Преподобная Ма́рфа Дивеевская (Милюкова)
Дни памяти
Житие
Преподобная мать наша Марфа (в миру Мария Семеновна Милюкова) родилась в 1810 году 10/23 февраля, в семье крестьян Нижегородской губернии Ардатовского уезда, деревни Погиблово (ныне Малиновка). Семейство Милюковых, праведной и богоугодной жизни, было близко к старцу Серафиму Саровскому. Помимо Марии, в нем было еще двое старших детей – сестра Прасковья Семеновна и брат Иван Семенович.
Эта деревня вместе с прилегающими к ней были удельными – принадлежали не барину-помещику, а казне. Земля им была нарезана отдельно, но была неплодородной, так как черноземные участки захватили соседи-помещики. Крестьяне жили очень бедно, с детства приходилось много работать и в поле, и ухаживать за скотиной.
По благословению преподобного Серафима Прасковья Семеновна поступила в общину преподобной матушки Александры, первоначальницы Дивеевской обители, и была высокой духовной жизни.
Когда Марии исполнилось 13 лет, она вместе с сестрой Прасковьей в первый раз пришла к батюшке Серафиму. Это случилось 21 ноября 1823 года, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Как рассказывала Прасковья Семеновна, Мария «увязалась за нею», и так обе они пришли в Саров. Великий старец, провидя, что девочка Мария есть избранный сосуд благодати Божией, не позволил ей возвратиться домой, а приказал оставаться в общине. Таким образом, 13-летняя Мария Семеновна поступила в число избранных Серафимовых сирот, в общину матушки Александры, начальницей которой в то время была старица Ксения Михайловна Кочеулова, которую батюшка Серафим называл «огненный столп от земли до неба» и «терпуг духовный» за ее праведную жизнь. Мария же, эта необыкновенная, невиданная доселе отроковица, ни с кем не сравнимая, ангелоподобная, дитя Божие, с ранних лет начала вести подвижническую жизнь, превосходя по суровости подвига даже сестер общины, отличавшихся строгостью жизни, начиная с самой начальницы Ксении Михайловны. Непрестанная молитва была ее пищей, и только на необходимые вопросы она отвечала с небесной кротостью. Она была почти молчальница, и батюшка Серафим особенно нежно и исключительно любил ее, посвящая во все откровения свои, будущую славу обители и другие великие духовные тайны, заповедуя не говорить о том до времени, что и выполняла она свято, невзирая на просьбы и мольбы окружающих сестер и родных. Когда она возвращалась от преподобного Серафима, то вся сияла неизреченной радостью.
Вскоре после поступления Марии в общину при Казанской церкви Царица Небесная благоволила создать рядом с этой общиной новую, с которой и началось создание обетованной Царицей Небесной матушке Александре обители.
Как известно, с 1825 года к о. Серафиму начали ходить за благословением сперва сестры, а потом и сама добродетельная начальница Дивеевской общины, Ксения Михайловна, которая, конечно, глубоко уважала и высоко почитала о. Серафима, но, однако, она не согласилась изменить устав своей общины, который казался тяжелым как о. Серафиму, так и всем спасавшимся в общине сестрам. Число сестер настолько увеличилось в общине, что требовалось распространить их владения, но это было невозможно ни в ту, ни в другую сторону. Батюшка Серафим призвал к себе Ксению Михайловну и стал уговаривать ее заменить тяжелый Саровский устав более легким, но она и слышать не хотела. «Послушайся меня, радость моя!» – говорил о. Серафим. Но непоколебимая старица, наконец, ответила ему: «Нет, батюшка, пусть будет по-старому, нас уже устроил отец строитель Пахомий!» Тогда о. Серафим отпустил начальницу Дивеевской общины, успокоенный, что заповеданное ему великой старицей матерью Александрой более не лежит на его совести или же что не пришел тому еще час воли Божией. Но в этом же году, 25 ноября, в день святых угодников Божиих Климента, папы Римского, и Петра Александрийского, пробираясь, по обычаю, сквозь чащи леса по берегу реки Саровки к своей дальней пустыньке, увидел преподобный Серафим Божию Матерь и стоявших позади Нее двух апостолов: Петра и Иоанна Богослова. Царица Небесная, ударив землю жезлом так, что искипел из земли источник фонтаном светлой воды, сказала ему: «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы моей Агафьи – монахини Александры? Ксению с сестрами ее оставь, а заповедь сей рабы Моей не только не оставляй, но и потщись вполне исполнить ее: ибо по воле Моей она дала тебе оную. А Я укажу тебе другое место, тоже в селе Дивееве, и на нем устрой эту обетованную Мною обитель Мою. А в память обетования, данного ей Мною, возьми с места кончины ее из общины Ксении восемь сестер».
И сказала ему по именам, которых именно взять. Через две недели после этого явления Царицы Небесной, а именно 9 декабря 1825 года Мария вместе с еще одной сестрой пришла к преподобному Серафиму, и батюшка объявил им, что они должны с ним идти в ту же дальнюю пустыньку. Придя туда и зайдя в хижину, о. Серафим подал сестрам две зажженные восковые свечи из взятых с собою по его приказанию вместе с елеем и сухарями, и велел стать Марии с правой стороны Распятия, висевшего на стене, а Прасковье Степановне (так звали другую сестру) – с левой. Так они стояли более часа с зажженными свечами, а о. Серафим все время молился, стоя посередине. Помолясь, он приложился к Распятию и им велел помолиться и приложиться. Так перед началом основания новой общины преподобный совершил это таинственное моление с сестрами, которых избрала Матерь Божия на особое служение Ей и обители.
В течение четырех лет подвизалась Мария, помогая преподобному Серафиму и сестрам в устроении новой общины. Вместе с ним и другими сестрами она заготавливала столбы и лес для мельницы, которую благословила построить на месте основания новой общины Матерь Божия; носила камни для строительства церкви Рождества Пресвятой Богородицы; молола муку и выполняла другие послушания, никогда при этом не оставляя сердечной молитвы, «молча вознося свой горящий дух ко Господу».
Эта чудная отроковица была наделена от Господа весьма редким даром чистой и непрестанной молитвы. Во всем всегда она была руководствуема самим преподобным Серафимом. Как пример ее безусловного послушания, рассказывали, что раз при вопросе родной сестры ее Прасковьи Семеновны о каком-то саровском монахе, она удивленно и ребячески невинно спросила: «А какие видом-то монахи, Параша, на батюшку, что ли, похожи?» Удивленная в свою очередь вопросом сестры, Прасковья Семеновна ответила ей: «Ведь ты так часто ходишь в Саров, разве не видела, что спрашиваешь?» – «Нет, Парашенька,– сказала смиренно Мария Семеновна,– ведь я ничего не вижу и не знаю; батюшка Серафим мне приказал никогда не глядеть на них, и я так повязываю платок на глаза, чтобы только видеть у себя под ногами дорогу».
Вот какова была эта ребенок-подвижник, прожившая в обители всего шесть лет и в 19 лет от рождения мирно и тихо отошедшая ко Господу.
21 августа 1829 года Дивеевская обитель лишилась этой чудной, святой жизни отроковицы, Марии Семеновны Милюковой, схимонахини Марфы. Предузнав духом час ее кончины, преподобный Серафим вдруг заплакал и с величайшей скорбью сказал о. Павлу, своему соседу по келлии: «Павел! А ведь Мария-то отошла, и так мне ее жаль, так жаль, что, видишь, все плачу!»
Батюшка Серафим пожелал ей дать от себя гроб дубовый, круглый, выдолбленный. За ним поехала Прасковья Семеновна с еще одной дивеевской сестрой, Акулиной Васильевной. Прасковья Семеновна была сильно огорчена, и батюшка принял ее отечески, обласкал и приободрил. Затем, сложив вместе руки Прасковьи Семеновны и Акулины Васильевны, он им сказал: «Вы будете теперь родные сестры, а я ваш отец, духом вас породил! Мария же схимонахиня Марфа, я ее посхимил! У нее все есть: схима и мантия, и камилавочка моя, во всем этом ее и положите! А вы не унывайте, матушка,– произнес о. Серафим, обратясь к Прасковье Семеновне,– ее душа в Царствии Небесном и близ Святыя Троицы у Престола Божия, и весь род ваш по ней спасен будет!»
Кроме того, батюшка Серафим дал 25 рублей на расходы по похоронам и 25 рублей меди для того, чтобы оделить всех сестер и мирских, кто бы ни находился при погребении ее, по 3 коп. каждому. Дал также два полотенца за престол, колоток желтых свеч на сорокоуст, чтобы день и ночь горели бы в церкви, а ко гробу рублевую желтую свечу и на похороны белых двадцатикопеечных свеч с полпуда.
Таким образом, по благословению преподобного Серафима положили Марию Семеновну, схимонахиню Марфу, в гроб: в двух свитках (рубашках), в бумажном подряснике, подпоясанную шерстяной черной покромкой, сверх сего в черной с белыми крестами схиме и длинной мантии. На голову надели зеленую бархатную, вышитую золотом шапочку, сверх нее камилавку батюшки Серафима и, наконец, еще повязали большим драдедамовым темно-синим платком с кисточками. В руках – кожаные четочки. Все эти вещи дал ей о. Серафим из своих рук, приказав всегда в них ходить к причастию Святых Тайн, что в точности и исполнялось Мариею каждый двунадесятый праздник и все четыре поста.
Преподобный Серафим всех, кто только приходил в эти дни к нему, посылал в Дивеево на похороны Марии Семеновны. Так, ничего не знавшим о том сестрам, работавшим на Сатисе (лесная местность на берегу реки Сатис), Варваре Ильинишне с прочими, старец сказал: «Радости вы мои! Скорее, скорее грядите в Дивеев: там отошла ко Господу великая раба Божия Мария!» Сестры не могли понять, какая Мария могла скончаться, и удивились, найдя Марию Семеновну в гробу. Также Екатерину Егоровну и Анну Алексеевну, собиравших ягоды в Саровском лесу, и других он посылал скорее домой, говоря, что кто будет на погребении Марии Семеновны, тот получит отпущение грехов. Даже саровских монахов и целую толпу народа, шедшую к нему, о. Серафим посылал на погребение, приказывая мирским девицам и сестрам приодеться, расчесать волосы свои и припасть ко гробу ее!
Во время отпевания старица Прасковья Семеновна, родная сестра покойной схимонахини Марфы, явно увидела в царских дверях Царицу Небесную и Марию Семеновну, стоящих на воздухе. Придя от восторга в исступление, она громко закричала на всю церковь: «Царица, не остави нас!» Вдруг она стала юродствовать, пророчествовать, говорить окружающим необыкновенные вещи, раздавать все носимые на себе одежды, потом сразу сильно ослабела. Бесы закликали, зашумели и стали кричать.
Это происшествие сильно повлияло на собравшихся. Когда старица Акулина Васильевна после похорон поспешила к батюшке Серафиму и передала ему случившееся, то он произнес: «Это, матушка, Господь и Царица Небесная захотели прославить мать нашу Марфу и госпожу Марию. А если бы я, убогий Серафим, был бы на погребении ее, то от духа ее было бы многим исцеление!»
Затем прибыл к батюшке родной брат Марии Семеновны, Иван, который также ездил на похороны сестры, и спросил: «Выздоровеет ли заболевшая после видения Прасковья Семеновна?» Зорко осмотрев знакомого ему Ивана Семеновича, батюшка вдруг сказал: «Да разве ты брат Марии?» – «Да, батюшка», – ответил он. И еще раз вторично глядя на него, спросил батюшка: «Ты родной брат Марии?» – «Да, батюшка»,– опять ответил Иван Семенович. После этого старец долго-долго думал и, еще пристально взглянув на стоящего перед ним Ивана, вдруг сделался так радостен и светел, что от лица его как бы исходили лучи солнечные, и Иван должен был закрываться от о. Серафима, не будучи в состоянии смотреть на него. Затем батюшка воскликнул: «Вот, радость моя! Какой она милости сподобилась от Господа! В Царствии Небесном у Престола Божия, близ Царицы Небесной со святыми девами предстоит! Она за весь ваш род молитвенница! Она схимонахиня Марфа, я ее постриг. Бывая в Дивееве, никогда не проходи мимо, а припадай к могилке, говоря: «Госпоже и мати наша Марфо, помяни нас у Престола Божия во Царствии Небесном!» Преподобный Серафим так пробеседовал часа три с Иваном Семеновичем.
После этого о. Серафим вызвал к себе церковницу, сестру Ксению Васильевну Путкову (впоследствии монахиня Капитолина), которой он всегда приказывал записывать разные имена для поминовения, и сказал ей: «Вот, матушка, запиши ты ее, Марию-то, монахинею, потому что она своими делами и молитвами убогого Серафима там удостоилась схимы! Молитесь же и вы все о ней как о схимонахине Марфе!»
По свидетельству сестер и лиц, близких к Дивееву, Мария Семеновна была высокого роста и привлекательной наружности; продолговатое, белое и свежее лицо, голубые глаза, густые светло-русые брови и такие же волосы. Ее похоронили с распущенными волосами. Она покоится по левую сторону матушки Александры, первоначальницы Казанской общинки. В рассказах стариц о Марии Семеновне сохранилось немногое. Так, Мария Иларионовна (монахиня Мелитина) свидетельствует следующее: «Живя в миру и слыша от всех о батюшке Серафиме,– повествует она, – я пожелала быть в Сарове и принять его благословение. Первым делом, как пришла в Саров, пошла к батюшке в его пустыньку; он сам вышел ко мне навстречу, благословил и с улыбкой говорит: «Ты, матушка, знаешь ли Марию Семеновну?» – «Знаю,– говорю, – батюшка; она через три двора живет от нас». «Вот, матушка, – продолжал батюшка, – я тебе про нее скажу, как она ревнива была к трудам. Когда в Дивееве строили церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, то девушки сами носили камушки, кто по два, кто по три, а она-то, матушка, наберет пять или шесть камешков-то и с молитвой на устах, молча, возносила свой горящий дух ко Господу! Скоро с больным животиком и преставилась Богу!»
Старшая сестра в Мельничной общине Прасковья Степановна, рассказывая, как страшно было ослушаться батюшку Серафима, вспоминала, как однажды батюшка приказал ей, чтобы она приехала с отроковицей Марией Семеновной на двух лошадях за бревнами. Они поехали прямо к батюшке в лес, где он их уже дожидался и приготовил на каждую лошадь по два тоненьких бревнышка. Думая, что все четыре бревна может свезти одна лошадь, сестры переложили дорогою эти бревнышки на одну, а на другую лошадь взвалили большое, толстое бревно. Но лишь тронулись они с места, как лошадь эта упала, захрипела, начала околевать. Сознавая себя виновными, что они поступили против благословения батюшки, они, тут же упав на колени, в слезах заочно стали просить прощения, а затем скинули толстое бревно и разложили бревнышки по-прежнему. Лошадь сама вскочила и так скоро побежала, что они едва-едва могли догнать ее.
До нас дошли через поколения дивеевских сестер слова схимонахини Марфы, записанные старицей Иустинией Ивановной (впоследствии монахиня Илария), из рукописной страницы, найденной в келии схимонахини Маргариты Лахтионовой.
«Схимонахиня Мария Семеновна вывела меня к церкви Казанской и, показывая на все это место, говорила (предвидя свою раннюю кончину) мне и другим сестрам: «Вот, помните, церковь эта будет наша и священники тут жить не будут, приходская же церковь будет выстроена на другом месте, там будут жить и священники, а тут будет, как говорит батюшка Серафим, Лавра, а где Канавка, там будет Киновия. Все это место освящено подвигами матушки Агафии Семеновны, а какой, радость моя, собор-то это будет, наподобие Иерусалимского, и в этот храм войдет и теперешняя-то церковь и останется лишь как ядрышком!» Землю с обеих сторон нашей Рождественской церкви приказывал загородить батюшка, говоря: «Тут стопочки Царицы Небесной, эта земля святая. Матерь Божия обходила Свою церковь! Не ходите по этой земле, матушка, а загородите ее, и ни даже скотинке не дозволяйте ходить тут. А травку-то полите, да и то к себе в обитель уносите с этого места, а так не кидайте, травка-то святая, тут стопочки Царицы Небесной прошли!» Вот поэтому-то и загорожено у нас это с обеих сторон Рождественской церкви место и мы все это храним всегда».
Та же старица вспоминала, что «покойную нашу Марию Семеновну, высокой жизни, особо против всех любил батюшка Серафим. Он говорил и предсказывал ей об обители многое, по большей части запрещая кому-либо рассказывать, но некоторое завещал ей помнить и передать мне, грешнице. По благословению же батюшки Серафима говорила она мне: «Батюшка Серафим сказал, что кладбищенская церковь у нас будет во имя Преображения Господня, запомни!» А я на это возразила ей, что ведь на кладбищах, кажется, всегда строятся церкви Всем святым. «Так, – ответила она,– но батюшка Серафим сказал, что престол Всех святых будет еще ранее устроен». (Впоследствии предсказание сбылось, ибо в 1847 году в церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери был устроен придел Всех святых, а кладбищенская церковь построилась уже после, в 1855 году, во имя Преображения Господня). А о стесненных средствах обители всегда ей говаривал батюшка: «Убогий Серафим мог бы обогатить вас, но это не полезно; я мог бы и золу превратить в злато, но не хочу; у вас многое не умножится, а малое не умалится! В последнее время будет у вас и изобилие во всем, но тогда уже будет и конец всему!»
Девятнадцатилетняя подвижница схимонахиня Марфа, преставившаяся ко Господу, была назначена, по словам преподобного Серафима, начальницей над дивеевскими сиротами в Царствии Небесном, в обители Божией Матери, о чем преподобный так сказал старице Евдокии Ефремовне: «У Господа 12-ть апостолов, у Царицы Небесной 12-ть дев, так и вас 12-ть у меня. Как Господь избрал Екатерину мученицу Себе в невесты, так и я из 12-ти дев избрал себе в невесты в будущем – Марию. И там она над вами будет старшей!».
Также преподобный Серафим сказал о том, что со временем мощи Марии Семеновны – схимонахини Марфы – будут почивать открыто в обители, ибо она так угодила Господу, что удостоилась нетления! При этом батюшка Серафим замечал: «Вот, матушка, как важно послушание! Вот Мария-то на что молчалива была и токмо от радости, любя обитель, преступила заповедь мою и рассказала малое, а все же за то при вскрытии мощей ее в будущем предадутся тлению одни только уста ее!»
Впоследствии Прасковья Семеновна, сестра преподобной Марфы, по выбору сестер некоторое время была начальницей Мельничной общины. В конце жизни, в смутные для обители времена 1862 года она стала юродствовать, на что благословлял ее прп. Серафим, говоря: «Ты, радость моя, превыше меня!» Тогда же она удостоилась видения Божией Матери вместе с прп. Серафимом. Царица Небесная ей наказала: «Ты выправь дела Моей обители, настой в правде, обличи!». Как ни отказывалась Прасковья Семеновна, ссылаясь на свою неграмотность, Богоматерь трижды повторила ей Свое приказание.
За послушание Царице Небесной и батюшке Серафиму она безбоязненно обличала творивших дела неправды в обители, начиная с архиерея, и по дару прозорливости предсказала дальнейший ход событий и восстановление справедливости. По предсказанию прп. Серафима она вскоре после этого мирно скончалась 1/14 июня 1862 года в праздник Вознесения Господня, после Соборования, причащения Святых Тайн и прочтения над нею отходной.
Брат их, Иван Семенович, также окончил жизнь в монашеском чине в Саровской пустыни. Имея послушание привратника в Сарове, он рассказывал: «Будучи мирским крестьянином, я часто работал у батюшки Серафима, и много-много чудного он мне предсказывал о Дивееве и всегда говорил: «Если кто моих сирот-девушек обидит, тот велие получит от Господа наказание; а кто заступит за них и в нужде защитит и поможет, изольется на того велия милость Божия свыше. Кто даже сердцем воздохнет да пожалеет их, и того Господь наградит. И скажу тебе, батюшка, помни: счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет сутки, от утра и до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево!» Помня заповедь батюшкину,– добавлял привратник,– я всегда это говорил и всем говорю».
Три его дочери потом поступили в Дивеевскую общину. Одна из них, Елена Ивановна, вышла замуж за духовного друга прп. Серафима, Н.А. Мотовилова, и была для обители благодетельницей и «великой госпожой», как называл ее еще в детстве батюшка Серафим, приказывая сестре кланяться ей, маленькой девочке, в ноги. Елена Ивановна была единственной из присутствовавших на погребении прп. Серафима в 1833 г. и доживших до его прославления в 1903 г. Овдовев, последние годы жизни она жила в Дивеево. Умерла Елена Ивановна в преклонных годах в 1910 г., перед смертью была тайно пострижена в монашество.
В монастыре было много сестер из рода Милюковых вплоть до его закрытия в 1927 г.
После возобновления монастыря Господь дивно отметил день памяти святой преподобной схимонахини Марфы освящением Преображенского собора. Построенный в 1917 г. и не освященный, разоренный в годы советской власти собор был передан восстанавливающемуся монастырю в 1991 г. До 1998 г. собор реставрировался, освящение его непреднамеренно совпало с днем блаженной кончины святой.
По воспоминаниям монахини Дивеевского монастыря Серафимы Булгаковой, до разгона обители в 1927 г. хранился портрет схимонахини Марфы, написанный сестрами сразу же после ее смерти. По свидетельству протоиерея Стефана Ляшевского, кроме этого портрета, был написан его матушкой (Капитолиной Захаровной Ляшевской, впоследствии мон. Мария) житийный образ схим. Марфы со следующими клеймами: схим. Марфа носит кирпичи наверх строящейся Рождественской церкви; батюшка Серафим постригает ее в схиму; батюшка Серафим с ней и с Прасковьей Семеновной молится с зажженными свечами о Дивееве; восхождение души схим. Марфы к Престолу Божию; Царица Небесная и схим. Марфа в видении в церкви; три святые могилки. В настоящее время местонахождение портрета схим. Марфы неизвестно, житийный образ находится за границей.
В 2000 г. схимонахиня Марфа причислена к лику местночтимых святых Нижегородской епархии, и ныне ее мощи почивают в храме Рождества Богородицы в Серафимо-Дивеевском монастыре.
Молитвами сей преподобной отроковицы Господь да помилует нас. Аминь.
Источник: st-nikolas.orthodoxy.ru
Богослужения
Служба преподобной Марфе Дивеевской
Текст службы утвержден на заседании Священного Синода 23-24 сентября 2021 года (журнал № 67).
Месяца августа в 21-день
Преподобныя Марфы Дивеевския
На малей вечерни
На Господи, воззвах: стихиры 4, глас 2:
Киими похвальными песньми/ воспоим преподобную Марфу,/ дивную начальницу обители Дивеевския,/ от юности благодать Святаго Духа стяжавшую,/ и ныне во Обителех Небесных/ молящуюся о спасении душ наших?
Киими недостойными усты/ восхвалим вселюбезную матерь нашу Марфу,/ чистотою, кротостию и послушанием совершенным/ в отрочестве Богу угодившую,/ Егоже молит о спасении душ наших?
Киими похвальными песньми/ ублажим дивную молчальницу,/ собеседницу великаго старца Серафима,/ в тайне хранившую того откровения о обители Дивеевстей/ и тепле молящуюся о спасении душ наших?
Слава, глас 6:
Приидите, вернии людие,/ во святую обитель Дивеевскую,/ яже земный жребий Божия Матере нарицается,/ ублажим верную рабу Пресвятыя Богородицы,/ преподобную Марфу,/ и, припадающе к ея честным и многоцелебным мощем,/ усердно возопиим:/ помяни нас, мати наша, во Царствии Небеснем.
И ныне, праздника.
На стиховне стихиры, глас 3:
Всех радостей Радость,/ Преблагословенная Богородица Дева,/ радости вечныя тя сподоби,/ мати наша Марфо,/ яко Свою служительницу верную.
Стих: Дивен Бог во святых Своих,/ Бог Израилев.
Пречистою Богородицею избранная/ и силою Божественною ограждаема,/ радостно на подвиги потекла еси,/ мати Марфо славная,/ молися о верою чтущих тя.
Стих: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его.
Великий ангельский образ восприимши,/ начальница обители Дивеевския явилася еси,/ преподобная Марфо,/ молися о любовию чтущих тя.
Слава, глас 5:
Боголюбива и милостива,/ мудрованием смиренна и любве исполнена явилася еси,/ невесто Христова Марфо,/ ты бо, ангельски на земли поживши,/ кончину блаженную в юных летех прияла еси/ и венец нетленный улучити сподобилася еси,/ темже молися о спасении душ наших.
И ныне, праздника.
Тропарь писан на велицей вечерни
На велицей вечерни
На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 8:
Преподобная Марфо всехвальная,/ старца Серафима послушнице верная,/ ты, наставлением того твердо последующи,/ в молчании благодать Духа Святаго стяжала еси/ и славу обители Дивеевския,/ юже той в тайне возвеща ти, усердно хранила еси./ С нимже тепле молися ко Господу/ спастися душам нашим.
Преподобная Марфо богомудрая,/ ты, измлада Господа возлюбивши/ и заповеди Его усердно хранящи,/ непрестанную молитву стяжала еси/ и преподобным Серафимом начальница обители Дивеевския наречена быти сподобилася еси./ Ныне же духом с нами пребывающи,/ исцеления скоро источаеши,/ верою и любовию к тебе притекающим.
Преподобная мати наша Марфо,/ ты, издетска страху Божию навыкши,/ в молитве непрестанней присно пребывала еси/ и, разум богопросвещенный стяжавши,/ сердце твое со тщанием хранила еси,/ темже и Приснодевы служительница явилася еси./ Ейже о нас помолися,/ спастися душам нашим.
Преподобная мати наша Марфо,/ ты, Жениха Христа от юности возжелевши/ и благодатию Духа Святаго блистающи,/ свещу любве светло уготовала еси./ Ныне же, на Небесех Престолу Божию предстоящи/ и велие дерзновение ко Господу имущи,/ молися от бед избавитися/ верою и любовию тя величающим.
Слава, глас 1:
Веселися днесь обителе Дивеевская!/ Воистинну священный и радостный праздник наста,/ непорочная бо невеста Христова Марфа/ песньми духовными ублажается,/ небеса убо достойно веселятся,/ инокини, молитвами тоя хранимыя, радуются,/ вернии благодать исцелений обретают,/ совершающе светлое торжество.
И ныне, праздника.
Вход. Прокимен дне. И чтения три мученическая.
На литии стихира, глас 6:
Веселися днесь земле Нижегородская и Тамбовская/ и торжествуй обителе Дивеевская!/ Наста бо память Марфы преподобныя,/ яже, от юности мирскаго мятежа избегши,/ любовию Христовою уязвися/ и, сестре Лазаря праведнаго уподобившися,/ евангельски благую часть избра./ Темже, ныне похвальныя песни воспевающе/ и славу Богу воздающе,/ житию тоя вси подражати усердно потщимся.
На стиховне стихиры, глас 2:
Чистоту от юности сохранивши,/ добродетельми светло, Марфо досточудная, украсилася еси/ и, любовию божественною уязвившися,/ Христу добре угодила еси./ Помози и нам, богоблаженная мати, чистоту сердца соблюдати/ и любовь евангельскую друг ко другу стяжати.
Стих: Дивен Бог во святых Своих,/ Бог Израилев.
Отроковице дивная и монашествующих украшение,/ преподобная мати Марфо,/ ты, в молитве непрестанней имя Христово в сердце твоем носящи/ и в трудех бденных даже до смерти пребывающи,/ силою Божественнаго Духа совершенное безстрастие стяжала еси,/ темже и Обителей Небесных достигла еси,/ идеже молишися о спасении душ наших.
Стих: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его.
Торжествуй, земле Нижегородская,/ в прославлении новыя о тебе молитвенницы!/ Веселися обителе Дивеевская,/ имущи в себе сокровище многоценное,/ честныя мощи Марфы досточудныя,/ идеже днесь вси усердно молимся,/ во еже спастися нам.
Слава, глас 5:
Яко звезда многосветлая,/ сиянии духовными землю нашу просветила еси,/ преподобная мати наша Марфо,/ тьму скорбей разгоняющи/ и недуги врачующи./ Темже молися ко Господу,/ мир мирови даровати/ и душам нашим велию милость.
И ныне, праздника.
Тропарь, глас 2:
Собеседнице преподобнаго Серафима,/ дивная отроковице и мати наша Марфо,/ равноангельное житие стяжавши,/ на Небесех жительства достигла еси,/ идеже молишися о спасении душ наших.
На утрени
По 1-м стихословии седален, глас 7:
Яко звезда утренняя и солнце светлое, возсия днесь память твоя, преподобная мати Марфо. Темже молим тя: ум наш, нерадением омраченный, просвети и подвигни сердца монашествующих к подражанию постническаго твоего жития.
Слава, и ныне, праздника.
По 2-м стихословии седален, глас 1:
Осияема ныне непрестанною славою Пресвятыя Троицы, мати наша Марфо, и Божественнаго веселия и радости исполнена, молися о нас тепле ко Господу, во еже избавитися нам муки вечныя.
Слава и ныне праздника.
Величание:
Ублажаем тя,/ преподобная мати наша Марфо,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши о нас/ Христа Бога нашего.
Псалом избранный: Терпя, потерпех Господа:
По полиелеи седален, глас 1:
Невесто прекрасная Чертога Царскаго, преподобная Марфо,/ ты, послушанию, воздержанию и молитве навыкши,/ во обители Дивеевстей подвиги просияла еси и милость от Господа улучила еси./ Темже молися прилежно о спасении душ наших.
Слава, и ныне, праздника.
Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых Своих,/ Бог Израилев. Стих: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. Всякое дыхание: Евангелие от Матфеа, зачало 104.
По 50-м псалме стихира, глас 6:
Марфо богоносная,/ чадо возлюбленное преподобнаго Серафима,/ ты, послушание и безмолвие от юности возлюбивши,/ в молитве и посте просияла еси,/ и скорби и болезни, Христа ради, даже до смерти понесла еси,/ венцем Небесным от Него украсившися./ Темже молися о чтущих святую память твою.
Канон, глас 8.
Песнь 1
Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи/ чудотворяй иногда/ Моисейский жезл, крестообразно поразив,/ и разделив море,/ Израиля же беглеца, пешеходца спасе,/ песнь Богови воспевающа.
Подаждь ми, Господи, словесе дар, да песньми восхвалю, в земнем уделе Божия Матере просиявшую, отроковицу дивную, преподобную матерь нашу Марфу.
Подобает по достоянию восхвалити преподобную Марфу, отроковицу непорочную, в подвизех древним отцем поревновавшую и Господу угодившую.
Благословение Пресвятыя Девы исполнивши, Марфо досточудная, велия угодница Божия и теплая наша предстательница явилася еси, молящися непрестанно о спасении душ наших.
Богородичен: Радуйся, Пресвятая Госпоже, освятившая Дивеево Твоим пришествием; радуйся, насадившая веру истинную. Радуйся, собравшая монашествующих множество.
Песнь 3
Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи,/ и Церкве Зиждителю,/ Ты мене утверди в любви Твоей,/ желаний краю, верных утверждение,/ Едине Человеколюбче.
Великое смотрение Божие от утробы матерни освяти тя, Марфо многоплодная, и сосуд благоприятен Духа Всесвятаго показа тя, темже и избранница Владычицы явилася еси.
Желание неизреченныя красоты Христовы в души твоей имущи, радостно с сестрою Параскевою к старцу Серафиму потекла еси.
Преподобный Серафим, целомудрие и чистоту души твоея провидя, во общину Дивеевскую отроковицу тя, тринадесяти лет сущую, жительствовати направи.
Богородичен: Радуйся, во удел Себе Дивеево избравшая; радуйся, верным, пребывающим зде, Подательнице благ земных. Радуйся, Споручнице вечнаго спасения.
Кондак и икос праздника.
Слава, седален, глас 2:
Преподобная мати наша Марфо,/ ты, вся красная мира сего презревши/ и небесных благ возжелевши,/ молчанием, кротостию и смирением от юности твоея образ равноангельнаго жития явила еси,/ обители Дивеевския начальнице.
И ныне, праздника.
Песнь 4
Ирмос: Ты моя крепость, Господи,/ Ты моя и сила,/ Ты мой Бог, Ты мое радование,/ не оставль недра Отча/ и нашу нищету посетив./ Тем с пророком Аввакумом зову Ти:/ силе Твоей слава, Человеколюбче.
Царствие Божие, внутрь тебе сущее, измлада познавши, житие твое краткое подвиги молитвенными украсила еси, любовию к Жениху Небесному горящи.
Молитву непрестанную творящи, в кротости небесней и молчании радостно пребывала еси, Марфо всехвальная, чадо возлюбленное преподобнаго Серафима.
Всею душею Бога возлюбивши, в молитве непрестанней дух твой ко Господу возносила еси, Марфо досточудная, и подвиги духовными всех удивила еси.
Богородичен: Радуйся, теплая Ходатаице о подвизающихся во обители Твоей; радуйся, милость Сына Твоего до скончания века нам обещавшая. Радуйся, Заступнице рода христианскаго.
Песнь 5
Ирмос: Вскую мя отринул еси/ от лица Твоего, Свете Незаходимый,/ и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго,/ но обрати мя и к свету заповедей Твоих/ пути моя направи, молюся.
Имя Господне присно возносящи и Единаго Христа, и Сего распята, ведущи, ум твой Светом Божественным просвещала еси и сердце умилением услаждала еси.
Песнословим тя, мати Марфо, болезни бо и скорби иноческаго жития в терпении и кротости мужески претерпела еси.
Собеседница добрая и послушница смиренная преподобнаго Серафима сущи, мати Марфо, изрядно во обители потрудилася еси и, в молчании непрестанно пребывающи, в тайне откровения того о обители Дивеевстей сохранила еси.
Богородичен: Радуйся, Дево, яко благословением Твоим осени Дивеево сила Вышняго; радуйся, яко обитель Твоя многия инокини воспита. Радуйся, яко просия зде множество преподобных, молящихся о спасении душ наших.
Песнь 6
Ирмос: Очисти мя, Спасе,/ многа бо беззакония моя,/ и из глубины зол возведи, молюся,/ к Тебе бо возопих, и услыши мя,/ Боже, спасения моего.
Труды постническими и непрестанною молитвою дух твой укрепляла еси, подвигу преподобныя Александры подражающи.
Безплотную во плоти видеша тя сестры твоя, во отрочестве паче стариц духовно просиявшую.
Многоразличныя подвиги во обители Дивеевстей совершивши, яко златая голубица, сими от земли воспарила еси во Обители Небесныя, идеже помяни и нас, тя восхваляющих.
Богородичен: Радуйся, Владычице, яко на наследие Твое присно призираеши; радуйся, яко благодати и милости Твоея нас сподобляеши. Радуйся, благословение Сына Твоего на нас низводящая.
Кондак, глас 8:
Кротостию и смирением украсившися/ и любве Божественныя исполнившися,/ радость Небесную стяжала еси,/ отроковице юная и мати наша Марфо,/ и, в ангельский образ от преподобнаго Серафима облекшися,/ с мудрыми девами в Чертог Небесный вселилася еси,/ идеже молишися о спасении душ наших.
Икос:
Силы Небесныя радостно сретоша душу твою, преподобная мати Марфо, в преселении твоем во Обители Небесныя, идеже ныне почиваеши, Пресвятую Троицу прославляющи. Темже, велие дерзновение ко Господу имущи, не забуди нас, земных чад твоих, и молися о спасении душ наших.
Песнь 7
Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи/ попраша пламень дерзновенно,/ и на росу огнь преложиша, вопиюще:/ благословен еси, Господи Боже во веки.
Дивно долготерпение твое бысть, мати Марфо, велия бо скорби и болезни, яко дар Божий, восприяла еси. Укрепи и нас молитвами твоими, в малодушии изнемогающих, скорби житейския в терпении понести и живота вечнаго достигнути.
В полунощи бодренно пребывающи и в безсонии целонощно бдящи, молитву Иисусову непрестанно творила еси, преподобная, темже и мудрым девам уподобилася еси.
Преподобнаго Серафима верная послушница бывши, Марфо досточудная, любовь евангельскую в сердце твоем стяжала еси и Небесному Жениху уневестилася еси.
Богородичен: Радуйся, благих даров рабом Твоим Всещедрая Подательнице; радуйся, во брани, в болезнех и трудех их премилосердая Утешительнице. Радуйся, надеждо и спасение душ наших.
Песнь 8
Ирмос: Седмерицею пещь/ халдейский мучитель/ Богочестивым неистовно разжже,/ силою же лучшею спасены сия видев,/ Творцу и Избавителю вопияше:/ отроцы, благословите,/ священницы, воспойте,/ людие, превозносите во вся веки.
Всем сердцем Бога возлюбивши, мати преподобная, служение Марфы и Марии соединяла еси: яко Марфа, в послушании пребывши, и, яко Мария, выну при ногу Иисусову приседящи.
Плакаше преподобный Серафим, кончину блаженныя Марфы духом предуведевый, дондеже узре душу ея во Царствии Небеснем воспевающую: благословите Господа во веки.
Царица Небесе и земли по отшествии твоем, мати Марфо, прият тя в лик дев святых, ты бо усердием благим повеления Сына Ея добре сотворила еси. Ныне же, в радости Небесней пребывающи, непрестанно Того песнословиши.
Богородичен: Радуйся, Хранительнице наша в настоящем веце; радуйся, Предстательнице и непостыдное упование в будущем. Радуйся, прилог всякаго зла от удела Твоего земнаго отражающая.
Песнь 9
Ирмос: Ужасеся о сем Небо,/ и земли удивишася концы,/ яко Бог явися человеком плотски/ и чрево Твое бысть пространнейшее Небес./ Тем Тя, Богородицу,/ Ангелов и человек чиноначалия величают.
Преподобная мати наша Марфо, Царицы Небесныя истинная послушнице, ты, начала тьмы века сего пособием Ея победивши, плоть умертвивши и дух ожививши, благодати Божественное действо прияла еси. Не престай молящися за ны ко Господу, помиловатися душам нашим.
Стезею тесною шествовавши, тьмочисленная коварства вражия победила еси и Подвигоположнику спасения нашего угодила еси. От Негоже венец славы приемши, молися о нас, да возможем Господу последовати и победители греха явитися.
Рака мощей твоих честных, мати наша Марфо, благоухает паче иных аромат, сердца верных услаждающи, и источает благодать исцелений в молитве к ним прибегающим.
Богородичен: Песни благодарственныя приносим Ти, Мати Божия, яко спасаеши нас присно от всяких бед и скорбей и любовию врачуеши немощи наша.
Светилен:
Радуйся, славная обителе Дивеевская, молитвенницу имущи в тебе просиявшую, преподобную Марфу, молящуюся прилежно, о еже избавитися нам от бед и скорбей и помиловатися душам нашим.
Слава, и ныне, праздника.
На хвалитех стихиры, глас 5.
Подобен: Радуйся, Живоносный Кресте:
Радуйся, обители Дивеевския начальнице,/ преподобная мати наша Марфо!/ Яко небо светлыми звездами украшено,/ житие твое многими подвиги исполнися,/ ты бо, в юных летех духовною крепостию утвердившися,/ ангельски на земли пожила еси./ Помози и нам неленостно во спасение трудитися/ и Единому Богу послужити,/ Егоже моли даровати душам нашим мир и велию милость.
Радуйся, преподобная мати наша Марфо,/ безмолвия и целомудрия усердная хранительнице!/ Ты, от юности Христа возлюбивши,/ Тому единому всем сердцем послужила еси/ и любовь евангельскую в сердце твоем стяжала еси./ Испроси нам, притекающим к раце мощей твоих:/ печалей утоление и болезней исцеление,/ чистоту помыслов и послушания совершеннаго,/ и душам нашим мир и велию милость.
Радуйся, преподобная мати наша Марфо,/ Царицы Небесныя верная служительнице!/ Ты, повеления Сына Ея добре исполняющи,/ кончину блаженную в юных летех прияла еси/ и лику святых дев сочеталася еси./ Ныне, в радости Небесней пребывающи,/ молися о нас Христу Богу и Пречистей Его Матери/ даровати душам нашим мир и велию милость.
Слава, глас 6:
Приидите, вернии людие,/ во святую обитель Дивеевскую,/ яже земный жребий Божия Матере нарицается,/ ублажим избранницу Пресвятыя Богородицы,/ преподобную Марфу достославную,/ угодницу Божию и теплую молитвенницу/ и, припадающе к ея многоцелебным мощем, сице рцем:/ молися ко Господу, всечестная мати наша,/ даровати нам мир и велию милость.
И ныне, праздника.
На Литургии служба преподобным женам и праздника.
Молитва
О, богомудрая мати наша Марфо! Ты, в простоте сердца поживши, кротостию Небесною и чистотою просияла еси и благоплодная послушница преподобнаго Серафима явилася еси. Буди нам, мати всечестная, ходатаица непрестанная о спасении душ наших, да молитвами твоими в страсе Божии утвердимся и горняя мудрствуем, а не земная. Помози нам, изнемогающим, укрепитися в любви и единомыслии и верным Христу пребыти, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, во веки веков. Аминь.
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 4
Яви́лися есте́ земли́ Росси́йския украше́ние, нача́льницы оби́тели Диве́евския преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, благослове́ние Цари́цы Небе́сныя исполнившия и дерзнове́ние ко Го́споду стяжавшия, моли́те у престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы о спасе́нии ду́ш на́ших.
Перевод: Вы стали украшением Российской земли, начальницы обители Дивеевской преподобные матери наши Александра, Марфа и Елена, благословение Царицы Небесной исполнившие и дерзновение ко Господу заслужившие, молите у престола Пресвятой Троицы о спасении душ наших.
Тропарь, глас 3
Собесе́днице преподо́бнаго Серафи́ма,/ ди́вная отрокови́це и ма́ти на́ша Ма́рфо,/ равноа́нгельное житие́ стяжа́вши,/ на Небесе́х жи́тельства дости́гла еси́,// иде́же мо́лишися о спасе́нии душ на́ших.
Ин тропарь, глас 2
Равноа́нгельное житие́ стяжа́вшая, ди́вная отрокови́це и собесе́днице Преподо́бнаго Серафи́ма, Госпоже́ и ма́ти на́ша Ма́рфо, ны́не в нетле́нных моще́х почива́еши и у Престо́ла Бо́жия предстои́ши, моли́ о на́с Ми́лостиваго Бо́га Небе́снаго, Диве́ева нача́льнице.
Перевод: Подобное ангелам житие приобретшая, удивительная дева и собеседница преподобного Серафима, госпожа и мать наша Марфа, сейчас ты почиваешь нетленными мощами и предстоишь у Престола Божия, моли о нас Милостивого Бога Небесного, начальница Дивеева.
Кондак, глас 8
Диве́евския свети́льницы всесве́тлыя, преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, в поще́нии, бде́нии, моли́тве и труде́х до́бре подвиза́лися есте́ и по сме́рти на́с освещаете чуде́с источеньми и исцеля́ете неду́гующих души́; моли́те Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние дарова́ти любо́вию чту́щим святу́ю па́мять ва́шу.
Перевод: Дивеевские светильники преяркие, преподобные матери наши Александра, Марфа и Елена, в пощении, бдении, молитве и трудах хорошо подвизались и после смерти освещаете нас потоками чудес и исцеляете больные души. Молите Христа Бога даровать прощение грехов всем с любовью почитающим святую память вашу.
Кондак, глас 8
Кро́тостию и смире́нием украси́вшися/ и любве́ Боже́ственныя испо́лнившися,/ ра́дость Небе́сную стяжа́ла еси́,/ отрокови́це ю́ная и ма́ти на́ша Ма́рфо,/ и, в а́нгельский о́браз от преподо́бнаго Серафи́ма обле́кшися,/ с му́дрыми де́вами в Черто́г Небе́сный всели́лася еси́,// иде́же мо́лишися о спасе́нии душ на́ших.
Ин кондак, глас 8
Небе́сною кро́тостию, молча́нием и неземно́ю ра́достию испо́лнилася еси́, юная и невиданная досе́ле в Дивееве отрокови́це, преподо́бная ма́ти на́ша Ма́рфо, в вели́кую схи́му от преподо́бнаго Серафи́ма облече́нная; те́мже водвори́лася еси́ с му́дрыми де́вами в Небе́сном черто́зе и со А́нгелы Всецарю́ непреста́нно предстои́ши.
Перевод: Небесной кротостью, молчанием и неземной радостью наполнилась ты, юная и невиданная до сих пор в Дивееве дева, преподобная мать наша Марфа, постриженная в великую схиму преподобным Серафимом, потому и нашла жительство ты вместе с мудрыми девами (Мф.25:1-13) в Небесном чертоге и с Ангелами Царю всех непрестанно предстоишь.
Молитва
О, преподо́бная и богоно́сная ма́ти Ма́рфо, Диве́евская ра́досте и похвало́, о́трасль ди́вная семе́йства пра́веднаго и плод святы́й ро́да благочести́ваго, измла́да со сро́дники твои́ми к преподо́бному Серафи́му Саро́вскому притека́вшая, за послуша́ние ему́ по благода́ти Боже́ственней всесоверше́нно уцелому́дрившаяся, сотаи́нницею его́ ста́вшая и вели́кий а́нгельский о́браз от руки́ его́ прия́вшая, в ле́тех ма́лых испо́лнила еси́ вся благопотре́бная и в Ца́рствие Небе́сное душе́ю твое́ю де́вственною взошла́ еси́, ста́рцу свято́му твоему́ уневе́щенная. Моли́ся за ны, недосто́йныя и злонра́вныя, чту́щыя с любо́вию па́мять твою́, да очи́стит Госпо́дь ны от вся́кия скве́рны душе́вныя и теле́сныя, заступи́т, спасе́т, поми́лует и сохрани́т ны Свое́ю благода́тию. Ами́нь.
Величание
Ублажа́ем ва́с, преподо́бныя ма́тери на́ша Алекса́ндро, Ма́рфо и Еле́но, и чти́м святу́ю па́мять ва́шу, вы́ бо моли́те о на́с Христа́ Бо́га на́шего.
Каноны и Акафисты
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?