Что значит: в образе?

Православный христианин
Феодорит Кирский: «Иной же найдет в человеческой душе и другое еще более точное подобие, потому что имеет она в себе и разумную и жизненную силу. Ум рождает слово, со словом же исходит дух, не рождаемый, подобно слову, но всегда сопровождающий слово, исходящий вместе с рождаемым словом. Впрочем, в человеке это бывает только как в образе, а потому и слово и дух не самодеятельны»

Не очень понятно последнее предложение из цитаты. Прошу разъяснения.
 
Православный христианин
Не самодеятельные - не имеющие ипостаси, как в Святой Троице: Ум - Отец, Слово - Сын, Жизненная сила - Святой Дух.
 
Православный христианин
Не по сущности, а по образу в способе существования. То есть человек не по сущности Бог, а по образу существования Святой Троицы.
Что значит по образу существования Пресвятой Троицы?
Каков этот образ?
 
Православный христианин
Что значит по образу существования Пресвятой Троицы?
Каков этот образ?
Душа, как сущность, имеет силы: ум, который рождает слово и изводит животворящий дух. У души ум - мыслительная сила, слово - разумная сила, животворящий дух - жизненная сила для тела.

Это и есть образ единосущной Святой Троицы.
Образ есть то, что повторено как схожее по бытию, но не схожее по сущности (природе).

Свт. Григорий Палама.
"39. [Следовательно], только одно умное и разумное естество души обладает и умом, и словом, и животворящим духом; только оно одно, более чем нетелесные Ангелы, было создано Богом по образу Его. И это обладание образом неизменно, хотя естество сие может не осознавать своего достоинства, мысля и живя недостойно Создавшего его по Своему образу. Так и после прародительского преступления в раю, [происшедшего вследствие вкушения] от древа, когда до телесной смерти мы подверглись смерти душевной, которая есть отделение от Бога, мы, отвергнув [житие] по божественному подобию, не лишились [жизни] по образу. Поэтому если душа возненавидит [свою] связь с худшим и прилепится любовью к Лучшему, подчиняясь Ему делами и способами [осуществления] добродетели, то она просвещается этим Лучшим и облагораживается Им, улучшаясь и убеждаясь Его советами и увещаниями, благодаря которым она получает подлинно вечную жизнь. Через эту жизнь она делает бессмертным и соединенное с ней тело, которое в [определенное] время обретет обещанное воскресение и станет причастным вечной славе. Однако если душа не отвергнет [свою] связь с худшим и не откажется от подчинения ему, которым она бесчестит и предает позору образ Божий, то она отчуждается и удаляется от подлинного блаженства Божия и истинной жизни, поскольку, как сама прежде оставившая Лучшее, справедливо бывает покинута Им.

40. Троическое естество, следующее за высочайшей Троицей, более всех других [тварных существ] созданное по Ее образу, а именно – умное, разумное и духовное естество, то есть человеческая душа, должно сохранять свой чин и быть ниже одного только Бога; ...".
 
Православный христианин
Душа, как сущность, имеет силы: ум, который рождает слово и изводит животворящий дух. У души ум - мыслительная сила, слово - разумная сила, животворящий дух - жизненная сила для тела.

Это и есть образ единосущной Святой Троицы.
Образ есть то, что повторено как схожее по бытию, но не схожее по сущности (природе).

Свт. Григорий Палама.
"39. [Следовательно], только одно умное и разумное естество души обладает и умом, и словом, и животворящим духом; только оно одно, более чем нетелесные Ангелы, было создано Богом по образу Его. И это обладание образом неизменно, хотя естество сие может не осознавать своего достоинства, мысля и живя недостойно Создавшего его по Своему образу. Так и после прародительского преступления в раю, [происшедшего вследствие вкушения] от древа, когда до телесной смерти мы подверглись смерти душевной, которая есть отделение от Бога, мы, отвергнув [житие] по божественному подобию, не лишились [жизни] по образу. Поэтому если душа возненавидит [свою] связь с худшим и прилепится любовью к Лучшему, подчиняясь Ему делами и способами [осуществления] добродетели, то она просвещается этим Лучшим и облагораживается Им, улучшаясь и убеждаясь Его советами и увещаниями, благодаря которым она получает подлинно вечную жизнь. Через эту жизнь она делает бессмертным и соединенное с ней тело, которое в [определенное] время обретет обещанное воскресение и станет причастным вечной славе. Однако если душа не отвергнет [свою] связь с худшим и не откажется от подчинения ему, которым она бесчестит и предает позору образ Божий, то она отчуждается и удаляется от подлинного блаженства Божия и истинной жизни, поскольку, как сама прежде оставившая Лучшее, справедливо бывает покинута Им.

40. Троическое естество, следующее за высочайшей Троицей, более всех других [тварных существ] созданное по Ее образу, а именно – умное, разумное и духовное естество, то есть человеческая душа, должно сохранять свой чин и быть ниже одного только Бога; ...".
Вячеслав, здесь мне кажется всё-таки описано "по подобию" как "по образу". Возможно, неточности перевода.
"По подобию" - это качества, добродетели.
"По образу" - описание вида, формы, свойств.
Предположим, сие описание "по образу".
Что тогда "по подобию"?
 
Православный христианин
Вячеслав, здесь мне кажется всё-таки описано "по подобию" как "по образу". Возможно, неточности перевода.
"По подобию" - это качества, добродетели.
"По образу" - описание вида, формы, свойств.
Предположим, сие описание "по образу".
Что тогда "по подобию"?
По подобию - это по деланию добра.
Адам был создан по образу Святой Троицы и должен был уподобится в делании добра через заповедь.
Я Вам еще больше скажу, что Адам создан по образу Иисуса Христа как сложная ипостась в двух природах: души и тела.
 
Православный христианин
По подобию - это по деланию добра.
Адам был создан по образу Святой Троицы и должен был уподобится в делании добра через заповедь.
Я Вам еще больше скажу, что Адам создан по образу Иисуса Христа как сложная ипостась в двух природах: души и тела.
Делание добра - это качество, добродетель. У Паламы относится как по образу: “способами [осуществления] добродетели, то она просвещается этим Лучшим".

У Адама было третья составляющая - дух, вдохнутый Богом.
 
Православный христианин
Делание добра - это качество, добродетель.
Качество и добродетель как состояние.
У Паламы относится как по образу: “способами [осуществления] добродетели, то она просвещается этим Лучшим".
Вам привел слова святителя Григория Паламы, которыми он свидетельствует, что душа человека создана по образу Святой Троицы. Слова, которые Вы привели относиться к уподоблению в делании добра, которым душа освящается.
У Адама было третья составляющая - дух, вдохнутый Богом.
Дух, вдохнутый Богом - это о создании благодатной души человека.
Свт. Иоанн Златоуст: «И вдуну, – говорит, – в лице его дыхание жизни». То есть, вдуновение сообщило созданному из земли жизненную силу и так образовалось существо души".

Адам создан из двух природ в одной ипостаси. Это образ Иисуса Христа.
У Вас Адам двух природный или трех природный?
 
Православный христианин
Качество и добродетель как состояние.

Вам привел слова святителя Григория Паламы, которыми он свидетельствует, что душа человека создана по образу Святой Троицы. Слова, которые Вы привели относиться к уподоблению в делании добра, которым душа освящается.

Дух, вдохнутый Богом - это о создании благодатной души человека.
Свт. Иоанн Златоуст: «И вдуну, – говорит, – в лице его дыхание жизни». То есть, вдуновение сообщило созданному из земли жизненную силу и так образовалось существо души".

Адам создан из двух природ в одной ипостаси. Это образ Иисуса Христа.
У Вас Адам двух природный или трех природный?
У всех с.о. говорится о душе животной, пока Бог не вдохнул дух в разумную часть души - это способность к творчеству, непрерывное развитие ума в науках и т.д.

Но хочу вернуться к образу. (Условно отнесём добродетели к подобию)
Что значит "в образе"?
На мой взгляд, сие спектр чувств и состояний.

Адам - трёхсоставный (дух, душа и тело).
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
У всех с.о. говорится о душе животной, пока Бог не вдохнул дух в разумную часть души - это способность к творчеству, непрерывное развитие ума в науках и т.д.
У Вас Адам из двух природ или иначе?
Но хочу вернуться к образу. (Условно отнесём добродетели к подобию)
Чего ради? Образ Бога имеет душа. Причем здесь добродетель?
Что значит "в образе"?
На мой взгляд, сие спектр чувств и состояний.
Ваш взгляд ошибочный.
Адам - трёхсоставный (дух, душа и тело).
Трехсоставный - это трехприродный или двухприродный?

Полагаю, что обмен мнениями состоялся. Дольше обсуждать Ваш вопрос не вижу смысла.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
У Вас Адам из двух природ или иначе?

Чего ради? Образ Бога имеет душа. Причем здесь добродетель?

Ваш взгляд ошибочный.

Трехсоставный - это трехприродный или двухприродный?

Полагаю, что обмен мнениями состоялся. Дольше обсуждать Ваш вопрос не вижу смысла.
Две природы имеет дух человека - божественную и человеческую.
До грехопадения у Адама властвовала божественная природа духа, после - человеческая, божественная природа ушла внутрь, но не глубоко. Адам мог беседовать с Богом и за пределами Рая.
У потомков, по мере умножения грехов, связь с духовным уходила дальше и дальше.

Да, согласна, пора заканчивать, пока опять не разругались.
 
Православный христианин
Две природы имеет дух человека - божественную и человеческую.
До грехопадения у Адама властвовала божественная природа духа, после - человеческая, божественная природа ушла внутрь, но не глубоко. Адам мог беседовать с Богом и за пределами Рая.
У потомков, по мере умножения грехов, связь с духовным уходила дальше и дальше.
То, что Вы написали, не имеет ничего общего с православной верой.
 
Православный христианин
То, что Вы написали, не имеет ничего общего с православной верой.
Исключительно по с.о. писала.
Если ваша вера основывается не на них, а на новых течениях нью-эйджа, ваше право - верить во что угодно..
 
Православный христианин
Опять принялись обвинять в ересях? Вашу схему я разгадала ещё на третьем диологе..
Сначала обвиняете в ереси, даже не заглядывая в предоставленные цитаты и аргументы. Затем, видимо, забываете и начинаете в качестве доказательств цитировать те же высказывания. Это какое-то отклонение у вас. Как в притче человека под деревом - каждый видел в нём того, кем был сам. А это был всего лишь человек под деревом.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Опять принялись обвиненять в ересях? Вашу схему я разгадала ещё на третьем диологе..
Сначала обвиняете в ереси, даже не заглядывая в предоставленные цитаты и аргументы. Затем, видимо, забываете и начинаете в качестве доказательств цитировать те же высказывания. Это какое-то отклонение у вас. Как в притче человека под деревом - каждый видел в нём того, кем был сам. А это был всего лишь человек под деревом.
Я не обвиняю, а констатирую, что Вы пишите ереси и врете, прикрывая свое вранье святыми отцами Церкви.
 
Православный христианин
Я не обвиняю, а констатирую, что Вы пишите ереси и врете, прикрывая свое вранье святыми отцами Церкви.
Если современный человек чувствует себя особенно умным и умудренным, когда ничто не способно его удивить, поскольку для этого он уже слишком опытен и умудрен (нас не проведешь! видали мы и не такое!), и бытовое представление о мудрости совпадает с идеей «тертого калача» и «стреляного воробья», то классическая мысль об уме противоположна. Мудрец, говорит Аристотель, это тот, кто, несмотря на всё, не утратил способности изумляться. Изумление (и восхищение) — вот начало мудрости: так думали греческие философы. Можно решить, что библейская мысль о начале мудрости другая: как известно, «Начало мудрости — страх Господень» (Пс 110:10). Но этот страх — не страх перед некоей карающей инстанцией; он полон изумления и восхищения. «Дивны дела Твои, Господи, и душа моя знает зело» (Пс 138:14). Вспоминая о «систематическом сомнении», мы можем предложить такое дополняющее его изречение: admirari humanum est, «изумляться — в природе человека». Возможно, именно это в его природе per excellence. В природе человека разумного. Предел человеческого познания, как ее видит Гёте-натуралист, — восхищенное изумление: «Zum Erstaunen bin ich da». Я здесь, чтобы изумляться. Я здесь, чтобы после всех опытов и изысканий сказать: «Как изумительно это всё!» После долгих исследований и наблюдений (например, в области оптики или теории цвета) гётевская мысль достигает встречи с «прафеноменом» — и здесь в изумлении останавливается. Философская мысль, метафизическая мысль (и, в случае Гёте, естественно-научная мысль) питаются изумлением. Изумление — исходная точка этого опыта и точка его назначения: встреча лицом к лицу с чудом и тайной вселенной.

Ольга Седакова. "В защиту разума"
 
Православный христианин
«Начало мудрости — страх Господень» (Пс 110:10).
Вот меня и изумляет, и удивляет, что Вы не боитесь Господа, когда несете всякую не православную ахинею, при этом еще и врете, что также писали святые отцы Церкви.

Вышел из обсуждения данной темы.
 
Сверху