В этот
день прощенного воскресения и воспоминания Адамова изгнания хочется сказать и о напрасном обвинении наших прародителей в смертности каждого из нас.
Мне так неуютно, когда говорят, что будто бы Адам виноват в нашей тленности и смерти. Якобы это из-за его непослушания смерть и болезни вошли в нашу жизнь. И как будто из-за этой его вины мы трудимся в поте лица своего и страдаем вне рая. Вот, если бы Адам не согрешил, говорят некоторые, то как было бы всем хорошо – вечная благодать! Они также говорят, что если бы Адам с Евой не согрешили и не были изгнаны из рая, то мы все унаследовали бы от прародителей непогрешимость и не знали бы смерти и страданий.
Но на самом деле, как я пытаюсь в этой теме объяснить,
никаких «если бы не согрешил…» не могло быть. Адам, не имевший пока преграду и отвращение к злу, должен был неизбежно согрешить. Грехопадение и изгнание из рая человека было неизбежно и необходимо, чтобы познав последствия зла, человек всей душой и разумом устремился бы к Богу и постоянно жаждал Его благодати.
И каждый из нас на месте Адама согрешил бы точно так же, как и Адам.
Смертность передается по наследству не потому, что Адам согрешил, а потому что нет и не может быть такого человека, который в своей жизни хоть раз не согрешил бы.
Адам был просто первый из нас. Нельзя на Адама возлагать ответственность за нашу смерть. В ней мы виноваты так же, как и Адам виноват в своей.
Дамаскин (
Точное изложение Православной Веры), ссылаясь на
Григория Богослова, пишет: - «
А древо познания добра и зла есть распознание многообразного зрелища, т.е. познание собственной природы. Это познание, из себя самого раскрывая величие Творца, прекрасно для совершенных и утвердившихся в божественном созерцании и не боящихся падения, ибо они вследствие продолжительного упражнения приобрели некоторый навык в таком созерцании. Но не хорошо оно для тех, которые еще неопытны и подвержены сладострастным влечениям. Так как они не укрепились в добре и еще недостаточно утвердились в привязанности к одному только прекрасному, то их обыкновенно привлекает к себе и развлекает забота о собственном теле [80]».
Да и кто из нас на месте Адама не согрешил бы? В раю была одна только любовь. И не только лев и ягненок были любимы прародителями, но и змий также. Дамаскин пишет: - «
Даже змей был привязан к человеку и чаще других животных приближался к нему и своими приятными движениями как бы беседовал с ним». Все было благодатно в раю, чисто, сияло и сверкало светом вокруг. И разве можно было от змия ожидать какого-либо подвоха? Но дьявол вложил в уста змия слащавые речи: - «Попробуйте этот плод и будете совершенны как боги, будете вечно жить и не умрете». Добрый друг змий этими речами ничего не делал видимого плохого для Адама, Евы и других обитателей рая. А наивные прародители, не имеющие еще преграду противостоять незнакомому злу от своего любимца, поверили этим благостным речам. Кто из нас будучи в такой простоте и наивности смог бы устоять в этой ситуации? Мы просто не представляем насколько доверчивы были прародители в раю ко всему тому, что они любили.
Поэтому не будем обвинять Адама в том, что из-за него смерть и болезни вошли в нашу жизнь, а будем каяться в собственных грехах, чтобы воскреснуть в вечной жизни с Богом в раю, где уже пребывают наши прародители.