Что означает термин "Богочеловек"?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

Мария

другиня
Команда форума
Новосибирск
Православный христианин
Поэтому и прошу обьяснить, почему Иисус Христос по душе и телу человека не подвержен греху.

Вы не согласны с выделенным:
Христос духом есть Бог.
Как писал Иоанн Златоуст: «Здесь (во Христе, по человеческому естеству) — всецелая благодать, а в людях — только малая часть, капля этой благодати»

Так вот в первую очередь грешна душа, а тело - это орудие души. У людей.
Вы считаете, Христос, чей дух есть Бог может быть грешен?
 
Православный христианин
Вы не согласны с выделенным:
Христос духом есть Бог.
Как писал Иоанн Златоуст: «Здесь (во Христе, по человеческому естеству) — всецелая благодать, а в людях — только малая часть, капля этой благодати»?

Так вот в первую очередь грешна душа, а тело - это орудие души. У людей.
Вы считаете, Христос, чей дух есть Бог может быть грешен?
Но ведь Бог во Христе это не душа и не тело человека. Если Божество Христа не доступно греху, то почему душа и тело Христа не доступна греху?

Последнее предложение-вопрос вообще не понял.
Вы хотите сказать, что Христос как человек есть носитель Бога-Духа? Это о чем речь?
 

Мария

другиня
Команда форума
Новосибирск
Православный христианин
Как понять выделенное?

Наверное, у меня и правда не очень получается объяснить, но попробую:
Христос был зачат особым сверхестественным способом (конечно и рождён тоже), без участия мужа, особым наитием Святаго Духа (т.е. без сопутствующих человеческому совокуплению греховных страстей (которые на днях можно было прочесть в на форуме в Беседке :)).
Святитель Игнатий (Брянчанинов) подтверждает это следующим образом:
«При зачатии Богочеловека, от человечества заимствована одна половина его — Дева; семя мужчины, обыкновенно оплодотворяющее утробу женщины, отвергнуто. Причина этого ясна. Род человеческий тотчас по сотворении первых человек получил способность размножаться (Быт. 1:28). Эта способность осквернена грехом вместе с прочими способностями в самом корне своем — в праотцах; следовательно, она, производя людей, в самом обряде производства сообщает им греховный яд, как пророк Давид по внушению Святого Духа исповедал от лица всего человечества: в беззакониих зачат есмь (Пс. 50:7). Способ зачатия, сообщавший с жизнью греховность, не мог быть употреблён при зачатии Богочеловека, предназначенного в искупительную Жертву за человечество. Жертва за греховность человечества долженствовала быть чуждой греха, вполне непорочной»
И еще, уже не помню где и у кого я читала, потому без ссылки, что Господь исповедует Себя Сыном Человеческим, восстановляя в себе первородного человека, а не греховнопорабощенного Адама.
Поэтому я стою на том, что душа Христа была недоступна греху.
 
Православный христианин
Вы забыли про сверхъественный бессеменный способ зачатия.
Про это я не забыл.

Я не исповедую греховную природу человека. Каждый человек делает грех не по природе, а по собственному произволению.

Природа человека доступна греху, потому что имеет свободу, которая связана с разумной силой души. Каждый индивид человека по собственному произволению может следовать природному действию, направленному на добро, а так же по собственному произволению уклоняться от природного движения, что и есть грех в собственном понимании.

При семенном зачатии каждый индивид человека наследует от прародителей тление, смертность и удобопреклонность ко греху, которая не отменяет возможность природного движения к добру.
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Наверное, у меня и правда не очень получается объяснить, но попробую:
Христос был зачат особым сверхестественным способом (конечно и рождён тоже), без участия мужа, особым наитием Святаго Духа (т.е. без сопутствующих человеческому совокуплению греховных страстей (которые на днях можно было прочесть в на форуме в Беседке :)).
Святитель Игнатий (Брянчанинов) подтверждает это следующим образом:
«При зачатии Богочеловека, от человечества заимствована одна половина его — Дева; семя мужчины, обыкновенно оплодотворяющее утробу женщины, отвергнуто. Причина этого ясна. Род человеческий тотчас по сотворении первых человек получил способность размножаться (Быт. 1:28). Эта способность осквернена грехом вместе с прочими способностями в самом корне своем — в праотцах; следовательно, она, производя людей, в самом обряде производства сообщает им греховный яд, как пророк Давид по внушению Святого Духа исповедал от лица всего человечества: в беззакониих зачат есмь (Пс. 50:7). Способ зачатия, сообщавший с жизнью греховность, не мог быть употреблён при зачатии Богочеловека, предназначенного в искупительную Жертву за человечество. Жертва за греховность человечества долженствовала быть чуждой греха, вполне непорочной»
И еще, уже не помню где и у кого я читала, потому без ссылки, что Господь исповедует Себя Сыном Человеческим, восстановляя в себе первородного человека, а не греховнопорабощенного Адама.
Поэтому я стою на том, что душа Христа была недоступна греху.
Маша, первозданный Адам не имел греховности, ибо тоже был не зачат, а сотворён, имея безгрешную природу и благодать Святого Духа, но согрешил.

Наверное, возможность греха не в природе человека, а в наличии свободы, дающей возможность уклониться от природного действия - уподобиться Богу, сохраняя образ Бога.

Как полагаете, природа человека в Иисусе Христе имела свободу или нет?
 
Православный христианин
Попробую кратко:" Потому что Он-Бог."
Отец Михаил, Иисус Христос и Бог и человек. По Божеству Он недоступен греху. Но человечество как природа доступна греху, ибо имеет изменчивость и свободу по самовластному разуму.

Во Христе Боге человеческая природа достигла цели своего природного движения, реализованное через свободу. Поэтому человеческая природная свобода во Христе Боге вместе с разумом (деятельной самовластной силой) прекращает своё действие и субботствует.

Более того, грех возможен в силу неведения человеческого ума, но во Христе Боге ум человека становится всеведующим, а природная воля человека без сопротивления следует Божественной воле. То есть в силу ипостасного соединения двух природ в Божественной Ипостаси Сына происходит общение их природных свойств, при котором Божественная природа полностью обогощает человеческую природу и даёт природе человека Божественное бытие.
 
Последнее редактирование модератором:
Интересующийся
......
Логика подсказывает, что слова Богочеловек и Иисус Христос есть синонимы. Потому что Богочеловек всегда Иисус Христос; и обратно Иисус Христос всегда Богочеловек.
Если это сноноимы, то что надо понимать под фразой "Богочеловек Иисус Христос"?

Ваш пример с Путиным и Президентом не корректный, ибо Презедент РФ не всегда это Путин.
Так же Гагарин не всегда первый космонавт, ибо в каждой стране свой первый космонавт.
Вячеслав, коли Вы прямым текстом спрашиваете, то отвечу:
Богочеловек и Иисус Христос не есть синонимы, т.к. "Иисус Христос" - имя собственное, а у имен собственных в русском языке синонимов не бывает.
Иллюстрирующий пример: нет и быть не может в принципе синонима к слову "Вячеслав", т.к. это - личное имя.

Корректирую для Вас лично пример с Путиным: словосочетание "действующий Президент РФ Путин Владимир Владимирович" вызывает у вас недоумения?
Пример с Гагариным вполне корректный, потому как словосочетание "первый космонавт" не равнозначно словосочетанию "первый космонавт России"
И вот Вам еще пример "автор романа "Война и мир" Лев Николаевич Толстой", какие-то недоумения есть?

Богочеловек - это не личное имя, это термин, характеризующий свойства или, иными словами, описывающий суть. То, что Богочеловек описывает сущность (свойства) именно Иисуса Христа с точки зрения построения фраз в русском языке принципиального значения не имеет.
 
Православный христианин
Вячеслав, коли Вы прямым текстом спрашиваете, то отвечу:
Богочеловек и Иисус Христос не есть синонимы, т.к. "Иисус Христос" - имя собственное, а у имен собственных в русском языке синонимов не бывает.
Иллюстрирующий пример: нет и быть не может в принципе синонима к слову "Вячеслав", т.к. это - личное имя.

Корректирую для Вас лично пример с Путиным: словосочетание "действующий Президент РФ Путин Владимир Владимирович" вызывает у вас недоумения?
Пример с Гагариным вполне корректный, потому как словосочетание "первый космонавт" не равнозначно словосочетанию "первый космонавт России"
И вот Вам еще пример "автор романа "Война и мир" Лев Николаевич Толстой", какие-то недоумения есть?

Богочеловек - это не личное имя, это термин, характеризующий свойства или, иными словами, описывающий суть. То, что Богочеловек описывает сущность (свойства) именно Иисуса Христа с точки зрения построения фраз в русском языке принципиального значения не имеет.
Возможно с синонимами я не прав. Поспешил. Извините.

Хотел сказать следующее, что Имя Иисус Христос и имя Богочеловек есть имена Бога Слово воплощенного и являются именами собственными. Ибо имя Иисус Христос не может принадлежать никому кроме Бога Слово воплощенного, так и имя Богочеловек принадлежит только Богу Слово воплощенному и никому другому.

Впрочем речь идёт о другом.

Вы написали, что Богочеловек есть термин, описывающий сущность Иисуса Христа. Лично я с этим абсолютно не согласен, ибо у Христа Бога не одна сущность, а две различные природы (сущности).
Любой термин имеет определение. Прошу дать определение термина Богочеловек.

PS. Марина, прошу обратить внимание.
Когда мы говорим фразу "человек Петр", то содержанием этой фразы является смысл, Петр есть индивид (ипостась, лицо) природы человек, где слово "человек" есть имя природы, а слово "Петр" есть имя индивида (ипостаси, лица) природы "человек".

Однако, фразу "Богочеловек Иисус Христос" нельзя понимать подобно фразе "человек Петр", ибо нет природы с именем Богочеловек, а имя Иисус Христос есть имя Божественной Ипостаси Сына и Слово после Его воплощения и вочеловечевания.

Так как правильно понимать фразу "Богочеловек Иисус Христос"?
 
Последнее редактирование модератором:
Украина
Православный христианин
Отец Михаил, Иисус Христос и Бог и человек. По Божеству Он недоступен греху. Но человечество как природа доступна греху, ибо имеет изменчивость и свободу по самовластному разуму.

Во Христе Боге человеческая природа достигла цели своего природного движения, реализованное через свободу. Поэтому человеческая природная свобода во Христе Боге вместе с разумом (деятельной самовластной силой) прекращает своё действие и субботствует.

Более того, грех возможен в силу неведения человеческого ума, но во Христе Боге ум человека становится всеведующим, а природная воля человека без сопротивления следует Божественной воле. То есть в силу ипостасного соединения двух природ в Божественной Ипостаси Сына происходит общение их природных свойств, при котором Божественная природа полностью обогощает человеческую природу и даёт природе человека Божественное бытие.

Всё так, но на приходе я бы всё же выбрал своё "определение", так как был бы непонят многими...)))

Я боюсь что если я даже такое расскажу по преподобному Иустину, то у многих заболит голова:"Подвигом веры брошенное в землю Божества зерно человеческой личности умирает, растворяется. Бог таинственно сбрасывает с него кору греха, отделяет богообразное от диаволо-образного, и оно постепенно возрастает, и достигает «в мужа совершенного»492, и приносит много Богочеловеческих плодов.
 
Православный христианин
Всё так, но на приходе я бы всё же выбрал своё "определение", так как был бы непонят многими...)))

Я боюсь что если я даже такое расскажу по преподобному Иустину, то у многих заболит голова:"Подвигом веры брошенное в землю Божества зерно человеческой личности умирает, растворяется. Бог таинственно сбрасывает с него кору греха, отделяет богообразное от диаволо-образного, и оно постепенно возрастает, и достигает «в мужа совершенного»492, и приносит много Богочеловеческих плодов.
Конечно же, Вам на приходе нужно говорить доступно для всех. Как это делать Вам виднее и понятнее, ибо Вы священник и видите всю обстановку в целом.

Касаемо трудов прп Иустиа (Поповича) могу высказать своё впечатление, что его труды написаны своеобразно и читать их нужно подготовленному человеку.
 
Украина
Православный христианин
Конечно же, Вам на приходе нужно говорить доступно для всех. Как это делать Вам виднее и понятнее, ибо Вы священник и видите всю обстановку в целом.

Касаемо трудов прп Иустиа (Поповича) могу высказать своё впечатление, что его труды написаны своеобразно и читать их нужно подготовленному человеку.
Это точно, но есть моменты очень интересные например о нищих духом, очень доступно разжёвано, что это те которые ощутили свою духовную нищету и ищут спасения только у Бога. Некоторые отрывки доступны даже не слишком ученых..))

Бывает на приходе необходимо прежде разжевать для себя, чтобы это объяснить другим.)

Что касается термина Богочеловек то преподобный дал ответ на это определение, просто оно выпало наверное из поля Вашего зрения:"ибо Христос единственное Лицо, единосущное с Богом Отцом и Богом Духом Святым и единосущное с человеком, т. е. Он — истинный Бог и истинный Человек, совершенный Бог и совершенный Человек, Он — Богочеловек."

Но мне не лень и повторить умные мысли..)))
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Это точно, но есть моменты очень интересные например о нищих духом, очень доступно разжёвано, что это те которые ощутили свою духовную нищету и ищут спасения только у Бога. Некоторые отрывки доступны даже не слишком ученых..))

Бывает на приходе необходимо прежде разжевать для себя, чтобы это объяснить другим.)

Что касается термина Богочеловек то преподобный дал ответ на это определение, просто оно выпало наверное из поля Вашего зрения:"ибо Христос единственное Лицо, единосущное с Богом Отцом и Богом Духом Святым и единосущное с человеком, т. е. Он — истинный Бог и истинный Человек, совершенный Бог и совершенный Человек, Он — Богочеловек."

Но мне не лень и повторить умные мысли..)))
Я видел это определение и оно мне не понятно. Что является в данном случае содержанием термина Богочеловек? Единство чего? Единство Бога и человека? Единство по ипостаси? Единство по природе? Но нет Богочеловеческой ипостаси, ибо нет Богочеловеческой природы. В моем понимании фраза "Он - Богочеловек" излишняя.
Эта фраза некая дань философии, но не богословия.
 
Украина
Православный христианин
Я видел это определение и оно мне не понятно. Что является в данном случае содержанием термина Богочеловек? Единство чего? Единство Бога и человека? Единство по ипостаси? Единство по природе? Но нет Богочеловеческой ипостаси, ибо нет Богочеловеческой природы. В моем понимании фраза "Он - Богочеловек" излишняя.
Эта фраза некая дань философии, но не богословия.
Спорить не буду, мне нравится больше "Бог явился во плоти" или восклицание апостола Фомы:"Господь мой и Бог мой.."
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Ваш ответ такой, что Бог Слово воспринял природу человека с первородным грехом. Правильно я Вас понял?
Неверно.Где в приведенных ссылках говорилось о Христе?Там говорилось о падшем человеке,и приведены анафемы тем,кто отрицает грешную природу у уже падшего человека.Зачем Вы постоянно передергиваете?Где там говорится о Воплощении.Это отдельная тема.Перечитайте и скажите где в Соборных опредлениях вообще есть хоть одно слово о Воплощении.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Природа человека по своей тварности доступна греху.
Это есть ересь,которая как раз и анафематствуется Соборно.Как Вы читаете.Природа по своей падшести,стала удобопреклонна греху,т.е греховной.
Ибо реченное апостолом: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша(Рим.5:12),
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Последнее редактирование:
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху