- Предисловие
- Глава 1. Зачем нужно причащаться
- Глава 2. Жажда, которая спасает
- Глава 3. Святость таинства и греховность человека
- Глава 4. Кто достоин причастия
- Глава 5. Почему нельзя причащаться без страха Божия
- Глава 6. Вера — фундамент подготовки к причастию
- Глава 7. Искушения перед причастием
- Глава 8. Правила для готовящихся к святому причащению
- Глава 9. Причастник за Божественной литургией
- Ангельское служение
- Проскомидия
- Малый вход
- Великий вход
- Преложение Святых Даров
- Божественный огонь
- Жертва любви
- Глава 10. Плоды святого причащения
- Соединение со Христом
- Духовные дары
- Пламя, уничтожающее страсти
- Исцеление души и тела
- Чудесные свойства Святых Даров
- Что делать, если нет плодов Святого Причащения
- Глава 11. Как вести себя во время и после причащения
- Глава 12. Причащение умирающих
- Полный текст
Глава 2. Жажда, которая спасает
Старец архимандрит Филофей Зервакос († 1980), почитаемый в Греции за свою праведную жизнь, перед своей кончиной три месяца тяжело болел. В это время для него минуты Божественного Причащения были особенно благословенными. Несмотря на телесное истощение, старец готовился к причастию часами. Когда священник со Святыми Дарами появлялся в дверях келлии, отец Филофей поднимал свои слабые руки и от всей души восклицал:
— Заходи, мой Бог, заходи!
Старец принимал Святые Тайны с таким горячим желанием, благоговением и покаянием, как будто это было в его жизни первое и одновременно последнее причащение. После приобщения он говорил:
— Благодарю Тебя, мой Бог, благодарю!
Каждый раз отец Филофей причащался с неизменно сильным желанием и жаром сердца. После принятия Святых Даров его внешность изменялась. Небесный свет наполнял старца, и его лицо так светилось, что окружающие не могли на него смотреть. Подняв руки, праведник говорил:
— Забери меня, мой Бог, забери!
Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа являются для нас благодатной пищей, которая животворит нашу душу. Посмотрите на детей, говорил святитель Иоанн Златоуст, «с какой охотой они стремятся к материнской груди, с каким рвением их губы хватают грудь? С таким же рвением да приходим и мы к этой Трапезе, к этой духовной груди, пожалуй, даже с большей охотой. Ухватимся, как дети за материнскую рубашку, за благодать Духа. И пусть у нас будет одна скорбь — не причащаться этой Пищи»4.
Замечательные слова великого святого. Каждому из нас иметь бы в своем сердце такую праведную скорбь! А ведь иногда после причастия некоторых христиан охватывает отнюдь не праведная скорбь. Случается, они недоумевают: мы, дескать, постились, молились, исповедовались, выполнили все правила для готовящихся к причащению, а вместо ожидаемого освящения души получили грусть и даже некоторое помрачение ума и сердца. Почему люди впадают в такое искушение? Да потому, что в период подготовки к причастию забывают об одном из самых главных условий: в таинстве Евхаристии всё наше существо должно стремиться к соединению со Христом. Основа этого стремления — любовь ко Христу. Ее и надо воспламенять в своем сердце всегда, а особенно перед принятием Святых Тайн.
Именно отсутствие пламенной любви к Господу и отсутствие жажды соединения с Ним и вносят в душу человека после причастия неосознанную печаль. Нам надо приступать к чаше не ради какого-нибудь великого праздника или наступившего поста, не ради формального соблюдения церковных правил, а прежде всего для того, чтобы соединиться со Христом и утолить духовную жажду из Источника Жизни. Если такой жажды нет, то нужно ли причащаться?
Людям свойственно постепенно ко всему привыкать, и это относится даже к причащению Тела и Крови Христовых. Подчас человек, причащаясь, теряет живое восприятие того, какую великую святыню он сподобляется принять. Для некоторых приобщение Святых Тайн становится обычаем, традицией. Другие же в своем духовном охлаждении идут еще дальше: участие в Евхаристии они начинают считать некоей обременительной обязанностью, неудобоносимым церковным правилом. Страшное и пагубное заблуждение!
Иногда бывает, что у великих грешников просыпается такая жажда приобщения Тела и Крови Господа, какой не встретишь и у многих благочестивых прихожан наших храмов.
Известный православный писатель С. И. Фудель рассказывал, что однажды иерея Владимира Криволуцкого пригласили причастить умирающего, который за много лет перед этим снял с себя сан священника. Когда отец Владимир поставил на столик у кровати дароносицу, умирающий вдруг приподнял голову, всем своим телом потянулся к Святым Дарам и, вдыхая запах святыни, сказал: «Боже, Боже, чего я себя лишил!»
Да, сколь ни помрачается и ни грубеет человеческая душа от безверия, грехов, страстей, в ней всегда остается ничем не истребимая жажда соединения с Богом. Некоторые люди, не обретя веры в истинного Бога, ищут успокоения в служении ложным богам, но этим служением они никогда не утолят своей духовной жажды. Происходит это потому, что, как писал блаженный Августин, Бог создал нас для Себя и наше сердце не успокоится, пока не найдет Его. Вне Бога — греховный мрак, духовная пустота и интеллектуальная бессмыслица. Только в Боге и в соединении с Ним мы обретаем причину, смысл, цель и радость нашего существования. И что может нас более соединить с Богом, как не Святое Причастие?
Во все времена истинные христиане причащались Святых Тайн не для того, чтобы формально исполнить евангельскую заповедь о необходимости причащения: всё их существо требовало приобщения к Телу и Крови Господним. Приговоренный за веру к смерти, святитель Игнатий Богоносец, ожидая, когда его бросят на растерзание зверям, писал не ходатайства о помиловании императорам-язычникам, а духовные послания собратьям. В одном из них он восклицал: «Хлеба Божия желаю, Хлеба небесного, Хлеба Жизни, который есть Плоть Иисуса Христа!»
Каждый из нас, верных христиан, должен стремиться к тому, чтобы его душа постоянно жаждала Тела и Крови Господних. Это чувство — одно из самых ценных в христианине. Нам надо помнить, что Господь смотрит не на внешние дела, а на наше сердце.
4 Цит. по: Никодим Святогорец, преп., Макарий Коринфский, свят. Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Тайн. Сумы, 2001. С. 36–37.