Скрыть
И Я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 3–5 И вот Ангел, говоривший во мне выходил и другой ангел выходил на встречу ему и говорил ему: Бежи [и] скажи этому отроку: Без стены будет населяться Иерусалим по причине множества людей и скота в средине его. И Я, говорит Господь, буду ему стеною огненною вокруг [него] и буду в славе посреди его

Под Ангелом, говорившим в пророке и стоявшим, или, – как читается в Еврейском – выходившим, ибо это значит слово יעא, евреи разумеют Михаила; а под другим ангелом, выходившим и шедшим на встречу ему, разумеют Гавриила, который говорит Михаилу, чтобы он передал пророку, сколь большое изобилие всего и множество людей и скота, и какую крепость стен будет иметь Иерусалим, в настоящее время являющийся разрушенным. А мы соответственно духовному смыслу будем толковать все это в отношении к Церкви, которая без стены, или, – как перевели Семьдесят, – κατάκαρπος, т. е. наполнится множеством всяких плодов и будет иметь множество людей и скота. А Господь будет огнем вокруг нее и будет в славе среди нее. Это тот город, о котором мы в другом месте читаем: Преславное сказано о тебе, град Божий (Пс. 86:3) и снова: Велик Господь и премного восхваляем во граде Бога нашего, в горе святой Его (Пс. 47:2). Кто обитает в сем [граде], может сказать: Я же как маслина плодоносная в доме Божием (Пс. 51:10), Господь управляет мною и ни в чем не будет [у меня] недостатка; на месте пастбища, там Он поместил меня; на водах успокоения воспитал меня (Пс. 22:1–2). И будет населен Иерусалим от множества людей и скота без стены, или богат изобилием всех плодов. Некоторые под людьми и скотами понимают два народа, – Иудеев и Язычников, потому что те, которые ходили под Законом и обратились к вере во Христа, названы людьми; а мы, вследствие идолослужения бывшие как бы в отдалении от Закона и в разъединении с пророками, и усвоившие [только] страдания Его, должны называться скотами. Другие же под людьми хотят разуметь мужей разума и наставленных в познании Писаний, а под скотами некоторых верующих в простоте, и в отношении к ним понимают сказанное: Господи, Ты спасешь человеков и скотов (Пс. 35:7). Эти скоты и эти одушевлённые [твари] слышат голос Доброго Пастыря, узнают Его и следуют за Ним: Он сам есть и Пастырь, ибо управляет нами, и дверь, ибо чрез Него мы вступаем в Церковь и [приходим] к Отцу (Ин. 10:3–11), и огненная стена вокруг [неё], чтобы верующие и обитающие в средине её, которые прежде освободились от охлаждения в себе любви, согрелись и могли пламенеть духом. А волков и самых свирепых животных, – (о которых написано: Не предай зверям душу, полагающуюся на Тебя (Пс. 73:19) и плоды которых суть сено, дрова, солома (1Кор. 3:12) и которые приносят только колючки и шипы), – истребить огнем Своим. И Тот, Кто для врагов – пожирающий огонь, для верующих есть слава среди них. А что Господь есть стена Иерусалима, об этом мы читаем и в другом месте: Горы вокруг его, и Господь вокруг народа своего (Пс. 124:2). Иудеи думают, что все это чувственным образом исполнится при Помазаннике (ἠλειμμένῳ), Которого они тщетно ожидают для себя; [тогда] Иерусалим будет иметь столь великое благосостояние, что вследствие множества людей и животных не будет иметь стен; а стеной его будет защита самого Господа, и он будет наслаждаться славою пребывания Его посреди себя.

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1-5 И возведох очи мои, и видех, и се муж, и в руце его уже землемерно. И рех к нему: камо грядеши ты? И рече ко мне: размерити Иерусалима, еже видети колика широта его есть, и колико долгота. И се Аггел глаголяй во мне стояше, и ин Аггел исхождаше во сретение ему. И рече к нему, глаголя: тецы, и рцы к юноши оному, глаголя: плодовито населится Иерусалим от множества человеков и скотов посреде его: и аз буду ему, глаголет Господь, стена огненна окрест, и в славу буду посреде его

А что не против Израиля были обострены роги, но против тех, которые взяли и опустошили Иерусалим и Иудею, – это вполне ясно показало предшествующее видение. Затем пророк опять возводит очи, и, конечно, не очи телесные, но очи духовные, – и потом говорит, что он увидел кого-то в образе мужа, держащего землемерную веревку и снова спросил его, зачем он идет и какая цель у него. Когда же он сказал, что идет измерять Иерусалим….. Когда же подвергся сожжению самый божественный храм и во всей Иудее разрушены были дома и города: то как бы уничтожилась надежда на возможность опять восстановить его. Итак, Бог показывает, что после того, как изощрены были рога, то есть народы или царства, и после того, как вели они войну друг против друга, Израиль опять будет восстановлен и будет жить в расширившемся Иерусалиме и огражденном божественною силою и окруженном небесным благоволением как бы неприступным пламенем. Итак, Ангел спешит измерить Иерусалим и как бы определить его широту и долготу. Вот исторический смысл пророческих слов.

Но я могу сказать, что это видение пророка по справедливости может быть понимаемо и по отношению к самой церкви Христовой: сатана жестоко владычествовал над всеми, живущими на земле и, преклонившись под его иго, мы сделались его пленниками. Но благодать Спасителя сокрушила рог его и уничижила гордыню его; ибо Он восторжествовал над началами и властями и миродержителями, враждебными нам силами, нас же избавил и освободил от уз того: устроил церковь нашу, поистине святой и славный город, широкий и весьма длинный, который плодовито населили мы, люди и скоты, то есть достигшие соо́бразности Слову и еще не достигшие этой меры, но стремящиеся к этому и тайноводствуемые. Населили они город, который ограждает Сам Христос, попаляя противников неизреченными силами и наполняя его Своею славою и как бы стоя среди его жителей, высказал им обетование, говоря: «се аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф.28:20). Об этом святом городе вспомнил негде и святой Пророк Исаия, говоря: «очи твои узрят, Иерусалиме, граде богатый, кущы не поколеблются, ниже подвигнутся колие храмины его в вечное время, и ужя его не преторгнутся» (Ис.33:20). Ему же говорит: «расшири место кущи твоея и покровов твоих, водрузи, не пощади, еще на десно и на лево простри» (Ис.54:2); ибо церковь Христова расширяется и распространяется в бесконечность, принимая в себя неисчислимое множество поклоняющихся Ему.

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Зах.2:1-5


Вслед за сим Пророк переходит к описанию другого видения и говорит, что видел он мужа, несущего землемерную вервь. потом спросил: куда идет; и тот сказал, что идет "измерять Иерусалим, чтобы видеть, какая широта его и какая длина его."
К сему описанию присовокупляет Пророк, что Ангел, изгласивший ему слова сии, стоял, другой же, подошедший к нему, Ангел повелел идти ему к юноше, несшему меру.  Смотри, от лица Божия говорит Ангел, не умалю размеров города, но, от Меня, твоего и его Владыки, дознать, что в нем будет обитать, сколько возможно, великое множество людей и скотов, очертай величину, соответственную множеству обитателей. Сверх того и Я Сам, по благости Моей, буду для города сего необоримою и непреступною стеною. Сие-то и названо «стеною огненною»: потому что, как не возможно перейти чрез большой горящий костер, так невозможно, чтобы одолел кто охраняемого Божиею благодатью. Не только всякую безопасность дам граду, но сделаю его знаменитым, и слава его распространится повсюду. Все сие, и попечительность Ангела – покровителя, и поспешное шествие других Ангелов, и измерения города Пророк видел, чтобы и ему самому с несомненностью принять благие обетования об Иерусалиме, и народу Божию в точности увериться в сказанном, когда не произносимые только услышит слова, но увидят прообразования самых событий.
 

Толкование на пророка Захарию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И Я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него

Однако, отсутствие стен не будет угрожать безопасности жителей, потому что Господь Сам будет охранять тот город, в котором снова будет обитать Его слава, ограждая его как бы огненною стеною. Св. Кирилл, помимо исторического смысла пророчества, касающегося восстановления Израиля после плена, относит это видение также и к Церкви Христовой.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 1-5 И снова я поднял глаза мои и увидел: вот муж, у которого в руке землемерная вервь. Я спросил: куда ты идешь? и он сказал мне: измерять Иерусалим, чтобы видеть, какая широта его и какая длина его. И вот Ангел, говоривший со мною, выходит, а другой Ангел идет навстречу ему, и сказал он этому: иди скорее, скажи этому юноше: Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем. И Я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него.

Между тем как второе видение возвещало народу Божьему, что всякая враждебная языческая сила, которая восставала и еще в будущем будет восставать против народа Израилева, будет злоумышлять на него, подвергнется суду Божьему и совершенному уничтожению, перед глазами пророка открывается третье видение, в котором пророк должен был созерцать славное состояние народа и царства Божьего в его постепенном раскрытии до прихода в полноту совершенства славы. «И снова я поднял», – так описывает пророк это видение, – «глаза мои и увидел: вот муж, у которого в руке землемерная вервь. Я спросил: куда ты идешь? и он сказал мне: измерять Иерусалим, чтобы видеть, какая широта его и какая длина его. И вот Ангел, говоривший со мною, т.е. Ангел-истолкователь, выходит, а другой Ангел идет навстречу ему, и сказал он этому: иди скорее, скажи этому юноше: Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нем». Пророк прежде всего видит мужа, у которого в руке землемерная веревка и который, согласно с Иез.40:3, есть одно лицо, лицо тождественное с Ангелом Иеговы в первом видении. Этот муж идет измерять длину и ширину Иерусалима, но Иерусалима не во времена пророка существовавшего, а Иерусалима будущего, духовного, который созерцательному взору пророка представляется городом уже как бы существующим, видимым. Но в то время, как муж идет измерять город, к нему от пророка выходит ангел-истолкователь, и идет, конечно, с той целью, чтобы узнать от Него о значении Его действий и полученное разъяснение передать пророку.  Одновременно с этим ангелом, но только с противоположной стороны, а именно от мужа измерителя идет иной ангел, посланный самим мужем навстречу к ангелу-истолкователю с тем, чтобы скорее передать ему желаемое им разъяснение, передать прежде, еще чем он высказал это желание, что ангел-посланник и исполняет. Но так как весть была радостная,  и эта радость касалась народа Божьего, то поэтому ангел-посланник побуждает ангела-истолкователя как можно поспешнее бежать и передать скорее пророку радостную весть с тем, чтобы тот мог скорее передать ее народу. Весть эта заключала в себе двоякое славное обетование: во-первых, будущий Иерусалим  не будет городом тесно окруженным со всех сторон высокими стенами, а напротив, будет походить на открытую местность, покрытую селениями и городами. Так он устроен будет потому, что он в будущем будет необыкновенно умножен в своем населении. Во-вторых, будущий Иерусалим не будет иметь нужды ни в каких стенах, Сам Иегова будет для него «огненною стеною», огненной защитой, которая истребит всякого врага, осмеливающегося оказать какое либо враждебное поползновение на город Божий. Защищая Иерусалим от врагов, Иегова будет и славою для этого города, Он наполнит Иерусалим Своею славою.

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible