Что значит: в образе?

Православный христианин
Феодорит Кирский: «Иной же найдет в человеческой душе и другое еще более точное подобие, потому что имеет она в себе и разумную и жизненную силу. Ум рождает слово, со словом же исходит дух, не рождаемый, подобно слову, но всегда сопровождающий слово, исходящий вместе с рождаемым словом. Впрочем, в человеке это бывает только как в образе, а потому и слово и дух не самодеятельны»

Не очень понятно последнее предложение из цитаты. Прошу разъяснения.
 
Крещён в Православии
Не самодеятельные - не имеющие ипостаси, как в Святой Троице: Ум - Отец, Слово - Сын, Жизненная сила - Святой Дух.
 
Православный христианин
Не по сущности, а по образу в способе существования. То есть человек не по сущности Бог, а по образу существования Святой Троицы.
Что значит по образу существования Пресвятой Троицы?
Каков этот образ?
 
Крещён в Православии
Что значит по образу существования Пресвятой Троицы?
Каков этот образ?
Душа, как сущность, имеет силы: ум, который рождает слово и изводит животворящий дух. У души ум - мыслительная сила, слово - разумная сила, животворящий дух - жизненная сила для тела.

Это и есть образ единосущной Святой Троицы.
Образ есть то, что повторено как схожее по бытию, но не схожее по сущности (природе).

Свт. Григорий Палама.
"39. [Следовательно], только одно умное и разумное естество души обладает и умом, и словом, и животворящим духом; только оно одно, более чем нетелесные Ангелы, было создано Богом по образу Его. И это обладание образом неизменно, хотя естество сие может не осознавать своего достоинства, мысля и живя недостойно Создавшего его по Своему образу. Так и после прародительского преступления в раю, [происшедшего вследствие вкушения] от древа, когда до телесной смерти мы подверглись смерти душевной, которая есть отделение от Бога, мы, отвергнув [житие] по божественному подобию, не лишились [жизни] по образу. Поэтому если душа возненавидит [свою] связь с худшим и прилепится любовью к Лучшему, подчиняясь Ему делами и способами [осуществления] добродетели, то она просвещается этим Лучшим и облагораживается Им, улучшаясь и убеждаясь Его советами и увещаниями, благодаря которым она получает подлинно вечную жизнь. Через эту жизнь она делает бессмертным и соединенное с ней тело, которое в [определенное] время обретет обещанное воскресение и станет причастным вечной славе. Однако если душа не отвергнет [свою] связь с худшим и не откажется от подчинения ему, которым она бесчестит и предает позору образ Божий, то она отчуждается и удаляется от подлинного блаженства Божия и истинной жизни, поскольку, как сама прежде оставившая Лучшее, справедливо бывает покинута Им.

40. Троическое естество, следующее за высочайшей Троицей, более всех других [тварных существ] созданное по Ее образу, а именно – умное, разумное и духовное естество, то есть человеческая душа, должно сохранять свой чин и быть ниже одного только Бога; ...".
 
Православный христианин
Душа, как сущность, имеет силы: ум, который рождает слово и изводит животворящий дух. У души ум - мыслительная сила, слово - разумная сила, животворящий дух - жизненная сила для тела.

Это и есть образ единосущной Святой Троицы.
Образ есть то, что повторено как схожее по бытию, но не схожее по сущности (природе).

Свт. Григорий Палама.
"39. [Следовательно], только одно умное и разумное естество души обладает и умом, и словом, и животворящим духом; только оно одно, более чем нетелесные Ангелы, было создано Богом по образу Его. И это обладание образом неизменно, хотя естество сие может не осознавать своего достоинства, мысля и живя недостойно Создавшего его по Своему образу. Так и после прародительского преступления в раю, [происшедшего вследствие вкушения] от древа, когда до телесной смерти мы подверглись смерти душевной, которая есть отделение от Бога, мы, отвергнув [житие] по божественному подобию, не лишились [жизни] по образу. Поэтому если душа возненавидит [свою] связь с худшим и прилепится любовью к Лучшему, подчиняясь Ему делами и способами [осуществления] добродетели, то она просвещается этим Лучшим и облагораживается Им, улучшаясь и убеждаясь Его советами и увещаниями, благодаря которым она получает подлинно вечную жизнь. Через эту жизнь она делает бессмертным и соединенное с ней тело, которое в [определенное] время обретет обещанное воскресение и станет причастным вечной славе. Однако если душа не отвергнет [свою] связь с худшим и не откажется от подчинения ему, которым она бесчестит и предает позору образ Божий, то она отчуждается и удаляется от подлинного блаженства Божия и истинной жизни, поскольку, как сама прежде оставившая Лучшее, справедливо бывает покинута Им.

40. Троическое естество, следующее за высочайшей Троицей, более всех других [тварных существ] созданное по Ее образу, а именно – умное, разумное и духовное естество, то есть человеческая душа, должно сохранять свой чин и быть ниже одного только Бога; ...".
Вячеслав, здесь мне кажется всё-таки описано "по подобию" как "по образу". Возможно, неточности перевода.
"По подобию" - это качества, добродетели.
"По образу" - описание вида, формы, свойств.
Предположим, сие описание "по образу".
Что тогда "по подобию"?
 
Крещён в Православии
Вячеслав, здесь мне кажется всё-таки описано "по подобию" как "по образу". Возможно, неточности перевода.
"По подобию" - это качества, добродетели.
"По образу" - описание вида, формы, свойств.
Предположим, сие описание "по образу".
Что тогда "по подобию"?
По подобию - это по деланию добра.
Адам был создан по образу Святой Троицы и должен был уподобится в делании добра через заповедь.
Я Вам еще больше скажу, что Адам создан по образу Иисуса Христа как сложная ипостась в двух природах: души и тела.
 
Православный христианин
По подобию - это по деланию добра.
Адам был создан по образу Святой Троицы и должен был уподобится в делании добра через заповедь.
Я Вам еще больше скажу, что Адам создан по образу Иисуса Христа как сложная ипостась в двух природах: души и тела.
Делание добра - это качество, добродетель. У Паламы относится как по образу: “способами [осуществления] добродетели, то она просвещается этим Лучшим".

У Адама было третья составляющая - дух, вдохнутый Богом.
 
Крещён в Православии
Делание добра - это качество, добродетель.
Качество и добродетель как состояние.
У Паламы относится как по образу: “способами [осуществления] добродетели, то она просвещается этим Лучшим".
Вам привел слова святителя Григория Паламы, которыми он свидетельствует, что душа человека создана по образу Святой Троицы. Слова, которые Вы привели относиться к уподоблению в делании добра, которым душа освящается.
У Адама было третья составляющая - дух, вдохнутый Богом.
Дух, вдохнутый Богом - это о создании благодатной души человека.
Свт. Иоанн Златоуст: «И вдуну, – говорит, – в лице его дыхание жизни». То есть, вдуновение сообщило созданному из земли жизненную силу и так образовалось существо души".

Адам создан из двух природ в одной ипостаси. Это образ Иисуса Христа.
У Вас Адам двух природный или трех природный?
 
Православный христианин
Качество и добродетель как состояние.

Вам привел слова святителя Григория Паламы, которыми он свидетельствует, что душа человека создана по образу Святой Троицы. Слова, которые Вы привели относиться к уподоблению в делании добра, которым душа освящается.

Дух, вдохнутый Богом - это о создании благодатной души человека.
Свт. Иоанн Златоуст: «И вдуну, – говорит, – в лице его дыхание жизни». То есть, вдуновение сообщило созданному из земли жизненную силу и так образовалось существо души".

Адам создан из двух природ в одной ипостаси. Это образ Иисуса Христа.
У Вас Адам двух природный или трех природный?
У всех с.о. говорится о душе животной, пока Бог не вдохнул дух в разумную часть души - это способность к творчеству, непрерывное развитие ума в науках и т.д.

Но хочу вернуться к образу. (Условно отнесём добродетели к подобию)
Что значит "в образе"?
На мой взгляд, сие спектр чувств и состояний.

Адам - трёхсоставный (дух, душа и тело).
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
У всех с.о. говорится о душе животной, пока Бог не вдохнул дух в разумную часть души - это способность к творчеству, непрерывное развитие ума в науках и т.д.
У Вас Адам из двух природ или иначе?
Но хочу вернуться к образу. (Условно отнесём добродетели к подобию)
Чего ради? Образ Бога имеет душа. Причем здесь добродетель?
Что значит "в образе"?
На мой взгляд, сие спектр чувств и состояний.
Ваш взгляд ошибочный.
Адам - трёхсоставный (дух, душа и тело).
Трехсоставный - это трехприродный или двухприродный?

Полагаю, что обмен мнениями состоялся. Дольше обсуждать Ваш вопрос не вижу смысла.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
У Вас Адам из двух природ или иначе?

Чего ради? Образ Бога имеет душа. Причем здесь добродетель?

Ваш взгляд ошибочный.

Трехсоставный - это трехприродный или двухприродный?

Полагаю, что обмен мнениями состоялся. Дольше обсуждать Ваш вопрос не вижу смысла.
Две природы имеет дух человека - божественную и человеческую.
До грехопадения у Адама властвовала божественная природа духа, после - человеческая, божественная природа ушла внутрь, но не глубоко. Адам мог беседовать с Богом и за пределами Рая.
У потомков, по мере умножения грехов, связь с духовным уходила дальше и дальше.

Да, согласна, пора заканчивать, пока опять не разругались.
 
Крещён в Православии
Две природы имеет дух человека - божественную и человеческую.
До грехопадения у Адама властвовала божественная природа духа, после - человеческая, божественная природа ушла внутрь, но не глубоко. Адам мог беседовать с Богом и за пределами Рая.
У потомков, по мере умножения грехов, связь с духовным уходила дальше и дальше.
То, что Вы написали, не имеет ничего общего с православной верой.
 
Православный христианин
То, что Вы написали, не имеет ничего общего с православной верой.
Исключительно по с.о. писала.
Если ваша вера основывается не на них, а на новых течениях нью-эйджа, ваше право - верить во что угодно..
 
Православный христианин
Опять принялись обвинять в ересях? Вашу схему я разгадала ещё на третьем диологе..
Сначала обвиняете в ереси, даже не заглядывая в предоставленные цитаты и аргументы. Затем, видимо, забываете и начинаете в качестве доказательств цитировать те же высказывания. Это какое-то отклонение у вас. Как в притче человека под деревом - каждый видел в нём того, кем был сам. А это был всего лишь человек под деревом.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Опять принялись обвиненять в ересях? Вашу схему я разгадала ещё на третьем диологе..
Сначала обвиняете в ереси, даже не заглядывая в предоставленные цитаты и аргументы. Затем, видимо, забываете и начинаете в качестве доказательств цитировать те же высказывания. Это какое-то отклонение у вас. Как в притче человека под деревом - каждый видел в нём того, кем был сам. А это был всего лишь человек под деревом.
Я не обвиняю, а констатирую, что Вы пишите ереси и врете, прикрывая свое вранье святыми отцами Церкви.
 
Православный христианин
Я не обвиняю, а констатирую, что Вы пишите ереси и врете, прикрывая свое вранье святыми отцами Церкви.
Если современный человек чувствует себя особенно умным и умудренным, когда ничто не способно его удивить, поскольку для этого он уже слишком опытен и умудрен (нас не проведешь! видали мы и не такое!), и бытовое представление о мудрости совпадает с идеей «тертого калача» и «стреляного воробья», то классическая мысль об уме противоположна. Мудрец, говорит Аристотель, это тот, кто, несмотря на всё, не утратил способности изумляться. Изумление (и восхищение) — вот начало мудрости: так думали греческие философы. Можно решить, что библейская мысль о начале мудрости другая: как известно, «Начало мудрости — страх Господень» (Пс 110:10). Но этот страх — не страх перед некоей карающей инстанцией; он полон изумления и восхищения. «Дивны дела Твои, Господи, и душа моя знает зело» (Пс 138:14). Вспоминая о «систематическом сомнении», мы можем предложить такое дополняющее его изречение: admirari humanum est, «изумляться — в природе человека». Возможно, именно это в его природе per excellence. В природе человека разумного. Предел человеческого познания, как ее видит Гёте-натуралист, — восхищенное изумление: «Zum Erstaunen bin ich da». Я здесь, чтобы изумляться. Я здесь, чтобы после всех опытов и изысканий сказать: «Как изумительно это всё!» После долгих исследований и наблюдений (например, в области оптики или теории цвета) гётевская мысль достигает встречи с «прафеноменом» — и здесь в изумлении останавливается. Философская мысль, метафизическая мысль (и, в случае Гёте, естественно-научная мысль) питаются изумлением. Изумление — исходная точка этого опыта и точка его назначения: встреча лицом к лицу с чудом и тайной вселенной.

Ольга Седакова. "В защиту разума"
 
Крещён в Православии
«Начало мудрости — страх Господень» (Пс 110:10).
Вот меня и изумляет, и удивляет, что Вы не боитесь Господа, когда несете всякую не православную ахинею, при этом еще и врете, что также писали святые отцы Церкви.

Вышел из обсуждения данной темы.
 
Сверху