Скрыть
И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 9–10 И будет в день тот, Я озабочусь сокрушить все народы, устремляющиеся против, Иерусалима, и излию на дом Давидов и жителей Иерусалима Духа благодати и молитв, и взглянут на Меня, которого пронзили и будут горько оплакивать его, как бы единородного, и будут скорбеть над ним, как обыкновенно скорбят о смерти первенца

В день тот, когда Господь будет покровительствовать жителям Иерусалима, Он озаботится сокрушить все народы, которые направляются против Иерусалима. Но сокрушит Он их не на погибель, а на возвышение, с тем, чтобы они перестали враждовать против Иерусалима и начали быть в числе жителей Иерусалима; действительно, если Он из ничего сотворил все, то, конечно, сотворил не для того, чтобы погубить, но чтобы сотворенное спаслось по Его милосердию. Посему и в [книге] Премудрости, приписываемой Соломону (если однако угодно кому принимать эту книгу) мы находим слова: Он создал, чтобы все было, и рождения мира спасительны, и не будет для них яда смертоносного (Прем. 1:14). В самом деле, как Господь пришел, чтобы взыскать погибшее, и спас род человеческий, так и народы Он погубит только в том отношении, в каком они были народами враждебными. Потом следует: Излию на дом Давида и на жителей Иерусалима Духа благодати и милосердия. Об этой благодати писал и Павел: Благодать Божия излилась в сердца наши [или: ваши] чрез Духа Святаго, данного нам (Рим. 5:5) И в вышеназванном свитке [Премудрости] есть место: Что есть на небе, кто [это] исследует, если бы не то, что Ты дал Премудрость и послал Духа Твоего Святаго с высоты, и таким образом исправились пути живущих на земле, и люди научились тому, что угодно Тебе (Прем. 9:16–18). И чрез Исаию Бог говорит: Я дал Духа Моего над тобою (Ис. 42:1), и снова Писание упоминает о том же: Я дал Духа Моего на него (там же). Слово излияние дает представление о широте, как это очевидно из того, что мы сказали: Благодать Божия излилась в сердцах ваших. И в другом месте от лица Божия говорится: Излию от Духа моего на всякую плоть (Иоил. 2:28). А Кто этот Дух благодати, об этом говорит тот же Апостол к Евреям: Сколь более тяжкому наказанию по мнению вашему, подлежит тот, кто попирает Сына Божия, и кровь завета, которою освящен, считает оскверненною, и наносит бесчестие Духу благодати (Евр. 10:29)! Потому дары благодати Святаго Духа называются различными. И в приветствии Апостол говорит: Благодать вам и мир да умножится (1Пет. 1:2), так что после того, как Он простил нам грехи наши, наступил и мир по [Его] милосердию. Иудеи указывают на то, что это отчасти уже совершилось, а более полно сбудется в конце мира. А мы думаем и утверждаем, что после пришествия Иисуса Христа это совершается ежедневно.

И взглянут на Меня, которого пронзили и будут горько оплакивать его, как бы единородного, и будут скорбеть над ним, как обыкновенно скорбят о смерти первенца

Еврейские буквы далет и рес, т. е. D и R похожи одна на другую и отличаются [одна от другой] только маленькой черточкой сверху. От этого произошло, что читающие различно одно и то же слово, переводят то так, то иначе (aliter atque aliter). Приведем один пример для того, чтобы было понятнее: И облечен был Самуил в ephod bad (1Цар. 2:18), ибо bad значит лен, почему и baddim называется полотно. Вместо этого, как в Еврейском, так и в Латинском, некоторые неправильно читают: ephod bar, хотя bar значит: или сын, или: сноп пшеницы, или: избранный, или οὖλος, т. е. курчавый (волнистый). Уже из этого примера понятно, какая произошла ошибка в переводе этого места. В самом деле, если слово דקרו прочитать dacaru, то получится ἐξεκέντησαν, т. е. ранили острием, или пронзили, а если, перемешав буквы, прочитать одну вместо другой, т. е. רקדו (racadu), то получится ὠρχήσαντο, т. е. наскочили: ошибка произошла вследствие подобия букв одна другой. Но Евангелист Иоанн, черпавший мудрость с персей Господа (Ин. 21:20), Еврей от Евреев, которого Спаситель возлюбил преимущественно, не особенно заботился о том, что буквально содержится в Греческом тексте, а перевел буква в букву то, что прочитал в Еврейском тексте, и что, по свидетельству его, исполнилось во время страданий Господних (Ин. 19:37). Если же кто не соглашается принять это, тот пусть укажет свидетельство, из какого места св. Писания привел это Иоанн; и когда не отыщет такого, то поневоле будет вынужден принять истину. А восплачут Иудеи над Господом, как бы над единородным и первородным, что также обозначает Господа Спасителя, который есть и единородный и первородный. Единородным Он называется по свойству природы; первородным, воскресшим из мертвых у Апостола (Кол. 1:18). Вместо единородный Семьдесят перевели: возлюбленнейший, о чем мы читаем и в Евангелии: Сей есть Сын Мой возлюбленнейший, в Котором Мое благоволение (Мф. 3:17). Тогда возрыдают они о Распятом ими, когда увидят Его царствующим во славе. Слово греческое κατωρχήσαντο составлено не только из понятия поругание, но и из понятия скакание, именно потому, что они против Господа вопияли с насмешливым скаканием: Уа! разоряющий храм и в три дня созидаюший его, спаси себя самого, сойдя со креста (Мф. 27:40). Сии и подобные слова говорили они в насмешку и безумно кружились в каком-то неистовом скакании.

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 9-10 И будет в день он, взыщу изъяти вся языки грядущия на Иерусалим. И излию на дом Давидов, и на живущия во Иерусалиме дух благодати и щедрот, и воззрят на Меня

Мое намерение, говорит, – погубить народы, нападавшие на святой город, то есть Церковь, благодатью же и щедротами окружить дом Иудин и живущих в Иерусалиме, то есть граждан Церкви и получивших назначение восхвалять (Бога). Сии опять суть поклоняющиеся Христу и решившиеся следовать евангельским наставлениям, проводящие жизнь достославную и безупречную. Что враги истины имели ослабеть везде и во всем, это и Сам Спаситель ясно предсказывает, говоря: «ты еси Петр, и на сем камене созижду церковь мою и врата адова не одолеют ей» (Мф.16:18). Вот здесь вратами называет хотящих преследовать ее, оказывающихся как бы гибелью и разрушением, и к узам ада обыкновенно приводящих тех, кто склоняется к ним. Итак, ослабеют, даже более – истребятся враждовавшие с нею и придут к гибели; ибо бесспорно, «многи скорби праведным, но от всех их избавит я Господь» (Пс.33:20), – и истинно, что «вси хотящии благочестно жити о Христе, гоними будут» (2Тим.3:12), однако бесполезными и бессильными делает Христос замыслы злоумышляющих и самые предприятия, даруя нам «власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу вражию» (Лк.10:19). Ободряет и говоря: «в мире скорбь имеете, но дерзайте, яко аз победих мир» (Ин.16:33). Итак, погибают восстающие на Церковь в известные времена, на своих же, то есть на верующих, обильно изливается «Дух благодати и щедрот»; ибо Бог и Отец венчает нас небесными благами и исполняет духовными дарованиями, чтобы, направляя к Нему духовное око, мы в Нем имели всякую надежду, – на что, думаю, и указывают слова: «воззрят на Меня». Находясь в таком состоянии, мы радуемся в себе самих, устами же славословим Бога: «благослови, душе моя, Господа, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое» (Пс.102:1–5).

Над коим надругались «и восплачутся о нем плаканием, яко о возлюбленнем, и поболят о нем болезнию, яко о первенце».

Еврейское издание делает началом настоящего отдела слова: «и воззрят на Меня». Однако ж оно не согласуется с преданием и переводом Семидесяти. Евреи вместо надругались читают: воззрят на него, которого пронзили; ибо, как написано (Ин.19:34), воины Пилата пронзили Ему ребра, почему справедливо применим это изречение к Лицу Христа. К Нему же относятся и слова: «и восплачутся о нем плаканием, яко о возлюбленнем, и поболят о нем болезнию, яко о первенце». Пригвоздив к древу божественный Храм, распинатели окружили (Его), нечестиво насмехаясь. Одни говорили: «разоряяй церковь и треми денми созидаяй, спасися сам» (Мф.27:40). Другие же опять: «иныя спасе, себе ли не может спасти?» (Мф.27:42). Когда же Он, положив за нас душу Свою (1Ин.3:16), проповедал и сущим в аде духам (1Пет.3:19) и ожил, при бывшем тогда землетрясении, то сидевшие у креста дивились, говоря: «воистинну Божий Сын бе сей» (Мф.27:54); великое раскаяние было тогда у многих. Когда же обрушилась на них римская война, причем страна их подвергалась опустошению, города сожигались, дома опустошались и даже самый Иерусалим был уже в осаде, а внутри свирепствовал голод, тогда некоторые едва стали приходить к сознанию совершенных над Христом дерзостей и наконец познали причины бедствия и то, что виною их страдания были их нечестия в отношении к Нему. Итак, поелику они надругались, то «восплачутся о нем плаканием, яко о возлюбленнем, и поболят о нем болезнию, яко о первенце». Ведь всегда неудержимо льется слеза у родителей над лежащим (мертвым) перворожденным и возлюбленным сыном, – плач и рыдания, не знающие предела, продолжительная и даже как бы непрестанная скорбь, какими-то острыми и несносными уколами изнуряющая души. Что Иудеи имели испытать подобные бедствия, о сем предсказал Христос, упрекая плачущих о Нем женщин и говоря: «дщери Иерусалимски, не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших» (Лк.23:28).

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

9-10. И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце.

Столькими благодеяниями ущедрял Я их, нападающих на них врагов предавая всем родам смертей, а им отверзая источники милости, и преисполняя их всякой благодати; они же, когда пришел Я к ним, воздали Мне противным, и пригвоздив ко кресту, пронзили ребро воинским копьем, и не переставали ругаться и глумиться надо Мною. Однако же, не в продолжительном времени увидят Меня пришедшего в Божественной славе, и будут оплакивать свое неразумие, и как плачут о первородном юноше, так, подобно сетующим о первенце, будут терзаться и они.

Толкование на пророка Захарию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-9 В тот день защищать будет Господь жителей Иерусалима, и самый слабый между ними в тот день будет как Давид, а дом Давида будет как Бог, как Ангел Господень перед ними. И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим

Поддерживаемые божественною силою, даже слабые из иудеев будут сильны, как Давид, славный герой и победитель; а дом Давидов будет проявлять сверхъестественное мужество, обнаруживать сверхчеловеческую силу. Тогда то все народы, восстающие на Иерусалим, будут осуждены на истребление.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 9-10 И будет в тот день, Я истреблю все народы, нападающие на Иерусалим. А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце.

Даруя жителям Иерусалима, а вместе с тем и всему народу Божию столь сверхъестественные силы для поражения врагов, Бог в то же время сам будет домогаться, сам будет стараться уничтожить «все народы, нападающие на Иерусалим». Но он не удовольствуется этим отрицательным, так сказать, спасением, он сделает еще более для своего народа, он на весь свой народ от первого до последнего изольет духа благодати и благодатной молитвы, изольет, конечно, затем, чтобы народ имел полное право на получение прежде высказанных благодеяний Божиих и на прочное обладание ими, «изолью», говорит Он, «на дом Давида», как царственный род в народе Божием, являющийся здесь представителем всего верховного сословия, «и на жителей Иерусалима» (опять индивидуальное обозначение всего народа завета) «дух благодати и умиления» (ср.Иоан.3:12), излию дух, который в человеческих душах воспроизводит как бы ощущение в себе нисходящей на человека, действующей в нем, обновляющей его Божией благодати. Но это ощущение производит вслед за собою в душе грешного человека сознание грехов и виновности, а отсюда и молитву к Богу о прощении грехов – ту благодатную молитву, которая пробуждает в свою очередь полное, чистосердечное, внутреннее раскаяние и покаяние. И вот, находясь под влиянием такого действенного духа, сыны Израиля с сердцем, полным чистосердечного, благодатного раскаяния «воззрят на Него», Иегову, Творца неба и земли (Зах.12:1), «Которого пронзили», воззрят на Ангела Иеговы, в котором Иегова пришел к своему народу и Которого, после того как Он явился во плоти человеческой на земле, они предали смерти. Они придут к сознанию всей тяжести вины своей в этом ужасном злодеянии и, придя к сознанию, горько раскаются: «и будут рыдать о Нем, – говорит пророк, так же глубоко и горько, – как рыдают об единородном сыне» в случае смерти его, «и скорбеть, как скорбят о первенце»

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible