Дре́во кре́стное —
1) богословское понятие, отражающее прообразовательную связь древа жизни с Крестом Христовым;
2) богословское понятие, употребляемое при символическом противопоставлении:
а) Господа Иисуса Христа, как Нового Адама, ветхому Адаму;
б) Креста древу познания добра и зла;
в) Пресвятой Богородицы, как Новой Евы, ветхой Еве.
1) Среди всех райских растений особо выделялись два: дерево познания добра и зла и дерево жизни (Быт.2:9). Первое было выбрано Богом для испытания человеческого произволения и утверждения человека в добре (Быт.2:17). Второе отличалось необыкновенными, чудодейственными плодами, вкушая которые человек мог поддерживать и укреплять свои жизненные силы (Быт.3:22).
Нарушив Божественную заповедь, человек сделался недостойным вечного бытия, был изгнан из рая и лишен возможности доступа к дереву жизни (Быт.3:24).
Возможность непрестанного блаженного бытия в Царстве Небесном открылась для человека через Искупительные Крестные Страдания и смерть Сына Божия (по человеческому естеству). Обретение вечного блаженства достигается через приобщение к Церкви и жизнь во Христе. Одним из условий полноценной христианской жизни служит участие в Таинстве Святой Евхаристии, в рамках которого под видом хлеба и вина верующие потребляют Истинное Тело и Истинную Кровь Господа Иисуса Христа.
Поскольку возможность стяжания спасения в лоне Церкви Христовой является плодом Крестных Страданий и смерти Спасителя, постольку плодом является и одно из важнейших церковных священнодействий — Таинство Евхаристии. Отсюда и аллегорическая параллель: как питаясь плодами древа жизни, человек мог поддерживать и укреплять свои жизненные силы, так и «достойно» питаясь плодом Крестного древа — прославленным Телом и Кровью Христа, — человек освящается, обоживается, удостаивается вечной жизни и славы на Небесах.
2) Основание для противопоставления Иисуса Христа ветхому Адаму заложено в словах святого апостола Павла: «...первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий... Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба» (1Кор.15:45, 47).
В более развёрнутой интерпретации означенное противопоставление рассматривается так: диавол одолел через древо ветхого Адама, а Господь через древо одолел диавола; Адам через древо ввел человека в смертность и бездну греха, а Господь через древо даровал человеку возможность освобождения от греха и вечную жизнь: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили... Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествует для многих» (Рим.5:12, 15).
3) Как дева Ева, вкусив плод с запретного древа, через непослушание Богу поспособствовала распространению зла, так и Приснодева, Новая Ева через послушание Богу, родив Сына Божия, искупившего на Кресте мир, поспособствовала торжеству Добра.
Цитаты о древе крестном
«Крест есть спасение Церкви, Крест есть похвала возложивших на него упование, Крест – избавление наше от одержавших нас зол и начаток дарованных нам благ, Крест – примирение с Богом его врагов и обращение ко Христу грешников. Крестом избавились мы от вражды и Крестом утвердились в дружбе с Богом; Крестом освобождены мы от насилия дьявола и Крестом избавлены от смерти и гибели».
свт. Иоанн Златоуст
«Мы, составляющие образ креста из двух древ, когда кто-нибудь из неверных станет укорять нас в том, что поклоняемся древу, можем, разложив два древа и уничтожив образ креста, считать их древами, не имеющими значения и неверному заградить уста тем, что мы почитаем не древо, но образ креста».
иеромонах Матфей Властарь
Комментировать