Долготерпение

Литература по теме

Долготерпение – добродетель, один из девяти плодов Святого Духа; выдержка.

Священное Писание о долготерпении

Претерпевший же до конца спасется
Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец, ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам, все же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас, и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга, и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь, претерпевший же до конца спасется (Мф.24:6-13).

Долготерпение Господа нашего почитайте спасением
Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный (2Пет.3:14-18).

Будьте долготерпеливы до пришествия Господня
Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей. В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен (Иак.5:7-11).

Верующие наследуют обетование Божие долготерпением
Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволит. Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение. Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так. Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым. Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования. Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека (Евр.6:1-20).

Плод духа: долготерпение
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал.5:22-24).
Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования (Евр.6:11,12).

Притчи о долготерпении Божьем

  • Притча о плевелах (Мф.13:24-30).
  • Притча о всходах (Мк.4:26-29).
  • Притча о талантах (Мф.25:14-30).
  • Притча о горчичном зерне и о закваске (Мф.13:31-36).
  • Притча о хозяине, который откладывает решение срубить бесплодную смоковницу (Лк.13:6-9).
  • О злых виноградарях (Мф 21:33-42).
photo 2024 08 21 11 14 07 – Долготерпение
Иллюстрация к притче о горчичном зерне (Мф.13:31-32)

***

Священник Александр Зиновкин, преподаватель библейского иврита СПбДА:

«Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс.102:8). Буквально стих переводится с еврейского языка следующим образом:

«Щедрый и милостивый ГОСПОДЬ, длинный / долгий на гнев и многий на милость».

Что означает выражение אֶ֖רֶךְ אַפַּ֣יִם «длинный / долгий на гнев»? В славянской Псалтыри данное выражение репрезентировано как «долготерпелив». Исходя из последнего, складывается впечатление, что Бог терпит, молчит, ждет... Но еврейское выражение говорит совершенно о другом. Бог долго гневается.... Бог много милует... Таким образом, нужно говорить, что гнев Божий он длится долго, мучительно долго, медленно, душит долго. Да, именно душит долго. Вспомним, как Бог долго «душил» евреев в пустыне, вспомним, как Бог долго «душил» в Вавилоне... Именно поэтому Бог – не долготерпелив, а «длинно» гневается.

Напротив, Бог «многомилостив». Еврейское רַב־חָֽסֶד так и переводится, как «многий на милость». Что означает это в контексте вышесказанного? Это означает, что, если Бог гневается долго, мучительно долго, то, напротив, Он много милует, до тысячи родов милует (см. Исх.20). Он помнит о добром деле Авраама – 400 лет помнит об этом и выводит евреев из Египта. Он помнит доброе дело Давида – потомок его должен быть Мессией, и, несмотря на беззакония потомков Давида, престол его уцелел. Это означает, что милость Божия, Его «хесед», будет всегда, равно как и наше доброе дело – будет в нашем роде жить в памяти Божией много и долго.

Цитаты о долготерпении

«Подлинно блажен человек, который приобрел долготерпение, потому что и Священное Писание хвалит его, говоря: Долготерпелив муж мног в разуме (Притч.14:29). И что преимущественнее этого? Долготерпеливый всегда в радости, в веселии, в восхищении, потому что надеется на Господа. Долготерпеливый далек от гнева, потому что все терпит. Долготерпеливый нескоро воспламеняется гневом, не прибегает к оскорблениям, нелегко трогается пустыми речами; если обижен, не огорчается; сопротивляющимся не противится; во всяком деле тверд; нескоро вдается в обман, не склонен к раздражению, в скорбях радуется, свыкается со всяким добрым делом; людям, всем недовольным, во всем угождает; когда приказывают ему, не противоречит; когда делают выговор, не хмурит лица; во всяком случае находит для себя врачевство в долготерпении».
«У кого нет долготерпения, тот далек и от терпения, потому что недолготерпеливый удобно совращается с пути, готов к раздражению, скоро разгорячается и начинает ссору; если оскорблен, сам оскорбляет; если обижен, воздает обидой же; спорит о вещах, ни для чего не служащих; дела его и произведения его взвеваются, как листья ветром; он нетверд в словах, быстро перескакивает от одного к другому. У кого нет долготерпения, тот далек от твердости, потому что в скором времени изменяется. Он не приобрел себе рассудительности, дружит с порочным, проводит время со злоязычным, помогает обидчику, не скрывает тайны, всякое слово готов вынести наружу. И что злополучнее этого?».
преподобный Ефрем Сирин

«Бог долготерпелив и милосерд к тебе: ты это испытываешь каждый день многократно. Будь и ты долготерпелив и милосерд к братии своей, исполняя слова Апостола, который о любви говорит прежде всего так: любы долготерпит, милосердствует (1Кор.13:4). Ты желаешь, чтобы Господь услаждал тебя любовью Своею, услаждай и ты сердца других нежною любовью и ласковостью обращения».
преподобный Иоанн Кронштадский

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka