Преподобный Мисаи́л Абалакский, иеромонах
Дни памяти
23 июня - Собор Сибирских святых
Житие
Иеромонах Мисаил родился 29 июня 1797 года в Сибири, в Тобольском уезде Тобольской губернии, в селе Липоярском, что на российском тракте между Тюменью и Тобольском, в верстах девяноста от последнего. Родителями его были диакон того села Иван Кузьмин Фокин и жена его Евдокия Терентиева. При крещении был он наречен Павлом и был у родителей своих старшим из шестерых детей. Грамоте Павел учился в родительском доме, преимущественно у деда своего Кузьмы, причем учился так прилежно, что на шестом году от рождения выучил не только Часослов, но и всю Псалтирь; немного спустя после того он уже бойко читал на клиросе.
Но, успевая в учении, малютка Павел вместе с тем, и еще более того, преуспевал в благочестии. Когда дед, утром ли встав ото сна или вечером отходя ко сну, становился на молитву, тогда же вместе с ним начинал молиться и малютка Павел; молился иногда по часу и более. Бывало, бабушка иногда сжалится над ребенком и начнет выговаривать за него старику, мужу своему. Внучек тут же и вступается за деда, говорит, что молиться он любит, что ему на молитве стоять отнюдь не тяжело, что молиться Богу нужно подолгу, что это хорошо. А как соберутся отец и дед в церковь к Богослужению, туда же за ними и маленький Павел.
Десяти лет, в 1806 году, отрок Павел расстался с родительским домом и поступил для обучения в Тобольскую семинарию. Квартировал он у ближайших своих родственниц – добрых и набожных старушек.
В Тобольске юный Павел вел себя так же, как и дома в Липоярском: усердно исполнял свои ученические обязанности; к играм и другим забавам, свойственным его возрасту, он был равнодушен. В часы свободные от училищных занятий находился в квартире; любимым его занятием было чтение душеполезных книг, которых было достаточно в доме и еще больше в семинарской библиотеке, составленной пожертвованиями прежних тобольских преосвященных.
О семинаристе Павле Фокине нужно заметить еще, что он был очень добр, чрезвычайно скромен и прост. Иные из его товарищей, пользуясь этими качествами его души, иногда обирали его. Когда же просили у него чего-нибудь Христа ради, он и сам отдавал просимое с полною охотою, отчего нередко возвращался на квартиру то без шапки, то без рукавичек, то без платка. По успешном окончании в 1817 году семинарии перед Павлом стала проблема выбора жизненного пути. Родители Павла непременно желали видеть его священником, но он первоначально не хотел и слушать об этом.
Будучи от природы человеком застенчивым, даже робким, а главное, находясь под впечатлением от чтения житий святых и Пролога, он боялся обязательных для этого брачных уз. Смущали его и те трудности, та великая ответственность, с какими неразлучно священническое служение, особенно в селах; наконец, он чуть ли не с детства имел сердечное желание вести одинокую, иноческую жизнь, поэтому по окончании курса в семинарии он думал не о венце брачном и не о священнической рясе, а об иноческой мантии.
И вот, не чувствуя ни малейшего расположения к супружеской жизни, но в то же время не получая от родителей благословения на поступление в монастырь, он решился на то, на что немногие окончившие курс в семинарии решились бы: Павел Фокин поступил причетником в небогатую церковь Петра и Павла в Тобольске, с посвящением в стихарь.
Месяца через два или три в низшем классе Тобольской семинарии открылась вакансия учителя латинской грамматики, которую он и занял. В конце мая следующего 1818 года за усердие и способности он был перемещен в грамматический класс среднего отделения, и, сверх того, ему была поручена должность библиотекаря семинарии.
Хотя молодому Фокину и нравилась должность учителя, занимал он ее только один год: семинария была реорганизована, и Павел оказался за штатом. А тем временем в родном селе Липоярском оказалась священническая вакансия, и родители Павла стали склонять его к решению в пользу женитьбы и священства.
Добрый и покорный сын не смел более противиться воле родителей, сосватал или, лучше сказать, согласился высватать себе хорошую невесту, дочь священника подгородного села Вагайского, именем Татиану, и в январе
1819 года вступил с нею в брак, а 2 марта того же года тогдашний Архиепископ Тобольский Амвросий (Келембет) рукоположил его во иерея в Богоявленской церкви родного ему села. Супружеская жизнь отца Павла была вопреки его опасению самая спокойная, счастливая, даже, можно сказать, примерная: спутница жизни его была добрая, уважительная к мужу жена, нежно любящая мать и умная, распорядительная хозяйка.
Супруга отца Павла ничем не отвлекала его от забот о приходе, нисколько не мешала ему совершать возможно чаще Богослужения, учить Слову Божию прихожан – словом, заботиться о едином на потребу. За то и он спутницу свою любил и глубоко уважал, при важных случаях семейной жизни называл ее не иначе как доброй помощницей своей или сердечной советницей. Липоярские прихожане очень любили отца Павла, и он готов был служить у них целый век до своей смерти. И тем не менее, прослужив в Липоярском около пяти лет, он вынужден был хлопотать перед епархиальным начальством о переводе его на другое место.
В январе 1824 года отец Павел был причислен к вновь строящейся церкви Ильи Пророка в деревне Готопуповой Ишимского уезда. Здесь, как и в Липоярском, прихожане очень любили и уважали его за усердное служение, приветливость, учительность, неукоснительное исполнение треб, бескорыстие и вообще отличные пастырские качества. Быть может, он и здесь согласился бы служить до самой смерти, но в 1829 году его назначили благочинным. Теперь нередко ему приходилось отлучаться от своего прихода, иногда на довольно долгое время, но так как церковь его была одноштатной, а просить кого-либо из священников других сел отец Павел стеснялся, почитая невозможным для себя отрывать их от своих приходов, своих семей, он решился просить о переводе его к двух или трехштатной церкви. Такой случай не замедлил представиться: при трехштатной церкви Петра и Павла в торговой Абацкой слободе, что в семидесяти верстах от города Ишима, открылось праздное священническое место, и отца Павла в сентябре 1832 года туда перевели.
К особенностям жизни отца Павла в Абацкой, месте торговом, многолюдном, можно отнести разве то, что теперь в его доме всегда гостевало много народа: духовенство соседних сел, крестьяне приходских деревень – ни для кого не было отказа, всем был привет, всем говорилось ласковое слово, всем с радушием предлагали посильные хлеб-соль, всем оказывалось обычное в Сибири, особенно в прежнее время, гостеприимство. Другой особенностью жизни отца Павла в Абацкой было усиление в нем ревности о более достойном прохождении, более тщательном исполнении лежавших на нем священных обязанностей. Бывало, приедет отец Павел в деревню в воскресный или будний, но не многоработный, день и начинает между службами организовывать в часовне либо в чьем-то доме (а летом мог и прямо на улице) чтение часов, или Всенощную, или молебен, смотря по тому, что приличнее по обстоятельствам. Стараясь не терять даром времени, в дороге учил он причетников петь на гласы Богородничны, Херувимскую и прочее.
Воздержанный в пище, он и вино употреблял умеренно, и то в крайних случаях, посты держал строго по уставу. Служба в церкви для него была любимым занятием: в свою седмицу Литургию он служил ежедневно и, чтобы не обременять причт, вечерню и утреню в будни отправлял в церкви один, отсылая причетников домой со словами: «Идите с Богом домой. Что вас мучить-то, один справлюсь». И действительно, один пел и читал, и непременно по уставу, без всяких пропусков. Петь был большой охотник. Таинства совершал неторопливо, с благоговением.
«За Богом молитва, а за царем служба не пропадает», – говорит русская пословица. И служба, и добрая жизнь отца Павла не пропали даром. Тобольские преосвященные, сначала Евгений, а потом Афанасий, наградили его набедренником, а затем возвели в сан протоиерея, что в то время в Тобольской епархии, хотя бы и для благочинного, было делом чуть ли не беспримерным.
По слову псалмопевца царя Давида, «многи скорби праведным» (Пс.33,20), и добродетельный отец Павел испытал тяжкую скорбь: любимая им супруга, мать троих малолетних детей, в марте 1839 года тяжко заболела тифозной горячкой и 2 апреля отошла в вечность.
Смертью супруги Господь указал отцу Павлу путь, «в онь же» идти ему, или, лучше сказать, как бы напомнил ему его собственное горячее, самое искреннее желание быть иноком. Ведь оставаться в селе вдовым протоиереем было для него крайне неудобным: покойная супруга вела все домашнее хозяйство, заботы о котором теперь легли бы на него, а для этого у отца Павла недоставало ни надлежащего знания, ни потребной опытности: управлять прислугой и работниками у него не хватало духу, не мог он также собирать ругу и другие сборы по приходу, без чего духовенству в Сибири в ту пору было не обойтись.
Вскоре по вдовстве отец Павел послал Тобольскому Преосвященному Афанасию прошение о перемещении его из слободы Абацкой в число братства Абалакского Знаменского монастыря, на что Преосвященный при пустоте монастырей его епархии тут же изъявил согласие. Указом консистории от 23 июня 1839 года отец Павел был вытребован в Абалак и 17 декабря того же года ректором Тобольской семинарии архимандритом Евфимием пострижен в монашество с именем Мисаил.
Если, живя в миру, отец Павел был как бы не от мира сего, то тем более в образе равноангельном он являл собой пример воздержания, послушания, ревностного служения алтарю Божию. Монастырская жизнь его вся проходила либо в келии, либо в храме. В келии помимо иноческого правила был он занят чтением Священного Писания, святоотеческих творений, житий святых и единственного в то время духовного журнала «Христианское чтение». Всякий день его можно было застать в храме: либо на клиросном послушании, либо возносящим молебные пения пред чудотворной иконой Божией Матери, именуемой Абалакской, либо совершающим чередное служение Божественной литургии. Вообще труды во славу Божию в церкви Христовой были его любимым делом. Как же он сердечно радовался, если случалось ему заменить в служении кого-либо из старцев священноиноков!
Отцу Мисаилу нравилось жить под покровом Божией Матери, и он желал бы до конца дней своих служить пред Ея столь многочтимым в Сибири ликом, но Промыслом Божиим суждено было ему иное. Не искал славы отец Мисаил, но люди его знали и уважали, а потому и епархиальное начальство обратило на него особое внимание. Новоназначенный Преосвященный Владимир, прибывший с Костромской на Тобольскую кафедру, наслышавшись много хорошего об отце Мисаиле, в феврале или начале марта 1843 года вызвал его в Тобольск для служения в Крестовой церкви Архиерейского дома с обязанностями духовника как самого Преосвященного, так и всего городского духовенства, а также и всех, искавших посвящения в стихарь и рукоположения в сан диакона или священника. Но и миряне, тобольские граждане, стремились исповедоваться у него, зная об особой строгости его жизни.
На новом месте служения радость отца Мисаила, особенно на первых порах, была просто неописуема, потому что за неимением других иеромонахов или священников при Архиерейском доме он был бессменным священнодействующим. Во дни же прибытия многочтимой Абалакской иконы Божией Матери из Абалака в Тобольск, где она пребывала для поклонения в кафедральном соборе с 8 по 23 июля, отец Мисаил удивлял всех богомольцев и соборян своим неустанным молением. Во все эти дни, отслужив в домовой церкви – месте своего послушания, он обыкновенно являлся в собор, где по просьбе богомольцев служил молебны до самого вечера или до тех пор, пока святую икону не унесут в чей-нибудь дом. Поистине, мог он тогда сказать вместе с псалмопевцем: «Пою Богу моему, дондеже есмь» (Пс.103,33).
Терпеливый, безответный, благодушный старец отличался примерною нестяжательностию. Получая монашеское жалованье или часть братских доходов, он никогда не проверял количество полученного. От принятия вознаграждений за труды или вовсе отказывался, или принимал их с глубоким поклоном, как бы малы и ничтожны они ни были. Доколе была жива его сестра, а дети не были еще пристроены, все, что ни получал он деньгами либо платьем, спешил отдать сестре на содержание семьи, а по смерти ее и устройстве детей доходы стали уходить на иждивение его брата, Андрея Иванова Фокина. Он или старушка жена его изредка навещали отца Мисаила, обыкновенно брали у него деньги, покупали на них чай и сахар, а иногда что-либо из съестного, и в урочное время приносили в келию старца и оставляли там. Съестным и чаем отец Мисаил делился со всеми, кто приходил к нему в келию. Чай был любимым его напитком, и он пил его по примеру многих сибиряков очень крепким. В пище отец Мисаил был крайне неприхотлив: и в Абалаке, и в Архиерейском доме он обыкновенно ел, что подавали на братской трапезе.
В блаженном старце замечательным было еще его безмолвие. Никто не видел его занятым продолжительной беседой. На все речи охотников поговорить у него был один ответ: да или нет. Однако он охотно давал ставленникам катехизические объяснения, если они желали его слушать, и показывал порядок отправления Богослужения. Также неутомимо поучал богомольцев Крестовой церкви с кафедры. Говорил он ясно, громко, видно было, что говорил он именно то, что чувствовал.
Успеху поучений отца Мисаила во многом содействовала слава о его благочестивой жизни, а также сама внешность иеромонаха. Роста он был среднего или несколько выше, недлинные волосы и небольшая борода его были светло-русые, телосложение имел сухое, лицо бледное и с веснушками, ходил он всегда довольно быстро, даже несколько торопливо, склонив слегка вперед и вбок голову, седых волос у него заметно не было.
Чтобы отец Мисаил кого-нибудь осудил или на кого-нибудь подосадовал, этого никто не слыхал. На шутки или насмешки, которые иногда говорились ему в лицо, он по обыкновению отвечал одним безмолвным глубоким поклоном. Одного не терпел старец: когда кто с намерением опускал что-либо из положенного для пения или чтения при Богослужении. Тогда в душе его являлась сильнейшая досада, и он сейчас же или сам восполнял, или заставлял пропустившего восполнить пропущенное. Случалось еще видеть его в досаде на молодых и нерадивых ставленников за их отлучку от Богослужения, за уклонение от обязанности бывать в домовой архиерейской церкви.
Сколько, однако ж, был бодр дух старца, столько же немощной становилась плоть его. От всегдашнего и продолжительного стояния на подошвах его ног во всю длину образовались наросты. Несмотря на это, он выстаивал по нескольку часов сряду, и никто никогда не слышал от него жалоб на болезненность ног.
Наконец, неутомимый труженик и молитвенник совсем изнемог. В июле 1852 года, в один из тех дней, когда абалакская святыня находилась в Тобольском соборе, старец по обыкновению безотходно молебствовал пред нею. Но вдруг отец Мисаил изменился в лице от усталости и болезни так, что все это заметили. От жалости и сострадания некоторые из соборян предложили ему отдохнуть. По обыкновению не прекословя, низко поклонившись, побрел он, разоблачившись, к себе в келию, лег там на койку и уже более с нее не вставал. По милости Божией, сей одр болезней оказался для него новым и последним местом испытаний и преуготовлений к преселению в Царствие Небесное.
Ко времени болезни отца Мисаила архиерея в Тобольске не было: Преосвященный Георгий (Ящуржинский), бывший после Преосвященного Владимира (1842-1845 гг.) скончался еще 2 апреля 1852 года, а преемник его, Преосвященный Евлампий, прибыл в Тобольск лишь за пять дней до кончины отца Мисаила. Это обстоятельство послужило к тому, что келейником у него оказался человек нерадивый. Как бы, кажется, не возроптать, когда в болезни ты остался без участливого, сострадательного ухода, когда келия твоя заперта и некому подать чашу студеной воды? Но и это испытание переносил он с глубоким смирением. За то и получил отец Мисаил от Господа дар блаженной кончины: неоднократно за время болезни напутствуемый Таинствами покаяния и приобщения Святых Христовых Тайн, а также и елеосвящения, он мирно почил 19 августа 1852 года.
Вновь прибывший Преосвященный Евлампий соборно отслужил по усопшему панихиду, затем бренные останки верного воина Христова были перенесены в загородную церковь Архиерейского дома, где городским духовенством при многочисленном стечении народа отпели праведника.
Немного спустя над могилой отца Мисаила почитателями его было устроено каменное надгробие и положена чугунная плита с краткой надписью: «Мир праху твоему, всегдашний подвижник благочестия и неусыпный молитвенник».
Источник: сайт Тобольской митрополии
Богослужения
Служба преподобному Мисаилу Абалакскому
Текст утвержден Священным Синодом
Русской Православной Церкви
26 декабря 2019 года (журнал № 163)
Месяца августа в 19-й день
Преподобнаго Мисаила Абалакскаго
На вечерни
На Господи, воззвах: стихиры, глас 8:
Приидите, любящии подвиги святых,/ восхвалим преподобнаго Мисаила,/ той бо, красная мира сего ни во что же вменив и крест свой взем,/ Христу смирением последова./ Мы же прославляем Бога, дивнаго во святых Своих,/ подающаго нам мир и велию милость.
Преподобне отче Мисаиле,/ ты, житием своим Бога прославив,/ житейскую пучину мужественне прешел еси/ и тихаго пристанища достигл еси./ И ныне моли Христа Бога,/ дивнаго во святых Своих,/ даровати нам мир и велию милость.
На ниве Божией в сане иерейстем усердне подвизався/ и подвиг иноческаго жития восприем,/ Богу и людем неленостне послужил еси./ Темже пребывая ныне во Царствии Христа Бога,/ дивнаго во святых Своих,/ моли даровати нам мир и велию милость.
Слава, глас 6:
Ум свой в делании заповедей Божественных утвердив/ и страсти постнически победив,/ иерейское служение иноческими подвиги украсил еси./ И ныне чистым сердцем прославляеши/ Отца и Сына и Святаго Духа,/ Троицу Единосущную и Нераздельную.
И ныне, Богородичен, глас тойже: Богородице, Ты еси Лоза истинная:
На стиховне стихиры, глас 1.
Подобен: Небесных чинов:
День светлаго праздника твоего наста/ и радости сердца верных исполнишася,/ ты же, преподобне отче Мисаиле,/ яко имея дерзновение ко Господу,/ моли непрестанно о всех нас.
Стих: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его.
Послушанием смирению научився/ и воздержанием безплотным уподобився,/ любовию ближним послужил еси./ Ныне же, в Небесных селениих водворяяся,/ моли о спасении душ наших.
Стих: Блажен муж, бояйся Господа,/ в заповедех Его восхощет зело.
Блаженне отче Мисаиле,/ вражия искушения презрев/ и козни лукаваго силою Христовою препобедив,/ житие равноангельное людем страны Сибирския явил еси./ Моли спастися душам нашим.
Слава, глас 8:
Пастыря благоговейнаго и монаха смиреннаго,/ тя почитаем, отче Мисаиле,/ Ангелов собеседниче и преподобных сопричастниче,/ с нимиже молися Господеви/ помиловатися душам нашим.
И ныне, Богородичен, глас тойже: Безневестная Дево:
Тропарь, глас 3:
Церкви усердный служителю,/ пастырем верный помощниче,/ отроком мудрый наставниче,/ страждущим благодушный утешителю,/ житие в трудех священных провождал еси/ и блаженное упокоение восприял еси,/ преподобне отче Мисаиле,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Ин тропарь, глас 2:
Церкве Христовы светильниче,/ Абалакския обители заступниче,/ града Тобольска преславное украшение,/ преподобне отче Мисаиле,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
На утрени
По 1-м стихословии седален, глас 4:
Подобен: Скоро предвари:
Равноангельным житием твоим Христу последуя, вся красная мира сего нивочтоже вменил еси, блаженне Мисаиле. Темже память твою достодолжно прославляем.
Слава, и ныне, Богородичен:
Обновила еси, Чистая, Божественным Рождеством Твоим истлевшее во страстех земнородных мертвенное существо и воздвигла еси вся от смерти к животу нетления. Темже Тя по долгу блажим вси, Дево Препрославленная, якоже прорекла еси.
По 2-м стихословии седален, глас 5.
Подобен: Собезначальное Слово:
Угодника Христова песньми восхвалим, яко постом и молитвою лукаваго врага посрами. И ныне молит Господа помиловатися душам нашим.
Слава, и ныне, Богородичен:
Преестественно чудо зачатия и несказанен образ Рождества в Тебе познася, Чистая Приснодево, ужасает ми ум и удивляет помысл, слава Твоя, Богородице, всем простреся во спасение душам нашим.
Величание:
Ублажаем тя,/ преподобне отче Мисаиле,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов/ и собеседниче ангелов.
Псалом избранный:
Терпя потерпех Господа и внят ми, и услыша молитву мою.
Блажен муж, бояйся Господа, в заповeдех Его восхощет зeло.
В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится.
Благовeстих правду в церкви велицeй.
Дивен Бог во святых Своих.
Той даст силу и державу людем Своим.
По полиелеи седален, глас 1:
Распятием страстныя плоти и смирением стяжал еси безстрастие, преподобне отче Мисаиле. Темже, дерзновение имея ко Христу Богу, моли о спасении душ наших.
Слава, и ныне, Богородичен:
Премудрости сокровище вемы Тя, Пречистая, и точащую благодатию источник приснотекущий разума; капли ведения одожди нам, Владычице, еже воспевати Тя присно.
Степенна, 1-й антифон, 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Всякое дыхание: Евангелие от Матфеа, зачало 43.
По 50-м псалме стихира, глас 6:
Восхвалим днесь, вернии,/ преподобнаго Мисаила Абалакскаго,/ той бо, соблазны лукаваго победив/ и земное житие труды постническими совершив,/ молитвами теплыми к Богу приближися/ и в Небесныя обители вселися./ Темже, со умилением к нему возопиим:/ яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ мир испроси душам нашим.
Канон, глас 8, егоже краегранесие: Отче преподобне Мисаиле, моли Бога о мне, грешнем.
Песнь 1
Ирмос: Воду прошед, яко сушу,/ и Египетскаго зла избежав,/ израильтянин вопияше:/ Избавителю и Богу нашему поим.
Припев: Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.
О, Иисусе Сладчайший, Свете мира! Даждь ми разум и силу, да достойно с любовию воспою подвиги угодника Твоего, преподобнаго Мисаила Абалакскаго.
Припев: Преподобне отче Мисаиле, моли Бога о нас.
Тепле в молитве Господеви предстоя и в послушании родителем благочестию навыкнув, к животу вечному устремился еси, славу Богови воспевая.
Человеколюбца Христа от юности возлюбив, присно оком сердечным к Нему взирал еси. Темже, к лику преподобных причтен быв, ныне на Небеси Избавителя и Бога воспеваеши.
Богородичен: Евангельския заповеди исполняти мя настави, молю Тя, Пречистая Дево, исправи мя, заблуждшаго умом, и страсти плоти моея утоли, да славлю Бога во веки.
Песнь 3
Ирмос: Ты еси утверждение/ притекающих к Тебе, Господи,/ Ты еси Свет омраченных,/ и поет Тя дух мой.
Преподобне отче Мисаиле, образ верным являя, саном иерейским почтен был еси и служение непорочное Богу и Церкви совершал еси. Темже тя ныне ублажаем.
Радуйся, отче Мисаиле, ты бо, плотския страсти и прилоги бесовския победив, яко луч света Божественнаго во обители Абалакской просиял еси.
Егда возложиша на тя братия послушание иноческое во обители Абалакстей, тогда со смирением и любовию им послужил еси, Христу подражая. Молися и нам в совершенном послушании Богу пребывати.
Богородичен: Промыслом Своим вся ко благу направляя, Господь Матерь Свою дарова в помощь и заступление людем земли Сибирския. Еяже молитвами, Иисусе Христе, сподоби и нас путь земнаго жития во благочестии совершати и Царствия Небеснаго достигнути.
Седален, глас 4.
Подобен: Скоро предвари:
Отче преподобне Мисаиле, ко стяжанию Божественныя благодати путь твой направляя, плотское мудрование духови покорил еси и, иноческия обеты добре исполняя, образ благочестия братии явил еси. Сего ради тя усердно прославляем.
Слава, и ныне, Богородичен:
Дево Богородице, стена непобедимая нам, христианом, еси, к Тебе бо прибегающе, невредими пребываем и, паки согрешающе, имамы Тя Молитвенницу. Тем благодаряще вопием Ти: радуйся, Владычице, Милостивая о нас пред Богом Заступнице.
Крестобогородичен:
О, Дево Пренепорочная, Мати Христа Бога, оружие пройде Твою пресвятую душу, егда распинаема волею видела еси Сына и Бога Твоего, Егоже, Преблагословенная, молящи не престай, прощение прегрешений нам даровати.
Песнь 4
Ирмос: Услышах, Господи,/ смотрения Твоего таинство,/ разумех дела Твоя,/ и прославих Твое Божество.
Служение церковное ревностне совершая, наследник горняго Царствия с Вышними силами явился еси. Темже во благочестии укрепи всех, чтущих память твою.
Неустанно пред чудотворным образом Божия Матери Абалакския молился еси и плод духовный в мире, радости и любви принесл еси, Заступницу усердную рода христианскаго прославляя.
Единому истинному Богу усердне послужив, преподобне отче, дара благодати Духа Святаго сподобился еси. Темже и ныне всем, призывающим тя, помощь благовременне подаеши.
Богородичен: Многоплодная нива духовная сущи, Приснодево, из бразды Клас спасительный миру израстила еси, всю тварь Питающаго, Бога всяческих.
Песнь 5
Ирмос: Утренююще, вопием Ти,/ Господи, спаси ны,/ Ты бо еси Бог наш,/ разве Тебе иного не вемы.
Иерей благоговейный архиерейскаго дома быв, блаженне, со слезами моления Христу Богу пред престолом возносил еси. Помолися и о нас, святче Божий.
Со смирением послушание исполняя, дух мирен в сердцы стяжал еси. Помози и нам, отче, сего дара сподобитися и земное поприще добре совершити.
Ангельски на земли пожив, кротостию же и смирением Богу угодив, образ благочестия людем Тобольским явил еси, на спасительный путь добродетели наставляя.
Богородичен: Исцели недугующаго ума моего омрачение, Врача рождшая, Христа, Всенепорочная Владычице, и страждущую душу благодатию Божиею озари.
Песнь 6
Ирмос: Молитву пролию ко Господу/ и Тому возвещу печали моя,/ яко зол душа моя исполнися,/ и живот мой аду приближися,/ и молюся, яко Иона:/ от тли, Боже, возведи мя.
Любовию Христовою уязвився, апостольски немощи ближних носил еси, преподобне, выну моляся ко Господу и не прилагая сердца к попечению житейскому.
Единаго на потребу взыскуя, блаженне отче, к службе Божией усердне прилежал еси и жертву безкровную умом неколеблемым за люди приносил еси.
Монашескаго жития усердный рачитель быв, преподобне, ангельскому житию поревновал еси и ныне с Небесными силами молишися о всех, почитающих тя.
Богородичен: О, Дево Пречистая, Владычице, помилуй, и избави мя всякаго лукавствия, и озлобления, и вечнаго мучения.
Кондак, глас 3:
Людие града Тобольска почитают тя, отче Мисаиле,/ яко пастыря добраго и молитвенника неусыпнаго,/ подвижника терпеливнаго и наставника смиреннаго,/ Церкви Христовой в житии своем усердне послужившаго,/ ныне же во обителех Небесных молящагося/ о спасении душ наших.
Икос:
Иноческое житие возлюбив, преподобне, мирская наслаждения отвергл еси и, яко светильник Божия благодати просияв, во благочестии многия люди утвердил еси. Темже поминай нас, чтущих святую память твою, да зовем ти:
радуйся, земли Сибирския благодатный светильниче;
радуйся, града Тобольска преславная похвало.
Радуйся, обители Абалакския ревностный подвижниче;
радуйся, преподобне отче Мисаиле, теплый молитвенниче о душах наших.
Песнь 7
Ирмос: От Иудеи дошедше отроцы,/ в Вавилоне иногда,/ верою Тройческою пламень пещный попраша, поюще:/ отцев Боже, благословен еси.
Богослужебное пение возлюбив, ревностне и благоговейно Бога славил еси, отче, и ныне со Ангелы поеши: отец наших Боже, благословен еси.
От юных лет многия труды и подвиги подъем и болезни телесныя претерпев, преподобне, ныне в дому Божием добродетельми духовными благоухаеши, со Ангелы поя: отец наших Боже, благословен еси.
Глаголы Божия со усердием людем Тобольским проповедал еси, Мисаиле блаженне, вся научая по воли Божией жити и воспевати: отец наших Боже, благословен еси.
Богородичен: Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, и Тобою с нами, поющими: отец наших Боже, благословен еси.
Песнь 8
Ирмос: Богоглаголивии отроцы в пещи,/ со огнем пламень попирающе, пояху:/ благословите, дела Господня, Господа.
О, наследниче Божественных селений! Ты добродетельно и чисто на земли пожил еси. Темже со Ангелы ныне ликует дух твой.
Матерь Божию усердно почитая, пред иконою Ея Абалакскою моление теплое непрестанно возносил еси. И ныне Царицу Небесе и земли со всеми святыми прославляеши.
На одре болезни блаженную кончину прием, отче преподобне, в Горняя селения преселился еси, идеже молиши Христа Бога о душах наших.
Богородичен: Единаго Бога, сотворшаго небеса волею, Егоже не вмещает небо, Богородице, яко ширшая небес, вместила еси, словесное небо и одушевленное.
Песнь 9
Ирмос: Устрашися всяк слух,/ неизреченна Божия снизхождения,/ яко Вышний волею сниде даже и до плоти,/ от Девическаго чрева быв Человек:/ тем же Пречистую Богородицу, вернии, величаем.
Припев: Господи, Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.
Господи, Иисусе Христе, благодатную помощь щедро источаеши молитвами преподобнаго Мисаила всем, верою чтущим святую память его.
Радуйся, земли Сибирския благодатный светильниче, яко наследовал еси обители Небесныя. Темже и нас молитвами твоими сия улучити сподоби.
Едину мысль имея, еже подвигом добрым Христа ради подвизатися, оковы страстей сокрушил еси. И нас, немощных, от уз греховных разреши молитвами твоими, Мисаиле блаженне.
Шуия части избави нас, Господи, на Страшнем Судищи Твоем молитвами преподобнаго Мисаила и всех святых, в земли Сибирстей просиявших.
Богородичен: Ныне просвети сердца наша, Дево Чистая, присно омрачаемая житейскими страстьми, и не остави нас врагом лукавым в поношение, да радостно славим Тя, Всепетая.
Светилен:
Естеством человек быв, ангельски на земли пожил еси и, яко луч солнечный, в стране Сибирстей возсиял еси, преподобне Мисаиле. Ныне же, Свет невечерний созерцая, моли спастися душам нашим.
Слава, и ныне, Богородичен:
Моленьми немолчными ублажаем Тя, Дево Богородице, яко Единаго от Троицы родила еси Христа Жизнодавца, Егоже моли спастися всем нам.
На хвалитех стихиры, глас 6:
Преблаженне отче Мисаиле,/ верою крепость духа являя,/ добродетельми любовь Христову стяжал еси/ и, суету мирскую презрев,/ поприще монашескаго жития добре совершил еси./ Поминай нас, чтущих святую память твою.
Память твоя, яко утро пресветлое, нам возсия/ просвещающи вся верныя люди земли Сибирския/ и честную братию обители Абалакския./ Сего ради, песньми духовными тя прославляюще,/ молимся спастися душам нашим.
Блаженне, отче Мисаиле,/ ревностный делатель заповедей Христовых явился еси/ и, многия добродетели усердне совершив,/ в Горния обители вселился еси./ Темже тя вси с любовию ублажаем.
Радуйся, земли Сибирския благодатный светильниче!/ Радуйся, града Тобольска славная похвало!/ Радуйся, обители Абалакския некрадомое украшение!/ Радуйся, преподобне Мисаиле,/ теплый молитвенниче о душах наших!
Слава, глас тойже:
Преподобне отче Мисаиле,/ измлада добродетели прилежно навык/ и сердечную молитву всею душею возлюбив,/ презирати временная, взыскати же вечная/ человеки увещал еси./ Ныне же, в Божественнем свете Пресвятей Троице предстоя,/ моли спастися душам нашим.
И ныне, Богородичен:
Все упование мое/ на Тя возлагаю,/ Мати Божия,/ сохрани мя под кровом Твоим.
На Литургии служба вся преподобническая
Молитва
О, богомудре отче Мисаиле! Ты, истиннаго Пастыря Христа заповеди ревностне исполняя, всякое праздное веселие возненавидел еси и, от силы в силу восходя, житие твое в труде́х священных и послушании иночестем провождал еси. Темже мы, ведуще о данной ти благодати, со смирением припадаем ти и взываем: молися о нас ко Господу Иисусу Христу и Пречистей Его Матери, о еже сохранити страну нашу в мире и благоденствии, пастырем доброе попечение о людех имети, отроком послушание и прилежание в учении даровати, нам же всем в вере, благочестии и взаимной любви тихое и безмятежное житие провождати, да, спасение улучивше, единодушно воспоим в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
1920 год. Подписан известный Указ Патриарха Тихона №362, которым Русская Православная Церковь Заграницей обосновывала своё временное независимое существование. На него также позже ссылались т.н. "непоминающие" внутри СССР.