Даты
Историческое содержание
В древнем Иерусалиме в Неделю 5-ю Великого поста читали Евангелие о богаче и Лазаре (Лк.16:19-30); практика чтения этой притчи засвидетельствована уже в Лекционарии VII – VIII вв. В дальнейшем на тему этой притчи были составлены канон и стихиры; в Иерусалиме Неделя 5-я Великого поста оставалась «Неделей о богаче и Лазаре» вплоть до конца существования древней иерусалимской традиции, то есть до начала XI века.
Когда в середине XI века появился Иерусалимский устав (который представлял собой переработанную в Палестине версию Студийского устава), в него вошли некоторые более ранние песнопения на тему притчи о богаче и Лазаре, при том что само Евангелие уже не читалось; вместо него читали константинопольское зачало Мк.10:32-45.
В кафедральном богослужении Константинополя Неделя 5-я поста не имела специфической памяти и совершалась служба рядового святого Минеи. Однако в монастырском богослужении уже довольно рано (не позже XI века) стали присоединять службу преподобной Марии Египетской; интересно, что память преподобной Марии в Неделю 5-ю поста появилась и закрепилась намного раньше, чем аналогичная память преподобного Иоанна Лествичника в Неделю 4-ю поста.
В Русской Церкви до середины XVII века Неделя 5-я Великого поста также была связана с памятью Преподобной Марии Египетской, однако служба святой не была обязательной: настоятель мог по своему усмотрению вместо служения преподобной Марии совершить службу святого Минеи. Также характерно, что песнопения преподобной Марии отсутствовали в Триоди, их следовало брать из Минеи 1 апреля.
После середины XVII века служба Недели 5-й поста приобрела современный вид: песнопения преподобной Марии были перенесены в Триодь, служба её теперь обязательна к совершению в этот воскресный день, отменяется только в строго определенных случаях: при совпадении Недели 5-й с полиелейным, престольным праздником, а также с любым из трех дней благовещенского цикла (предпразднство Благовещения, сам праздник и его попразднство).
В Русской Церкви в службе Недели 5-й Великого поста на тему древней притчи о богаче и Лазаре сохранились только покаянный канон и одинокий самогласен на «Слава»; можно сказать, что Неделя 5-я является еще и «Неделей о богаче и Лазаре». В то же время в современном греческом Уставе эти песнопения удалены, так что там от древней притчи не осталось следа и в Неделю 5-ю поются службы только воскресная гласа и преподобной Марии Египетской.
Покаянный канон Недели 5-й на тему притчи о богаче и Лазаре – замечательный образец гимнографического осмысления евангельской причти, он поистине является украшением данной службы и несет в ней значимую смысловую нагрузку. В этом каноне мы как великие грешники по своему образу жизни сравниваем себя с богачом из притчи, однако мы надеемся на милость Божию: «Одеяхся Спасе сластьми, якоже обложивый себе виссон и злато, и златую одежду, но мя во огнь якоже онаго, да не послеши» (1-я песнь, 2-й тропарь). Вместе с тем мы просим Господа, чтобы Он обогатил нас добродетелями, которые, несомненно, имел нищий Лазарь: «Убогаго мя Лазаря Христе, молюся, соделай, сластей возжеления моя потребляя, яко естеством Бог: добродетельми же мя богата сотвори, да верою в песнопениих величаю Тя». (9-я песнь, 1-й тропарь) Также есть интересная мысль, что богач наказан адскими муками в первую очередь по причине его равнодушия к страданиям Лазаря (6-я песнь, 1-й тропарь) Наконец, в содержании притчи усматривается призыв к совершению милостыни, причем дела милосердия в Великий пост следует усугубить: «Несть Царство Божие пища и питие, но правда и воздержание со святостию. Темже не богатии внидут в не, но елицы сокровища своя в руки нищих влагают. <…> Сия же вся к наказанию нашему писашася, яко да постящеся благостыню творим, и даст нам Господь вместо земных небесная» (самогласен в конце утрени).
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 8
В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу,/ прии́мши бо крест, после́довала еси́ Христу́/ и, де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бная Мари́е, дух твой.
Перевод: В тебе, о мать, достоверно спаслось то, что в нас по образу [Божию]: ибо, приняв крест, ты пошла за Христом и делами своими учила презирать плоть, ибо она прейдет, усердствовать же о душе, вещи бессмертной. Потому и радуется вместе с ангелами, Преподобная Мария, дух твой.
Кондак, глас 3
Блуда́ми пе́рвее преиспо́лнена вся́ческими,/ Христо́ва неве́ста днесь покая́нием яви́ся,/ а́нгельское жи́тельство подража́ющи,/ де́мона креста́ ору́жием погубля́ет.// Сего́ ра́ди Ца́рствия неве́ста яви́лася еси́, Мари́е пресла́вная.
Перевод: Будучи сначала объята всяческим блудом, сейчас ты явилась невестой Христовой через покаяние, подражая ангельской жизни и уничтожая демонов оружием креста. Поэтому ты стала невестой Царствия Небесного, Мария преславная.
Ин кондак, глас 4
Греха́ мглы избежа́вши,/ покая́ния све́том озари́вши твое́ се́рдце, сла́вная,/ пришла́ еси́ ко Христу́,/ Сего́ Всенепоро́чную и святу́ю Ма́терь/ Моли́твенницу ми́лостивную принесла́ еси́./ Отону́дуже и прегреше́ний обрела́ еси́ оставле́ние,// и со А́нгелы при́сно сра́дуешися.
Перевод: Избежав мглы греха, озарив светом покаяния свое сердце, достойная славы, пришла ты ко Христу, Его же Всенепорочную и святую Матерь сделала своей милостивой Молитвенницей. Потому и получила прощение прегрешений и всегда радуешься вместе с Ангелами.
Молитва
О, вели́кая Христо́ва уго́днице преподо́бная Мари́е! На Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́щи, на земли́ же ду́хом любве́ с на́ми пребыва́ющи, име́ющи дерзнове́ние ко Го́споду, моли́ спасти́ рабы́ Его́, к тебе́ с любо́вию притека́ющыя. Испроси́ нам у Великоми́лостиваго Влады́ки и Го́спода ве́ры непоро́чное соблюде́ние, градо́в и ве́сей на́ших утвержде́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, скорбя́щым утеше́ние, неду́гующым — исцеле́ние, па́дшим — возста́ние, заблу́ждшим — укрепле́ние, в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, сирота́м и вдови́цам — заступле́ние и отше́дшим от сего́ жития́ — ве́чное упокое́ние, всем же нам в день Стра́шного Суда́ одесну́ю страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный глас Судии́ мира услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие от сложе́ния ми́ра, и та́мо пребыва́ния во ве́ки получи́ти. Ами́нь.
Каноны и Акафисты
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11