истории творения совершенно не ясно, почему птицы появляются из воды и благословляются жить на земле.

Для того, чтобы получить объяснение, необходимо вспомнить о том, что благословений от Бога в Творении только два: для духовного мира: китов, душ и птиц, и для человека (Быт. 1:22,28). А это значит, что мы обязаны рассматривать их в сопоставлении.

Человеку дано соединять в себе две природы – телесную и духовную. Но происходит это не сразу, а через создание в Шестой день от земли души, как сказано – да изведет земля душу живу (Быт. 1:24). Здесь земля это телесная природа – Адам (адама, евр. – земля), а душа живая жена. Адам так и называет её – Жизнь (Быт. 3:20). То есть, когда речь идёт о формировании самой духовной природы в Пятый день, тогда упоминается их небесное начало – гады душ живых и птицы небесные исходят от вод. Теперь же при сотворении человека дух укрепляется вместе с телом. И потому здесь говорится о том, что Бог создаёт птиц от земли.

ОТВЕТ ПЯТЫЙ – В чём значение наименования животных?

И нарече Адам имена всем скотом, и всем птицам небесным, и всем зверем земным.

Имена животных и птиц в данном случае означают, что Адам познаёт свою природу. Адам даёт имена тому, что открывает в себе. Так начинается антропология человека. Даёт имена всем скотом – Адам обретает разум; и всем птицам небесным – входит в полноту духа; и всем зверем земным – познаёт своё тело.

Заметим, первое, что обнаруживает в себе человек, это естественная разумная природа. Естественная, так как Бог не создаёт в раю скотов, но сам человек называет их.

ОТВЕТ ШЕСТОЙ – Почему для Адама не нашлось помощника?

Из всех Божьих тварей во второй главе не упоминаются только рыбы морские. Есть звери, скоты, птицы, скоро появятся гады пресмыкающиеся по земле, чувственная природа – змей. Но рыбы отсутствуют. И мы должны обратить на это внимание.

В евангельском повествовании символ рыбы морской означает душу человека. Христос неслучайно выбирает учеников среди простых рыбаков и обещает сделать их ловцами человеков, то есть теми, кто будет спасать души людей.

С рыбами морскими связано и благословение Создателя в Шестой день творения. Бог поставил их на первое место в Своём благословении. И теперь Священное Писание красноречиво говорит нам о недостаточности Адама. Но для того, что бы убедиться в этом, необходимо вернуться в начало главы:

И созда Бог человека, персть (взем) от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу.

Дыхание жизни – душа жива – древо жизни – аще нарече Адам душу живу – и нарече Адам имя жене своей Жизнь. Эта путеводная нить должна указывать нам на правильное направление толкования.

Бог произрастил древо Жизни и ожидает от человека, что тот возьмёт его плод и жив будет во век (Быт. 3:22). Но вечность не приходит сама собою. От человека требуется усилие свободной воли – соблюдение заповеди не вкушать от древа еже разумети доброго и лукавого.

Здесь впервые, вместе с получением заповеди, в тексте появляется имя Адам. Значение имени Адам – земля. А значение имени Ева – жизнь. Но имя не даётся без Божественного промышления о человеке. Адам должен открыть для себя путь вечной жизни – ощутить Имя жены, то есть осознать её предназначение. Когда же это происходит? Только тогда, когда он её теряет! Перед самым изгнанием из рая. Адам произносит Имя, которое так долго ожидал от него Бог, только после того, как выслушал приговор по нарушении заповеди. С этого момента достижение благодати Небесного царства и вечной жизни становится сопряжённым со страданием и смертью.

Итак, вопрос обретения помощника Адама соотносится в своём значении с вопросом жизни человека в вечности. А потому как ни тело, ни разум, ни духовная природа сама по себе не спасительны для человека, то для преодоления смерти требуется нечто особенное.



Отсюда начинается слово о самом рождении души. И нам придётся поставить ещё несколько вопросов.

И наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его.

И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену, и преведе ю ко Адаму.

И рече Адам: се, ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея: сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия.


ВОПРОС СЕДЬМОЙ – Почему Бог творит жену из ребра?

Эта история настолько хорошо известна, что может восприниматься как самостоятельное откровение. Нам совершенно не ясно, как такое возможно. Мы соприкасаемся с глубочайшей тайной бытия. Но детали, которые сообщаются, не могут опускаться. Тайна должна сохраняться в святости, тогда как послание должно быть нами усвоено.

ВОПРОС ДЕВЯТЫЙ – Почему Адам говорит в своём пророчестве не о муже, а о любом человеке?

Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прелепится к жене своей, и будета два в плоть едину.

Заключительные слова Адама явно перекликаются с тем, что было сказано о нём в начале – не добро быти человеку единому. Но теперь, после сотворения жены, единство воспринимается не как недостаток, а достоинство. По этой же причине, может показаться, что полноценным человеком будет считаться лишь тот, кто вступает в законный брак, а семейные отношения являются неотъемлемой частью человеческой жизни. Возможно ли такое прочтение? Как же тогда быть с монашествующими? Или с теми, кто по каким то причинам не имеет семью. И почему в тексте стоит – оставит человек отца своего и матерь, хотя строкой выше речь идёт о муже?

Попробуем разобраться…

ОТВЕТ ВОСЬМОЙ – Почему Бог творит жену из ребра?

Данный вопрос требует постановки отдельной полноценной богословской проблемы – что есть «кость» как образ на языке библии и как он представлен в Священном Писании. Постараемся обозначить возможные пути решения этой задачи.

Кроме множественных упоминаний в псалмах – воздрадуются кости смиренныя (Пс. 50:10), или – обетшаша кости моя (Пс. 31:3), или ещё – исчезоша яко дым дние мои, и кости мои яко сушило сосхошася (Пс. 101:4), в отношении же грешников – яко Бог рассыпа кости человекоугодников (Пс. 52:6), расточишася кости наши при аде (Пс. 140:7), которые в основном толкуются святыми отцами как изменения в силах человеческой души [4],[5] (впрочем, этим образам не придаётся какое-то особенное значение). Встречаются и другие употребления этого слова библейских текстах (Притч. 15:30).

Но прочтение таких важных пророчеств Исаии (Ис. 58:11, 66:14) и видения Иезекииля (Иез. 37:1-14) без строгого объяснения смысла образа кости весьма затруднительно. Приведём эти тексты, напомнив, что последний из них является чтением на утрени у гроба Господня в Великую субботу.

Ис. 58:11

И будет Бог твой с тобою присно: и насытишися, якоже желает душа твоя, и кости твоя утучнеют, и будут яко вертоград напоен, и яко источник, емуже не оскуде вода: и кости твоя прозябнут яко трава, и разботеют, и наследят роды родов.

Ис. 66:14

Якоже аще кого мати утешает, тако и Аз утешу вы, и во Иерусалиме утешитеся и узрите, и возрадуется сердце ваше, и кости вашя яко трава прозябнут.

Иез. 37:1-14

И бысть на мне рука Господня, и изведе мя в Дусе Господни, и постави мя среде поля, се же бяше полно костей человеческих:

И обведе мя окрест их около, и се, многи зело на лицы поля, и се, сухи зело.

И рече ко мне: сыне человечь, оживут ли кости сия;

И рекох: Господи Боже, Ты веси сия.

И рече ко мне: сыне человечь, прорцы на кости сия и речеши им: кости сухия, слышите слово Господне: се глаголет Адонаи Господь костем сим: се, Аз введу в вас дух животен и дам на вас жилы, и возведу на вас плоть и простру по вам кожу, и дам Дух мой в вас, и оживете и увесте, яко Аз есмь Господь.

И прорекох, якоже заповеда ми Господь. И бысть глас внегда ми пророчествовати, и се, трус, и совокупляхуся кости, кость к кости, каяждо ко составу своему.

И видех, и се, быша им жилы, и плоть растяше, и восхождаше [и протяжеся] им кожа верху, духа же не бяше в них.

И рече ко мне: прорцы о дусе, прорцы, сыне человечь, и рцы духови: сия глаголет Адонаи Господь: от четырех ветров прииди, душе, и вдуни на мертвыя сия, и да оживут.

И прорекох, якоже повеле ми, и вниде въ ня дух жизни, и ожиша и сташа на ногах своих, собор мног зело.

И рече Господь ко мне глаголя: сыне человечь, сия кости весь дом Израилев есть, тии бо глаголют: сухи быша кости нашя, погибе надежда наша, убиени быхом.

Того ради прорцы [сыне человечь] и рцы к ним: сия глаголет Адонаи Господь: са, Аз отверзу гробы вашя и изведу вас от гроб ваших, людие мои, и введу вы в землю Израилеву: и увесте, яко Аз есмь Господь, внегда отверсти Ми гробы вашя, еже возвести Ми вас от гробов ваших, людие мои: и дам Дух мой в вас, и живи будете, и поставлю вы на земли вашей, и увесте, яко Аз Господь: глаголах и сотворю, глаголетъ Адонаи Господь.


Это действительно трудное место Священного Писания. Но знать мы его обязаны, и знать по возможности хорошо. С этого чтения, а оно стоит первым на утрени Великой Субботы, начинается богослужебный поворот к Пасхе. Храм и священство в это время переоблачаются в белые одежды. “Видение пророка Иезекииля на поле” является самым ярким местом Ветхого Завета, которое говорит о будущем воскресении мёртвых.

Что особенного в этом тексте. По слову Господа Иезекииль трижды призывается произнести пророчество на сухие кости. Заметим, что последовательность событий не полностью соответствует первоначальному слову. Так Господь говорит – се, Аз введу в вас дух животен и дам на вас жилы, и возведу на вас плоть и простру по вам кожу, и дам Дух мой в вас, и оживете. При этом после первого слова пророка самого оживления не происходит, потому как духа не бяше в них. Дух животен, о котором сказано в начале, приходит только по следующему слову пророка. Возможно, это стилистическая форма речи, а возможно, намеренно усиленное противопоставление. В любом случае, второе слово пророка Иезекииля направлено именно к духу.

Было бы странно, если бы Сам Господь просил пророка обратиться к Нему же такими словами – от четырех ветров прииди, душе, и вдуни на мертвыя сия, и да оживут. Поэтому мысль о том, что этот дух (в ц-слв. тексте это слово пишется с маленькой буквы, в отличии от Духа Божьего) соотносится с Господом маловероятно. Это слово к духу жизни. И мёртвые сухие кости ожиша и сташа на ногах своих, собор мног зело.

Следующее, третье слово пророка соотносится именно с действием Святого Духа – и дам Дух мой в вас, и живи будете, и поставлю вы на земли вашей, и увесте, яко Аз Господь. Как видим, если по втором слове пророка физически восстановленные тела ожили, то по третьем слове народ войдёт в землю Израилеву, то есть в будущее Небесное Царствие. В этом и есть различие в действии духа жизни и Святаго Духа. Один животворит, а другой возводит в жизнь вечную. Кроме того, третье слово имеет смысл обетования – глаголах и сотворю, глаголетъ Адонаи Господь. Свидетельства того, что это уже произошло в видении нет.

На ещё один пример упоминания Святого Духа можно указать в 26-ой строке предыдущей 36-ой главы – и дам вам сердце ново и дух нов дам вам, и отиму сердце каменное от плоти вашея и дам вам сердце плотяно, и Дух мой дам в вас. Так как здесь речь идёт не об умерших, а о живых – возму вы от язык и соберу вы от всех земель, то и сердце и дух от Бога даются избранному народу новы, то есть в данном случае другие по отношению к тому, что уже есть в человеке.

Уместно будет так же привести известные слова преподобного отца Серафима о цели христианской жизни – “Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего”. Простое по форме изречение скрывает в себе необъятную глубину христианской практики святого отца. Нам же отсюда важно знать, Святой Дух и душа есть нечто родственное, потому как первый возводит вторую к Богу.

После столь долгого отступления необходимо вернуться к тому, с чего мы начинали разговор – что же есть кость в библейском символическом изложении? Такое подробное рассмотрение текста с точки зрения свидетельства пророка о действии духа в человеке было необходимо для того, чтобы ясно поставить вопрос – почему душа ни разу не упоминается в его видении? И чтобы ответить на него, стоит задуматься, а что же остаётся от человека после его жизни согласно видению пророка?

В видении упоминается весь телесный состав: быша им жилы, и плоть растяше, и восхождаше [и протяжеся] им кожа верху. Всё это прирастает к костям, но кости сами сначала должны собраться вместе – кость к кости, каяждо ко составу своему. Сами же ожившие говорят о себе так – сухи быша кости нашя, погибе надежда наша, убиени быхом. При этом кости разбросаны по всему бескрайнему полю. Господь воскрешает Свой избранный народ, который так много согрешал против Него. Об этом достаточно много сказано в речах пророка. Процесс восстановления имеет особое описание – и бысть глас внегда ми пророчествовати, и се, трус, и совокупляхуся кости. Но почему стоит обратить внимание на то, что кости лежали отдельно?

Когда мы читаем Ветхий Завет, то в его понимании опираемся на Евангелие. А в Евангелии подробно изложены события действительного Воскресения Иисуса Христа. И одним из свидетельств Его Божественного достоинства, является исполнение пророчества, как говорит о том апостол – да сбудется Писание: кость не сокрушится от Него (Ин. 19:36). В первом приближении, значение этих слов есть символическое соответствие образа пасхального агнца Христу, о котором у иудеев было предписание Моисея (Исх. 12:46). Христос был истинным пасхальным Агнцем. А это означает, что не Христос соответствует пророчеству, но древняя иудейская традиция свидетельствует о Нём. Поэтому в следующем, в содержательном значении пророчества, необходимо выяснить, что же символизирует целостность кости в агнце.

На праздник Пасхи Церковь поёт – во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог. По учению Церкви Христос сходит душою во ад, чтобы вывести души умерших праведников. Ад не мог вынести Его Божества. На иконах, изображающих Воскресение, Христос держит за руки души ветхозаветных святых и попирает ногами двери ада. Но что с формальной точки зрения не могло удержать Его в аду? Разве Бог не всесилен сломать двери ада по Своему желанию? Христос может это сделать. Но Он сходит во ад безгрешной душой. И ад не имеет ничего своего в Нём (Ин. 14:30). Христос был свободен от всякого греха (1Пет. 2:22). Это и символизирует беспорочность пасхального агнца, отличительной чертой которого является обязательная целостность его костей. Отсюда кость не сокрушенная означает безгрешность Христа по человеческому естеству, а сама кость выражает собою образ души, тогда как кости вообще – духовное устроение человека.

И теперь, подводя итог нашим рассуждениям, мы можем сказать, что сотворение жены из ребра Адама в раю, было актом создания первой бессмертной и безгрешной человеческой души. Бог разделяет Своим Словом духовную природу – костно-духовный скелет Адама, отделяя от него одно ребро в душу человека. Как сказано – живо слово Божие, и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения: души же и духа… (Евр. 4:12). Так соединяются начало и конец повествования о рождении души в Книге Бытия, начинаясь от слов вдуну в лице его дыхание жизни и продолжаясь даже до пророчества Адама о своей жене, к которому мы сейчас и перейдём.

ОТВЕТ ДЕВЯТЫЙ – Почему Адам говорит в своём пророчестве не о муже, а о любом человеке?

Ещё и ещё раз убеждаемся в том, что Писание ведёт нас по одному единственному пути. Если поставить вопрос – что больше семейная жизнь или жизнь вечная, то ответ будет очевиден. А значит пророчество, которое произносит Адам – и будета два в плоть едину, в символическом смысле относится к грядущему восстановлению человека душою и телом в жизнь будущего века. И потому образ целостного человека преобразившего себя для вечности, есть пример для брачного союза мужчины и женщины. Но не наоборот. Так как мы не можем сказать, что всем от рождения подходят семейные отношения. А если ещё раз вспомнить о монашествующих, то их женою (душою) становится Церковь, к которой они и прилепляются, вне зависимости от того, инок это или инокиня.

Но здесь открывается ещё один сокровенный смысл, приблизится к которому нам позволяют слова апостола Павла.

В послании к ефесянам Павел, использует для сравнения пророческие слова Адама – сего ради оставит человек отца своего и матерь и прелепится к жене своей, и будета два в плоть едину, а далее добавляет – тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и Церковь (Еф. 5:32).

Образ Христа как жениха, а Церкви как Его невесты, встречается кроме Евангелия (2Кор. 11:2) и в Ветхом Завете, например в поэтической книге Песня Песней. Это хорошо известное сравнение. Но в где же здесь тайна, на которую указывает апостол? Дело в том, что когда мы говорим о соединении Христа и Церкви – яже есть Тело Его (Еф. 1:23), то сталкиваемся с некоторыми затруднениями. А именно... Если мы хотим увидеть в определении Церкви как тела Христова нечто большее, чем просто библейский образ, мы должны решить вопрос, что есть душа и что есть тело Церкви.

Представление о теле Церкви как собрании всех верующих не может быть исчерпывающим, потому как оно не учитывает всех усопших в вере и покаянии, а также ангельские силы. Но слова апостола о великой тайне и прочтение образа жены в значении души человека, позволяют сказать, что телом Церкви является Сам Христос, который пребывает с ней неразлучно Святыми дарами, под видом вина и хлеба. Тогда как душою Церкви являются ее верные чада: живые, а также скончавшиеся в вере, и ангелы.

ВОПРОС ДЕСЯТЫЙ Почему Писание обращает внимание на наготу человека? И что непристойного могло быть в ней для мужа и жены?

И беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася.


Стыд присущ человеку за что-нибудь им содеянное. Или в том случае, когда возникают помыслы сделать что-либо не по совести. Считать же естественную наготу таковой мы не можем. Во-первых, потому что Бог сотворил Адаму именно жену, а во-вторых, никакого формального запрета к супружеским отношениям в раю не было. А значит доверие друг другу выражает здесь что-то вне физиологической сферы человека.

ОТВЕТ НА ДЕСЯТЫЙ вопрос выходит за рамки повествования второй главы Книги Бытия. Взаимоотношения Адама и жены приобретают своё дальнейшее раскрытие только в истории грехопадения. Поэтому, чтобы показать как символическое прочтение о сотворении души полностью согласуется с последующим словом Священного Писания, нам прийдётся перейти к некоторым выдержкам третьей главы.

И отверзошася очи обема, и разумеша, яко нази беша: и сшиста листвие смоковное, и сотвориста себе препоясания.

И услышаста глас Господа Бога ходяща в раи по полудни: и скрыстася Адам и жена его от лица Господа Бога посреде древа райского.

И призва Господь Бог Адама и рече ему: Адаме, где еси;

И рече ему: глас слышах Тебе ходяща в раи, и убояхся, яко наг есмь, и скрыхся.

И рече ему Бог: кто возвести тебе, яко наг еси, аще не бы от древа, егоже заповедах тебе сего единаго не ясти, от него ял еси;


Представление о наготе Адама и жены можно получить только из их ответов Богу. Иначе сказать, из их личного свидетельства о том, что они потеряли. Это позволит нам сделать вывод, что же они имели изначально.

Плод древа доброго и лукавого позволил Адаму и жене понять то, что они наги. Кажется такое знание достойно лишь сожаления. Но наказание, которое последовало за этим, говорит о том, что всё гораздо сложнее. И дело совсем не в преслушании заповеди, как обычно считается. Бог бы мог простить им это. Дело в тех изменениях, которое произошли в человеке с его душою и телом.

Цель создания помощника человеку, выражена самим Адамом – и будета два в плоть едину. Но именно единства теперь больше нет. Каждый шьёт свои препоясания, взяв от древа только то, что оно даёт, потрясающее знание – теперь каждый сам по себе. Это и означает – разумеша, яко нази беша. Человек осознает себя отдельно и неприкрыто. Отсюда вместо единства они увидели своё одиночество и приняли его в помысле. До преслушания заповеди им даже не приходило на ум, что есть место, где кончается твоё я и начинается кто-то другой, иначе сказать, они были открыты друг для друга.

Познание доброго и лукавого ведёт к обособлению и изоляции. Это не два предмета: в первом случае добро, а в следующем лукавство. В раю было только одно такое древо и человек получил только один результат. И здесь вновь будет уместно вспомнить слова преподобного отца Серафима – «Лишь ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа». Это означает, что любое добро, совершённое не ради Бога, а содеянное само по себе, лукаво. Жена увидела яко добро древо в снедь и яко угодно очима видети и красно есть, еже разумети, то есть получила массу положительных впечатлений и при этом ни одной мысли о Боге. А в результате, Адам увидел своё древо, приобрёл свой взгляд на красоту и свой опыт познания.

Такое прочтение поможет решить ОДИННАДЦАТЫЙ ВОПРОС как в раю оказались шкуры животных, в которые Бог одевает Адама и жену?

И сотвори Господь Бог Адаму и жене его ризы кожаны, и облече их.

Если есть шкуры, значит были когда-то и животные. Но кто и когда их умертвил и выделал кожи? Вопрос, конечно, относится к буквальному прочтению.

ОТВЕТ может получить каждый, если пожелает рассмотреть собственную душу… Человек по грехопадении в нынешнем духовном состоянии не может созерцать своё устроение. Душа скрыта от нас за всепоглощающим доминированием плоти. Теперь человеку, чтобы увидеть душу – снять кожаные ризы, необходим подвиг самоотречения. Только аскетический опыт и покаяние помогает подвижнику стать нагим и не стыдится собственной души.

ВОПРОС ДВЕНАДЦАТЫЙ где был Адам, когда жена разговаривала со змеем?

И рече змий жене: что яко рече Бог: да не ясте от всякого древа райского;

И рече жена змию: от всякого древа райского ясти будем: от плода же древа, еже есть посреде рая, рече Бог, да не ясте от него, ниже прикоснетеся ему, да не умрете.


Может показаться, что вопрос о местонахождении Адама надуманный. Но это не так. Откровение не терпит пустоты. И если для нас оставили явную неопределённость, то она должна быть заполнена однозначным смыслом. Иначе мы не понимаем услышанного.

ОТВЕТ – Адам и его душа были ещё едины. Поэтому вопрос о том, где он был решается в самом контексте верного прочтения.

ВОПРОС ТРИНАДЦАТЫЙ Почему же тогда со змеем беседу ведёт жена, а не сам Адам?

ОТВЕТ начинается с определения того, что должен был делать человек в раю. Нам сказано:

И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити.

От кого должен был охранять рай человек? Ответ – от собственной чувственной природы сердца. Но из чего это следует?

Бог не создавал в раю гадов пресмыкающихся по земле. И они не получают имён, подобно скотам, которых Бог также не создавал, но сам Адам распознал в себе разумное естество и дал ему имя. Для гадов имени у него не нашлось. Это также является ответом на вопрос – как змей попал в рай? Дело в том, что змей не проникал в рай, он был там с Адамом, потому как любой человек имеет чувственное сердце, которое и должен беречь. Каждый из нас имеет различные чувства, но выразить их в слове до конца невозможно. Мы пользуемся лишь приближёнными обозначениями нашего сердечного расположения.

По учению святых отцов человек воспринимает чувственные помыслы в духе. Сами по себе помыслы ещё не содержат греха, какими бы они не были, и происходят от различных причин. Важно то, какого духа человек и как он их интерпретирует. Душа же производит соответствующий духовному ведению человека волевой импульс, который даёт начало размышлению, а затем и воплощению задуманного. То есть реализация или наоборот противодействие помыслу зависит от того, как его воспринимает душа человека в духе.

Духовным ведением Адама была заповедь Божия о древе познания доброго и лукавого. Но он не уберёг свою душу от собеседования с чувственными помыслами. Адам не знал своего сердца и промолчал. Если в том его вина? Её могло бы не быть в том случае, когда бы он покаялся перед Богом, ведь Господь Сам искал его. Но этого не произошло. А значит он наказан справедливо.

ВОПРОС ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ Почему в словах Бога к змею, говорится о семени жены, хотя такого, как мы знаем нет?

И рече Господь Бог змию: яко сотворил еси сие, проклят ты от (паче) всех скотов и от всех зверей земных: на персех твоих и чреве ходити будеши, и землю снеси вся дни живота твоего: и вражду положу между тобою и женою, и между семенем твоим и между семенем тоя: той твою блюсти будет (сотрет) главу, и ты блюсти будеши его пяту.

ОТВЕТ – Под семенем жены, а Откровение говорит о Нём в единственном числе, святые отцы единодушно понимают образ Спасителя, который одолеет – сотрет главу змея. Но в самом образе, как видим, прослеживается более духовная, нежели физиологическая составляющая. Пресвятая Дева Мария родила не только Сына Божия, но и человека с телом и душою. Здесь в значении семени подразумевается безгрешная душа Иисуса Христа. И хотя Он не погрешил и телесно, но слова к змею – ты будешь блюсти его пяту, относятся к поиску земных пристрастий Спасителя. Пята – символический член тела, посредством которого душа соединяется с земными чувствами.

ВОПРОС ПЯТНАДЦАТЫЙ В словах обращенных к жене Господь говорит о болезнях в родах. Можно ли предположить, что до грехопадения деторождение могло быть безболезненным?

И жене рече: умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя: в болезнех родиши чада,

ОТВЕТ – Писание говорит о рождении души в жизнь будущего века. Мучение, на которое обрекает себя человек на протяжении всей жизни и всей мировой истории, несопоставимо с болями при рождении ребенка. Поэтому сравнение того, что могло бы быть и того, что есть сейчас у женщины в родах, некорректно. Сеется тело душевное, востает тело духовное (1Кор. 15:44).

ВОПРОС ШЕСТНАДЦАТЫЙ Теперь женщина во всём должна быть подчинена мужу? Разве бывает так?

и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет.

ОТВЕТ – Душа-жена по грехопадении впадает в зависимость от тела. Будущее души зависит от её плотской жизни. Только в этом смысле муж и обладает женою, как тело обладает душой. Но кроме этого, душа часто сама, против своей воли, стремится к тому, чего желает тело. Поэтому аскетическая практика помогает освободить силы души от чрезмерной власти тела. В этом смысл подвига поста, послушания и нестяжания.

ВОПРОС СЕМНАДЦАТЫЙ Почему Адам стал подобен богам?

И рече Бог: се, Адам бысть яко един от нас, еже разумети доброе и лукавое: и ныне да не когда прострет руку свою и возмет от древа жизни и снест, и жив будет во век.

ОТВЕТ – Однозначного ответа на вопрос о божественном достоинстве Адама сегодня получить невозможно, так как здесь идёт речь о событиях, которые ещё не произошли.

Никакого указания на богоподобие Адама после свершившегося грехопадения быть не может. Слова – се, Адам бысть яко един от Нас, относятся к человечеству вообще. Наименование «Адам» есть собирательное обозначение нашей земной природы. Смысл же этих слов говорит о действительном познании доброго и лукавого как результате усилий цивилизации создании абсолютно свободной личности, что в последние времена явится свидетельством полноты постижения человеком творения вне Божественного промысла Создателя.

Человек встал на путь индивидуального познания. Первые результаты были очень скромными, но свойство разума таково, что ему обязательно требуется дойти до последней черты. Адам никогда и ни за что не остановится. И чтобы не случилось в истории, финал станет таким же, как и начало, с той лишь разницей, что скрываться от Бога будет уже некуда – тогда начнут глаголати горам: падите на ны: и холмом: покройте ны (Лк. 23:30). Это и будет тем изгнанием, о котором пророчески свидетельствует потеря рая Адамом, то есть общей утратой человечеством земного бытия и мира в целом. Мы не знаем сегодня, что поставит человека в одном шаге от древа жизни, но однозначно можем сказать о целях «познания». Мудрый змей почти не обманул – будете яко бози, ведяще доброе и лукавое, и Бог засвидетельствует это.

ВОПРОС ВОСЕМНАДЦАТЫЙ Почему трижды было сказано, что Адам покинул рай, но нигде не упоминается Ева?

Возвращаясь к тексту, нас должно заинтересовать, отчего имя Адам стоит в единственном числе, то есть по каким причинам Господь не упоминает жену.

И изна его Господь Бог из рая сладости делати землю, от неяже взят бысть.

И изрину Адама,

И всели его прямо рая сладости:

И пристави херувима, и пламенное оружие обращаемое, хранити путь древа жизни.


ОТВЕТ – Душа после грехопадения крепко связана с телом. Адамово изгнание означает потерю рая и для жены. Но с другой стороны, отсутствие слова о её удалении говорит о следовании за мужем по принуждению. То есть, если душа возжелает вернуться в рай, ей необходимо преодолеть рабскую зависимость от собственной плоти, чувств, разума.

Бог не скрывается от человека, который желает к Нему идти. Но прикоснуться к Небесному Создателю можно только душою. И потому упоминания имени Жизнь (Ева) в этом пророчестве нет. Христос говорит – чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5:8). Душа человека ещё здесь, в земной жизни может обрести познание богообщения. Войти же в вечную жизнь телом может только тот, кто соединился со Христом – иже плоть свою распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5:24). Для нас Он есть путь и истина и живот (Ин. 14:6).



И ещё один вопрос, теперь уже к аудитории форума. Есть ли у вас ещё сомнения какой способ прочтения истории творения предпочтительнее, буквальный или символический? Если сомнения остались, пишите, разберём их. Буду рад вашей поддержке.
 
Крещён в Православии
Евгений, в Библии мало символизма.

Идиомы, которые используются в Библии, по сути, - не символичны. Это хорошо известные в то время идиомы; а идиомы служат чтоб объяснить непростые понятия, требующие разъяснения, иногда длительного, коротким и ясным понятием. В идиомах нельзя опираться на одно слово, например слово "кость", или слово "ребро".

Понимаете, когда человек, например, долго не видевший другого, приходит к последнему домой, он может в ответ на приветствие, открывшему дверь, услышать "ты ли это?", и в ответ сказать "кость от костей своих", т.е. как утверждение: "да, это я сам". Это идиома, но она совсем не символична. Слова "кость от костей своих" могут быть сказаны даже без всякого встречного вопроса, просто как ответ на вопросительный взгляд. И имея в виду эту идиому, и само слово "кость", совсем без символизма, можно очень многое объяснить. Вот видит Адам жену свою и говорит про жену: "кость от костей моея", т.е. это означает, что Адам видит самого себя в другой личности, с которой может общаться. И не отождествлять свою жену, как что-то отличное от самого себя. Вроде, как по-прежнему целый (целостный, холостичный) человек, а не один, т.е. не одинокий.
 
Православный христианин

Душа, Жена, Ева (Жизнь) - ?​

Я бы советовал вам прежде изучить:


В этих темах, это скажем так рассмотрено по нескольку раз.
 
Православный христианин
Евгений, в Библии мало символизма.
Благодарю, Павел, за комментарий. Но это по меньшей мере странное утверждение. Как то совсем не вяжется с тем, что - все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им (Мф. 13:34).
Идиомы, которые используются в Библии, по сути, - не символичны. Это хорошо известные в то время идиомы; а идиомы служат чтоб объяснить непростые понятия, требующие разъяснения, иногда длительного, коротким и ясным понятием. В идиомах нельзя опираться на одно слово, например слово "кость", или слово "ребро".

Понимаете, когда человек, например, долго не видевший другого, приходит к последнему домой, он может в ответ на приветствие, открывшему дверь, услышать "ты ли это?", и в ответ сказать "кость от костей своих", т.е. как утверждение: "да, это я сам". Это идиома, но она совсем не символична. Слова "кость от костей своих" могут быть сказаны даже без всякого встречного вопроса, просто как ответ на вопросительный взгляд. И имея в виду эту идиому, и само слово "кость", совсем без символизма, можно очень многое объяснить. Вот видит Адам жену свою и говорит про жену: "кость от костей моея", т.е. это означает, что Адам видит самого себя в другой личности, с которой может общаться. И не отождествлять свою жену, как что-то отличное от самого себя. Вроде, как по-прежнему целый (целостный, холостичный) человек, а не один, т.е. не одинокий.
Данное замечание мне больше понятно. Но вот какое дело, не подумайте, что я придираюсь к словам. Вы пишите - «в то время», видимо, имея в виду событие формирования текста Книги Бытия, не учитывая, при этом, что Откровение обладает вневременным характером. Бог обращается в Священном Писании ко всему человечеству, и потому язык пророка универсален, особенно в таком важном предмете как основы бытия.

Конечно, идиомы встречаются. И некоторые особо оговариваются. Например – неужели и Саул во пророках (1 Цар. 10:12). Другие нам совершенно не понятны, вроде сопоставления верблюда и иглиного ушка. Толкования сильно разнятся.

Здесь же важна целостность и единство прочтения. Как можно сравнивать зверей, птиц и человека на одном уровне. Зачем? Писание нас подводит к тому, чтобы мы обратили на это внимание.

А то что жена одно целое с Адамом, как душа с телом, так это и есть предмет этой идиомы. Никаких противоречий.
 
Крещён в Православии
Благодарю, Павел, за комментарий. Но это по меньшей мере странное утверждение. Как то совсем не вяжется с тем, что - все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им (Мф. 13:34).
В притчах, сказанных Господом, нет символизма. И иносказания никакого нет. Притчи - истории из жизни; истории поучительные, заставляющие посмотреть на ту или иную проблему с той стороны, о которой человек и не подозревает. Но в историях этих - нет символизма; я, читая Библию, практически его не вижу.
Другие нам совершенно не понятны, вроде сопоставления верблюда и иглиного ушка. Толкования сильно разнятся.
Все понятно, и толкование одно. Нужно только помнить. что речь о верблюде - животном, а не о канате-веревке, ссылка.
А "игольное ушко" - проем в городской стене. На ночь городские ворота запирались, а опоздавшие путники, чтоб не ночевать за пределами города могли попасть в город через этот проем. Никакую поклажу при этом взять с собой не удастся: "угольное ушко" круглосуточно охранялось.

.
3dfad7b5b22228a97df5f892f073b096.jpeg
 
Православный христианин
Павел, любая крайность это слабо защищённая и непродуктивная позиция. Вы хотите сказать, что слова Христа – вы соль земли (Мф. 5:13), используются для усиления значимости. Без соли всякая пища не имеет вкуса, её мало, она ценна, и она изменяет вкус всего блюда. И прочее. По-вашему, это и есть способ максимального раскрытия данного образа.

Но почему вы лишаете этой силы само Священное Писание? Язык Откровения является той солью, в проявлении свойств которого в этом мире, мы понимаем истинное значение Евангелия. То есть именно в широте символического прочтения и реального подтверждения Слова Божия мы видим правильное отображение невидимой духовной составляющей нашей жизни. Перечень символов может быть огромен.

Вот вам работа святителя Николая Сербского, по сути словарь библейских символов –
Символы и сигналы

Из наших современников можно привести в пример труды Евгения Андреевича Авдеенко. У него символическое мышление, вообще, неразрывно связно с верой. «Символ это мост к иной реальности. Одна часть моста стоит на этом берегу, и мы её видим, а другая часть моста стоит на другом берегу, и мы её не видим». А единство символического языка Ветхого и Нового Завета (и он это подробно доказывает), есть драгоценная возможность толкования библейской истории.

Из академических исследований - В.Я. Саврей. Сравнение александрийской и антиохийской школ подхода к толкованию Священного Писания. Тут тоже речь идёт о символизме.

Примеров множество…

Что же касается работы, представленной в этой теме, то её значение состоит в том, что показано не просто символическое прочтение Книги Бытия, а обосновано положение каждого слова в тексте. Ничего не осталось за скобками. Поэтому и пришлось говорить так подробно. Священное Писание выражает свою мысль с математической точностью. При этом я уверен в правильности данного подхода собственно потому, что ничего моего в этом толковании нет. Я просто перевел текст с символического языка Библии. И всё. Теперь есть возможность обоснования с позиций Священного Писания того, что в христианском мировоззрении практически отсутствует, а именно антропологии. В догматике о Боге сказано гораздо более определённо, чем о человеке. Себя мы совсем ещё не знаем.

Книга Бытия это самая настоящая притча. Символическая, образная, иносказательная. И хотя никаких подтверждений, что это реальная история у нас нет, возможно, всё так и было. Но буквальное прочтение ничего кроме назидательного пересказа не даёт. Вне правильного символического понимания образ не работает. Остаётся только «поучительная история». А нам необходимы внутренние перемены. Найти же путь к себе самостоятельно, как показывает время, человеку не удалось. Для этого необходимо Откровение. Звери, скоты, птицы суть символы устроения человеческого естества. Благословение Господа – растите и множитесь, и обладайте рыбами… птицами… и прочее, есть слово о телесном и духовном единстве человека. Лучшего образного примера для этого сравнения не найти.
 
Православный христианин
В притчах, сказанных Господом, нет символизма. И иносказания никакого нет. Притчи - истории из жизни; истории поучительные, заставляющие посмотреть на ту или иную проблему с той стороны, о которой человек и не подозревает. Но в историях этих - нет символизма; я, читая Библию, практически его не вижу.

Все понятно, и толкование одно. Нужно только помнить. что речь о верблюде - животном, а не о канате-веревке, ссылка.
А "игольное ушко" - проем в городской стене. На ночь городские ворота запирались, а опоздавшие путники, чтоб не ночевать за пределами города могли попасть в город через этот проем. Никакую поклажу при этом взять с собой не удастся: "угольное ушко" круглосуточно охранялось.

.
3dfad7b5b22228a97df5f892f073b096.jpeg
Это архимандрит Капустин так решил, что это "игольное ушко"

вот тут по этой теме:

c 28:06 минуты
https://vk.com/videos-1055814?q=кузнецова&z=video-1055814_456240022/club1055814

с 37:03 минуты
https://www.youtube.com/watch?v=kMCstYbKHCo&feature=emb_logo&ab_channel=Библиотекаим.Н.А.Н%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0

с 19:32 минуты
https://www.youtube.com/watch?v=mBw04PPPGVE&t=1172s&ab_channel=varlamov
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
... вот тут по этой теме ...
Не по теме. Я прослушал. Валентина Кузнецова говорит о буквальном "угольном ушке" (отверстие на иголке для ниток). Но тогда нужно и канат-веревку брать за основу. Но в Евангелиях сказано о животном - верблюде, а не о толстой веревке. Андрей Десницкий говорит о какой-то "ошибке переписчика". В трех Евангелиях одна и та же "ошибка переписчика"? Да ладно!
... Целостность символического прочтения истории творения однозначно свидетельствует о верности выбранного пути ...
... Буквальном и символическом, или по другому, образном ...
Евгений, может быть Вы имеете в виду то, что в изложении Писания используются метафоры?
Под словом "символизм" я понимаю нечто другое. Думаю, что и Вы не сторонник "гематрии", например. Ведь символизм - это скрытый смысл, неясный; смысл, понятный немногим. Но ведь сказано: "Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его" (Ис. 48:16); "Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего", (Ин. 18:20).

Символизм - способ изложения для избранных; такой, чтоб другие не поняли (т.е. не поняли не посвященные в некую тайну). А метафора применяется там, где нужно чтоб поняли все.
 
Православный христианин
Не по теме. Я прослушал. Валентина Кузнецова говорит о буквальном "угольном ушке" (отверстие на иголке для ниток). Но тогда нужно и канат-веревку брать за основу. Но в Евангелиях сказано о животном - верблюде, а не о толстой веревке. Андрей Десницкий говорит о какой-то "ошибке переписчика". В трех Евангелиях одна и та же "ошибка переписчика"? Да ладно!
По этому это не ошибка и там "верблюд" и "игольное ушко".
 
Последнее редактирование:
Сверху