Минует август. Вместе с ним постепенно минуют дни прошедшей страды, сбора урожая, его уборки. На сжатых и скошенных полях постепенно воцаряется покой, а у человека тишина наступает тогда, когда приходит время церковного новолетия — тихое, но торжественное, и Церковь вступает в чреду радостных дней. Здесь приближается и церковное празднование Рождества Пресвятой Богородицы.
Тихий, внутри как бы молчащий праздник проходит в свечении золотой листвы, которую так часто любят возводить на церковное паникадило, и это парение золота составляет основное украшение праздника. Праздник светел, тих, и радость церковная тоже тиха и умеренна.
От неплодныя днесь Анны цвет произыде Богородица, вся благовония божественнаго исполняющи концы мира, и радости всю наполняющи тварь: юже поюще достойно восхваляем, яко сущу земнородных превысшую.
Многое может быть сказано о дне Рождения Пречистой, но тихая сосредоточенность и созерцание входящей в мир церковной истории и церковной службы сохраняется душою. Рождение Марии сразу наполняет Церковь богатством и радостью, возможностью ожидания неизглаголанного мира и чудес, связанных с пришествием в мир Христа Спасителя. Церковь приемлет это руководство, и хотя молоды ее стопы, кротки начальные шаги, но в них — твердость и уверенность.
В развитии духовной, внутренней жизни, в укреплении шагов теперь пройдет жизнь Церкви, и ей, великой, остается только укрепляться и повторять тихие глаголы: “От неплодныя днесь Анны цвет произыде Богородица, вся благовония божественнаго исполняющи концы мира, и радости всю наполняющи тварь: юже поюще достойно восхваляем, яко сущу земнородных превысшую”.
Знаменательно, что именно в эти святые дни Церковь начинает и счисление своего года. Его мирный, торжественный ход и как будто само существование Святой Церкви начинается светлым праздником Рождества Пресвятой Богородицы.
***
Введение во храм Пресвятой Богородицы часто приходится на время оттепели, и даже народная примета говорит: “Введенье ломает леденье”. Но внутри храма, несмотря на пасмурную погоду, все равно радостно, и большой образ на своде придела светится упованием, даже — неземным счастьем. Входит по ступеням в храм Пречистая, — и свет духовный, здесь зримый, разливается кругом.
Служба торжественна, и на душу ложатся слова венчающего службу эксапостилария:Юже древле предвозвести пророческое сословие, стамну и жезл, и скрижаль, и несекомую гору, Марию Богоотроковицу, верно да восхвалим: днесь бо вводится во святая святых, воспитатися Господу.
Но в этот праздник не светильну дано просвещать службу. С самого начала канона и до его окончания звучат слова ирмосов праздника Рождества Христова: Христос раждается, славите. Этой великой песни дано обвеселить всю службу Божию и пронести радость через весь канон. Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите! — Встречайте Господа, идущего с горних на землю!
Велика радость и благодарность сердца, велико утешение, воспеваемое на каждой песни канона, и человек не может остановиться душою, он шествует вместе с торжественными праздничными тропарями и не находит себе отдохновения от радости. Светлое утешение от слов ирмосов, беспрестанно возносящихся к небу среди радостной службы, озаряет весь канон.
Эксапостиларий поется как некое утверждение великого совершившегося дела — входа Пречистой в храм Божий, как тихое, незримое введение и нас в тайну совершившегося вхождения. От этого вечера и надолго Церковь будет содержать в праздничном пении души молящихся, ведя их к таинству Рождества Христова, озаряя и сопровождая этот праздник во все дни — довольно длительные — до его отдания. Стамна и жезл, и скрижаль теперь вводится в жизнь верующих и будет сопровождать их в их шествии к Богу, обогащать его Своим присутствием.
“Юже древле предвозвести пророческое сословие, стамну и жезл, и скрижаль, и несекомую гору, Марию Богоотроковицу, верно да восхвалим: днесь бо вводится во святая святых, воспитатися Господу”.
***
Наступает радостная весна с ее многоголосными, многогранными движениями. Ликование в небе, на земле и в людях, — и великий праздник оживляет землю. Радостно все: радостен мир, земля и небо, несказанны глаголы великого события явления святого Архистратига Деве Марии.
Сияет мир необычным, всюду проникающим сиянием, и в светлом небесном сиянии проходит радостный день Благовещения Пресвятой Богородицы. Светло все, светло окружение Пречистой, блистает и примолк мир, узнавший о чуде. “В этот день, — говорил в одной из своих проповедей Святейший Патриарх Пимен, — такое свечение неба и вселенной, что только можно молчать, переживая зримое”.
В эти дни и на земле изображается чудо: воскресает тварь. И вот на тихой дорожке кладбища появляются голубые мотыльки — пролетели, исчезли вдали, исполнив сердце человека неожиданной и тихой радостью.
Ангельских сил Архистратиг послан бысть от Бога Вседержителя к Чистей и Деве благовестити странное и неизреченное чудо. Зане Бог, яко человек, из Нея младодействуется без семене, назидаяй весь человеческий род: людие, благовестите обновление мира.
Так совершается великое чудо — и Гавриил благодать благовествует, и собирается незаметное радование вокруг существа Пресвятой Девы — и длится, нарастает, ширится, становится невместимым. Зане Бог, яко человек, из Нея младодействуется без семене, назидаяй весь человеческий род.
Праздник продолжается один день: так он велик, настолько объемлет чудо, — и, возвеселив людей церковных и весь мир, заключается великим торжеством и молчанием. Эксапостиларий не громок, велик в том, о чем умалчивает. Людям церковным он необходим, так как наполняет душу неизглаголанным и научает хранить в молчании пришедшую тайну, совершившееся чудо.
Согретые церковной молитвой и чудом раскрывающегося в эти дни мира, верные обретают свой мир, шествуя по законам возникающих вместе с Благовещением праздников, получают утешение неизреченного покоя, тишины, и вместе с тем — радости, обладающей теперь всей их жизнью.
***
Подходит август, а с ним — дни Успенского поста, наступает и самый праздник Успения Божией Матери.
Мирно в природе. Зреют плоды на деревьях и полях, мир объемлет землю, и верующие в храмах приносят глубокое поклонение Богоматери — в стихирах праздника и во всем строе службы.
Велик праздник, близок душе верующего человека, а потому при пении стихир нельзя молиться без слез, в которых — и благодарность, и скорбь о Ее исходе. Великая молитва совершается на утрени — и будет продолжаться с пением канона. Люди рады подойти к изнесенному Гробу Пречистой и приобщиться благодати, а служба тем временем идет высокая и одушевленная.
И се — девятая песнь канона и пение эксапостилария: Апостоли, от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое; и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой.
Утешительно пение этого светильна, оно проникает в душу, касаясь ее тончайших, сокровенных струн. Глас Богоматери, Ее обращение к ученикам подобны смиренному слову всякого смертного: Погребите тело Мое.
Отрадно спускаться в этот светлый Гроб на Гефсиманской горе, погружаясь вглубь земли на очень большое число ступеней. И все — свет: весь спуск до самого Гроба Пречистой озарен яркими свечами.
В Гефсиманийстей веси погребите тело Мое, — было желание Пречистой, а Господь соделал жилищем Ее Царство Небесное, у подножия Сына Ее, откуда зрит Она человеческие скорби и живым словом, живым образом отвечает на них. Но и ныне радостен Ее Гроб, светло сияет он, и глубина светлой пещеры, и яркие огни у этого Гроба, — все составляет радость молящегося.
Прибегнем к Божией Матери, к живоносному Ее телу, к милости, которую содержит воспоминание о Ее присутствии, и радостным чувством сердца пребудем около Ее Гроба. Будем помнить Ее молитву в светильне о гробе, созерцая Ее владычество на небесах и величие Ее духовной помощи, не оставляющей род человеческий.
опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 37, 2003.