Даты
Историческое содержание
В древнем Иерусалиме в Неделю 4-ю Великого поста читали притчу о милосердном самарянине (Лк.10:25-37); практика чтения этого фрагмента на литургии засвидетельствована уже в Лекционарии VII – VIII вв. В дальнейшем на тему этой притчи были составлены канон и стихиры; таким образом, древнейшей памятью Недели 4-й Великого поста является осмысление притчи о милосердном самарянине и в Иерусалиме эта память была актуальна вплоть до конца существования древней иерусалимской традиции, то есть до начала XI века.
В то же время в Константинополе Неделя 4-я долгое время не имела специальной памяти и здесь совершалось обычное воскресное богослужение. И Типикон Великой церкви, и ранние редакции Студийского Устава указывают для этой недели только рядовые чтения на литургии, которые мы читаем и в настоящее время: Апостол 314-е зачало (Евр6:13–20) и Евангелие от Марка зачало 40 (об исцелении бесноватого отрока – Мк.9:17–31).
Когда в середине XI века появился Иерусалимский устав (который представлял собой переработанную в Палестине версию Студийского устава), в нем появился «синтетический» вариант богослужения Недели 4-й поста: чтения полагались константинопольские, однако песнопения Триоди были связаны с древней темой – притчей о милосердном самарянине.
Лишь начиная с XIV века в греческих уставах стали добавлять в службу Недели 4-й песнопения преподобному Иоанну Лествичнику. Эта практика связана с древней традицией переносить службы святым на субботние и воскресные дни, а память преподобного Иоанна Лествичника по Минее – 30 марта; при поздней Пасхе она попадает примерно на 4-е воскресение поста (совпадение памяти преподобного Иоанна по Месяцеслову с Неделей 4-й поста имеет место в случае Пасхи 20 апреля по старому стилю). Кроме того, аскетические творения преподобного Иоанна (в первую очередь знаменитая «Лествица») гармонируют с настроением, которое характерно для периода Святой Четыредесятницы.
Таким образом, память преподобного Иоанна в неделю 4-ю поста – одна из позднейших памятей Триоди (позже нее появилась только память свят. Григория Паламы в Неделю 2-ю поста)
В Русской Церкви в XV – середине XVII века служение преподобному Иоанну в Неделю 4-ю Великого поста указывается, однако служба святому не была обязательной: настоятель мог по своему усмотрению вместо нее совершить службу святого Минеи. Также характерно, что песнопения преподобного Иоанна отсутствовали в Триоди, их следовало брать из Минеи 30 марта. Вообще, рубрика, посвященная неделе 4-й, в дониконовских Триодях – одна из самых кратких: здесь помещали только уставные указания и единственное песнопение с полным текстом – самогласен в конце утрени.
После середины XVII века служба Недели 4-й поста приобрела современный вид: песнопения преподобного Иоанна были перенесены в Триодь, теперь его служба обязательна к совершению в этот воскресный день, отменяется только в строго определенных случаях: при совпадении Недели 4-й с полиелейным, престольным праздником, а также с любым из трех дней благовещенского цикла (предпразднство Благовещения, сам праздник и его попразднство).
В Русской Церкви в службе Недели 4-й Великого поста древняя тема притчи о милосердном самарянине сохранилась только в покаянном каноне Триоди на утрене. В то же время в современном греческом Уставе этого канона нет, там в Неделю 4-ю поются службы только воскресная гласа и преподобного Иоанна Лествичника; тексты службы преподобному полностью тождественны службе Минеи 30 марта.
Основная идея покаянного канона Недели 4-й на притчу о милосердном самарянине – актуализация притчи к каждому из нас. Все мы подобны тому несчастному путнику, вместо разбойников вещественных нас угнетают и ранят страсти и единственная наша надежда на спасение — Христос Господь, образом которого и является милосердный самарянин из притчи.
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 1
Пусты́нный жи́тель и в телеси́ А́нгел/ и чудотво́рец яви́лся еси́, богоно́се о́тче наш Иоа́нне,/ посто́м, бде́нием, моли́твою Небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою притека́ющих ти./ Сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.
Перевод: Житель пустыни – ты и Ангел во плоти, и чудотворцем стал, Богоносный отец наш, Иоанн. Постом, бдением, молитвой приняв Небесные дарования, исцеляешь больных и души приходящих к тебе с верой. Слава Давшему тебе силу, слава Венчавшему тебя, слава Подающему через тебя всем исцеление.
Ин тропарь, глас 8
Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней,/ сия́я чудесы́, Иоа́нне о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню, и стенаниями из глубины плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Иоанн, отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Ин тропарь, глас 4
Я́ко Боже́ственную ле́ствицу, обрето́хом, Иоа́нне преподо́бне,/ твоя́ Боже́ственныя доброде́тели,/ к Небеси́ возводя́щия ны:/ доброде́телей бо ты был еси́ воображе́ние.// Тем моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод: Как Божественную лестницу, обрели мы, Иоанн преподобный, твои Божественные добродетели, к Небесам возводящие нас, ибо ты был образцом добродетелей. Потому моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак, глас 4
На высоте́ Госпо́дь воздержа́ния и́стинна тя положи́,/ я́коже звезду́ неле́стную, световодя́щую концы́,// наста́вниче Иоа́нне, о́тче наш.
Перевод: На высоте воздержания Господь поставил тебя, наставник и отец наш Иоанн, как истинную неподвижную звезду, к свету ведущую концы земли.
Ин кондак, глас 1
Плоды́ присноцвету́щия/ от твоея́ кни́ги принося́ уче́ния, прему́дре,/ услажда́еши сердца́, сим с трезве́нием вне́млющих, блаже́нне:/ ле́ствица бо есть, ду́ши возводя́щая от земли́ к Небе́сней и пребыва́ющей сла́ве,// ве́рою чту́щих тя.
Перевод: Неувядаемые плоды принося от твоей книги поучений, премудрый, услаждаешь сердца бдительно внимающих им, блаженный, ибо они - лестница, возводящая души всех, с верой почитающих тебя, от земли к Небесам и пребывающей там славе.
Каноны и Акафисты
Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?