Монах не по призванию
21 марта (3 апреля)
(Слово Космы пресвитера)
Кто идет в монастырь без предварительного приготовления к монашеской жизни, без рассуждения, не по призванию, тот плохой монах, да, пожалуй, и монахом-то его нельзя назвать. Это видно из следующего.
Косма, пресвитер, говорит: «Многие уходят из мира в монастырь; но, не желая выносить утомительных служб и трудов монастырских, убегают из монастыря в мир и возвращаются как псы на свою блевотину, впадают в отчаяние и горше первого согрешают. А иные из них шатаются по городам, мятутся, как безумные, туда и сюда, едят даром чужой хлеб, проводят время в непростительной праздности и назирают, где пирове бывает, делаясь рабами не Бога, а чрева. И бывает для них последнее хуже первого.
А то иные, не желая семью кормить, бегут в монастырь даже от жены и детей. И такие не любви Божьей ищут, но хотят сна и насыщения чреву и веры не имеют. И такое, по слову Апостола, хуже язычников. И осиротевшие и голодные дети клянут их, говоря: «Зачем нас родили отец и мать? Зачем оставили нас в таких страданиях и в такой беде?» Если Господь велит и скотов миловать, тем более своих родных детей не забывать. И если кто живет по закону Божию, тот и без монастыря спасется. И черные ризы не спасут нас, и белые не погубят, если мы будем творить богоугодные дела.
Итак, братие, сами видите теперь, что монах не по призванию – плохой монах, или, лучше, и вовсе не монах.
В самом деле, какая это жизнь таких монахов? Это не монашеская жизнь, а надругательство над монашескою жизнью, это позор, это соблазн! Скажем более: это даже кощунство! – Но мне возразят: кто же после этого и монахом может быть? А, вот кто. «Аще ли себе видиши всякия страсти могуща терпети, тогда отыди в монастырь, и поработися Игумену, яко Богу, Христа ради волю твою всю отверг, и того волю снабди до смерти твоея. Чти игумена, яко Бога, и братию, яко ангелы, и не даждь воли сердцу твоему взыскати Рима или Иерусалима, но преданныя ти молитвы игуменом твори в келии твоей». Вот такой человек смело может идти в монахи, и из него, правда, и выйдет хороший монах. А монахи, про которых мы говорили в начале слова, пусть вместо праздности возлюбят труд, вместо бесстрашия пусть вселят в сердца свои страх Божий, вместо пьянства пусть возлюбят воздержание, вместо беготни пусть затворятся в своей келии; пусть всецело подчинят себя воле игумена: И тогда, можно надеяться, что и из них хорошие монахи выйдут. Аминь.