Богослужения
Мысли свт. Феофана Затворника
(Рим.1:1–7, 13–17; Мф.4:25–5:13)
По Крещении Господа, когда на Него сошел Дух в виде голубине, Он низводится в пустыню искуситися. Таков и общий всем путь. Св. Исаак Сирианин замечает в одном месте, что, коль скоро вкусишь благодатное утешение или получишь от Господа какой дар, – жди искушения. Искушения прикрывают светлость благодати от собственных глаз человека, которые обычно съедают всякое добро самомнением и самовозношением.
Искушения эти бывают и внешние – скорби, унижения; и внутренние – страстные помышления, которые нарочно спускаются, как звери с цепей. Сколько поэтому нужно внимать себе и строго разбирать бывающее с нами и в нас, чтобы видеть, почему оно так есть и к чему нас обязывает.
Притча дня
Жил старец в безмолвной пустыне. Напали на него бесы видимо и начали тащить вон из келии, чтобы выгнать совсем и из пустыни. Старец начал сам отбиваться от них, но те пересилили его и уже к самой двери притащили. Еще бы немного – и они вышвырнули бы его вон.
Видя крайнюю беду, старец воззвал:
– Господи, Иисусе Христе! Почто мя оставил еси! Помоги мне, Господи!
Как только воззвал, тотчас явился Господь и разогнал бесов, а старцу сказал:
– Я не оставлял тебя; но как ты не призывал Меня, а сам думал управиться с врагами, то не приступал помочь тебе. Сам ты виноват, понадеявшись на себя. Призывай Меня, и всегда встретишь готовую помощь.
Сказав это, Господь стал невидим. Вразумив старца, этот случай и всем нам дает урок: не барахтаться со страстными помыслами своим с ними мысленным препирательством, а тотчас обращаться к Господу с молитвою против них.
Основы православия
Тема 170. Зачем мирянину нужна аскетика, какое отношение к нам имеет опыт великих подвижников?
Христианство – это не просто правильная богословская теория, это практика духовной жизни. Любая практика основана на опыте. Мы имеем богатейший опыт духовной борьбы, изложенный святыми подвижниками. Святые отцы называли аскетику искусством из искусств.
Нет аскетизма монашеского или мирского, аскетизм один. Но есть разные его формы и степени: одни – у монаха-отшельника, другие – у инока, живущего в общежительном монастыре, третьи – у мирянина. Что объединяет эти формы? Единая цель, то есть стремление к спасению. У нас и единый Церковный Устав, но применяется он в разной степени.
Аскетика отвечает на популярные вопросы мирян: как избавиться от той или иной страсти, научиться молитве, обрести внимание на богослужении, не превращать исповедь в механическое повторение одних и тех же грехов? и т.п.
Практический совет
Не надо ставить перед собой цель успеть многое, но при этом самому известись от переживаний. Это бесовское состояние.
преподобный Паисий Святогорец