Что говорит Библия об отце-христианине?

Что говорит Библия об отце-христианине?

Каким должен быть отец-христианин

Главнейшая заповедь Священного Писания гласит: «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор.6:5). Вернувшись назад, ко второму стиху, мы находим следующее: «Дабы ты боялся Господа, Бога твоего и все постановления Его и заповеди Его, которые заповедую тебе, соблюдал ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои». Последующие стихи, шестой и седьмой, говорят: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и ложась, и вставая».

Истории еврейских отцов, описанные в Библии, свидетельствуют, что они были исполнительными в обучении своих детей путям и словам Господним, чтобы те могли духовно развиваться и обрести благополучие. Отец, придерживающийся предписаний Священного Писания, поступал именно так. Основная ценность вышеупомянутого текста состоит в том, чтоб растить своих детей в «учении и наставлении Господнем», – это является отцовской обязанностью. Наши размышления приводят к книге Притч (Притч.22:6-11), с основной мыслью, содержащейся в стихе 6: «Наставь юношу при начале пути его; он не уклонится от него, когда и состарится». Данный стих подразумевает первые наставления, данные родителями своим детям, то есть раннее образование. Наставление предназначено, чтобы открыть ребенку образ жизни, которому ему необходимо следовать. Очень важно начинать воспитание ребенка именно таким образом, ведь даже дерево растет туда, куда его наклонили еще черенком.

Новый Завет дает нам четкую картину Господних рекомендаций отцу относительно того, как следует воспитывать детей. В Ефесянам 6:4 записан итог указаний родителям, в лице отца, данный в негативном и в позитивном аспектах. «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». Здесь описаны обязанности отца в отношении воспитания детей. Негативный аспект этого стиха касается того момента, что отец не должен поощрять плохие наклонности своих детей жестокостью, несправедливостью, необъективностью или необоснованным использованием своего авторитета. Неверное обращение с ребенком будет только содействовать развитию нехороших наклонностей в сердце ребенка. Позитивный же аспект состоит в основательном воспитании, а именно в обучении, взращивании детей, развитии в них желания руководствоваться Божьими указаниями и наставлениями. В этом и состоит процесс воспитания и обучения ребенка. Слово «наставление» несет идею конструктивного напоминания ребенку о проступках или обязанностях, в соответствии с его возрастом и пониманием.

Дети не должны расти без опеки или контроля. Их следует учить, дисциплинировать и наставлять, чтобы дать им знания, помочь им развить самоконтроль и послушание. Весь этот процесс воспитания должен быть основан на духовном и христианском (в истинном значении этого слова) фундаменте. Это и есть учение и наставление Господне, что является единственным успешным способом воспитания. Любые другие методы могут привести к плачевному результату. Ведь моральный и духовный аспект нашего естества важен настолько, как и интеллектуальный. Таким образом, духовность так же необходима для развития разума, как и знание. В Притчах говорится: «Начало мудрости – страх Господень».

При таком воспитании отец-христианин становится истинным инструментом в Божьих руках. Христианство является единственной истинной религией, а Бог во Христе – единственным истинным Богом, следовательно, единственным возможным способом действенного воспитания является учение и наставление Господне. Весь процесс обучения должен вестись под Божественным руководством и соответствовать Его предписаниям, чтобы Его авторитет имел постоянное и непосредственное влияние на разум, сердце и совесть ребенка. Отец никогда не должен делать себя высшим авторитетом в определении истины и долга. Только предоставляя Богу место учителя и управителя, созидая на Его авторитете веру и послушание, можно добиться успешного воспитания.

Указания Священного Писания отцам являются Божественными идеалами. Хотя иногда мы стремимся привести эти идеалы к нашему, человеческому уровню и опыту. Будучи отцом трех сыновей, я вижу, как я далек от воплощения этих библейских идеалов. Тем не менее, это не вызывает у меня сомнений в истинности Библии, ее истин и мудрости, чтобы сказать, что «Библия не помогла».

Позвольте подвести итог вышесказанному. Слово «раздражать» значит сердить, возмущать, гневить, провоцировать и т.д. Это делается в неверном духе и неверными методами, то есть, суровостью, необоснованностью, жестокостью, резкостью, жесткими требованиями, ненужными ограничениями и эгоистическим использованием авторитета. Такое раздражение ребенка приведет к его противоположной реакции, уничтожит привязанность к родителям, перечеркнет стремление к богобоязненности и даст понять, что он не в состоянии удовлетворить своих родителей (я знаю – сам ощутил это, и поступал так). Мудрый родитель (как бы я хотел быть таким в свое время) стремится сделать послушание желанным и достижимым посредством любви и мягкости. Родители не должны быть деспотами.

Мартин Лютер говорил: «Держите яблоко возле розги, чтобы дать ребенку, когда он в чем-то преуспевает». Общее воспитание необходимо осуществлять с осторожной заботой, постоянным обучением и непрестанной молитвой. Увещевание, воспитание и наставление в Божьем Слове, дающее как порицание, так и поддержку, когда необходимо, и является «учением и наставлением в Господе». Это указание идет от Господа, изучается в школе христианского опыта и выполняется родителями (отцом). Христианское воспитание должно помочь ребенку вырасти в почтении к Богу и уважении родительского авторитета, в знании христианских ценностей и привычек самоконтроля.

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16-17). Вот что Библия говорит о том, как стать истинным отцом. Способы и методы, которые отцы могут использовать для обучения Божьим истинам, обязательно отличаются друг от друга, но эти истины всегда должны применяться в любой жизненной ситуации и в стиле жизни вообще. Если отец будет придерживаться изложенной модели воспитания, то ребенок, выросши, будет крепко стоять на протяжении своей жизни, не зависимо от того, что он будет делать и куда пойдет. Он научится любить Господа всем сердцем, всею душою и всеми силами своими, и желать служить Ему во всем.

Комментировать