Богоизбранный народ

Литература по теме

Богоизбрáнный наро́д — именование, относящееся к еврейскому народу времен исполнения им особой религиозно-духовной миссии: быть хранителем истинной веры в Единого Бога (Быт.12:1-3; Исх.19:5-6; Ис.43:21). Со времени заключения Нового Завета и образования Церкви, избранным народом стали христиане (Иер.31:37; Мф.21:33-43; Гал.3:28; Кол.3:11).

jacob de wit 001 1536x717 1 - Богоизбранный народ
«Избрание семидесяти старейшин Моисеем». Якоб де Вит. 1739.

Почему Бог избрал из всех народов именно Израильский?

Прежде, нежели Бог призвал Авраама на служение, тот уже выделялся богоугодным расположением духа: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет» (Евр.11:8).

Призвав Авраама, Господь пообещал ему, и даже поклялся (Быт.22:16-18), что в будущем от него произойдёт великий народ, и что в дальнейшем в среде этого народа родится Спаситель мира (Быт.12:2-3).

Таким образом, можно сказать, что еврейский народ был избран Господом задолго до того, как начал существовать, и даже прежде, чем у Авраама родился наследник, через которого он должен был произойти.

Во времена Нового Завета, Мессия, проповедуя Царство Божие, отметил важность избрания иудеев для устроения Спасения, подчеркнув: «спасение от иудеев» (Ин.4:22).

История показывает, что ко времени заключения Синайского Завета еврейский народ не имел особого, исключительного превосходства в цивилизационном отношении перед иными народами. Напротив, в этом плане сыны Израиля уступали многим язычникам (например, тем же египтянам). Даже и в отношении добродетельности они далеко не всегда возвышались над грубыми язычниками (заметим, что по свидетельству Писания, если бы не изначальное обетование Божие, они могли бы быть уничтожены за грехи (Мал.3:6)).

Стало быть, в числе центральных причин избрания евреев нужно признать Божественное обетование Аврааму. В этой связи, противопоставляя себя язычникам, сами евреи любили подчеркивать, что являются потомками Авраама (Ин.8:39). Да и Господь нередко обозначался как Бог Авраама (Лк.20:37). Какие дополнительные причины служили к их временному избранию, знает Господь.

Что сказано в Священном Писании о преемственности Новозаветной Церкви перед Израилем?

  • Падение Израиля (Амос.8:2; Ос.5:5; Иер.31:36).
  • Отмена Ветхого Завета (Евр.8:13).
  • Замена избранных: изъятие скипетра Иуды (Быт.49:10), притча о злых виноградарях, убивших Сына Хозяина (Мф.21:41).
  • Принятие обещанного Мессии остатком еврейского народа в лице апостолов и уверовавших иудеев (Деян.2:39; Рим.11:1); присоединение к христианской общине уверовавших язычников как исполнение ветхозаветных пророчеств (Деян.15:14).
  • Отсутствие преимущества у обрезанных (Рим.3:9; Еф.6:15).
  • Верующие в Иисуса как обещанного Мессию — истинное семя Авраама (Гал.3:29).
  • Многонациональный характер Церкви (Гал.3:8).

Цитаты о богоизбранном народе

«Зачем же Бог избрал Своим народом этот непослушный и жестоковыйный народ израильский? Ответить на этот вопрос мы не дерзаем, ибо Сам Бог чрез великого пророка Исаию сказал: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои... Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис.55:9).
По слабому разумению нашему можем только думать, что народ израильский был избран Богом потому, что от самой глубокой древности он был единственным народом, чтившим Единого истинного Бога, а все остальные народы были грубыми язычниками. Бог знал, что и в этом жестоковыйном народе Он найдет великих пророков и праведников, Пресвятую Деву Марию и Иоанна Предтечу, что из него изберет Он святых апостолов, и Церковь Христова получит начало в Богоизбранном народе. О конечной судьбе Израиля мы ничего не знаем, но у великого апостола Павла находим таинственное пророчество о ней: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников. И так, весь Израиль спасется, как написано: “Приидет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова» (Рим.11:25-26)».
свт. Лука Крымский

«Хотя теперь иудеи за свое неверие не пользуются действительными благодеяниями Божиими, но поскольку они принадлежат к избранному роду, — такому, который из всех языков выбран Богом и Себе усвоен; то Бог ради сего избрания, которого удостоены они ради отцов своих великих, не вконец отвратился от них, не вконец отверг их, но продолжает Отечески воззревать на них и готов опять принять их, как только уверуют. Таким образом они не перестают быть возлюбленными Богу, ради отцов своих, в силу избрания родоначальников их, а в них — и их самих».
свт. Феофан Затворник

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka