Детям о Боге. Записки священника

Детям о Боге. Записки священника

Бог любит нас

 

Милый мой, ведь это здорово, когда тебя любят, правда?

У тебя ведь есть мама или папа, бабушка или дедушка, или братики и сестрички, а может быть, и все вместе – и, конечно, ты знаешь, что все они тебя очень‑очень любят.

Они о тебе заботятся, играют с тобой, радуются твоим успехам и жалеют тебя, когда случаются какие‑нибудь неприятности.

И ты их, своих родненьких, тоже очень любишь – правда?

Любить это так радостно, тепло и уютно, потому что вы друг о друге думаете, друг другу помогаете, друг друга жалеете. И хочется, чтобы все всех любили, чтобы все были добрые и веселые.

А как же это сделать? Совсем не сложно: сам старайся всех‑всех любить, быть со всеми добрым – так и других людей научишь любить.

Ты, может быть, спросишь: «А как же люди догадаются, что я их люблю?»

Очень просто: не вредничай, не обманывай, не капризничай, никого не обижай и сам не обижайся.

Будь ласковым, послушным, добрым, трудолюбивым – и твои близкие скажут: «Этому ребенку Бог дал великую любовь».

Ведь ты же знаешь, что все доброе у нас от Бога? Спрашиваешь почему? Да потому, что Бог и есть все Добро, вся Любовь, вся Правда, и вообще все‑все хорошее, собранное вместе.

Ты не знал это? Ты думал, Бог где‑то очень далеко, непонятно где и Кто? Так вот, оказывается, вовсе не так. Бог и на небе, и во всем мире, и в сердце каждого из нас. Он рядом с каждым человеком.

Бог Вездесущий и Всесильный – так Его называют, потому что Он присутствует везде, видит все и может сделать все, что хочет.

Но оттого, что Он такой сильный и все видит, бояться Его не нужно, ведь Он – самый добрый. Он наш Отец Небесный.

Он Творец – Он сотворил весь мир, Он дал нам жизнь. Все люди – Его дети, и Он всех любит и всем помогает.

И тебя Он, дружок, любит крепко и нежно, потому что Он Небесный Отец и любовь у Него Небесная: самая‑самая сильная.

А теперь, чтобы ты знал, как Он любит нас, я открою тебе тайну – тайну, которую не знают люди, забывшие о Боге, бедные неверующие человечки. Так вот, две тысячи лет назад Сын Божий Сам сходил на землю, чтобы сказать людям, что Он их любит!

Он был человеком среди людей; звали Его ИИСУС ХРИСТОС. Об этом подробно и интересно написано в замечательной книге – Библии, в разделе, который называется Новый Завет, или Евангелие.

Ты спросишь, а что же это значит – Сын Божий? Разве у Бога есть семья? Нет, конечно, такой семьи, какая бывает среди людей,

И сейчас я тебе расскажу еще об одной великой тайне – тайне ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ. Оказывается, Бог существует в трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.

Это, конечно, не значит, что богов трое – нет! Бог Один, но этот Бог – Троица! Он Один (Един) в трех Лицах. Ты спросишь, как же это может быть – один в трех? Конечно, нам это очень сложно понять – это ведь Божественная тайна.

Но представь себе, например, что мы сидим вечером у костра и смотрим на огонь: горят и потрескивают дрова, свет от огня такой яркий, что можно читать, а жар такой, что можно вскипятить в котелке воду для чая.

А теперь скажи: может ли быть огонь без дров? Может ли быть огонь без света? Может ли быть огонь без жара? Нет, нет, нет. Вот и получается: один (огонь) существует в трех (дрова, свет, жар).

Так и Бог, словно Небесный Огонь, существует в трех Лицах: Отец, Сын и Святой Дух.

Можно сказать, что Бог показывает Себя миру в лицах: Отец – как Создатель мира, Сын – как Спаситель мира Иисус Христос, Святой Дух – как Утешитель в мире, Помощник всем, кто хочет быть вместе с Богом.

Знаешь, это действительно великая тайна, и даже самые умные мудрецы не скажут тебе, что они ее до конца познали. Но мы можем проникнуть в тайну Пресвятой Троицы по‑другому: не умом, а сердцем – верой и любовью. Ведь мы всегда верим тем, кого любим – правда?

Так вот, слушай дальше. Бог Отец послал на землю Своего Сына Иисуса Христа, чтобы Он спас мир от греха и от смерти. И вот в маленькой пещерке (вертепе) вблизи города Вифлеем родился Иисус – Богомладенец.

Маму Его звали Дева Мария. А мы называем ее еще Богородицей, потому что она родила Бога Иисуса.

Богородица не замужняя женщина, а Пресвятая Дева – ведь земного отца у Иисуса не было. Отцом Иисуса Христа был Небесный Бог Отец.

Он послал Бога Духа Святого, который осенил Марию силой Всевышнего, и она стала матерью Бога Сына.

До 30 лет Иисус Христос жил со своей семьей, и только самые близкие люди знали (а еще некоторые – догадывались), что Он – Вочеловечившийся Бог, то есть Бог, ставший человеком.

А в 30 лет Христос вышел на служение людям, чтобы сблизить их с Богом.

Он призвал учеников – апостолов.

И стал учить людей жить по воле Божией и помогать им в их бедах.

Он всех жалел, утешал, многих исцелял от болезней и даже мертвых оживлял. Но люди не поняли Его.

Вожди и правители думали, что Он хочет отнять у них власть.

Они озлобились на Него и стали Его преследовать. Христос мог бы их всех наказать, мог бы даже огнем спалить – Он ведь Всемогущий Бог! – но Он всех жалел, даже этих злых людей жалел.

И вот они напали на Него, арестовали, стали над Ним издеваться и, наконец, постановили казнить Его.

Но и тогда Иисус не стал им мстить, а просил за них прощение у Бога Отца и говорил, что они убивают Его просто по своей глупости.

Кое‑кто из Его убийц потом раскаялся, и даже стал святым, как военачальник Лонгин.

Только бывший друг Христов – Иуда сразу же провалился в ад, потому что предал самое святое – любовь и доверие своего Учителя Иисуса, а покаяться (извиниться) не захотел.

Так что, друг мой, видишь как: Сам Господь наш (так мы зовем Бога) Иисус Христос дал добровольно убить Себя, убить страшной казнью – распятием. Его руки и ноги прибили огромными гвоздями к деревянному кресту и оставили так умирать под жарким южным солнцем.

Почему же Бог это допустил? Вот именно потому, что Он нас любит, жалеет и хочет спасти. Понимаешь? Не очень? Тогда я открою тебе третью тайну: СПАСЕНИЕ наше в том, чтобы ЖИТЬ ВЕЧНО С БОГОМ В ЦАРСТВИИ НЕБЕСНОМ.

Но чтобы жить вечно, надо победить зло и смерть. Ведь на земле все люди рано или поздно умирают – ты, конечно, об этом знаешь. А победить смерть может только Бог.

Знаешь, когда тонет корабль, то сотни людей попадают в воду и остаются наедине с бурными волнами. Как уж тут ни барахтайся, все равно в конце концов гибель неизбежна.

Чтобы спасти их, нужно, чтобы рядом был кто‑то – сильнее волн и выше воды. Для всех людей этот кто‑то – Спаситель – Иисус Христос.

На кресте Он Сам вошел в смерть, как в бурное море – и победил ее. Христос три дня боролся со смертью – и ожил, воскрес из мертвых!

Так Он открыл нам путь ко спасению – сломал двери темницы смерти. И с тех пор смерть уже не страшна, кончилась ее власть.

Теперь каждый может пойти за Христом, может воскреснуть, может жить вечно – но только с Воскресшим Христом, только веря в Него, любя Его, только выполняя Его заповеди.

И все добрые люди, все христиане, дети Христовы, в самый светлый и радостный праздник года – на Пасху – поют о том, что Христос победил смерть, воскрес из мертвых и подарил нам вечную жизнь.

Все весело говорят друг другу: Христос Воскресе! И в ответ слышат такой же радостный возглас: Воистину Воскресе!

 

Мы любим Бога

Итак, дружок, вот ты и узнал три главные тайны мира: то, что Бог есть Троица, что Он любит нас так сильно, что готов даже умереть за нас, и то, что все мы, если тоже любим Бога, воскреснем и будем жить вечно в раю.

Теперь понял, почему сильнее, важнее любви нет ничего на свете? И что не только нужно любить своих близких, друзей, весь мир, но, самое главное, нужно очень‑очень, сильно‑сильно, всегда‑всегда любить Бога.

Ну вот, ты опять спрашиваешь: а что же надо делать, чтобы любить Бога? Так ведь это совсем просто. Вот скажи, ты ведь знаешь, как ты хочешь, чтобы тебя любили? Ты ведь хочешь, чтобы тебя любили всегда, ты хочешь, чтобы тебе делали приятное, ты хочешь, чтобы тебя жалели, когда тебе плохо. И тогда ты будешь чувствовать, что тебя любят – верно?

Так и Бог будет знать, что ты Его по‑настоящему любишь, если ты будешь помнить о Нем ВСЕГДА, если ты будешь стараться радовать Его своими добрыми делами. Давай теперь поговорим об этом подробнее.

Что значит ВСЕГДА помнить о Боге? Конечно же, это никогда не забывать о том, что Он рядом и все видит. Хорошо бы почаще, особенно когда тебе трудно или, наоборот, если ты очень увлекся каким‑либо баловством, – хорошо бы подумать так: «Вот прямо сейчас Бог на меня смотрит».

И тут же поговори с Богом – а это называется МОЛИТЬСЯ – скажи Ему: «Помоги мне, Господи», «Господи, помилуй», или просто «Прости меня, Господи» (если чувствуешь, что сделал что‑то не так). А еще очень хорошо почаще благодарить Господа: «Слава Богу за все!», «Благодарю Тебя, Господи!» Но это еще не весь разговор с Богом.

Ты ведь любишь поговорить с папой, мамой, друзьями? Так вот и с Небесным Отцом нужно иногда поговорить и подольше. Особенно эти разговоры происходят утром, когда только проснулся, и вечером – перед сном. Они так и называются: утренние молитвы и вечерние молитвы. Эти молитвы очень мудрые, добрые и прекрасные – со временем ты их обязательно выучишь.

Но есть среди них одна самая важная, самая святая молитва, которую дал нам Сам Иисус Христос – она называется молитва Господня «Отче наш». Эту молитву тебе пора начинать учить сейчас – ведь ты уже не такой маленький. Послушай, как она звучит:

Отче наш, иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли! Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго!

Конечно, сейчас в этой молитве тебе почти ничего не понятно, но не смущайся, это ненадолго. Скоро ты сам все очень хорошо поймешь, а я тебе кратенько ее объясню.

Что это значит? «Отче наш» – это вроде бы понятно, в то же время и как‑то непривычно. И не удивительно – ведь молитва «Отче наш», как и другие молитвы, которые ты будешь читать дома и слышать в церкви, написаны на церковно‑славянском языке. Это не чужой язык, много веков назад так молились наши предки на нашей святой земле. Этот древний книжный язык очень много дал нашему современному русскому языку, украсил его и одухотворил.

«Отче наш» по‑русски значит «Отец наш». Понятно? Очень ведь похоже на то, как мы сейчас говорим – так? А теперь слушай дальше:

«Иже еси на Небесех» – Который пребывает (находится, живет) на Небе (конечно, не на облаках, но в самой глубине мироздания, вернее, превыше всего, что есть в этом мире).

«Да святится имя твое» – пусть имя Твое святое и светлое всегда сияет для всех людей так же, как освящает всю вселенную, все ангельские и райские миры – обители любви и радости.

«Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли» – и пусть поскорей в этом мире, на земле, восстановится такой же порядок и да будет красота, как в тех мирах на Небе, и пусть все люди увидят Твою святую добрую волю (то есть то, что Ты велишь им делать) и будут во всем ее выполнять с радостью и благодарностью.

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь» – Даруй нам, Отец наш Небесный, пищу земную для нашего тела и пищу небесную для нашей души, чтобы каждый день нашей жизни мы не страдали от телесного или душевного голода.

«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» – О, это очень важно! Послушай: И оставь нам долги перед Тобой, то есть грехи наши, как и мы прощаем тех, кто нас обидел. Вдумайся – в этих словах мы просим Бога простить нам наши грехи (плохие дела, даже и мысли), но при условии, что и мы будем все прощать нашим ближним: и родителям, и родственникам, и друзьям, и вообще, случайным встречным.

Знай, если мы на кого‑то обижаемся (как часто это бывает «не по делу»), или даже если кто‑то действительно нас обидел, или был как‑то несправедлив к нам, то мы должны простить его от всего сердца, честно, и не обижаться, и не сердиться, и не мстить – ведь мы это обещаем Богу.

Вот только тогда и он нас простит, плохих дел‑то у нас хватает, так ведь?

«И не введи нас во искушение» – Помоги нам, Господи, удержаться от всякого зла внутри нас и огради от всякого зла вокруг нас.

«Но избави нас от лукаваго» – Ты, Господи, как Всесильный Защитник, защити нас, деток Твоих, от нападения нашего самого страшного врага – дьявола. Он называется лукавым, то есть обманщиком, потому, что делая подлости, притворяется всегда добреньким – как волк в «Красной Шапочке», и стремится нас обмануть, увести от Бога и погубить.

Вот и стала для тебя понятнее молитва Господня. Послушай еще раз ее всю, как она звучит на современном русском языке:

Отец наш, живущий на Небесах! Пусть святится имя Твое, пусть придет Царствие Твое, пусть будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб, нужный для нас, подавай нам каждый день, и прости нам грехи наши, как и мы прощаем всякому должнику нашему, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Что такое «хорошо» и «плохо»

Ну как, тебе понятно, как и о чем мы молились Богу? Вот и прекрасно. Тогда продолжим наш разговор: как же нам радовать нашего Небесного Отца? Опять же, ничего непонятного, невозможного в этом нет – нужно просто стараться жить по заповедям Божиим, то есть делать то, чему Он нас учит и что даже требует, и не делать того, что Его оскорбляет.

Заповеди – это закон, который Бог дал людям. Когда люди выполняют этот закон, они живут в согласии с Творцом и Спасителем своей души. Заповедей не так уж много: самых древних, главных – десять. Сам Бог сообщил их великому святому древности – пророку Моисею, а тот передал их своему народу и записал в Священной Книге – Библии:

Первая заповедь – «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» – говорит просто о том, что нужно всегда верить в Бога. Это так же просто и естественно, как верить папе и маме, как верить солнышку в том, что оно будет греть и воде в том, что она будет мыть. Верь в то, что Бог есть всегда и везде, и эта вера должна быть самым главным в твоей жизни.

Вторая заповедь – «Не делай себе кумира» – говорит о том, что нельзя быть предателем, как Иуда. Нужно всегда быть верным Богу и не слушаться дьявола: мы ведь знаем, что он обманщик, лукавый, в Библии он назван «отцом лжи». Он тихонько нашептывает нам свои дурные мысли («Не делись конфетами с сестрой, их и так мало. Сам быстро все съешь, никто и не узнает»). Часто мы даже не подозреваем, кто это говорит, и думаем, что сами это придумали.

Дьявол предлагает нам сделать что‑то, что огорчит нашего Небесного Отца, предлагает нам о Нем забыть. «Кумир» – это все то, с чем мы забываем о Боге. Безумен тот, кто готов поменять маму на куклу, а папу на компьютер. Так же глуп и тот, кто, увлекшись игрушками – детскими или взрослыми – забывает Бога. Он думает, что приобрел много – власть, или богатство, или даже все счастье – но получает только мешок с трухой.

Вот Кай забыл о Боге – о Добре и о Любви – и поверил обманщице. И разве был он счастлив со всеми своими ледяными игрушками и драгоценностями в замке Снежной Королевы? Только когда любовь Герды растопила его заледеневшее сердечко, он вспомнил о Боге, и снова стал живым человеком. Поэтому будем всегда более всего земного любить Бога, помнить о Нем, хранить Ему верность – и тогда вся жизнь наша будет освящена свыше.

Третья заповедь – «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» – требует от нас внимания и серьезности в разговорах с Богом и о Боге: нельзя это делать с хихиканьем, или с ругательством, или просто второпях, чтобы поскорей отделаться. Тебе, возможно, приходилось слышать, как глупо, бывает, ругаются во дворе мальчишки: «Вот тебе истинный крест, я тебе велик‑то поломаю!», или: «Ей‑Богу, ты у меня в лоб получишь!»

Или насмешничают: «Пусть тебе боженька помогает!» Или просят у Бога чего‑нибудь плохого: «Пусть Бог сделает, чтобы эта тетка ногу сломала!» Или – что чаще всего бывает – говорят всякие ск»верные грязные слова, иногда даже рядом с именем Господа или Его Пречистой Матери. Все это очень, очень плохо. Это грех богохульства, и за это Бог всегда строго наказывает людей.

Однако не только это является нарушением третьей заповеди. Если ты, например, с родителями молишься в церкви или дома, а при этом думаешь о чем угодно, только не о Боге (об игрушках, о зверушках, о подушках); если ты тараторишь молитву (быстрей бы дочитать!); если ты небрежно крестишься или плохо ведешь себя в церкви – ты нарушаешь заповедь Божию. Помни, Бог всегда рядом, все видит. Бойся оскорбить Его своей небрежностью или глупостью!

Четвертая заповедь – «Помни день субботний, чтобы святить его» – говорит о том, что нужно жить не только для себя, но и для Бога. Ты ведь понимаешь, что в семье все живут друг для друга: любят, заботятся, помогают. Что это за семья, в которой мама не хочет накормить ребенка, а папе лень с ним погулять? Где ребенок не слушается папу и издевается над мамой? Это не семь‑я, а семь‑врагов!

Так и нам, чтобы быть не во вражде с нашим Небесным Отцом, а в любви, следует помнить о Боге и хранить день субботний (день, посвященный Богу) – жить для Бога. А это значит – ходить в церковь, молиться дома, помогать слабым и бедным, выполнять все заповеди, как бы ни было нам тяжело, скучно или лень. Это наш долг перед Небесным Отцом, и без этого мы не будем иметь права называться Его детьми.

Пятая заповедь – «Почитай отца твоего и мать твою» – напоминает о том, что любить, слушаться, помогать папе и маме, бабушке и дедушке, заботиться о них, когда это будет необходимо – наша обязанность перед Богом. Вспомни, сколько неприятностей бывает у непослушных детей! Вот Буратино папу Карло не послушался – и еле жив остался! Да и то потому, что был хоть и деревянным, но добрым мальчиком: он любил и жалел папу Карло.

А вот Золушка так любила своего папу, что ради него готова была все терпеть от злой мачехи. И ты помнишь, как Бог вознаградил ее за любовь, послушание и доброту. А еще мы должны почитать, уважать и благодарить за помощь и вразумление всех наших учителей, воспитателей, священника и всех людей, которые заботились о нас, учили нас добру – этому тоже обязывает пятая заповедь Закона Божия.

Шестая заповедь – «Не убивай». Конечно, самое страшное – это лишить другого человека жизни, которую даровал ему Господь. Но и убивать, мучить зверей, птиц, насекомых, плохо ухаживать за домашними животными – это тоже грех. А если ты ведешь себя так, что другому человеку горько, грустно, больно, обидно, то этим тоже нарушаешь шестую заповедь.

Даже в мыслях своих нельзя желать кому‑то зла, плохо о ком‑либо думать, ненавидеть, сердиться, ругать: ведь все это убивает любовь, а ведь ты знаешь, что главное чему учит Бог – это любить людей. Помнишь сказку Пушкина «О спящей царевне и о семи богатырях?» Как ужасна красивая царица, которая велела служанке убить молодую царевну!

А как несимпатична злая Золушкина мачеха со своими дочерьми! Злые люди, в которых нет любви, и Богу и окружающим отвратительны. И если злодеи не покаются и не исправятся, то Бог их не простит, накажет. Ты же, дружок, старайся по заповеди Божией, всех любить, никому не желать и не причинять зла – и будешь тогда добрым человеком и хорошим христианином.

Седьмая заповедь – «Не прелюбодействуй». Сейчас везде много неприличных картинок – и в журналах, и на улицах; по телевизору показывают разные гадкие развратные фильмы – не смотри на это, это все грех против Бога. Никогда не повторяй плохих слов, не подглядывай за взрослыми, да и за другими детьми, не трогай себя за скрытые места своего тела: если ты этим увлечешься, то может развиться страшная болезнь души и тела – блуд, и тебе придется много из‑за этого мучиться. Будь внимателен и помни, что Бог все видит.

Восьмая заповедь – «Не кради». Конечно, ты прекрасно знаешь, что воровать очень плохо. Но знаешь ли ты, что не только взять чужое – это грех, но и взять просто не твое (нашел и не вернул, присвоил) – тоже воровство? А бывает, что люди воруют в мыслях: жадничают, завидуют – разве это не грех?

Такие жадины и воры всем противны, даже самим себе! Жизнь у них черная: всегда за чем‑нибудь гоняются и не могут остановиться. Приобретают богатство – а оно уходит сквозь пальцы, потому что добыто нечестным путем. Добиваются влияния над людьми – но даже друзья от них уходят, потому что воров все презирают.

Вон кот Базилио и лиса Алиса всю жизнь старались кого‑нибудь объегорить – а где их богатство? Так и остались ни с чем в лохмотьях под забором!

Карабас с Дуремаром важные люди, много чего имели да все потеряли, потому что на чужое имущество позарились. А Буратино не был ни жадиной, ни вором – всех злодеев победил и добрым людям помог. И ты, дружок, старайся быть таким же честным и добрым, как Буратино.

Не жадничай и никогда не воруй – и помощь Божия будет с тобой в твоих добрых делах. Только всегда помни, что мелкого воровства не бывает, за любое Бог накажет: ворованное, говорится, впрок не идет, а особенно если украл в церкви у бедного, слабого человека – от этого даже твой дом может сгореть. Так что смотри, берегись!

Девятая заповедь – «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего», или попросту говоря «Не обманывай». Ты привык по мелочам очень часто обманывать, лгать, и иногда (особенно со страху) бывает, что наврешь с три короба. Но знай, что вранье нестерпимо для Бога и угодно дьяволу – ведь не зря в молитве «Отче наш» дьявол назван лукавым, то есть обманщиком.

Старайся изо всех сил не врать, не лукавить, не оправдываться – и Бог тебе поможет исправиться, загладить твой проступок или добиться своего честным путем. Ложь же всегда только кажется спасением, но в конце концов все равно раскроется («Нет ничего тайного, что не стало бы явным» – сказал Христос), так что только еще и вдвойне будешь наказан!

Один вред ото лжи! Вот человек один кричал: «Пожар, пожар!» Все думали, что правда пожар, и прибегали к этому человеку помогать тушить. А он, оказывается, шуточки так шутил! Думал, что развлекается, а люди ему верить перестали. Когда же по‑настоящему загорелось, сколько ни кричал человек «Пожар!», – уже никто ему не верил, никто не пришел, так все и сгорело.

А вот Незнайка: как он наврал с три короба в Цветочном городе, как нахвастался перед малышками! И что воздушный шар он изобрел, и что он начальник над всеми малышами‑путешественниками! Сначала его все уважали, но все равно вранье вскоре раскрылось: как же ему стыдно было, как он плакал! Хорошо еще малышки добрые были и простили его, а то от стыда хоть помирай! Вот ведь как плохо быть вруном: и стыд, и разорение, и наказание. Так что, дорогой мой, никогда не слушайся лукавого беса, не обманывай.

Десятая заповедь – «Не желай ничего, что у ближнего твоего», то есть «Не завидуй». Это значит – радуйся тому, что у тебя есть, и спокойно относись ко всем неудачам, а за все хорошее, что с тобой случается – не забывай поблагодарить Бога. Также учись радоваться за своих близких, друзей, за всех людей, когда видишь, что и им Бог послал что‑то хорошее. Даже если у тебя такого нет, а тебе тоже хочется, то не завидуй! Бог в свое время тебе тоже пошлет. Это будет дар Божий. Только не завидуй!

Зависть всегда за собой тянет много грехов и неприятностей. Вот завистницы гадкие, злые мачехи Золушки и Спящей Царевны – сколько же они горя своим близким принесли, да и себе жизнь испортили! А сватья баба Бабариха с Поварихой да Ткачихой из «Сказки о царе Салтане»! Они тоже очень много зла из зависти наделали – хотели извести молодую царицу с малышом‑царевичем, да сами едва живы остались! Вот что зависть делает – гони ее от себя подальше, мой друг!

Прости меня!

Все это, конечно, очень хорошо, дружок, – ведь ты это чувствуешь, правда? Но ведь не всегда все получается, как хочется. Бывает, что увлечешься, или испугаешься чего‑либо, или просто забудешь помолиться и подумать, и вот – раз, и сам не заметил, как нарушил какую‑нибудь заповедь: то ли обманул, то ли поссорился, то ли поленился, то ли не послушался родителей (значит, проявил к ним неуважение)? Что же тогда делать? Не пугайся, все можно исправить, если захотеть.

Сначала, конечно же, нужно преодолеть свой страх, лень, обиду – и признаться во лжи, выполнить поручение, помириться с другом – и вот уже полдела сделано. Конечно, я знаю, как иногда бывает трудно перебороть себя и попросить прощение. Зато какое потом испытываешь облегчение – как гора с плеч сваливается! Наверное, с тобой такое уже бывало, и ты сам знаешь, как здорово, когда извинишься и помиришься. И со всеми так бывает. Вот послушай, как о таком случае из своей жизни рассказал один добрый батюшка – священник Александр Шмеман:

«Когда я был маленький, у меня был товарищ, с которым мы играли вместе почти каждый день. Самая наша любимая игра была в солдатики. У нас была целая армия оловянных солдатиков, палатки, автомобильчики, танки, пушечки. Часами мы расставляли их, строили мосты и дороги, передвигали наши войска.

Однажды мне подарили маленький пулемет. Это был совсем особенный пулемет: он помещался на спине маленького ослика и его можно было снимать, устанавливать для стрельбы и потом опять грузить на ослика. Пулемет мне так понравился, что я им всем хвастался и выцарапал маленький крестик на спине ослика, никому не заметный, когда пулемет был на месте.

Товарищу моему новый пулемет тоже очень понравился. Мы весело играли вместе, но когда стали убирать наши войска, пулемета не было. Я очень расстроился, всюду искал, всех спрашивал, но пулемет исчез.

Когда через два дня мы опять играли вместе, я вдруг увидел пулемет в армии моего товарища. Я глазам своим не поверил.

– Это мой пулемет! – сказал я.

– Нет мой, – ответил мой друг. – Мне тоже такой подарили.

Я ничего не мог сказать. Я видел на спине ослика выцарапанный мною значок. Я знал, что это мой пулемет.

Мой друг молчал. Он знал, что я знал.

Я тоже знал, что он знает, что я знаю.

Нам обоим вдруг стало скучно. Мы не знали, как играть вместе.

На следующий день мой товарищ не пришел. Не приходил он и еще два или три дня. Вдруг он пришел опять. Он прямо посмотрел мне в глаза и сказал:

– Прости меня. Это я взял твой пулемет. Возьми его!

– Да не нужно мне пулемета! Пусть он будет общий! Будем играть вместе! – закричал я.

Я был так счастлив, мне было так хорошо на душе. Как будто холодный, твердый комок у меня в сердце растаял. Стало весело, как на Пасхе. Так же счастлив был и мой товарищ: он покаялся, и словно камень с души свалился. К нам вернулись радость и дружба».

Но, друг мой, попросить прощение у близких – это еще не все. Надо попросить прощение за совершенный грех у Бога, нужно сразу сказать: «Прости меня, Господи, я виноват, я постараюсь исправиться, помоги мне быть лучше».

Если ты ходишь в церковь и по возрасту тебе уже пора исповедоваться, то подойди к священнику и принеси перед ним свое покаяние Богу, как все взрослые люди. Это совсем не страшно и не трудно.

Нужно честно назвать перед Богом и перед Его служителем – священником все грехи, которые были в твоей жизни после предыдущей исповеди. Вспомнить все сразу нелегко.

Чтобы что‑то не пропустить, хорошо заранее об этом подумать, посоветоваться с родителями (или с теми, с кем ты ходишь в церковь), все хорошенько запомнить, а еще лучше – записать все на листке бумаги и уже на исповеди все прочесть или дать прочитать батюшке.

Так‑то будет верней: ведь все, что назвал, что осознал и за что тебе стыдно – все Бог простит, и тебе будет легко и хорошо.

Забытое же остается с тобой, как мусор в карманах и грязь в ушах. Но вот если же ты сознательно что‑то утаил или постеснялся о чем‑то сказать священнику, или из вредности не хочешь раскаиваться в каком‑либо грехе (Вот я его побил, так ему, дураку, и надо!) – то это очень, очень плохо, это вражда против Бога, и это может ужасно кончиться.

Впрочем, надеюсь, тебе и в голову не придет лукавить или вредничать с Богом – ты не дурак, ты добрый и умный, такой глупости не сделаешь. Тебе ведь действительно стыдно за все твои плохие дела, и ты от всего сердца желаешь стать лучше – скажи об этом Господу. Он обязательно услышит, пожалеет тебя, простит твои раскаянные грехи и поможет тебе стать лучше.

Но не удивляйся, что не всегда быстро удается победить все грехи. Бывает, и стыдно, и каешься, и обещаешь больше не грешить – а вон оно как! – не заметил как опять оступился и нагрешил. Не унывай, не расстраивайся слишком. Бог знает, как трудно бывает побороть грехи и не ждет, что ты сразу сможешь во всем исправиться. Это долгая и трудная борьба, на всю жизнь: ведь дьявол в этом мире еще о‑го‑го как силен! Только, если Бог с нами, то кто против нас? Мы все равно победим и будем на небе с нашим Небесным Отцом – стараться только надо.

А чтобы в нас всегда были силы бороться с дьяволом, Господь подарил нам Свою непреоборимую светлую силу – благодать – в Таинстве Причащения Его Тела и Крови. Если ты крещеный и веришь в Бога, ты имеешь право причащаться этих Чудесных Даров, как и все члены Церкви Христовой.

Близкие расскажут тебе, как нужно приготовиться к Причастию, куда стать и как подойти к Чаше (впрочем, на это и ты сам внимательно посмотри, когда будешь на богослужении в церкви). Но главное, знай: причащаться может только тот, кто верит в Бога и любит Его всем сердцем, кто старается любить всех людей, помирился со всеми, с кем был в ссоре, и извинился перед всеми.

Как жила ты, душа?

А все‑таки, понимаешь ли ты, зачем с этим самым грехом бороться? Зачем учиться любить Бога и людей, зачем молиться, ходить в церковь, делать добрые дела? Только ли для того, чтобы тебя хвалили, не наказывали и не ругали, чтобы тебе было приятно? Конечно нет!

Ведь иногда за доброе дело и не хвалят особенно, да и за что хвалить? – ведь быть хорошим естественно.

И за плохие дела – грехи не всегда сразу накажут: может быть, на первое время и утаить удастся – так стоит ли признаваться? Стоит, дружок мой, стоит: и признаваться, каяться в грехах стоит, и добрые дела делать стоит.

И стоит очень дорого – вечной жизни: об этом вкратце мы уже говорили раньше.

Да, да, мы с тобой, как и все люди, не можем умереть насовсем. Вернее, умрем, но как бы не по‑настоящему, на время, а потом опять оживем, воскреснем – и уже навсегда.

И ничего удивительного в этом нет. Такое все время происходит вокруг нас, только мы не замечаем. Вот зеленеет роща, шумит в пышных кронах деревьев веселый ветерок, и кажется, что этот зеленый рай будет с нами всегда.

о незаметно подобралась осень. Деревья словно стареют: зелень увядает, листья сохнут, опадают и уносятся вдаль холодным ветром.

А вот и первый снежок кружится вокруг черных узловатых ветвей, и кажется, что все деревья мертвы. Но жива душа голых рощ: придет весна, и они воскреснут.

Мертвые ветви, «кости сухие», облекутся плотию: зазвенят соком, набухнут почками и взорвутся зеленью – молодой листвой, поющей о вечной жизни, о победе над смертью! И увидеть это можно всегда и везде.

Только смотреть нужно душой, потому что так Бог открывает нам тайны жизни и смерти. Солнце умирает за горизонтом и воскресает утром на востоке. Зерно пшеницы в земле распадается и умирает, но вот – о чудо! – уже тянется к солнцу зеленый колосок, несущий в себе целую пригоршню воскресших зернышек.

Толстая зеленая гусеничка еще недавно деловито ползала по листьям, и вот уже висит на веточке сухой мертвый кокон куколки – то ли сучок, то ли желудь. Но что это? Из мертвой скорлупки, словно душа из тела, вылетает на Свет Божий прекрасная бабочка!

Так что знай – смерти нет. Это только так кажется, что люди умирают, что они сначала есть, а потом их нет. Человек, раз уже его сотворил Бог, есть всегда: только сначала его все видят на земле, а потом он умирает телом и живет дальше как бы невидимым для людей – бессмертной душой.

Вот если ночью в комнате свет выключили, так бывает до того темно, что ничего не видно: ни стола, ни шкафа, ни самой лампы. Но ведь они‑то никуда не делись – ты ведь это понимаешь – просто глазами их теперь не видно.

Так и человек: вроде бы умер, тело похоронили, а душа – главное в человеке – освободилась, как птенчик из яичка (а кому же нужна скорлупа, когда птенчик уже вылупился?), и полетела, невидимая и бессмертная, к Богу, своему Небесному Отцу. И летит она, счастливая, веселая, сильная. Кажется самое чудесное в жизни только начинается – прямо какая‑то прекрасная сказка.

Но тут‑то, увы, и предстоит самое серьезное испытание. Прилетает душа к Богу, и Бог смотрит на нее с любовью и жалостью, но и строго, и спрашивает: «А как же ты жила, душа, на Земле? Верила ли в Меня, стремилась ли ко Мне, выполняла ли ты заповеди Мои? Делала ли ты добрые дела и каялась ли в своих грехах?»

И счастлива та душа, что искренне воскликнет: «Люблю Тебя, Отец мой! Всю жизнь искала Тебя и старалась жить так, как Ты учишь. А в чем преступила заповеди Твои святые, в том горько скорбела, каялась, и сейчас скорблю и прошу Твоей милости!»

И услышит она ласковый голос Небесного Отца: «Войди в радость Мою!» И полетит она в место вечного добра, любви и света – место, где она всегда будет пребывать с Богом и с такими же светлыми душами других добрых людей.

То место называется рай небесный, или Царство Небесное, и там всегда такая радость, которую на Земле и представить невозможно.

Вот ради этого и стоит жить, и стоит учиться быть христианином – это и есть спасение души!

Но что же будет с той душой, которая вовсе не хотела любить Бога, не верила Ему, не слушалась в своей земной жизни Его законов? О, как горько это и страшно! Она от Бога отказалась, и теперь уже никак Небесный Отец принять ее к себе не может.

«Ты на земле упорно хотела жить без Меня, пребывай же без Меня и дальше – в вечной тьме и пустоте» – услышит она страшные, но справедливые слова Бога. Куда же вся ее радость денется?

Полетит она как в пропасть, в место вечного страдания, во ад. Там нет Бога, нет Его Света и Любви. Там страшно, темно и бесконечно одиноко, там никто не утешит. Но и это еще не все: там живет жуткое чудовище – дьявол (еще его называет лукавый сатана, нечистая сила).

Он, как свирепый лев, нападает на всех, кто попал в его злую власть, и мучает их, и грызет, и издевается над ними.

О ужас! Разве можно ссориться с Богом, не слушаться Его, забывать о Нем, если в результате мы можем попасть в лапы к дьяволу! Ведь это тогда и будет погибелью души мукой вечной. Прости нас, Господи, и помоги нам, чтобы такого с нами никогда не случилось!

 

Друзья и враги

Чтобы ты лучше понимал как жить, чтобы спасти душу свою, хочу предупредить тебя, что нас окружают не только те люди, которых мы видим вокруг и которые живут на земле. Вокруг нас еще множество и других разумных существ, но только они невидимы и называются они «духовные существа». Среди них есть друзья Бога – это Ангелы, служители Божии.

Но есть и враги Божие, слуги дьявола – бесы, или, как их еще называют, черти.

Ангелы помогают нам спасти душу. Ты, дружок, наверняка видел Ангелов в своей жизни: на иконе в церкви или дома, или хотя бы на картинке, или в виде скульптурки, игрушки, елочного украшения.

А может быть, ты видел и настоящего Ангела. Маленькие дети, любящие Бога и чистые сердцем, часто видят Ангелов. Ангелы такие красивые: в длинных светлых одеждах, а за спиной у них чудесные белоснежные крылья.

Ангелы могут быть большие или маленькие, иногда они летят над нами в небе, а иногда стоят рядом и смотрят на нас огромными добрыми глазами. Ангелы такие светлые, они прямо сияют Божественным Светом.

Это потому, что они бесконечно любят Бога и делают все только по Его Святой воле. Ангелы и людям помогают жить по воле Божией. У каждого из нас есть свой Ангел Хранитель.

Он особенно заботится о нас и всегда рядом с нами. Если ты всех любишь и чувствуешь, как любовь Божия согревает твое сердце, если на душе у тебя светло и радостно – значит, твой Ангел Хранитель рядом.

Он распростер над тобой свои светлые крылья, он тебя ласкает, поддерживает, вразумляет и утешает.

Но бойся обидеть своего Ангела! Если ты капризничаешь, сердишься, грубишь и громко кричишь, то Ангел от тебя отлетит, он не сможет находиться рядом – он ведь такой чистый и нежный. Ты его очень огорчишь, он будет плакать и молиться о тебе Господу, но сам уже не сможет к тебе приблизиться.

Не прогоняй своего Ангела Хранителя, чтобы не остаться без его ласки, помощи и защиты. Постарайся не обижать его, люби его и молись ему как посланнику Божию, и он поможет тебе на пути в Царствие Небесное.

А вот мерзкие бесы всячески стараются помешать нам спасти душу: ведь они хотят доставить ее как добычу своему хозяину – дьяволу. Вот они и толкают нас на плохие поступки, нашептывают скверные мысли, уговаривают забыть о Боге – и тогда наша душа у них в кармане!

Но не бойся: они сами страшатся Бога, и наши друзья – Ангелы сильней бесов, если мы сами на стороне Ангелов. Бесы сами ничего с нами сделать не могут, если только мы с ними не согласимся, и поэтому они всячески стараются нас обмануть, не зря же зовутся лукавыми!

То начнут уговаривать поспать или пошалить вместо молитвы или помощи старшим, то обмануть (ведь, мол, никто не узнает!), а то и взять что‑то чужое. Или начинают раздувать в нас как угольки какие‑нибудь плохие чувства – обиду, злость, зависть или жадность. От таких угольков, если их не потушить, и сгореть можно!

Но не бойся: «пожарники» Божии – Ангелы всегда рядом, только не забывай о них. Они от бесовского нападения защитят, не дадут им воли тобой распоряжаться, они и подскажут тебе, что добро и что угодно Богу, а что есть зло, что дьявол напридумывал.

Голос Ангела называется голосом совести в твоей душе – ведь ты его слышишь, правда? Только вот не знал ты, что это Ангелы Господни с тобой разговаривают. Они голосом совести учат человека делать добро и осуждают зло.

Читал ли ты сказку «Незнайка в Солнечном городе»? Помнишь, как укоряла совесть Незнайку за то, что он натворил? Только нужно честно слушать совесть, не отмахиваться от ее подсказок, не лениться их выполнять, как бы ни трудно это было: добро‑то делать всегда трудней, чем грешить, но за это‑то и награда на небесах, а не наказание в аду.

Итак, дружок, отгоняй от себя всех гнусных бесов, не слушайся их гадких подсказок, а наоборот, почаще советуйся со своим святым Ангелом Хранителем. Молись ему, проси его о помощи и внимательно слушай то, что он тебе говорит в совести твоей – и так будешь жить в согласии со своим Небесным Отцом.

С нами Бог!

Так что, милый мой, видишь, как много нового ты узнал сегодня! Оказывается, есть удивительные чудеса на свете. Оказывается, жизнь интереснее любой сказки – только надо учиться видеть это. И надо учиться жить – ЖИТЬ ВЕЧНО С БОГОМ. Так что постарайся! Ведь любому интересному и полезному делу (читать, писать и даже играть), нужно учиться – так уж устроен мир.

Само собой, без твоего труда ничего хорошего не появится. И конечно же, спасать душу – тоже нужно учиться и нужно очень стараться. Уж это‑то во всяком случае того стоит!

Главное – учись любить Бога и всех людей. Ты ведь уже понял, что это значит! О Боге вспоминай почаще, думай о том, как ты выполняешь Его заповеди, проси Его помощи во всех делах и проси у Него прощения за свои ошибки – молись Ему. Старайся обязательно, как можешь, молиться каждое утро и вечер, молиться перед едой и после еды, во всех твоих житейских трудностях и радостях. Ходи в церковь на службы (даже и сам зови пойти с тобой родителей, близких), исповедуйся и причащайся самое редкое раз в месяц, а хорошо и чаще.

К исповеди и причастию готовься заранее, все хорошо вспомнив и продумав то, о чем будешь говорить. Если умеешь – читай сам, а если еще нет – попроси старших почитать тебе детские книги о Боге: Библию, Евангелие (жизнь Иисуса Христа), жития святых (рассказы о жизни тех добрых и сильных духом людей, которые угодили Богу, и теперь они на Небе, в раю, и оттуда помогают и нам жить по‑христиански). Все эти книги научат тебя поступать так, как заповедал Господь. И может быть, – кто знает? – со временем Бог даст и тебе силы стать святым человеком праведной христианской жизни – только ты сам должен очень этого желать.

И конечно же, старайся не допускать грехов, не давай бесам власти над своей душой. Ты уже знаешь заповеди Божии и знаешь как опасно их нарушать – берегись, дьявол не дремлет, он опасный охотник, враг! Но на нашей стороне всесильный заступник – Бог, помни всегда об этом! Действительно, если Бог с нами, то кто против нас? Дьявол трус, шавка – если мы рядом с Богом, но дьявол страшный хищник, если мы о Боге забыли. Будь бдителен! Помни, что каждым грехом ты себя от Бога отдаляешь и допускаешь к себе дьявола – берегись! Если и согрешил случайно, поскорей исправься и покайся, и Бог вновь примет тебя в свои отцовские объятия, защитит и поможет.

Ну, а чтобы поменьше было таких греховных случайностей, напоминай себе, что Бог все видит, и перед Его взором не делай тех стыдных дел, которые ты не стал бы делать перед близкими, друзьями, перед другими людьми. Ведь ты не стал бы воровать, если бы знал, что на это смотрит хозяин вещи, так ведь? Не стал бы при маме говорить плохих слов? Не стал бы обижать слабого на глазах взрослых? Не стал бы лениво, кое‑как учиться, если бы рядом стоял и строго смотрел папа? Так и не делай грехов перед Небесным Отцом, ибо Он всегда рядом, всему доброму радуется, а обо всем злом скорбит (а если будешь упорствовать, то и вразумит наказанием).

И еще почаще вспоминай слова Спасителя Иисуса Христа: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и ближнего твоего, как самого себя» и «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Евангелие от Матфея, глава 22, стих 37; глава 7, стих 12). Ведь все понятно – правда? Вот и старайся так жить, милый мой, – и спасешься! Да благословит тебя Господь, дружок! Дерзай, с нами Бог!

В чем я согрешил?

А теперь, чтобы тебе легче было вспомнить свою жизнь, понять в чем ты согрешил, чтобы правильно подготовиться к исповеди, я далее перечислю, какие грехи могли быть в твоей жизни. Ты же об этом подумай хорошенько, и если что было, отметь в памяти или запиши на листке, исповедуйся и твердо реши в будущем стараться изо всех сил такой грех больше не допускать.

Итак, внимательно читай (слушай), вспоминай и отмечай.

– Веришь ли ты в Бога, в то, что Он Всемогущий и Всезнающий, что Он тебя сотворил, любит тебя и заботится о тебе?

– Стараешься ли ты любить Бога, нашего Небесного Отца? Всегда ли помнишь о Нем?

– Молился ли ты Богу о спасении и святым о помощи в христианской жизни?

– Благодаришь ли ты нашего Небесного Отца за Его любовь и милость к нам?

– Любишь ли ходить в церковь, не ленишься ли, не капризничаешь ли, не шалишь ли в церкви? Носишь ли ты крестик, умеешь ли и не забываешь ли креститься?

– Стараешься ли ты почаще причащаться?

– Просишь ли ты старших почитать или рассказать тебе о Боге, о святых, учишься ли читать Библию и святые книги?

– Помнишь ли заповеди Божии? Стараешься ли ты жить так, чтобы не нарушать их?

– Знаешь ли ты, что такое грех? Видишь ли ты свои грехи? Стыдно ли тебе за эти грехи, просишь ли за них прощения у своих близких и у Господа на исповеди? Стараешься ли ты исправлять грехи и вести себя так, чтобы их было поменьше?

– Признаешься ли ты честно священнику на исповеди во всех своих, даже стыдных, грехах? Готовишься ли к исповеди и причастию должным образом?

– Не бывает ли, чтобы ты роптал на Бога (то есть возмущался, если Он не давал тебе сразу того, что ты хочешь?) Не просил ли у Бога чего‑то плохого: отомстить кому‑нибудь, помочь украсть, обмануть и прочее?

– Не произносил ли ты имя Божие не в молитве, а просто так: в болтовне, с шуткой или ругательством или божбой («Ей‑Богу», «Вот тебе крест!»)?

– Хочешь ли ты жить так, чтобы быть настоящим христианином?

– Знаешь ли ты, что Господь заповедал нам любить всех людей и учишься ли ты этому святому чувству?

– Слушаешься ли ты старших: родителей, близких людей, учителей и всех, кто тебя учит добру и помогает жить по‑христиански?

– Может быть, ты изрядный самовольник, любишь все делать по‑своему и сопротивляешься всему, что тебе говорят и чему учат старшие?

– Не приписываешь ли ты себе дары Божии: успехи в учебе и других делах, красоту, силу и прочее? Не гордец ли ты? Не превозносишься ли над другими, особенно над слабыми и бедными?

– Знаешь ли ты, что обман (пусть самый небольшой), воровство, жестокость ко всему живому – тягчайшие грехи пред Богом?

– Не смотришь ли гадкие, развратные картинки или телепередачи? Не подглядываешь ли за другими людьми, когда они раздеваются? Не любишь ли разглядывать, показывать или трогать тайные места своего тела? Не говоришь ли плохих слов? Не любишь ли послушать истории «про это»?

– Не веришь ли ты в домовых, барабашек, леших и другую нечисть? Не гадал ли ты и не ходил ли (со взрослыми) к гадалкам, колдунам, «бабкам», ворожеям, экстрасенсам?

– Не упрямец ли ты? Умеешь ли ты уступить, извиниться, простить и помириться с другом? Умеешь ли терпеливо переносить недостатки других людей или трудные обстоятельства своей жизни? Не любишь ли ты все время, на все и всех жаловаться?

– Не грубишь ли ты старшим? Ведешь ли себя скромно, почтительно, не кривлялся ли ты? Не любишь ли дразнить маленьких?

– Не вредничаешь ли ты? Не ссоришься ли, не злишься ли? Не позволяешь ли себе кого‑либо ненавидеть, проклинать, ругать?

– Не завидуешь ли ты кому‑нибудь? Не жадничаешь ли?

– Не бывает ли, что ты берешь без спроса то, что тебе не принадлежит, или даже то, что прямо не разрешают брать или трогать?

– Не стараешься ли ты всегда настаивать на своем, чтобы взять верх в любом споре?

– Не перекладываешь ли ты иногда на других свою вину? Не оговаривал ли кого‑нибудь?

– Умеешь ли ты делиться с другими (например, едой с голодным или просто лакомством с другом)?

– Не проходишь ли ты мимо, когда нужна твоя помощь, чтобы кого‑то защитить или утешить, успокоить?

– Не ленивец ли ты? Выполняешь ли ты те поручения, которые тебе дали старшие? Любишь ли трудиться?

– Не любишь ли ты излишне поспать, поваляться в постели? Не капризничаешь ли, когда пора вставать?

– Не любишь ли есть слишком много еды, особенно вкусненькой, или, наоборот, не слишком ли капризничаешь за столом, заставляя взрослых тебя уговаривать поесть? Уважительно ли ты относишься к хлебу?

– Не любишь ли ты сверх всякой меры сидеть перед телевизором или играть в компьютерные игры? Не увлекаешься ли ты вообще играми так, что забываешь о своих близких и о своих обязанностях?

– Не любишь ли ты болтать бесконечно?

– Не портишь ли ты свои или чужие вещи из вредности, баловства или по небрежности и лени?

– Не ведешь ли ты себя так, что возникает опасность твоему здоровью и жизни: например, перебегая улицу в неположенных местах, играя раздетым на холоде, купаясь в речке без разрешения старших, балуясь с электроприборами и прочее?

Конечно же, ты понимаешь: всего что бывает в жизни, здесь перечислить невозможно. Может быть, что‑то случилось с тобой стыдное и неприятное, о чем тут не упоминается – ну что ж, не забудь и это сказать Богу на исповеди в присутствии священника.

Бог Своей бесконечной милостью простит тебе грехи, защитит от дьявола и поможет стать настоящим добрым христианином. Только ты всегда люби Бога и людей, не противься святой воле Божией и не ленись.

До свидания, мой друг, и пожалуйста, помолись Господу и обо мне – священнике Михаиле со всеми чадами и близкими. Мир тебе!

Священник Михаил Шполянский

Комментировать