Краткое житие преподобного Арсения Каппадокийского
Святой Арсений Каппадокийский родился в селе Фараса в Каппадокии (М. Азия) около 1840 года, во Святом Крещении мальчика нарекли Феодором. В раннем возрасте он лишился родителей: Елевферия и Варвары. Получил образование в семинарии в Смирне (Измир). В 26 лет он принял монашеский постриг в монастыре Иоанна Предтечи в Зинджи-Дере в Кесарии (Турция), там был рукоположен во диакона и направлен митрополитом Паисием II в Фарасу обучать детей грамоте по церковным книгам. В 1870 г. Арсений Каппадокийский был рукоположен во священника и возведен в сан архимандрита. Он совершил пять паломничеств на Святую землю, и поэтому его прозвали Хаджи-эфенди. Пастырская деятельность святого Арсения продолжалась в Фарасе 55 лет. Он наставлял и утверждал в вере жителей греческого анклава, постоянно находившегося под угрозой уничтожения.
Св. Арсений вел строгую подвижническую жизнь и получил от Господа дар прозорливости и исцеления. По его молитве, которая, по словам очевидцев, «могла пробить камень», исцелялись глухие, слепые, парализованные и бесноватые. Не только греки, но и турки считали Арсения Каппадокийского святым, т. к. и среди мусульман он совершал чудеса и исцелял больных. Патриархи Константипольский и Иерусалимский хотели сделать св. Арсения епископом, но он каждый раз отказывался.
Он предвидел грядущие испытания, войны и исход с родной земли. В 1924 г. при переселении малоазийских греков он сопровождал свою паству и умер через 40 дней после прибытия в Грецию, на острове Корфу. Мощи св. Арсения были перевезены сначала в г. Коницу, а затем в монастырь Иоанна Богослова в Суроти (близ Фессалоники). Многочисленные посмертные чудеса св. Арсения Каппадокийского привели к его прославлению в 1986 г. в лике святых.
Полное житие преподобного Арсения Каппадокийского
Монастыри святого апостола Иоанна Богослова и преподобного Арсения Каппадокийского в пригороде Салоник хранят мощи удивительного подвижника и чудотворца двадцатого века преподобного Арсения Каппадокийского.
Преподобный Арсений родился около 1840 года в деревне Фараса (Варасио) в Каппадокии, которая в наши дни принадлежит Турции. Рано оставшись сиротой, он вместе с братом жил у своей тетки, а потом поехал учиться в Смирну, после чего отправился в Кайсери (Кесарию) и поступил в монастырь святого Иоанна Крестителя (называемый также монастырь Флавиана в Зинчи-Дере). Однако в те годы очень не хватало учителей, и митрополит Паисий II рукоположил его в сан диакона и отослал обратно в Фарасу в качестве школьного учителя.
В этой маленькой деревне не было ни школьного помещения, ни парт. Молодой инок постелил в простой жилой комнате овечьи шкуры, и дети сидели на них во время уроков. Помимо прочего, это служило мерой предосторожности в случае, если к ним заглянут турки. Турки были против получения христианским меньшинством образования на греческом языке. Нежданный посетитель, зайдя в комнату, увидел бы детей, сидящих на коленях, и решил бы, что они молятся. Выше на скалах стоял небольшой храм, в котором отец Арсений иногда тайно проводил школьные занятия. В 1870 году в Кайсери он принял сан священника и отправился в долгое паломничество в Иерусалим. Вернувшись в Фарасу, продолжал учительствовать и начал служить священником в деревенском храме. После паломничества в Иерусалим, местные жители называли его Хаджиефенди.
Отец Арсений перевел множество отрывков из Евангелия на местный диалект, и мужчины из его деревни теперь собирались зимними вечерами вокруг костра послушать, как он рассказывает евангельские притчи или жития святых, а потом пересказывали их дома женам и детям.
Отец Арсений вел строгий, подвижнический образ жизни, кельей ему служила комната с земляным полом. В одном углу лежало несколько покрывал, на которых он спал, а перед иконным углом – овечья шкура, на которую он становился на колени во время молитвы. Еще у него было несколько богослужебных книг, и больше ничего. На плечах он носил старую накидку из мешковины, а когда его просили снять ее во время посещения официальных представителей Церкви, он отказывался, говорил, что это подарок на память от матери. По средам и пятницам он молился и постился, не выходя из кельи.
Его молитва и подвиги принесли плоды, и вскоре о нем заговорили как о чудотворце. К нему обращались как христиане, так и мусульмане, и он никогда не спрашивал, какой человек веры, а лишь интересовался подробностями болезни, чтобы прочесть над страждущим нужную молитву. Он исцелял и телесные, и душевные недуги, в том числе одержимость. Молитвы его так легко доходили до Бога, что когда сам больной не мог придти к нему, родственники старались принести что-нибудь из его одежды. Отец Арсений читал над этой одеждой молитвы, и страдалец, получив одежду обратно, выздоравливал. Когда к нему приходили женщины, жаловавшиеся на бесплодие, отец Арсений, чтобы не провоцировать слухи, не читал над ними молитвы в своей келье, а писал для них те же молитвы на листке бумаги. Иногда он посылал им благословение — носовой платок или фитиль от свечи, который нужно было носить вокруг пояса. Местные жители рассказывали, что у всех этих женщин в течение года рождались младенцы. В те дни, когда священник заключался в своей келье для молитвы и поста, недужные просто собирали понемногу земли или пыли с порога его двери. Мусульмане, считавшие себя недостойными молитвы, просили угольного пепла из его кадила, размешивали в воде и пили эту воду, получая исцеления. Жители всей той области потом вспоминали: "Мы не знали, что такое врач, мы все шли к Хаджиефенди".
Будучи по натуре мягким человеком, отец Арсений часто намеренно выглядел раздраженным, стараясь не допустить слухов о собственной святости. С теми, кто хвалил его или предлагал плату за исцеление, он разговаривал сурово, настаивая на том, чтобы все, что ему приносили, было отдано бедным.
Он пять раз побывал в Иерусалиме – сначала пять дней шел босиком до порта Мерсина, а там садился на корабль. Хотя и прятался от славы в маленькой, скромной деревушке, имя отца Арсения было известно христианам, ему писали Константинопольский и Иерусалимский Патриархи, прося его молитв. Оба они хотели посвятить его в сан епископа, но он отказывался, ссылаясь на свой "раздражительный характер". В дальнейшем он согласился стать экзархом у Гроба Господня, чтобы иметь возможность помогать паломникам, и в Кесари, дабы не обидеть своего Епископа, которого очень уважал. При этом условия жизни у него остались такими же скромными, поститься и молиться он продолжал по-прежнему.
В 1924 году (к тому времени он служил своей пастве уже более пятидесяти лет) все христианское население Фарасы вынуждено было переехать в Грецию. По условиям договора от 1922 года все жившие в Турции христиане переселялись в Грецию, а греческие мусульмане – в Турцию. Отец Арсений, которому тогда было уже восемьдесят четыре года, добирался до берега вместе с жителями своей деревни, отказываясь садиться на ослика, специально предназначенного для него, чтобы дать возможность ехать на нем маленькому ребенку или кому-либо из больных. В Греции их поселили на острове Корфу, где, как преподобный Арсений и предсказывал, он почил. Это случилось 28 октября/10 ноября, ровно через сорок дней после прибытия на Корфу.
На старом кладбище Корфу христиане до сих пор ухаживают за могилой отца Арсения, приносят свечи и цветы, молятся возле нее. Однако сами мощи Святого были увезены с Корфу старцем Паисием (1994), святогорским иноком, которого в детстве крестил преподобный Арсений. Они покоятся ныне недалеко от Салоник, в монастырях, основанных этим Старцем – святого Иоанна Богослова в Суроти и преподобного Арсения Каппадокийского близ Ватопидии.
Источник: Евлогите! Благословите! Путеводитель по святым местам Греции