День памяти
Жития
Преподобномученицы Мария и Матрона (Грошевы)
Преподобномученицы Мария и Матрона были сестрами. Мария родилась в 1876 г., а Матрона - в 1882 г., в д. Варюковка Рязанской губернии Егорьевского уезда. В 1909 г. сестры поступили послушницами в женский общежительный Александро-Мариинский монастырь с. Евлево Рязанской губернии. Монастырь был основан в 1892 г. В 1918 г. монастырь был закрыт. Мария и Матрона возвратились домой. Вскоре они поселились при Пятницком храме села Туголес исполняя празличные приходские послушания. В 1931 году были арестованы священники Пятницкого храма Иоанн Боголепов и Назарий Грибков. Их обвинили в создании в с. Туголес антисоветской группировки, возглавляемой священником Иоанном Андреевичем Боголеповым. 10 апреля тройка ОГПУ осудила священников Иоанна Боголепова и Назария Грибкова к пяти годам высылки в Казахстан каждого. В 1933 г. в с. Туголес был назначен священник Георгий Колоколов. В 1936 г. вернулся из ссылки священник Назарий Грибков, в 1937 г. был прислан псаломщик Петр Царапкин. Однако уже в 1937 г. были арестованы настоятель храма священники Георгий Колоколов и Назарий Грибков, а также псаломщик Петр Царапкин. 26 февраля 1938 г. сестры были арестованы Грошевы.
Из протокола допроса Марфа Грошевой:
Вопрос: скажите, бывали ли случаи, когда вы ходили по домам колхозников и вместе с религиозной пропагандой занимались антисоветской деятельностью, направленной на срыв работы в колхозе?
Ответ: специально для указанной цели по домам колхозников не ходила, но в отдельных случаях ходила в дома читать Псалтирь, но никакой подрывной работы против колхозов я не веду и против власти ничего не говорю.
Вопрос: Скажите, признаете вы себя виновной в антисоветской деятельности и агитации, направленной на подрыв советской власти и колхоза?
Ответ: Нет, в этом я себя виновной признать не могу.
В обвинительном заключении следователь Коробовского РОУ НКВД Селезнев написал, что Грошевы Мария и Матрона будучи враждебно настроены против советской власти, совместно с Шиловой Натальей, представляя из себя организованную группу церковников, занимались контрреволюционной агитацией среди населения.
Из егорьевской тюрьмы сестры были доставлены в таганскую тюрьму г. Москвы.
11 марта 1938 г. тройка НКВД приговорила монахинь Марию и Матрону Грошевых к расстрелу.
20 марта 1938 г. они были расстреляны на полигоне НКВД в Бутово, под Москвой, и погребены в общей безвестной могиле.
Память преподобномучениц Марии и Матроны совершается в день их мученической кончины 7 марта (20 марта нового стиля).
Мученик Петр Царапкин
Мученик Петр родился 10 декабря 1883 года в деревне Бобошино Московской губернии в семье сапожника Сергея Царапкина. Окончил церковноприходскую школу. Переехав в Москву, освоил профессию ретушера и работал в фотографических мастерских. Но главное, чему посвящал все свободное время, было церковное пение. Он пел в хоре Данилова монастыря и во многих московских церквях. После революции 1917 года Петр Сергеевич устроился работать на завод “Искра”, одновременно оставаясь регентом и организатором хоров в московских храмах. В 1933 году за принадлежность к Русской Православной церкви власти сочли его социально опасным элементом и выслали из Москвы. С этого времени он стал псаломщиком в храмах Московской области. В марте 1937 года Патриархия направила его псаломщиком в храм Великомученицы Параскевы в село Туголес. 27 ноября 1937 года Петр Сергеевич был арестован. На допросах он виновным себя не признал. 5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила псаломщика Петра Царапкина к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере, где он и скончался.
Мученица Пелагея Балакирева
Мученица Пелагия Балакирева родилась 8 октября 1901 года в селе Спирино Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Никиты Балакирева.. Окончила школу в селе. С 1927 года стала жить при Троицкой церкви в селе Шарапово, исполняя обязанности сторожа.
Около двух лет она несла послушание церковного старосты. Проживая в сторожке при церкви, Пелагия помогала настоятелю протоиерею Николаю Сперанскому по делам храма и в исполнении церковных треб. Здание церковной сторожки обветшало. Приходской совет и прихожане храма в 1937 году решили произвести капитальный ремонт. После того, как был начат ремонт сторожки, Пелагия нашла приют в доме отца Николая.
18 ноября 1937 года Пелагия была арестована вместе с протоиереем Николаем Сперанским и заключена в тюрьму в городе Егорьевске.
- Следствию известно, что вы собирали подписи под жалобу на сельсовет ввиду отказа в застройке сторожки на колхозной земле. Дайте показания по этому вопросу? - требовал следователь на допросе.
- Да, я действительно собирала подписи прихожан под данную жалобу.
- Следствию известно, что вы совместно с благочинным умышленно затягивали церковную службу с целью срыва полевых работ в колхозе. Дайте показания по этому вопросу?.
- Да, действительно, церковные службы обычно кончались в 12 часов, когда были престольные праздники или исполнялись требы.
Заранее были допрошены лжесвидетели, которые оговорили обвиняемых, дав необходимые следователю показания.
Через несколько дней Пелагию Никитичну перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 27 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила ее к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
В 1940 году Пелагия Никитична написала заявление с просьбой пересмотреть дело. Несмотря на то, что ряд свидетелей на этот раз не подтвердили своих прежних показаний, помощник прокурора посчитал, что «данные ими показания в органах НКВД подтверждаются», и заключил: «Мера наказания соответствует содеянному, а потому жалобу оставить без удовлетворения».
Пелагия Никитична Балакирева скончалась 30 июня 1943 года в исправительно-трудовом лагере в Вологодской области и была погребена в безвестной могиле.
Память мученицы Пелагии Балакиревой совершается в день ее мученической кончины 30 июня, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.
Преподобномученица Марфа (Коврова)
Преподобномученица Марфа (Коврова) родилась в 1887 году в с. Галыгино Коробовского р-на Московской области. Происходила из крестьянской семьи. Поступила послушницей в Александро-Мариинский женский монастырь д .Евлево Егорьевского уезда Рязанская губернии.
Жила в монастыре до его закрытия. После закрытия монастыря жила в селе Покров Коробовский района. Арестована в 1938 году, осуждена тройкой при УНКВД СССР по Московской области. Групповое дело "дело монаха Петра Земского и монахини Марфы Ковровой, Московская о., 1938г." Растреляна на Бутовском полигоне. Канонизирована на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000г.
День памяти первое воскресение, начиная от 25.01/07.02.
Священномученик Александр Сахаров
Священномученик Александр родился 15 августа 1875 года в селе Кривандино Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье диакона Нестора Сахарова.
В 1890 году после окончания Зарайского Духовного училища Александр поступил в Рязанскую Духовную семинарию. На шестом курсе в декабре 1895 года епископом Рязанским Иустином (Полянским) Александр Нестерович был посвящен в стихарь для проповедывания слова Божия с церковной кафедры.
В 1896 году после окончания семинарии Александр Сахаров был определен учителем и преподавателем Закона Божия в Низковское начальное училище Васильевской волости Егорьевского уезда. Поскольку здание училища пришло в крайнюю ветхость, его пришлось закрыть. В сентябре 1897 года Александра Сахарова перевели учителем в Преображенское народное училище в Преображенский Погост Егорьевского уезда.
В 1897 году по благословлению епископа Рязанского и Зарайского Мелетия (Якимова) между деревнями Петровской и Левашево Егорьевского уезда было начато строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Крестьяне направили владыке прошение, в котором просили “назначить нам в настоящее время священника к Казанской церкви окончившего курс семинарских наук Александра Сахарова”. Со своей стороны Александр Нестерович тоже подал прошение об определении его во священника строящейся Казанской церкви. Владыка одобрил оба эти прошения.
13 ноября 1897 года состоялась диаконская, а на следующий день иерейская хиротония отца Александра, которую епископ Мелетий совершил в кафедральном соборе в честь Рождества Христова.
К заботам о строительстве храма прибавилось послушание в Петровском начальном училище, куда отец Александр был определен в 1898 году. Первое время, когда строилась церковь и дома причта, священник с семейством испытывал трудности и нужду. Приходилось жить в крестьянских избах, нанятых самими прихожанами, а жалованья из казны он пока не получал. 25 мая 1900 года храм был освящен.
В октябре 1907 года отца Александра духовенство округа избрало членом благочиннического совета Второго Егорьевского округа. В 1920 году он был награжден наперсным крестом, а в 1925 году возведен в сан протоиерея и назначен благочинным. В 1931 году протоиерей Александр Сахаров был награжден митрой.
В 1930 году отец Александр был приговорен к 6 месяцам тюремного заключения и 5 годами высылки за то, что использовал труд домработницы. Однако он опротестовал это решение и окружным судом был оправдан. В 1931 году у семьи Сахаровых отняли последнюю корову. Их дети уже выросли и жили к тому времени отдельно от родителей.
Бывало, что отец Александр нес домой какие-нибудь продукты питания, полученные за исполнения треб от прихожан, ему встречался кто-нибудь из детей, особенно нуждающихся в помощи, и тогда батюшка останавливался и раздавал все детворе.
На Пасху и престольный праздник отец Александр совершал водосвятные молебны, обходя дома прихожан.
Летом 1937 года в клубе села Петровское местные коммунисты несколько раз проводили собрания, на которых обсуждался вопрос о закрытии Казанской церкви и переоборудовании ее под школу. Тогда же были сброшены с церкви колокола.
В конце 1937 года начались массовые аресты священнослужителей и мирян. Отец Александр предчувствовал свой неминуемый скорый арест. В беседе с одним из знакомых он сказал: “Меня наверно скоро возьмут”.
В ночь с 15 на 16 ноября 1937 года протоиерей Александр был арестован и заключен в камеру предварительного следствия в городе Шатуре, откуда через несколько дней его перевели в Егорьевскую тюрьму.
— Сколько времени вы служите служителем религиозного культа? — спросил следователь.
— Священником я служу 40 лет, то есть с 1897 года, — ответил отец Александр.
— Перечислите всех ваших знакомых, с которыми вы встречались вне службы.
— Знакомых, с которыми бы я встречался вне службы, не имею.
— Следствию известно, что вы проводите антисоветскую деятельность, создаете приют всяким бродячим священникам и группируете вокруг церкви контрреволюционный монашеский и юродивый элемент, дайте по этому вопросу показания.
— Никогда у меня бродячих священников и монашествующих не было. Антисоветской агитацией я не занимался и виновным себя в этом не признаю.
27 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Он был доставлен в Таганскую тюрьму города Москвы.
Протоиерей Александр Сахаров был расстрелян 3 декабря 1937 года на полигоне Бутово и погребен в безвестной общей могиле.
Священномученик Аполос (Федосеев)
Священомученик Аполлос родился 11 марта 1892 года в деревне Моносеино Московской губернии в семье крестьянина Василия Федосеева. Мальчика нарекли во святом Крещении Алексием. Он получил домашнее образование. В 1914 году Алексей Федосеев был принят послушником в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь Финляндской епархии. В 1916 году, в связи с начавшейся войной, он был призван в армию, в которой прослужил до 1917 года. 27 сентября 1918 года Алексей Федосеев поступил послушником в Иоанно-Богословский Череменецкий монастырь Петроградской епархии. Через три месяца он был призван на службу в Красную армию. В 1920 году Алексей Васильевич вернулся в Череменецкий монастырь. Эта обитель основана по преданию в 1476 году в двадцати километрах от города Луги на острове Черемецкого озера. В обители было два храма, в одном из которых, посвященном евангелисту Иоанну Богослову, находилась чудотворная икона Апостола. 1 января 1922 года Алексей Федосеев был пострижен в мантию с именем Аполлос. В связи с закрытием монастыря, 14 января 1929 года он был рукоположен в сан иеродиакона и назначен служить в храм в селе Успенский Погост.15 марта 1931 года в Свято-Духовской церкви Александро-Невской Лавры епископ Лужский Амвросий рукоположил иеродиакона Аполлоса во иеромонаха к храму в селе Климентовский Погост Оредежского района Ленинградской области. В 1933 году иеромонах Аполлос перевелся служить в Московскую епархию, где был определен к Знаменской церкви села Корневское Лотошинского района. В 1934 году он был переведен служить в храм в селе Фрол-Радушкино Коробовского района, а в июле 1936 года - в Свято-Троицкий храм села Пески того же района. В этом храме иеромонах Аполлос прослужил до своего ареста. Иеромонах Аполлос был арестован 4 декабря 1937 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.
— Вами преднамеренно затягивались церковные службы с целью срыва полевых работ в колхозе. Дайте правдивые показания? -потребовал следователь.
— Церковные службы я не затягивал и такой цели не ставил.
— Вы ходили по домам под видом церковных треб, вели антисоветскую агитацию, дайте показания по этому вопросу.
— Подтверждаю, с требами по домам прихожан церкви я ходил, антисоветской агитации я не вел.
— Вы обвиняетесь в антисоветской деятельности, признаете ли себя виновным в этом?
— Виновным себя в антисоветской деятельности не признаю и таковую деятельность я не вел.
Следователем был допрошен лжесвидетель - пекарь из соседней деревни, который, рассказывая об антисоветской деятельности отца Аполлоса, показал, что ему известен «случай, когда попу Федосееву сельсовет запретил ходить по домам со сборами и церковными служениями, то поп Федосеев стал говорить, что он возмутит народный гнев против угнетателей Православной Церкви». В течении одного дня следствие было закончено и передано на рассмотрение Тройки. 9 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Аполлоса к расстрелу. За день до расстрела отца Аполлоса сфотографировали. Иеромонах Аполлос (Федосеев) был расстрелян 10 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле. Память преподобномученика Аполлоса совершается в день его мученической кончины 27 ноября (10 декабря), а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если этот день не совпадет с воскресным днем,, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).
Священномученик Арсений Троицкий
Священномученик Арсений родился 28 октября 1880 года в селе Гридьево Тверского уезда Тверской губернии в семье священника Сергия Троицкого. Поступил в Тверскую Духовную семинарию, которую окончил в 1903 году. В этом же году он был рукоположен в сан священника к Ильинской церкви в селе Селихово. В 1908 году отец Арсений в соответствии с пожеланиями и благословением епархиального архиерея Алексия (Опоцкого) учредил при храме в селе Селихово церковноприходской совет, состоящий из двенадцати человек. Когда началась Первая мировая война, отец Арсений вместе с прихожанами стал помогать больным и раненым воинам. В 1916 году за усердную пастырскую службу он был награжден камилавкой. 17 февраля 1917 года отец Арсений был назначен помощником благочинного 1-го округа Корчевского уезда. За ревностное и усердное служение он был возведен в сан протоиерея.
В 1923 года Комиссия НКВД по административным высылкам приговорила за противодействие обновлеческому расколу протоиерея Арсения и других арестованных к трем годам заключения в концлагере. Заключение отец Арсений отбывал в Соловецком концлагере. Освободившись в 1926 году, он вновь стал служить в селе Селихово. 15 августа 1930 года он был вновь арестован протоиерей Арсений Троицкий вместе со старостой Василием Кротовым и крестьянами Башиловым, Трусовым и Ворониным.
Вернувшись, он стал служить в храме Покрова Пресвятой Богородицы в селе Власово Шатурского района Московской области. 28 октября 1937 года власти арестовали весь клир Покровского храма — трех священников и двух диаконов.
Из протокола допроса:
— Вы арестованы как руководитель контрреволюционной группы духовенства. Признаете себя виновным? — спросил следователь.
— Виновным себя в контрреволюционной деятельности не признаю. Действительно, я не отрицаю того, что являлся настоятелем данной церкви, но все лица собирались и обсуждали вопросы религиозных обрядов, своих мыслей против советской власти я не высказывал, — ответил священник.
— Вас уличают в контрреволюционной деятельности обвиняемые. Намерены вы давать следствию откровенные показания?
— Никакой агитацией я не занимался. Все улики, которые мне предъявлены, являются клеветой на меня.
17 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Арсений Троицкий был расстрелян в тот же день и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Священномученик Василий Колосов
Священномученик Василий родился 20 января 1876 года в селе Кривандино Рязанской губернии в семье псаломщика Иоанна Колосова. Поступив учиться в Рязанскую Духовную семинарию, Василий Иванович в третьем классе прервал обучение. Женившись, он в 1898 году был рукоположен во диакона к храму в селе Стружаны. В этом же селе он был учителем в местной школе. В 1911 году отец Василий был рукоположен во священника к Тихвинскому храму Александро-Мариинского женского монастыря, где он прослужил до 1916 года. Эта обитель была основана в 1897 году и располагалась при деревне Евлево в 10 верстах от Егорьевска. Во время Первой мировой войны отец Василий с 1917 по 1918 год служил полковым священником. В 1918 году его назначили служить в Дмитриевскую церковь села Дмитровский Погост, а в 1924 году его перевели служить в родное село Кривандино. Власти в середине 1934 года храм в селе закрыли, но отец Василий продолжал совершать требы по просьбе прихожан на дому. В 1936 году отец Василий был назначен в Параскевинский храм села Туголес. На Пасху 1936 года он был возведен в сан протоиерея. 1 мая 1937 года отца Василия перевели в село Тельма в храм святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей, где он и прослужил до своего ареста. Протоиерей Василий Колосов был арестован 27 ноября 1937 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.
- Следствию известно, что вы, будучи враждебно настроенным против советской власти, вели контрреволюционную агитацию среди населения, дайте показания по этому вопросу.
- Никакой агитации среди населения я никогда не вел.
- Следствию известно, что вы распространяли провокационные слухи о войне, предстоящем голоде и болезнях, посылаемых Богом за отступление от религии, призывали верующих противодействовать безбожию, проводимому общественными организациями, дайте искренние показания по данному вопросу?
- Такие слухи я не распускал и противодействовать верующих не призывал.
- Вы обвиняетесь в том, что вели активную антисоветскую агитацию среди населения, признаете ли себя виновным в предъявленном вам обвинении?
- Виновным себя не признаю, т.к. никакой агитации не вел. Были случаи, когда я только выражал недовольство на неправильное обложение меня налогом. Больше я никогда недовольств никаких не выражал.
5 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Протоиерей Василий Колосов был расстрелян 9 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле. Память священномученика Василия совершается в день его мученической кончины 26 ноября.
Священномученик Димитрий Кедроливанский
Священномученик Димитрий (Кедроливанский) родился 15 мая 1890 года в селе Шарапово Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Василия Никодимовича Кедроливанского и его супруги Любови Ивановны, урожденной Перехвальской, она была в храме просфорницей. По окончании духовного училища Дмитрий поступил в Рязанскую Духовную семинарию, но окончить ее не пришлось: умер его отец и мать попросила сына вернуться домой, как единственного кормильца, так как на ее иждивении осталось трое детей. Дмитрий поступил в Троицкий храм в селе Шарапово псаломщиком, здесь он прослужил несколько лет. Дмитрий Васильевич женился на Александре Никандровне Преображенской и был направлен псаломщиком в храм в селе Кузнецы Егорьевского уезда; в 1922 году он был переведен в Троицкий храм в селе Шарапово, а в 1925 году рукоположен во диакона к этому храму. В 1929 году он был арестован и приговорен к пяти годам ссылки за то, что не сумел уплатить в срок сельскохозяйственный налог. Ссылку он был отправлен отбывать в город Козлов Тамбовской области, куда за ним уехала и вся семья. В Козлове он стал служить диаконом. В 1936 году отец Димитрий испросил благословение архиерея на служение в другом селе, так как в Шарапове ему стало трудно содержать семью с пятью детьми, и архиерей направил его в храм во имя святителя Николая в селе Круги, где служил в это время престарелый священник, который через полгода ушел за штат. Приход состоял из самого села и трех деревень и был бедным, так что у прихожан часто не было средств платить за требы. Отец Димитрий был арестован в час ночи 20 января 1938 года и заключен в тюрьму в городе Егорьевске.
На допросе следователь сказал священнику:
— Следствие располагает данными о том, что весной 1937 года вы среди колхозников занимались восхвалением жизни при царском строе и клеветали на советскую власть.
— Жизнь при царском строе я не восхвалял и клеветой на советскую власть не занимался, — ответил священник.
— Вы признаете себя виновным в предъявленном вам обвинении?
— Нет, не признаю, так как контрреволюционной клеветой я не занимался.
11 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Димитрия к расстрелу. 17 февраля 1938 года отец Димитрий был привезен на полигон Бутово под Москвой и помещен в барак. Священник Димитрий Кедроливанский был расстрелян и погребен здесь же, во рву, в безвестной общей могиле.
Священномученик Иоанн Виноградов
Священномученик Иоанн родился 5 января 1879 года в селе Преображенском Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика Павла Виноградова. В 1901 году Иван Павлович окончил Московскую Духовную семинарию и был назначен законоучителем и учителем церковнославянского языка в Спасо-Наливковскую церковноприходскую школу города Москвы. В 1903 году был рукоположен во диакона ко храму московского Никитского женского монастыря. В 1905 году он был рукоположен в сан священника и направлен служить в церковь, находившуюся на монастырском хуторе. Кроме служения в храме отец Иоанн нес и другие церковные послушания. С 1905 по 1917 год он был заведующим и законоучителем Серафимовской церковноприходской школы. С 1910 по 1918 год — законоучителем Пучковского земского училища. С 1911 по 1915 год — председателем Серафимовского Братства трезвости и заведующим народным домом и библиотекой при нем на фабрике братьев Крестовниковых. В 1914–1916 годах — попечителем семейств запасных и председателем комитета о беженцах при той же фабрике. В те же годы он состоял членом Московского уездного отделения епархиального училищного совета. В 1919 году священник тяжело заболел сыпным тифом и был помещен в больницу при фабрике братьев Крестовниковых. В 1919 году отец Иоанн был награжден наперсным крестом, а в 1921 году возведен в сан протоиерея. В 1922 году протоиерей Иоанн был назначен настоятелем Никольской церкви села Чашниково Московского уезда. С 1922 по 1924 год он состоял членом благочиннического совета, а с 1924 года — благочинным 3-го округа. 25 февраля 1930 года в связи с деятельностью отца Иоанна как благочинного власти арестовали его, обвинив в том, что он организовал вокруг себя окрестное духовенство, собирал нелегальные совещания у себя на квартире, на которых инструктировал духовенство в его антисоветской деятельности. 22 марта 1930 года Тройка ОГПУ приговорила отца Иоанна к трем годам ссылки в Архангельск. По возвращении в 1934 году отца Иоанна из ссылки епископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии, Иоанн (Широков) назначил его настоятелем Никольского храма в селе Вышелец. В том же году протоиерей Иоанн был награжден митрой. 27 ноября 1937 года власти вновь арестовали священника и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. Отец Иоанн был обвинен в проведении подрывной антисоветской деятельности, выражавшейся в том, что он высказывался вслух о незаконности своей ссылки в 1930 году и говорил, что по воле большевиков многие люди страдают в лагерях безвинно. Кроме того, священника обвинили в том, что он с целью подрыва колхозного строя устраивал торжественные церковные службы и затягивал их дольше обычного времени, что будто бы привело к массовым невыходам на работу крестьян.
Из протокола допроса:
— Дайте показания о вашей церковной деятельности, — потребовал следователь.
— Моя церковная деятельность началась с 1903 года, сначала диаконом, затем священником и продолжается по настоящее время, — ответил священник.
— Какие вы имеете награды и поощрения за церковную деятельность?
— Я награжден Священным Синодом наперсным крестом, саном протоиерея и митрой.
— Вы обвиняетесь в антисоветской деятельности, признаете ли вы себя виновным?
— Антисоветской деятельностью я не занимался, виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю.
На этом допросы были закончены. 5 декабря 1937 года Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Иоанн Виноградов был расстрелян 9 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Священномученик Иоанн Тихомиров
Священномученик Иоанн родился 13 августа 1876 года в городе Владимире в семье мелкого чиновника Петра Тихомирова. В 1897 году Иван Петрович окончил Владимирскую Духовную семинарию и вскоре был рукоположен во священника. До 1930 года он служил в Покровском соборе города Меленки, который входил тогда в состав Ивановской Промышленной Области. В 1926 году отец Иоанн был удостоен сана протоиерея, а в 1932 году награжден палицей. В апреле 1930 года отец Иоанн был переведен в село Воспушка Петушинского района Московской области, а 17 декабря 1932 года был вновь назначен в Покровский собор в Меленки. С 17 апреля 1933 года по март 1936 года протоиерей Иоанн служил в селе Власовском Коробовского района Московской области, потом до июня 1936 года в селе Новоселебное. Последним местом его служения, куда он был определен 1 июня 1936 года, был Казанский храм села Петровское Шатурского района Московской области. Отец Иоанн был арестован 26 января 1938 года и заключен в тюрьму Егорьевского района. На следующий день состоялся допрос.
- Вы арестованы за активную контрреволюционную деятельность. Дайте по этому вопросу показания, - потребовал следователь.
- Контрреволюционной деятельности я не вел и виновным себя не признаю.
- Вы показываете ложно, следствием установлено, что вы проводили контрреволюционную деятельность. Настаиваю на даче правдивых показаний.
- Вторично заявляю, что никакой контрреволюционной деятельности я не вел и виновным себя не считаю.
Следствие на этом было закончено. 11 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Протоиерей Иоанн Тихомиров был расстрелян 17 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.
Священномученик Назарий Грибков
Священномученик Назарий родился 22 октября 1879 года в деревне Огрызково Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Степана Грибкова. Первоначальное образование он получил в Егорьевском Хлудовском училище. Он окончил 5 и 6 классы Рязанской Духовной семинарии и 1899 года стал служить псламщиком, с 1906 года – в соборе города Егорьевска. В 1916 году епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии Амвросий (Смирнов) рукоположил псаломщика Назария в сан диакона. В 1919 году архиепископ Рязанский и Зарайский Иоанн (Смирнов) рукоположил его во священника к Богородице-Рождественской церкви села Березовка Рязанской епархии. В 1926 году отец Назарий был награжден наперсным крестом, в 1928 году возведен в сан протоиерея. Позже направлен настоятелем Преображенского храма села Починки Егорьевского уезда. В 1929 году архиепископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии Питирим (Крылов) назначил его вПараскевинский храм в села Туголес. В 1931 году были арестованы священники Пятницкого храма Назарий Грибков и Иоанн Боголепов. В составленном обвинительном заключении следователь писал: Дело возникло из поступивших в Шатурский райаппарат ПП ОГПУ МО сведений о том, что в деревне Туголес Шатурского района существует антисоветская группировка, возглавляемая попом Боголеповым Иваном Андреевичем. 10 апреля 1931 года тройка ОГПУ приговорила священников Иоанна Боголепова и Назария Грибкова к пяти годам ссылки в Казахстан.
Два с половиной года отец Назарий пробыл в Алма-Ате и два года – в Актюбинске.
28 ноября 1937 года протоиерей Назарий был арестован. 5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила протоиерея Назария к расстрелу. Протоиерей Назарий Грибков 11 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой, погребен в безвестной общей могиле.
Священномученик Николай Постников
Священномученик Николай родился в 1892 г. в с. Маливо, Коломенского уезда. Московской губернии в семье священника Николая Постникова. В 1915 году Николай Николаевич окончил Рязанскую Духовную Семинарию и в том же году поступил псаломщиком в Казанскую церковь с. Шеино, Егорьевского уезда. Московской губернии. В 1916 году Николай Николаевич был рукоположен в сан священника к тому же храму, где затем прослужил всю жизнь до мученической кончины. В 1931 году о. Николай был награжден наперсным крестом, в 1935 году - возведен в сан протоиерея. Во время гонений, в начале 1930-х годов, власти потребовали от священника уплаты налогов сельскохозяйственными поставками, как облагались в то время крестьяне-единоличники. Поскольку священник не мог уплатить требуемого, то все его имущество было конфисковано.
Из протокола:
- Следствие располагает данными, что вы среди населения вели контрреволюционную агитацию против мероприятий партии и советской власти. Признаете себя в этом виновным? - спросил следователь.
- Я антисоветской агитации не вел и виновным себя не признаю, -ответил отец Николай.
В обвинительном заключении следователь сделал такое определение:
“... будучи враждебно контрреволюционно настроенным против политики ВКП/б/ и советской власти вел открытую к/р агитацию против существующего строя, распуская провокационные слухи о предстоящей войне и пораженчестве, открыто вел к/р агитацию против конституции СССР, т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 58 п. 10 УК РСФСР”.
3 декабря 1937 года тройка при УНКВД по Московской области приговорила протоиерея Николая Постникова к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор был приведен в исполнение девятого декабря 1937 года. Тело протоиерея Николая было погребено в общей могиле-рве на полигоне в Бутово под Москвой. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем 13-16 августа 2000 года в Москве, в храме Христа Спасителя, на ряду с великим множеством Новомучеников и Исповедников Российских, протоиерей Николай Постников причислен к лику священномучеников. Память священномученика Николая определено совершать в день его смерти - 29 ноября (9 декабря н. ст.), а также в день празднования Собора Новомучеников и Исповедников Российских - 25 января (7 февраля н. ст.), если этот день совпадает с воскресным днем, а если этот день не совпадает с воскресным днем, то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля н. ст.).
Священномученик протоиерей Георгий Колоколов
Священномученик Георгий родился 22 октября 1876 года в городе Москве в семье диакона Иосифа Колоколова. Окончил в 1898 году Московскую Духовную семинарию. В 1899 году он был рукоположен в сан диакона к Преображенской церкви села Спасское-Тушино Московского уезда. В 1904 году диакон Георгий был рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Аксиньино Звенигородского уезда и назначен законоучителем Аксиньинского народного училища и уездной церковноприходской школы, в этой должности он состоял до 1918 года. С 1908 года он нес послушание учителя Закона Божия Липкинского училища, находившегося в том же уезде. С 1909 по 1918 год отец Георгий состоял членом Совета Звенигородско-Саввинского отделения Кирилло-Мефодиевского Братства. В 1924 году за ревностное и усердное служение отец Георгий был награжден наперсным крестом, в 1927 году возведен в сан протоиерея, а в 1930 году награжден палицей. В 1931 году власти арестовали его и приговорили к пяти годам заключения. Год он пробыл на каторжных работах на строительстве Беломорско-Балтийского канала, а с марта 1932 года по июнь 1933 года работал счетоводом в одном из отделений Соловецких исправительно-трудовых лагерей на лагерном пункте Сеннуха.По возвращении протоиерея Георгия в 1933 году из заключения епископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии, Иоанн (Широков) назначил его настоятелем храма великомученицы Параскевы в селе Туголес. В 1934 году протоиерей Георгий был награжден наперсным крестом с украшениями, а в 1935 году — митрой.
27 ноября 1937 года власти арестовали его. Следователь спросил священника:
— Скажите, какие среди вас, Грибкова Назария Степановича и Царапкина Петра Сергеевича, существуют взаимоотношения?
— Среди меня, Грибкова и Царапкина взаимоотношения самые дружеские, все мы служим в одной церкви, я священником, Грибков вторым священником, а Царапкин псаломщиком, бываем друг у друга очень часто и ведем всевозможные деловые разговоры.
— Следствие располагает данными о том, что вы среди населения вели антисоветскую контрреволюционную агитацию против существующего строя. Признаете это?
— Я лично антисоветской контрреволюционной агитации среди населения не вел.
— Вы говорите неправду, следствие требует от вас дачи правдивых показаний. Вы вели антисоветские разговоры о непосильной жизни в лагерях и издевательстве над народом. Подтверждаете это?
— Я действительно среди населения говорил, что в лагерях жизнь мучительная, трудная и издеваются над народом, это я признаю.
Протоиерей Георгий Колоколов был расстрелян 9 декабря на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
Священномученик Тихон (Бузов)
Священномученик Тихон родился 16 сентября 1873 года в селе Шенгуты Тетюшевского уезда Казанской губернии в семье крестьянина Петра Бузова. При крещении мальчик был наречен Иосифом. Родители желали, чтобы отрок овладел грамотой, поэтому отдали его в земскую школу. Когда Иосифу исполнилось 18 лет, он ушел в Седмиозерную Богородицкую Вознесенскую мужскую пустынь, находящуюся в 17 верстах от Казани, где был принят в число послушников. В 1901 году Иосиф принял монашеский постриг, в котором его нарекли Тихоном. Вскоре он был рукоположен во иеромонаха. Во время революционных волнений в стране, начавшихся в 1905 году, Казань, как и многие города России, была охвачена волнениями рабочих и студентов. За связь с революционно настроенными студентами отец Тихон был выслан в Троицкий Чебоксарский монастырь, где исполнял обязанности певчего. Эта древняя обитель была основана в 1566 году с миссионерскими целями. С 1910 по1914 год иеромонах Тихон служил при архиерейском доме в городе Архангельске. В 1911 - 1912 годы иеромонах Тихон слушал миссионерские курсы в Уфе. Отец Тихон в 1914 году был переведен в Донской монастырь города Москвы. В 1915 году он был награжден наперсным крестом, а в 1924 году Святейший Патриарх Тихон возвел его во игумена. В 1926 году он был возведен в сан архимандрита.
8 связи с распространением слухов об убийстве большевиками Патриарха Тихона в ОГПУ стали вызывать братию монастыря. 15 ноября 1927 года был вызван в ОГПУ и отец Тихон, где его арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму. 23 ноября его допросили. «Я лично, - показал отец Тихон, - никогда не говорил, что Патриарх Тихон замучен большевиками. И когда об этом бывал разговор при монастыре, то всегда говорил, что это неправда. Переписки с высланным настоятелем я лично не имею. Материальную помощь настоятелю мы посылаем из средств кружечного сбора. Последний раз было разделено по 23 рубля, и точно такую же сумму послали настоятелю,. Кто посылает деньги мне не известно. На заседании церковно-приходского совета братства я никогда не участвовал, и какие обсуждались вопросы на совете, мне не известно».
9 января 1928 следствие было закончено. В своем заключении уполномоченный 6 отделения секретного отдела ОГПУ Жикин написал:
«Гражданин Бузов ведет агитацию среди посетителей могилы Патриарха Тихона с целью возбуждения таковых против советской власти, распространяет слухи, что Патриарх замучен большевиками и оказывает материальную помощь ссыльным церковникам, как невинно пострадавшим от советской власти». 27 января 1928 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ архимандрит Тихон был приговорен к ссылке с запретом проживать в шести главных городах и губерниях страны сроком на три года. Местом ссылки отец Тихон избрал город Казань. Здесь он служил заштатным священником и одновременно работал по найму. По возвращении из ссылки, 23 мая 1933 года архимандрит Тихон был назначен митрополитом Сергием (Страгородским) в Покровский храм в селе Ильмяны Коробовского района Московской области. 27 ноября 1937 года власти арестовали его и заключили в Таганскую тюрьму в Москве. В день ареста отец Тихон был допрошен.
— Следствию известно, что вы входили в группу церковников и вели активную контрреволюционную агитацию среди населения. Дайте искренние показания по данному вопросу? — потребовал следователь.
— В состав группы церковников я не входил и никакой агитации нигде не вел.
— Следствию известно, что вы распространяли провокационные слухи о войне, голоде, повальных болязнях и смерти, посылаемых Богом за неверие в Него, высказывали пораженческие взгляды. Дайте показания по этим вопросам?
— Я никогда этого не делал.
— Вы обвиняетесь в том, что входили в состав группы церковников и вели активную антисоветскую агитацию среди населения, признаете ли себя виновным в предъявленном вам обвинении.
— Виновным себя не признаю, так как никакой агитации я не вел. 5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Тихона к расстрелу.
Архимандрит Тихон был расстрелян 9 декабря 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Список Святых
Богослужения
Служба Собора новомучеников и исповедников Шатурских
На велицей вечерни
На Господи, воззвах: стихиры, глас 1.
Подобен: Прехвальнии мученицы:
Всехвальнии новомученицы Шатурстии,/ вас ни тьма темничная потаила есть,/ но Небо прият вы/ и отверзошася вам райския двери/ и, многими страданьми в ня вшедше,/ радости вечныя наслаждаетеся./ Темже тепле Христу молитеся,/ Церковь Русскую в Православии утвердити/ и спасти души наша.
Прехвальнии новомученицы Шатурстии,/ вас ни прещения безбожных устрашиша,/ ни гонения и озлобления смятоша,/ ни узы и горькия работы изнуриша,/ но, ревностию о Бозе пламенеюще/ и внемлюще гласу Пастыреначальника Христа,/ даже до крове подвизалися есте./ Темже тепле молитеся ко Господу,/ Русь Святую в Православии утвердити/ и спасти души наша.
Преславнии новомученицы Шатурстии,/ вас ни глубины земныя потаиша,/ ниже рвы Бутовстии сокрыша,/ но Христос Бог восприят вы/ и, яко пришедших от скорби великия/ и кровьми убеливших ризы своя,/ венцы нетленными увенча./ Темже тепле Того молите,/ верныя люди в Православии утвердити/ и спасти души наша.
Ины стихиры, глас 5:
Противу гонителей злочестивых/ даже до крове подвизалися есте,/ богомудрии Александре, Иоанне, Арсение и Василие,/ доблественнии Назарие, Георгие и Иоанне,/ словом правды безбожных обличающе,/ и их, яко волков хищных, от стада Христова отгоняюще,/ едино на враги пособие имуще,/ Крест Христов, оружие непобедимое,/ и Знамение нашего спасения.
Яко воини Христови добропобеднии,/ преподобномученицы Тихоне и Аполлосе,/ пост и молитву, яко меч духовный изостривше,/ во бранех за веру Христову и паству/ враги видимыя и невидимыя низложили есте,/ молитвою, яко стеною необоримою,/ немощная чада стада Христова ограждающе./ Темже ныне, яко друзи Христови,/ Престолу Царя Славы предстояще,/ молите спастися душам нашим.
Доброхвальнии преподобномученицы/ Марие, Матроно и Марфо,/ от юности Христа возлюбившыя,/ Тому во ангельстем чине усердно послужили есте./ В годину же испытаний Церкве Русския,/ мужемудренную крепость явивше,/ веру Христову даже до крове исповедали есте,/ веселяще Ангелы и удивляюще человеки,/ ныне вас в песнех ублажающих.
Слава, глас 2:
Приидите, вернии, в дом Бога нашего/ лик победоносный восхвалим,/ избранную дружину, Христово воинство,/ новомученики и исповедники земли Шатурския,/ в лето огненнаго испытания/ живота своего не пощадивших,/ веру соблюдших и за Христа пострадавших,/ ныне же Престолу Святыя Троицы предстоящих/ и молящихся о душах наших.
И ныне, Богородичен, глас тойже: Прейде сень законная:
Вход. Прокимен дне. И чтения мучеником.
Деяний святых апостол чтение (4, 6-31):
В тыя дни собрашася во Иерусалим князи, старцы, книжницы/ и елицы беша от рода архиерейска./ И, поставльше Петра и Иоанна посреде, вопрошаху:/ коею силою или коим именем исцелиста хромаго./ Петр, исполнився Духа Свята, рече:/ князи людстии и старцы Израилевы,/ аще мы днесь истязуеми есмы о благодеянии человека немощна,/ о чесом сей спасеся,/ разумно буди всем вам и всем людем Израилевым,/ яко во имя Иисуса Христа Назореа,/ Его же вы распясте,/ Егоже Бог воскреси от мертвых,/ о сем Сей стоит пред вами здрав:/ Сей есть Камень, укоренный от вас зиждущих,/ бывый во главу угла,/ и несть ни о единем же инем спасения:/ несть бо иного Имени под небесем, даннаго в человецех,/ о немже подобает спастися нам./ Видяще же Петрово дерзновение и Иоанново и разумевше,/ яко человека некнижна еста и проста, дивляхуся,/ знаху же их, яко со Иисусом беста:/ видяще же изцелевшаго человека с нима стояща,/ ничтоже имяху противу рещи./ Повелевше же има вон из сонмища изыти,/ стязахуся друг со другом, глаголюще:/ что сотворим человекома сима;/ яко убо нарочитое знамение бысть има,/ всем живущим во Иерусалиме яве,/ и не можем отврещися:/ но да не более прострется в людех,/ прещением да запретим има ктому не глаголати о имени сем ни единому от человек./ И призваше их,/ заповедаша има отнюдь не провещавати ниже учити о имени Иисусове./ Петр же и Иоанн отвещавша к ним реста:/ аще праведно есть пред Богом/ вас послушати паче, нежели Бога, судите:/ не можем бо мы, яже видехом и слышахом, не глаголати./ Они же призапрещше има, пустиша я,/ ничтоже обретше како мучити их, людий ради,/ яко вси прославляху Бога о бывшем:/ лет бо бяше множае четыредесяти человек той,/ на немже бысть чудо сие изцеления./ Отпущена же бывша приидоста ко своим и возвестиста,/ елика к нима архиерее и старцы реша./ Они же, слышавше, единодушно воздвигоша глас к Богу и рекоша:/ Владыко, Ты, Боже, сотворивый небо и землю и море и вся, яже в них,/ иже Духом Святым усты отца нашего Давида отрока Твоего рекл еси:/ вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным;/ предсташа царие земстии,/ и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его./ Собрашася бо воистинну во граде сем на святаго отрока Твоего Иисуса,/ Егоже помазал еси,/ Ирод же и Понтийский Пилат с языки и людьми израилевыми,/ сотворити, елика рука Твоя и совет Твой преднарече быти:/ и ныне, Господи, призри на прещения их/ и даждь рабом Твоим со всяким дерзновением глаголати слово Твое,/ внегда руку Твою прострети Ти во изцеления,/ и знамением и чудесем бывати Именем святым отрока Твоего Иисуса./ И помолившимся им, подвижеся место, идеже бяху собрани,/ и исполнишася вси Духа Свята/ и глаголаху слово Божие со дерзновением.
К Тимофею послания святаго апостола Павла чтение (2Тим.4,1-8):
Чадо Тимофее,/ засвидетельствую убо аз пред Богом и Господем нашим Иисус Христом,/ хотящим судити живым и мертвым в явлении Его и царствии Его:/ проповедуй слово,/ настой благовременне и безвременне,/ обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением./ Будет бо время, егда здраваго учения не послушают,/ но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом,/ и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся./ Ты же трезвися о всем, злопостражди,/ дело сотвори благовестника,/ служение твое известно сотвори./ Аз бо уже жрен бываю,/ и время моего отшествия наста./ Подвигом добрым подвизахся,/ течение скончах, веру соблюдох./ Прочее убо соблюдается мне венец правды,/ егоже воздаст ми Господь в день он, Праведный Судия,/ не токмо же мне, но и всем возлюбившим явление Его.
Ко Евреем послания святаго апостола Павла чтение (11, 33-40):
Братие,/ святии верою победиша царствия,/ содеяша правду, получиша обетования,/ заградиша уста львов,/ угасиша силу огненную,/ избегоша острея меча,/ возмогоша от немощи,/ быша крепцы во бранех,/ обратиша в бегство полки чуждих./ Прияша жены от воскресения мертвых своих./ Инии же избиени быша, не приемше избавления,/ да лучшее воскресение улучат./ Друзии же руганием и ранами искушение прияша,/ еще же и узами и темницею./ Камением побиени быша,/ претрени быша, искушени быша,/ убийством меча умроша,/ проидоша в милотех, и в козиях кожах,/ лишени, скорбяще, озлоблени./ Ихже не бе достоин весь мир,/ в пустынях скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных./ И сии вси, послушествовани бывше верою, не прияша обетования./ Богу лучшее что о нас предзревшу,/ да не без нас совершенство приимут.
На литии стихиры глас 6:
Божиим произволением на подвиг страдальческий/ от всякаго рода и чина призваннии,/ новомученицы и исповедницы Шатурстии,/ во дни гонения безбожнаго/ правило веры и образ жития нам показали есте,/ да, Христу последующе верою/ и любовию пламенеюще,/ венцы Небесныя обрящем.
Слава, глас 2:
Путь тесный широту райскую отверзает:/ сие делом явили есте, новомученицы,/ путем страдальческим шествующе,/ вся даже до смерти верою претерпели есте/ и Царства славы достигли есте,/ идеже Древа Жизни наслаждаетеся./ Помозите и нам, страстотерпцы,/ веру Православную до конца сохранити/ и спасение улучити.
И ныне, Богородичен, глас тойже:
Богородицу и Матерь Света,/ присно в песнех величающе,/ ныне гласы умиленными воспеваем,/ яко даровала еси нам неистощимое сокровище/ собор новомучеников и исповедников Шатурских,/ Едина Чистая и Благословенная.
На стиховне стихиры, глас 2.
Подобен: Доме Евфрафов:
Днесь веселия исполнися/ дом Бога нашего,/ в немже память новомучеников/ земли Шатурския/ с похвалами совершается.
Стих: Господи Господь наш,/ яко чудно Имя Твое по всей земли.
Юншаго посреде градов Московских,/ малаго посреде великих/ возвеличи днесь Господь Шатуру град,/ в немже венценосную дружину/ новомученик прослави.
Стих: Святым, иже суть на земли Его,/ удиви Господь вся хотения Своя в них.
Взыграй, земле Шатурская,/ в день праздника твоего,/ и собор новомучеников прослави,/ яко сокровище велие и неистощимое,/ днесь приемлющи.
Слава, глас тойже:
Ликуйте ныне и веселитеся мучениколюбцы,/ земля бо наша славою новомучеников украшается,/ приимите покров Небесный святых ходатаев ваших,/ сии бо бдят и молятся о нас/ пред Престолом Вседержителя,/ да не оскудеет вера Православная,/ в нейже нам утверждение.
И ныне, глас тойже: О, чудесе новаго:
По Ныне отпущаеши: тропарь новомучеников дважды. И Богородице, Дево: единожды.
Тропарь, глас 4:
Яко украшение Церкве Русския,/ в годину лютаго испытания яви вас Господь,/ прием многоплодие трудов ваших,/ болезни, узы и смерть неповинную./ Темже и мы, сошедшеся днесь, велегласно вопием:/ пречуднии страстотерпцы Шатурстии,/ молите Увенчавшаго вас Христа/ сохранити земное Отечество ваше/ и спастися душам нашим.
На утрени
По 1-м стихословии седален, глас 6:
Сквозе огнь мучения, яко свидетелие вернии, прошли есте, блаженнии страдальцы,/ сего ради с лики святых земли Русския/ в Небеснем Отечестве торжествуете./ Помозите и нам, сродником вашим, веру Православную сохранити/ и молите спастися душам нашим.
Слава, и ныне, Богородичен:
Не умолчим никогда, Владычице,/ силы Твоя глаголати, недостойнии./ И ныне вопием к Тебе, Пречистая:/ моли Сына Твоего и Бога нашего/ со святыми новомученики и исповедники Российскими/ спасти землю Русскую,/ в ней же имя Твое православно величается.
По 2-м стихословии седален, глас 2:
Егда землю Российскую постиже испытание,/ тогда вы, новомученицы святии, отвсюду безбожными гоними,/ во едину победоносную дружину промышлением Божиим в земли Шатурстей совокупистеся/ и единомудренно за Христа пострадасте.
Слава, и ныне, Богородичен:
Ты еси Славо небесных и Упование земных, о Царице!/ Ты еси Похвало и Венчание мучеником,/ на Тя бо страдальцы земли Русския/ в муках велиих надежду возложивше,/ победно пучину лютых мучений проидоша./ Ныне и нам, предстоящим в храме славы Твоея,/ одожди милости Твоя пребогатыя.
Величание:
Величаем вас,/ святии новомученицы и исповедницы Шатурстии,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа/ претерпели есте.
Псалом избранный: Бог нам Прибежище и Сила:
1-й лик: Бог нам Прибежище и Сила, Помощник в скорбех, обретших ны зело.
2-й лик: Господи, воздвигни силу Твою и прииди, воеже спасти нас.
1-й лик: Глаголах о свидениих Твоих пред цари и не стыдяхся.
2-й лик: Вси языцы обыдоша мя и Именем Господним противляхся им.
1-й лик: Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся, яко овцы заколения.
2-й лик: Крепость и пение мое Господь и бысть мне во спасение.
По полиелеи седален, глас 8:
Днесь земля Шатурская торжествует/ и веселием духовным украшается,/ святии бо новомученицы, сродницы наши,/ в белых ризах предстоят Агнцу Божию/ и со Ангелы песнь хвалебную согласно воспевают:/ слава в Вышних Богу и на земли мир,/ в человецех благоволение.
Слава, и ныне, Богородичен:
О, Всепетая Дево,/ Тя вемы Покров земли Русския,/ Тебе бо, грешнии, имамы предстательство,/ Тебе стяжахом в напастех спасение,/ Едину Всенепорочную.
Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Проидохом сквозе огнь и воду,/ и извел еси ны в покой. Стих: Разжегл ны еси, якоже разжизается сребро. Евангелие от Матфея, зачало 36.
По 50-м псалме стихира, глас 6:
О, блаженнии сродницы наши,/ часть благую на земли усердно взыскавшии/ и кровною куплею ту приобретшии,/ изыдите ныне, молимся,/ на взыскание нас, заблуждших,/ верою обнищавших и добродетельми оскудевших,/ да вами, присно покрываеми и наставляеми,/ дарами Духа Святаго обогатимся/ и безбедно часть спасаемых обрящем.
Канон, глас 6.
Песнь 1
Ирмос: Яко по суху, пешешествовав Израиль/ по бездне стопами,/ гонителя фараона/ видя потопляема,/ Богу победную песнь поим, вопияше.
Припев: Святии новомученицы и исповедницы Шатурстии, молите Бога о нас.
Господи Боже,/ очисти чувства и просвети наш ум,/ и сподоби достойно прославляти святых сродников наших,/ новомучеников и исповедников Шатурских,/ и, взирающе на кончину, подражати вере их.
Егда прииде испытание веры вашея, святии сродницы наши,/ страдания за Христа, яко благодатный дар, прияли есте./ Сего ради ныне Церковь Русская вами украшается/ и земля Шатурская похвалы приносит.
Страдания за Христа, яко дар благодатный, приясте, страстотерпцы./ Тем, изгнания, домов разорения,/ клеветы и неправедное осуждение,/ паче же узы и убиение мужественне претерпели есте,/ и ничтоже возможе разлучити вас от любве Христовой.
Богородичен: Яко Взбранная Воевода новомучеников и исповедников Российских,/ державным заступлением в духовней брани победу им на безбожныя подала еси./ Темже Тя, Пречистая Дево, ныне величаем.
Песнь 3
Ирмос: Несть свят,/ якоже Ты, Господи, Боже мой,/ вознесый рог верных Твоих, Блаже,/ и утвердивый нас на камени/ исповедания Твоего.
Егда прииде время испытания веры вашея, страстотерпцы,/ на Господа и Совершителя спасения все упование возложили есте/ и, от Него укрепляеми, пучину мучений победно прешли есте./ Ныне же, в радости небесней пребывающе, взываете:/ несть свят, паче Тебе, Человеколюбче.
Возвеличим, вернии, преподобномученика Тихона,/ пастыря добраго и мученика истиннаго,/ изволившаго паче умрети, нежели Христа и веры отрещися./ Темже, мученический венец прием,/ в радости небесней пребывает, взывая:/ несть свят, паче Тебе, Господи, Человеколюбче.
Похвалы приносим ти, преподобномучениче Аполлосе,/ иноческаго жития любителю и священнаго чина достойный носителю,/ ты бо, прещения безбожных и мук смертных не убоявся,/ верный ученик Христов даже до смерти явился еси./ Сего ради в радости небесней пребывая, взываеши:/ несть свят, паче Тебе, Господи, Человеколюбче.
Богородичен: О, Всепетая Богородице, Владычице,/ преподобных похвало и мучеников славо,/ ангелы восхваляемая и человеки воспеваемая,/ избави Церковь Русскую от всякаго злаго обстояния,/ Едина Благословенная.
Седален, глас 5:
В муках суще, святии, мучителем рекли есте:/ всуе ваша дерзость и погибельна,/ нам бо, еже жити – Христос,/ и еже умрети – приобретение:/ вместо ран телесных – светлое одеяние в Воскресении,/ за безчестие – венцы нетленныя,/ за узы темничныя – рай,/ за изгнание – сожительство со ангелы./ Тех молитвами, Христе Боже, спаси души наша.
Слава, и ныне, Богородичен:
Ублажим днесь, вернии, Заступницу нашу,/ Та бо, удел Свой издревле избранный, Русь Православную,/ во испытаниих горьких не остави,/ чад Церкве Христовы во страданиих укрепи/ и во обители Небесныя всели.
Песнь 4
Ирмос: Христос моя Сила,/ Бог и Господь,/ честная церковь/ боголепно поет, взывающи:/ от смысла чиста о Господе празднующи.
Божиим смотрением, святии,/ аще и разделени бысте телесне/ и един по единому на муки от безбожных осуждени,/ обаче, союзом любве Христовой связуеми,/ единомудренною дружиною за Христа пострадасте,/ вкупе же и в Царствие Небесное внидосте.
Пастырю милостивый и богомудрый наставниче, священномучениче Александре,/ града Шатурскаго изрядная похвало,/ четыредесять лет во священницех благочестно пожил еси/ и душу твою за паству положил еси./ Буди и о нас на Небеси ходатай верен.
Ублажим, вернии, священномученика Иоанна,/ делателя добраго винограда Христова,/ иереев удобрение, жития евангельскаго образ,/ смотрением Божиим за Христа пострадавшаго,/ о нас же в раи сладости непрестанно молящагося.
Богородичен: Тя, необоримую Стену и спасения Утверждение, Богородице Дево, молим:/ сопротивных советы разори,/ людей Твоих печаль на радость преложи,/ град Твой огради,/ о мире мира моли,/ яко Ты еси, Богородице, Упование наше.
Песнь 5
Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже,/ утреннюющих Ти души любовию озари, молюся,/ Тя ведети, Слове Божий,/ истиннаго Бога,/ от мрака греховнаго взывающа.
Богатство веры стяжавше, святии земли Шатурския, миру явленнии и неявленнии,/ вы, страдания, яко дарование Божие, приемше,/ венцы нетленными украсилися есте,/ правило веры и образ исповедания нам являюще.
Благонравием украсився, священномучениче Назарие,/ в подвизе поста, молитвы и воздержания жизнь твою проводил еси,/ темже ни темница, ни гонения, ни самая смерть/ возмогоша разлучити тя, от любве Божия./ Сего ради светло совершаем память твою.
Егда прииде время испытания,/ тогда безропотно претерпел еси беды многия, священномучениче Георгие:/ ближнии бо оклеветаша тя,/ безбожнии неправедно в темницу заключиша и на горькия работы осудиша./ Ты же, святе, даже до смерти непобедимь пребыл еси,/ Христу последовав верою.
Богородичен: Пресвятая Дево,/ Ты плотию родила еси Христа, Бога нашего,/ Егоже ради святии мученицы, смерть приемше,/ ныне во свете славы радуются./ Темже, Пречистая, и нас, страдания мучеников почитающих,/ Царствия Небеснаго сподоби.
Песнь 6
Ирмос: Житейское море,/ воздвизаемое зря,/ напастей бурею,/ к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти:/ возведи от тли живот мой,/ Многомилостиве.
Господу последовасте верою, святии новомученицы,/ и, аще убиени бысте и безчестно в ров земный ввержени,/ обаче во Христе живот вечный приясте./ Ныне же Пасхи велия и священнейшия истее причащаетеся в невечернем дни Царствия Его.
Что тя наречем, священномучениче Арсение?/ Цвет ли духовный, яко добродетельми процвел еси?/ Грозд ли винограда Иисусова, яко кровь мученическую источил еси?/ Не престай молитися о нас, любовию чтущих память твою.
Мучениче Петре прехвальне,/ благогласным пением и чтением Богу добре послужив,/ вверенный ти талант, яко раб благий и добрый, страданием за Христа преумножил еси./ Темже в радость Господа твоего вшел еси,/ Емуже молися, святе, о чтущих память твою.
Богородичен: Пресвятая Мати Дево,/ изведи нас из рова погибели,/ яко древле Господь Иону из чрева китова,/ и уврачуй наша греховныя язвы,/ да неосужденно сподобимся прославляти пречестное и великолепое Имя Сына Твоего и Бога нашего.
Кондак, глас 2:
В житии добродетельми обогатившеся,/ во дни гонения безбожнаго,/ яко гроздие многообильное винограда Христова,/ кровь мученическую источили есте/ и во страданиих адаманта твердейшии явилися есте,/ новомученицы и исповедницы Шатурстии,/ молите Всеблагаго Бога/ даровати душам нашим велию милость.
Икос:
Спасовым победоносным Воскресением обогатившеся, святии,/ победно мучителей низложили есте/ и демонов немощныя дерзости сокрушили есте,/ сего ради с любвию вам в песнех возглашаем:/ радуйтеся, Церкве Русския столпи неодолимии,/ веры ради даже до крове подвизавшиися;/ радуйтеся, Иерусалима Горняго граждане новоизбраннии,/ и нас во след себе путеводящии./ Радуйтеся, ближайшии о нас ко Господу молитвенницы/ и усерднии ходатаи спасения нашего./ Радуйтеся, новомученицы и исповедницы Шатурстии,/ житием и подвиги светло просиявшии.
Песнь 7
Ирмос: Росодательну убо пещь/ содела Ангел/ преподобным отроком,/ халдеи же опаляющее/ веление Божие/ мучителя увеща вопити:/ благословен еси, Боже, отец наших.
Яко истиннии ученицы Безначальнаго Слова Христа,/ закон любве евангельския исполнивше,/ души положисте за други своя./ Темже, на Небеси в любви Трисветлей почивающе,/ и наша сердца ко всех любящему Богу обратите, во еже пети Ему:/ благословен еси, Боже, отец наших.
Безсребренником подражатель быв, священномучениче Иоанне,/ милость и сострадание людем присно являл еси,/ послежде душу твою за паству Христову положил еси,/ за вся благодаря Бога и поя:/ благословен еси, Боже, отец наших.
Ублажим, вернии, священномученика Василия,/ пастырский долг добре исполнившаго/ и венцем страданий украсившагося./ Сей бо, яко доблий воин Христов, Престолу Божию ныне предстоит/ и со святыми новомученики и исповедники Российскими взывает:/ благословен еси, Боже, отец наших.
Богородичен: Яже паче ума и естества Бога рождши, Неискусомужная Марие,/ чтущия Тя от враг видимых и невидимых избави,/ Ты бо еси земли отцев наших Держава необоримая.
Песнь 8
Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси/ и праведнаго жертву водою попалил еси,/ вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети./ Тя превозносим во вся веки.
Во дни богоборныя брани новомученицы Российстии,/ якоже отроцы в пещи вавилонстей, огнем злобы не опалишася,/ честными бо потоки крове их пламень безбожия угасися./ Темже Избавителю вопияху:/ благословите, вся дела Господня, Господа.
Огнь испытаний тяжких и бурю лютых беззаконий мужественне претерпели есте, новомученицы,/ и, яко лествицею небовосходною, от земли в селения дивна, даже до Дому Божия, прешли есте,/ идеже гласом радования и исповедания Троице Единосущней поете:/ благословите, вся дела Господня, Господа.
Тричисленныя преподобномученицы Марие, Матроно и Марфо,/ тричисленныя дары Христу принесосте:/ страдания, яко злато,/ кровь честную, яко ливан,/ смерть непорочную, яко смирну,/ и, якоже древле трие отроцы, победную песнь воспевасте:/ благословите, вся дела Господня, Господа.
Богородичен: Христа зрящи умерщвляема, Многопетая Владычице,/ и, видящи исполнение Симеонова проречения, слезящи, взываше:/ благословен еси, Боже, во веки.
Песнь 9
Ирмос: Бога/ человеком невозможно видети,/ на Негоже не смеют чини ангельстии взирати,/ Тобою же, Всечистая, явися человеком/ Слово воплощенно,/ Егоже величающе,/ с Небесными вои Тя ублажаем.
Порфирою мученическою украсившеся, святии,/ Горняго Сиона страданьми достигосте/ и, тамо блаженства вечнаго наслаждающеся,/ молитвы вознесите ко Владыце о сродницех ваших.
Господи Боже наш,/ яко плод спасительнаго Твоего сеяния, приими новыя мученики и исповедники земли нашея,/ иже в лето спасительныя жатвы Твоея/ токи крове страдальческия источиша./ Тех молитвами, Человеколюбче, спаси души наша.
Ангелов хвалу и новомучеников славословие милостивно приемляй,/ не отрини, Триипостасный Боже, от сонма сего и нас, недостойных,/ но сподоби вкупе с ними воспевати:/ да благословит Господа Русь Святая и превозносит Его во веки.
Богородичен: Тя Преславную Божию Матерь,/ Славу Небесных и Упование земных,/ новомученицы и исповедницы Российстии славят, яко спасении Тобою./ Тех молитвами сподоби и нас, недостойных,/ прославляти Тя, яко усердную Заступницу нашу.
Светилен:
Света преумнаго зарею просвещаемь,/ лик светоносный днесь явися новомучеников и исповедников Шатурских,/ яже в нощи гонений безбожных, яко светильницы Христовы многосветлии,/ страданьми своими землю нашу просветиша и тьму нечестия в ней разсеяша./ Ихже ныне в песнех ублажаем.
Слава, и ныне, Богородичен:
Стена необоримая и Покров всемощный новомучеником явилася еси, Пресвятая Дево./ Буди и нам во всяцем испытании крепкая Помощница.
На хвалитех стихиры, глас 5.
Подобен: Радуйся:
Радуйтеся, новомученицы Шатурстии,/ Царя Небеснаго избранная дружино,/ вы в годину гонений на Церковь Русскую/ на камени веры житие свое утвердили есте/ и, лютая мучения нивочтоже вменивше,/ кровь свою за Христа пролияли есте./ Ныне же, в Небесных кровех пребывающе/ и райскаго блаженства наслаждающеся,/ молитеся усердно Господеви,/ мир земли Российстей даровати/ и душам нашим велию милость.
Радуйтеся, страдальцы славнии,/ Церкве Русския столпи непоколебимии,/ похвало наша и утверждение/ и в житии благоотишное пристанище,/ вами бо земля Шатурская украшается/ и, яко сокровище духовное, страдания ваша приемлет./ Темже молите Прославльшаго вас Господа,/ в вере твердей нам присно пребывати/ и Царствия Небеснаго достигнути.
Радуйтеся, святии сродницы наши,/ Небеснаго Иерусалима граждане,/ вам приносим похвалы сия/ и со умилением взываем:/ путеводите нас ко спасению,/ наставляюще к нелицемерному покаянию./ Да вашею помощию и заступлением,/ добродетельно в мире поживше,/ Царствия Небеснаго сподобимся.
Слава, глас 8:
Приидите, мучениколюбцы вси,/ благочестно воспоим дружину славных мучеников,/ в земли Шатурстей пострадавших./ Сии бо, течение добре совершивше/ и веру Православную сохраньше,/ безбожных козни сокрушиша/ и от мира сего временнаго/ к вечному покою преставишася,/ идеже сладости райскаго блаженства наслаждаются/ и Престолу Божию предстоят,/ прославляюще Троицу Единосущную и Нераздельную.
И ныне, Богородичен, глас тойже:
Владычице, приими молитвы раб Твоих/ и избави нас/ от всякия нужды и печали.
Или сей. Подобен: О, преславнаго чудесе:
О, преславнаго чудесе!/ Небесе и земли Царица,/ от святых сродников наших умоляемая,/ до ныне землю Русскую покрывает/ и лика Своего изображении милостивно обогащает./ О, Владычице Державная!/ Не престани и на будущее время/ во утверждение на Руси Православия/ милости и чудеса изливати до века. Аминь.
На Литургии
Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Бог нам Прибежище и Сила. Стих: Помощник в скорбех, обретших ны зело. Апостол к Римляном, зачало 99 (гл. 8, 31-39) Евангелие от Луки, зачало 105-106. Конец: В терпении вашем стяжите души ваша: (гл. 21,8-19). Причастен: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала:
Источник: Гимнограф.ру
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 4
Яко украшение Церкве Русския,/ в годину лютаго испытания яви вас Господь,/ прием многоплодие трудов ваших,/ болезни, узы и смерть неповинную./ Темже и мы, сошедшеся днесь, велегласно вопием:/ пречуднии страстотерпцы Шатурстии,/ молите Увенчавшаго вас Христа/ сохранити земное Отечество ваше/ и спастися душам нашим.
Кондак, глас 2
В житии добродетельми обогатившеся,/ во дни гонения безбожнаго,/ яко гроздие многообильное винограда Христова,/ кровь мученическую источили есте/ и во страданиих адаманта твердейшии явилися есте,/ новомученицы и исповедницы Шатурстии,/ молите Всеблагаго Бога/ даровати душам нашим велию милость.
Молитва
О, святии сродницы наши, новомученицы и исповедницы Шатурстии, житием и подвиги светло просиявшии! Вы, Промыслом Божиим на подвиг страдальческий предызбраннии во свидетельство веры Христовы, в годину лютых испытаний Церкве Русския живота вашего не пощадили есте, изволивше муки многия претерпети и самую смерть прияти. Темже, кровьми, яко порфирою, души ваша украсивше, в Горний Сион на крылех страданий возлетели есте и тамо, полк божественный и велий новомучеников и исповедников Российских восполнивше, победныя почести от руки Спасителя прияли есте.
Каноны и Акафисты
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Был человек богат, стал вдруг нищим, это тяжело, но поправимо. Был здоров, стал больным, и это поправимо – ибо с нищим и с больным есть Христос. А потеряешь веру – великое несчастье. Оно тем ужасно, что нет у человека никакой опоры...
прп. Варсонофий
18 ноября 1920 г. в СССР была легализована возможность убийства матерью ребёнка во чреве. Постановление называлось "Об охране здоровья женщины". С 1920 по 1990 годы было убито 180 миллионов младенцев, – это 540 Хиросим или 270 блокад Ленинграда, или 170 освенцимов. В период с 2000 по 2018 годы только по официальным данным убито более 25 млн. младенцев. Эта цифра сравнима с потерями нашей страны в ВОВ (26,6 млн. человек).