А если на это посмотреть с другой стороны :
Раз был всенародный акт присяги царю, то те кто не довёл до разума своих детей важность и непреложность такого духовного акта ещё и в этом согрешили, а поскольку покаяния в этом не было, то они однозначно в аду... но при этом осознание факта предательства царя и помазанника конечно можно называть покаянием, но согласен, что тут нужно не меньшее осознание того что мы "должны каяться" за своих предков с молитвой Богу о их прощении, конечно если мы хотим чтобы наши предки получили прощение, а так можно и не "каяться", но будет ли это милостиво с таким подходом? что там сказано про суд без милости?...
Да и по поводу клятвы, которая запрещена Евангелием:
Крестоцеловальная запись 1626 г. "Аз, имя рек, целую крест Господень государю моему (полный титул) на том: служити мне ему, государю своему и прямити,…и на том на всем, как в сей записи написано по тому мне Государю своему царю и великому князю Михаилу Феодоровичу всея русии служити и прямити и добра хотети во всем, в правду, безо всякие хитрости и до своего живота по сему крестному целованию»
Свиток уверения и обещания 1654 г. "Аз, имя рек, обещаваюся
11 государю своему царю и великому князю Алексею Михайловичу всея русии и Его благоверной царице и великой княгине Марии Ильичне и благоверному царевичу, имя рек, и благоверной царевне… и тем, которых детей им, государем, впредь
Бог даст, по непорочной заповеди Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, яко же во святом евангелии
указася еже ей, ей на том, служити мне (или нам) ему, государю ... и прямити, и добра хотети во всем, без всякого лукавства, и их государского здравия мне (или нам) во всем оберегаги, и никакого зла на них, государей, не мыслити… А самому мне (или: самим нам) по моему (нашему) обещанию, еже обещаваюся (или: обещаваемся) ныне пред святым сим евангелием ни к какой измене и к воровству ни к какому и ни к какой воровской прелести не приставати»
12...
... В Синтагме
М. Властаря:
«
Клятва и вообще возбранена, тем более даваемую на зло кому-нибудь надлежит осуждать. Посему поклявшийся должен исправить свои мысли, а не усиливаться приводить в исполнение свое беззаконие. Ибо если кто-нибудь поклянется выколоть глаза кому-нибудь, или убить, или нарушить какую бы то ни было заповедь, рассмотри – что лучше: пренебречь ли клятву, или привести в исполнение зло и нарушить заповедь? Кляхся – говорит Давид – и поставих не
грех соделати, но сохранити судьбы правды Твоея (
Пс. 48:46). Как заповедь подобает утверждати непреложностью, так грех должно ниспровергати всячески» (Прав. 29 Св. Вас. Вел.). Но и нарушивший без нужды законную клятву наказывается более строго, чем нарушивший по насилию. Если же клятва не законна и дана с тою целью, чтобы сделать кому-нибудь зло, или лишить какого-либо блага; или если кто-нибудь поклянется таким предметом, который не следует употреблять в клятве; тогда нарушение клятвы не подлежит наказанию, а врачуется умеренною епитимией от епископа. Но так как клятвопреступники наказываются, а те, которые дорожат клятвою – свободны и следовательно давать клятвы позволяется, то, может быть, кто-нибудь скажет: а что мы будем делать с евангельскою заповедью, повелевающею:
не клятися всяко (
Мф. 5:34). Но я думаю, что евангелие, заботясь искоренить первое прозябание греха вообще, воспретило и клятву, как дверь к клятвопреступлению, в особенности для достигших совершенства, для которых они (запрещение) тоже, что и заповедь продать свое имение и дать нищим; ибо если все
обязаны продавать, то кто будет покупать? Такова и другая, евангельская заповедь, чтобы ударяемый по одной щеке, не щадил и другой, и чтобы хотящему взять ризу отдать и срачицу, и другие евангельские заповеди, которые не обязательны для тех, кому заповедуются, а предлагаются на произволение, и которые соблюдающим их доставляют честь и награду, а не соблюдающим не причиняют никакой беды. Законная же клятва в нем (Евангелии) на втором месте и не отвергается» (
Мф. 5:37).
А посему цари, облеченные порфирою благочестия, дозволили употребление законной клятвы, а противозаконную и нерассудительную совершенно запретили»
18...
... В XVIII столетии с судебною реформою Петра в наши суды перенесена была иноземная форма присяги: «обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом»; а форма Никоновской присяги, так
согласная с канонами Православной Церкви была основательно позабыта...
Подробнее:
О свидетельской присяге в судопроизводстве XVII века.
Так в чем состоит всенародное покаяние?