Что такое личность?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
...Предлагаю дождаться вопросов от автора темы - Елены Анатольевны.
Пока от нее (то есть, от меня) вопросов не будет. В теме много ссылок, указано много источников, буду читать, сопоставлять, думать. Я уже писала, что это будет длительный процесс.

Всех участников обсуждения благодарю за ваши посты, за ссылки на источники.
Очень прошу снизить накал эмоций, мне кажется, они не являются убедительным доказательством правоты.
 
Крещён в Православии
замечательно.
Есть два оппонента, дискутирующих по определенному вопросу.
1-й
является носителем систематического высшего образования по затрагиваемой теме.
приводит в подтверждение своей точки зрения научные работы (3 были выложены)
цитирует академические издания (православную энциклопедию)
приводит цитаты из прошедших многоуровневую рецензию учебников (догматика, патрология)
предлагает оппоненту ознакомиться с серьезными статьями (прошедшими рецензию)
ждет и не вмешивается, давая оппоненту найти нужные ему источники, и списаться с нужными людьми.
2-й
не имеет профильного образования.
игнорирует высказывания священников, компетентных в разбираемой теме.
не приводит ни каких аргументов, кроме того что он хочет, что бы было так как ему угодно.

Предлагаю наблюдающим высказывать свои мнения по поводу кто есть who. :cool:
... а в чем-то Алексей Ильич прав. Когда носом к стенке приперли, и не стыдно, это ни как с благоразумным разбойником не равняется...
Кстати, Анаксимен, прошу Вас, как человека имеющего некое систематическое высшее образование (непонятно по какой специализации), дать ссылку на слова святых отцов капподакиейцев, в которых они раскрывают смысл понятия "лицо", а затем, выводят из него понятие "личность", наделся его онтологическим смыслом в подобии ипостаси. Пожалуйста, приприте меня носом к стенке этими словами святых отцов.
 
Последнее редактирование модератором:
Крещён в Православии
Пока от нее (то есть, от меня) вопросов не будет. В теме много ссылок, указано много источников, буду читать, сопоставлять, думать. Я уже писала, что это будет длительный процесс.

Всех участников обсуждения благодарю за ваши посты, за ссылки на источники.
Очень прошу снизить накал эмоций, мне кажется, они не являются убедительным доказательством правоты.
Лично я спокоен.
 
Крещён в Православии
Прошу не читать, сделанную мной опечатку в моем соообщении N 103, "наделся его онтологическим смыслом", а читать "наделяя его онтологическим смыслом".
 
Православный христианин
замечательно.
Есть два оппонента, дискутирующих по определенному вопросу.
1-й
является носителем систематического высшего образования по затрагиваемой теме.
приводит в подтверждение своей точки зрения научные работы (3 были выложены)
цитирует академические издания (православную энциклопедию)
приводит цитаты из прошедших многоуровневую рецензию учебников (догматика, патрология)
предлагает оппоненту ознакомиться с серьезными статьями (прошедшими рецензию)
ждет и не вмешивается, давая оппоненту найти нужные ему источники, и списаться с нужными людьми.
2-й
не имеет профильного образования.
игнорирует высказывания священников, компетентных в разбираемой теме.
не приводит ни каких аргументов, кроме того что он хочет, что бы было так как ему угодно.

Предлагаю наблюдающим высказывать свои мнения по поводу кто есть who. :cool:
... а в чем-то Алексей Ильич прав. Когда носом к стенке приперли, и не стыдно, это ни как с благоразумным разбойником не равняется...
В какой либо иной области знания я однозначно приняла сторону первого оппонента. Однако в вопросах православного вероучения вера авторитету, который опирается на современное богословие, станет на второе место. Поэтому тот оппонент, который будет опираться на творения святых отцов ( хотя и не имеет профильного образования) будет более прав. Я не против профильного образования, я за то, чтобы тот кто имеет это профильное образование мог свободно излагать свои мысли, аргументировано доказывая свою точку зрения. Человек, который имеет хорошие знания сможет легко увидеть ошибки другого и помочь ему в них разобраться. И обилие терминов действительно бывает во вред обсуждаемому предмету. Каждое новое слово необходимо уточнять через известные, таким образом можно отвлекаться в иные пенаты, спорить и в конце концов разругаться, так и не начав обсуждения по существу.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
тот оппонент, который будет опираться на творения святых отцов ( хотя и не имеет профильного образования) будет более прав.
Если бы он опирался на творения святых отцов. :(
К сожалению, он опирается на свое понимание святых отцов. А вот из чего он сделал вывод о том, что его понимание правильное? o_O
Вы посмотрите что он пишет: https://azbyka.org/forum/threads/ipostas-i-lichnost.19794/
"Но Ипостась есть природное бытие"
откуда такое определение? o_O
"Ипостаси Отца, Сына и Святого Духа распознаются по ипостасным идиомам, то есть по признакам природного бытия"
Кто кроме него приравнял ипостасные особенности к "признакам природного бытия"? o_O

Конечно, когда о. Олег прочел подобный "томас папы Льва Исавра", он от него отмахнулся. Потому что сразу видно любимое блюдо русской интеллигенции под названием "каша в голове".

Он заявлял: "Не может быть сложной природы, а бывает только сложная ипостась."
Не удосужившись узнать того, что во-первых прп. Иоанн Дамаскин употребляет термин "ипостась" в двух значениях. Во-вторых он употребляет термин "сложная ипостась" в полемике, хотя тот же Леонтий Византийский считает этот термин некорректным.
http://www.bogoslov.ru/text/4353913.html#_edn2

Мало выдернуть цитату. Необходимо понимать ее историю, этимологию и контекст. :cool:
Например тот же Афанасий Великий термины "ипостась" и "сущность" вообще частенько отождествлял. Надо же разбирать то, что он конкретно имел ввиду.

А у Вячеслава, базы, позволившей бы проделать подобную работу, - нет.
Он сам признался в том, что к богословской науке отношения не имеет.
Поэтому из того, что он что-то прочитал и цитирует, совершенно не следует того, что он что-то понял.

Человек, который имеет хорошие знания сможет легко увидеть ошибки другого и помочь ему в них разобраться.
Невозможно помочь тому, кто не хочет помощи.
Он сам решил то, что-то знает. Его данная ситуация устраивает. И ни в чьей помощи он не нуждается.
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я даже не знаю как судить об умственных способностях "опирающегося на св. отцов" и при этом просящего:
"дать ссылку на слова святых отцов капподакиейцев, в которых они раскрывают смысл понятия "лицо", а затем, выводят из него понятие "личность"
Ровно как и просьба к о. Олегу:
"Отче, у каких отцов (до 19 века) можно прочитать мысли про личность?" :confused:

Термин появляется только в XIX веке.
Но из того, что его не было ранее, совершенно не следует того, что он ошибочен или вреден.

Неужели кто-то думает, что вся богословская терминология свалилась в готовом виде уже в I веке? o_O

Я уже приводил примеры.
Ни кто из св. отцов до Афанасия Великого не использовал термин "единосущие" по отношению к Богу.
Новый? Новый. Пользуемся? Да.
Ни кто из св. отцов до Капподакийцев не наполнял сегодняшним смыслом термины "сущность" и "ипостась".
Новое? Новое. Пользуемся? Да.
Ни кто из св. отцов до Григория Богослова не использовал термин "перихорезис".
Новый? Новый. Пользуемся? Да.
Ни кто из св. отцов до Леонтия Византийского не использовал термин "воипостезирование".
Новый? Новый. Пользуемся? Да.

Богословская терминология развивается и уточняется. И это есть хорошо!:cool:

Почему же когда появляется еще один термин, ему надо отказывать в праве на существование, только на том основании, что ранее ни кто его не использовал? o_O

Причем, кто отказывает? Все кот действительно занимаются изучением святоотеческого наследия пишут о том, что и допустимо и полезно, и сами уже более века используют.
А тот кто прочитал несколько переводов, при этом толком ни чего не поняв, - кричит, - Неверно!

...глупо:(

 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Санкт-Петербург
Православный христианин
Попрошу наша птичку не обижать
"...Турецкий паша нож сломал пополам,
Когда я сказал ему: "Паша! Салам!"
И просто кондрашка хватила пашу,
Когда он узнал, что ещё я пишу,
Считаю, пою и пляшу.
Я Индию видел,
Иран и Ирак,
Я инди-и-видум —
не попка-дурак..."
/В. Высоцкий. "Песня попугая-пирата"/ :)
 
Православный христианин
Если бы он опирался на творения святых отцов. :(
К сожалению, он опирается на свое понимание святых отцов. А вот из чего он сделал вывод о том, что его понимание правильное? o_O
Вы посмотрите что он пишет: https://azbyka.org/forum/threads/ipostas-i-lichnost.19794/
"Но Ипостась есть природное бытие"
откуда такое определение? o_O
"Ипостаси Отца, Сына и Святого Духа распознаются по ипостасным идиомам, то есть по признакам природного бытия"
Кто кроме него приравнял ипостасные особенности к "признакам природного бытия"? o_O
Где Вячеслав взял такое определение ипостаси? Это следует из ответа о. Олега, прочитайте внимательно ответ, там есть слова "личность не сводится к природному бытию". Вячеслав апеллирует, что ипостась есть природное бытие, ведь иначе и быть не может. Ипостась есть сущность с привходящими признаками. Поэтому здесь он совершенно прав. А что касается ипостасных идиом ( то есть привходящих признаков) и признакам природного бытия, то здесь я бы тоже хотела от Вячеслава уточнения. Потому что к ипостасям Святой Троицы это уточнение что они распознаются по признакам природного бытия применять на мой взгляд не совсем корректно. Я не думаю что он приравнял ипостасные особенности к природным, подождем ответа от Вячеслава.
 
Православный христианин
Он заявлял: "Не может быть сложной природы, а бывает только сложная ипостась." Не удосужившись узнать того, что во-первых прп. Иоанн Дамаскин употребляет термин "ипостась" в двух значениях. Во-вторых он употребляет термин "сложная ипостась" в полемике, хотя тот же Леонтий Византийский считает этот термин некорректным.
http://www.bogoslov.ru/text/4353913.html#_edn2

Мало выдернуть цитату. Необходимо понимать ее историю, этимологию и контекст. :cool:
Например тот же Афанасий Великий термины "ипостась" и "сущность" вообще частенько отождествлял. Надо же разбирать то, что он конкретно имел ввиду.

А у Вячеслава, базы, позволившей бы проделать подобную работу, - нет.
Он сам признался в том, что к богословской науке отношения не имеет.
Поэтому из того, что он что-то прочитал и цитирует, совершенно не следует того, что он что-то понял.
О сложной природе. Чтобы понять о чем речь, прочитаем внимательно цитату  "Одна сложная природа возникает из разных природ, когда при соединении природ получается нечто иное помимо соединившихся природ. И получающееся не есть и не называется в собственном смысле ни тем, ни этим, но другим." Понимаете, сказать сложная природа можно, но при внимательном рассмотрении от этого словосочетания ничего не остается. Так как на самом деле нет никакой сложной природы, а возникает нечто иное - "третье". И это возникшее "третье" оно не состоит из двух природ, так как оно утрачивает свойства двух природ из которых сложилось, а имеет свои собсвенные признаки. И примеры этому преподобный приводит - "Например, из четырех стихий, то есть огня, воздуха, воды и земли составляется тело соединением и сорастворением всех четырех, и получающееся тело не есть и не называется ни огонь, ни воздух, ни вода, ни земля, но из них нечто иное помимо них." Поэтому Вячеслав и пишет, что не может быть сложной природы. А вот ипостась может состоять из двух природ, которые сохраняют свои собственные признаки. Афанасий Великий возможно отождествлял, я его не читала, не знаю. Если очень грубо выразиться, то с одной стороны можно сказать, что и Святой Иоанн Дамаскин "отождествлял" - ведь он пишет:Название: «ипостась» имеет два значения. Иногда оно означает простое бытие. Согласно этому значению, субстанция и ипостась одно и то же.
 
Крещён в Православии
Где Вячеслав взял такое определение ипостаси? Это следует из ответа о. Олега, прочитайте внимательно ответ, там есть слова "личность не сводится к природному бытию". Вячеслав апеллирует, что ипостась есть природное бытие, ведь иначе и быть не может. Ипостась есть сущность с привходящими признаками. Поэтому здесь он совершенно прав. А что касается ипостасных идиом ( то есть привходящих признаков) и признакам природного бытия, то здесь я бы тоже хотела от Вячеслава уточнения. Потому что к ипостасям Святой Троицы это уточнение что они распознаются по признакам природного бытия применять на мой взгляд не совсем корректно. Я не думаю что он приравнял ипостасные особенности к природным, подождем ответа от Вячеслава.
Спасибо, Ирина, за поддержку и правильное понимание, написанного мной.

Касаемо моих слов. Их надо понимать в контексте диалога. Мной была обыграна фраза "природное бытие", к которому не сводится личность. Ипостась - это бытие. Ипостась всегда даёт бытие природе, поэтому можно сказать, что конкретная ипостась человека (природы) - это конкретное бытие человека (природы). Исходя из данного посыла позволил себе написать "Ипостась - это природное бытие". Ипостась Петра - это бытие человека, где человек - сущность и природа. Ипостась Мурки - это бытие кошки, где кошка - сущность и природа.

Ипостасные идиомы - отличительные признаки (свойства) конкретного бытия (ипостаси) человека Пётра. Конечно же была натяжка когда я отождествлял ипостасные идиомы (отличительные свойства ипостаси) как признаки природного бытия. Здесь надо относить признаки не к природе, а к ипостаси (бытию). Так признаки природного бытия Сына отличны от признаков природного бытия Отца. То есть Сын отличен от Отца признаком рождения, но Они оба по бытию Боги (где Бог есть имя Божественной природы) - Бог Отец и Бог Сын.

Все мои рассуждения нужно понимать в контексте утверждения, что личность тождественна ипостаси, с чем я в корне не согласен.
 
Последнее редактирование модератором:
Крещён в Православии
Сергей Михалков - стихи
Бараны

По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
"Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти,
Ты стоишь мне на пути."
Черный брат ответил: "Ме,
Вы в своем, баран, уме?
Пусть мои отсохнут ноги,
Если я сойду с дороги!"
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами...
Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печёт,
А внизу река течёт.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Где Вячеслав взял такое определение ипостаси? Это следует из ответа о. Олега, прочитайте внимательно ответ, там есть слова "личность не сводится к природному бытию".
О. Олег дает определение В. Лосского.
Вячеслав апеллирует, что ипостась есть природное бытие, ведь иначе и быть не может.
Еще раз спрашиваю: откуда такое определение?
Утрудитесь вместе с Вячеславом дать ссылку на источник подобной формулировки.
 
Последнее редактирование:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Нашел вроде неплохой труд.Желающие могут обзорно ознакомиться.
https://iphras.ru/uplfile/root/news/hypostasis.pdf
«ИПОСТАСЬ» КАК БОГОСЛОВСКИЙ ТЕРМИН В ПАТРИСТИКЕ

Подтверждением различного отношения к термину ипостась на Востоке и на Западе могут служить слова свт. Григория Богослова, который отмечает: «Когда мы благочестиво употребляем выражение: ‘одна сущность и три ипостаси’ (τῆς μιᾶς οὐσίας καὶ τῶν τριῶν ὑποστάσεων), из которых первое означает природу Божества, а последнее – личные свойства Трех, тогда римляне (παρὰ τοῖς Ἰταλοῖς), одинаково с нами мысля, из-за бедности своего языка и из-за недостатка наименований, не могут отличить ипостась от сущности (διελεῖν ἀπὸ τῆς οὐσίας τὴν ὑπόστασιν) и потому вместо него используют слово ‘лица’ (τὰ πρόσωπα), дабы не подать мысли, что они признают три сущности» (Greg. Naz. Or. 21. 35).
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху