Дни памяти
Житие
Святитель Никита, епископ Ремесианский[*] (ок. 353 – ок. 420), "дунайский апостол." Родился в городе Ремесиане (Ремешек, ныне Бела-Паланка, Сербия), в римской провинции Дакии Траяна, в стране готов за Дунаем, около 353 года. Он не был греком: иначе писал бы сочинения на греческом языке; не был и римлянин: иначе назывался бы Виктором, а не Никитой, и не вызывал бы латинскими сочинениями удивление в рямлянах. Из этого можно заключить что он был гот или фракиец.
Он получил обширное римское образование, возможно в Риме, и впоследствии проповедывал «устами римскими»[1]. Учителем и поставителем Никиты во епископа называется Феофил, епископ Томийский.
Святитель Никита стал первым епископом новоучрежденной в IV веке в его родном городе Ремесианской кафедры. Не довольствуясь одними делами епархиального управления, по примеру своего учителя Феофила и по обычаю времени, он занимался активным миссионерством среди народов к северо-востоку, ещё не просвещенных светом Христовым. Земли и народы, охваченные его апостольской проповедью, лежали по обе стороны Дуная. Среди них были земля «варварских бессов» где суровы зимы; земли народов «не укрощенных» римскими войнами, податями и порабощением; «весь север», «страны полночные», страна «скифа»; земли земледельцев «гетов» и «обоих даков»[2]; земли «берега», где обитают пастухи[3]. Это описание указывает на земли и население Дакии Траяна, Фракии, Мизии и Малой Скифии – территория ныне поделенная между Сербией, Болгарией, Румынией, Молдавией и Украиной.
В ходе своей успешной проповеди святой Никита сделался основателем не только новых общин и храмов, но и новых епархий, или же епархиальных центров. Так, им была основана епископская кафедра с четырьмя монастырями для дако-римлян в Милкове. Для просвещаемых им народов святой производил переводы и составлял новые душеспасительные писания.
Проповедь среди бессов
Наиболее подробное предание о проповеди святого Никиты говорит о его похождениях к бессам – суровым горцам-язычникам, воинственным кузнецам-оружейникам жившим в Родопских горах, большей частью в современной Болгарии. Жестокость их нравов доходила до жертвоприношений людей и даже детей. Святитель Никита бесстрашно прошел через их города и села и достиг их столицы Бессапары (ныне село Синитово Пазарджикской области).
Слух о проповеднике дошел до Бессапара раньше Никиты: бессы вышли на главную площадь чтобы встретить его. Святитель обратился к ним, как к своим детям, долго и кротко рассказывал о вере которая делает людей братьями, а потом запел тихо и нежно молитву «Тебе, Бога хвалим...». Проповедник озадачил многих и остался невредим. Затем он обрел первых последователей – ими стали дети, который впредь всегда сопровождали святителя. Постепенно сердца бессов смягчились, множество людей обратились к Христианству, рушили идольские жертвенники и строили храмы.
Святитель перевёл богослужение на родной язык бессов, рукоположил им первых священников, и на простом языке оставил им много поучений. Произошло это около 396 года. Преображение целого народа произошло перед глазами современников и крепко ввело бессов в лоно Церкви.
В 2005 году в районе Родопских гор болгарские археологи под руководством профессора Николая Овчарова обрели амвон древней церкви IV-начала V века, которая, вероятнее всего, была кафедральным собором святителя Никиты во время проповеди к бессам.
Кончина и почитание
Вероятно кончина святого Никиты последовала не прежде 420 года.
Многие из известных дошедших до нас данных о деятельности святителя извлечены из похвального стихотворения, написанного в его честь другом Никиты, епископом Павлином Ноланским. Павлин прославил святого Никиту как «отца всего севера» и «доброго раба Христова», который
в этих странах мира, что в варварстве коснели / Устами римскими Христа провозгласил, / И светлым радостям, святой невинной жизни / Ты диких научил...
За его подвижническую проповедь святой стал известен как «дунайский апостол». Он снискал особое почитание в землях просвещенных им, и наиболее известен в Болгарской и Румынской Церквах.
Днём его памяти в Православной Церкви закрепилось 24 июня, но римо-католики отмечают её 7 января.
Труды
Святитель Никита написал для своих питомцев шесть книг «Наставлений», составленных простым и ясным языком и приспособленных к оглашаемым в вере. Первая – о готовящихся к вере; вторая – о заблуждениях язычества; третья – о вере в Высочайшее Существо; четвертая – против родословий; пятая – о символе; шестая – о жертве Пасхального Агнца. Кроме того он издал книгу о падшей деве, побуждающую каждого падшего к исправлению.
В частности, объясняя слова «я отрекаюсь от дьявола, его ангелов и дел его» святитель пишет:
«Полагаясь на Христа, своего Наставника, он [крещаемый] отрицает врага и его ангелов, то есть всякую магическую прелесть, поддерживаемую ангелами сатаны. После чего он также отрекается от злых дел его, то есть от служения дьяволу и от идолопоклонства, от бросания жребиев и гадания, от роскоши и театров, от краж и обманов, от прелюбодеяния и пьянства, от танцев и лжи».
Помимо шести книг «Наставлений» святитель сочинял богослужебные песнопения, включая, вероятно, и знаменитое «Тебе, Бога, хвалим...».
Примечания
[*] Не включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви. Память 22 июня (ПЦА) и 24 июня (Греч., Румын., РПЦЗ, Молд.)
[1] Из поэмы Павлина Ноланского.
[2] Выражение это растолковывается как "даки, живующие по обе стороны Дуная".
[3] Из поэмы Павлина Ноланского.
Жития и книги в библиотеке
- Память святителя Никиты, епископа Ремесианского иером. Макарий Симонопетрский
- Память св. Никиты, епископа Ремесианского свт. Филарет Черниговский
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?