Скрыть
В тот день Я сделаю князей Иудиных, как жаровню с огнем между дровами и как горящий светильник среди снопов, и они истребят все окрестные народы, справа и слева, и снова населен будет Иерусалим на своем месте, в Иерусалиме.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И населится Иерусалим еще на месте своем в Иерусалиме. Под образом Иерусалима, населяемого в Иерусалиме, Пророк представляет душу, которая от Господа нашего прияла прежнюю лепоту свою, и вселится в небесном Иерусалиме, который свободь есть (Гал. 4:26).

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 6–7 В тот день Я сделаю вождей Иуды, как печь огненную между дровами, и как светильник огненный среди сена; и будут они пожирать направо и налево все народы в окрестности, и Иерусалим снова будет обитать на месте своем, в Иерусалиме. И спасет Господь палатки Иуды, как в начале, чтобы дом Давидов и слава жителей Иерусалима не возвеличилась над Иудою

Когда вожди Иуды скажут в сердцах своих: укрепи мне, Господи, осажденных в Иерусалиме, чтобы они побежденные вследствие своей слабости, одержали верх с помощью Твоей: тогда Я, Господь всемогущий, Бог их, сделаю вождей Иуды, как печь огненную среди огня, и как горящий факел среди стеблей, чтобы они истребили врагов, с которыми соединились притворной дружбой. И будут они пожирать справа и слева, и истребят все народы в окрестности, чтобы Иерусалим снова обитал на месте своем и уже не боялся враждебных набегов. Восстановят они также и города, крепости, поселения и отдельные жилища колена Иуды, бывшие разрушенными и опустошенными, и восстановят в том виде, в каком они были до разрушения, и никогда уже ни царский дом, ни родовитые и знатные из колена Иуды, ни жители Иерусалима не будут величаться в глазах колена Иуды тем, что оно было под их управлением и подчинялось их определениям; но они будут знать, что и над ними, и над коленом Иуды победа принадлежит Господу. В отношении к событиям пророчество это или уже исполнилось, или еще имеет исполниться. Мы же, предоставляя суду Божию несомненность исполнения событий и [истолкование их] святым Божиим, которые получили от Бога дух премудрости и истины, скажем, что во время гонений против церкви вожди и начальники Христианского народа (nominis), – о которых мы сказали выше, – когда Господь возвратит мир Иерусалиму и убьет противника духом уст Своих, – [эти вожди] будут как огненная печь среди дерева, чтобы пожирать древа, не приносящие плодов и как горящий уголь среди соломы, чтобы предавать огню все то, что [подобно мякине] не имеет зерна и легко уносится всяким ветром учения. И будут, говорит он, вожди Иуды и начальники пожирать направо и налево не хотевших идти средним путем и не знавших, что крайности (ὑπερβολάς) суть зло; посему то народ Господень обещает не уклоняться ни направо, ни налево, но идти путем правым (Числ. 20:17). Путь правый есть крайняя умеренность, что у греков выражается словом φειδωλία (бережливость); путь левый это роскошь, а путь средний и правый это – воздержность. Итак, все находящиеся на правой стороне, это те, которым говорится: Не будь слишком праведен (Еккл. 7:16); а на левой те, которые слышат: Пути левые – пути развращенные (Прит. 4:28); пожирающий огонь истребит [их]; а после уничтожения врагов и исчезновения их, Иерусалим, т. е. Церковь, снова получит прежнюю славу, и будет в своем положении; а палатки Иуды спасутся; собрания христиан будут распространены по всему миру; из них как бы из шатров и палаток мы желаем идти в тот дом, который не создан руками, и в небесный Иерусалим. Поэтому же жилища народа и всех, носящих имя Христиан и причисленных к простому народу, получат прежний мир, после того как владыки церквей будут осаждены и обращены в бегство, чтобы учители и наставники не воображали, что мир возвратился к церквам вследствие их учения и мудрости, а верили, что вследствие помощи от Господа.

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

В день он положу тысящники Иудины, яко главню огненну в дровах, и яко свещу огненну в стебли, и поядят одесную и ошуюю вся люди окрест

Тысящниками Иуды, как я уже прежде сказал, называет святых апостолов или же всех вообще предстоятелей святых церквей. Слово их или тайноводство, сказал, препобедит так, какою кажется головня, брошенная в дрова, и светильник – в легко возгорающийся тростник. «Поядят, говорит, вся люди одесную и ошуюю окрест», то есть куда бы они ни пожелали идти, всюду и всячески они будут там в силе, призывая к познанию и как бы огнем божественным и духовным согревая охлажденных. Нечто подобное Бог всяческих говорил и блаженному пророку Иеремии: «се дах словеса моя во уста твоя» огнь, и народ сей дрова, и пояст их (Иер.1:9), вместо: он призовет к познанию и охлажденных во грехе снова сделает теплыми духом. Охлаждено ведь сердце блуждающих и ум имеют мертвый, поклоняясь созданию вместо создавшего Бога, воздавая почитание камням и деревьям. Но и таковые, как я сказал, делаются «духом горящими» (Рим.12:11), пылкими к правде и, как говорит божественный Иоанн, крещаются Духом Святым и огнем духовным (Мф.3:11), имеющим свойство уничтожать насевший, как некий сор, на души наши грех и выгонять нечистоту любострастия. Посему и устами Исаии сказано: «имаши углие огненное, сяди на них, сии будут тебе помощь» (Ис.47:14–15). И еще он говорит о себе самом: «и послан бысть ко мне един от Серафимов, и в руце своей имяше угль горящ, егоже клещами взят от алтаря: и прикоснуся устнам моим, и рече: се прикоснуся сие устнам твоим, и отъимет беззакония твоя, и грехи твоя очистит огнем» (Ис.6:6–7), углем справедливо называя Божественного и Священнейшего, грехи истребляющего Христа. Итак, божественные ученики сделались подобны головне огненной в тростнике и поели язычников кругом, однако не истребляя в погибель, но сожигая нечистые и безбожные учения лжеименного знания у них и уничтожая нечистоту исконной лжи, не допуская уму раз уверовавших охлаждаться еще в безумных и тщетных желаниях, так чтобы радуясь в себе самих они говорили Спасителю всех Христу: «разжжено слово твое зело: и раб твой возлюби е» (Пс.118:140). А что горячо и остро слово Божие, это становится ясным из слов Его к Иеремии: «словеса моя, якоже огнь горящий, и яко млат, сотрыющий камень» (Иер.23:29). И подлинно, слово Божие имеет полную способность и силу оживить и возжечь и охлажденного во грехах и легко возбудить отвердевшего и засохшего, ибо оно есть «живо действенно, и острейшее паче всякого меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и тела, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным» (Евр.4:12). Сказано в одном месте и устами пророков грубому и жестокому народу иудейскому: «обрежитеся Богу вашему, мужие иудины» (Иер.4:4).

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

6. В тот день Я сделаю князей Иудиных, как жаровню с огнем между дровами и как горящий светильник среди снопов, и они истребят все окрестные народы, справа и слева, и снова населен будет Иерусалим на своем месте, в Иерусалиме.

Как головня зажигает дрова, и пламень истребляет солому; так и они будут истреблять отовсюду наступающих на них врагов. "и снова населен будет Иерусалим на своем месте", то есть живя по закону, не входя в общение с язычниками. И Иерусалим имел это преимущество, пока не вознеистовствовал на Спасителя.

Толкование на пророка Захарию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

В тот день Я сделаю князей Иудиных, как жаровню с огнем между дровами и как горящий светильник среди снопов, и они истребят все окрестные народы, справа и слева, и снова населен будет Иерусалим на своем месте, в Иерусалиме

Предводители иудеев будут недоступны для враждебных действий язычников: приближение к ним будет так же опасно, как опасна для дров жаровня с огнем или как горящий светильник для снопов; этот огонь мужества, воспламеняемый Самим Богом, истребит все окрестные народы со всех сторон; Иерусалим же будет спокойно пребывать на своем месте.

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 2-6 вот, Я сделаю Иерусалим чашею исступления для всех окрестных народов, и также для Иуды во время осады Иерусалима. И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племен; все, которые будут поднимать его, надорвут себя, а соберутся против него все народы земли. В тот день, говорит Господь, Я поражу всякого коня бешенством и всадника его безумием, а на дом Иудин отверзу очи Мои; всякого же коня у народов поражу слепотою. И скажут князья Иудины в сердцах своих: сила моя – жители Иерусалима в Господе Саваофе, Боге их. В тот день Я сделаю князей Иудиных, как жаровню с огнем между дровами и как горящий светильник среди снопов, и они истребят все окрестные народы, справа и слева, и снова населен будет Иерусалим на своем месте, в Иерусалиме. 

Пророк так начинает свое слово: «вот Я сделаю, – говорит он от имени Божия, – Иерусалим чашею исступления», чашею, наполненною пьянящим питьем и приготовленною «для всех окрестных народов», вот Я на все народы языческие, которые обитают вокруг Иерусалима, поставлю суд, подвергнувшись которому они сделаются как бы пьяными, так что не в состоянии будут устоять на своем месте, а необходимо должны будут упасть, погибнуть (ср. Ис.51:17). «И также для Иуды во время осады Иерусалима», то есть то, что совершается с Иерусалимом, какая судьба его ожидает, такая же судьба постигнет и Иуду, как Иерусалим будет чашею опьянения для народов, окружающих его, так и Иуда, народ Божий будет также чашею опьянения для тех же языческих народов. В борьбе с этими народами Иерусалим не только сделает их бессильными и неспособными к исполнению их враждебных относительно его предприятий, сделает их как бы пьяными, но причинит им еще раны и притом раны не одним окрестным народам, но всем народам и всем племенам земли. Он сделается для них тяжелым камнем, который всякому поднимающему его или передвигающему его причинит ушибы и боли. «И будет, – говорит Бог, – в тот день», в день нападения врагов на Иерусалим, «сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племен; все, которые будут поднимать его, надорвут себя». А врагов нападающих между тем будет много, «соберутся против него все народы земли», но помощью Божиею Иерусалим победит всех их. Господь введет смысл и дух враждебного воинства в такое заблуждение, в такое ослепление, что вместо того, чтобы вредить Иуде и Иерусалиму, они устремятся на истребление друг друга. «В тот день, говорит Господь, Я поражу всякого коня бешенством», так что он бросится назад и будет топтать своих же, «и всадника его безумием», так что он свое оружие вместо врагов направит на своих союзников и единоплеменников, (ср. Зах.14:13; Суд.7:22; 1Цар.14:20); «а на дом Иудин», на весь народ завета, включая сюда и жителей Иерусалима, «отверзу очи Мои» для защиты его (ср. 3Цар.8:29; Неем.1:6) от врагов, которые непременно погибнут, «всякого же коня», говорит Бог, «у народов поражу» и не испугом одним, но еще и «слепотою», чтобы он еще больше приносил вреда своим же (ср. 4Цар.6:18). «И скажут князья Иудины», как вожди народа в войне, как представители его, выражающие собою желание и мысли всего народа: «сила моя – жители Иерусалима в Господе Саваофе, Боге их», сильны для каждого из нас жители Иерусалима через Иегову их Бога. Бог, избравший Иерусалим, в силу этого избрания спасет город своего святилища, а вместе с городом спасет и жителей его, а равно и тех, которые сродни этим жителям, которые одного племени с ними и которые вместе с ними возлагают всю свою надежду на Иегову и на Его Божественное избрание Иерусалима (ср. Зах.10:12, 3:2,1:17,2:12). За такого рода упование князей Господь сделает их «как жаровню с огнем между дровами и как горящий светильник среди снопов, и они», как огненное пламя, «истребят все окрестные народы, справа и слева, и снова населен будет Иерусалим на своем месте, в Иерусалиме».

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible