Скрыть
И҆ ѿверго́хъ же́злъ вторы́й ᲂу҆́же, є҆́же разори́ти завѣ́тъ и҆́же посредѣ̀ і҆ꙋ́ды и҆ посредѣ̀ і҆и҃лѧ.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И сокрушил я жезл вторый, еже разорити завет, иже посреде Иуды и посреде Израиля. Жезл второй означает народ; сокрушил его Господь, отделив Израиля от Иуды при царях. Но как сокрушил царство Давидово раздорами колен еще прежде данной за кровь цены; и оно пред пришествием Сына Давидова отнято у дома Давидова: так сокрушил и народ после сей цены; потому что по распятии Христовом Иудеи истреблены Римлянами, оставшиеся же из них рассеяны по всем концам мира.

Иероним Стридонский, блж. (†420)

А другую розгу Мою, называвшуюся землемерный канат Я обрезал, чтобы разорвать братство между Иудой и [Вульг. прибавляет: между] Израилем

Помнится мне (novi), что я и относительно этого места читал весьма пространное изъяснение, или вернее неизъяснимую путаницу некоторого писателя, заимствующего из пророка Иезекииля слово о соединении двух ветвей в одну и приспосабливающего к вышеприведенному отрывку все то, что можно думать о согласии между Иудой и Ефремом в духовном отношении. А мы будем следовать ранее принятому нами порядку. После того, как Господь оценен был Иудеями в тридцать сребреников, и был распят, а цену крови Его они бросили на погребение народов, которые удалились от закона и повелений Господа, тотчас Господь, не откладывая решения Своего, говорит: Я обрезал розгу Мою вторую; она собственно была Моей, она так была связана со Мной, что у пророка Иеремии она была названа препоясанием, поясом, или говоря обычным языком, перевязью по чреслам. Эта вторая розга, в другом месте названная землемерной веревкой и уделом Моим, брошена Мною для того, чтобы разорвать союз, братство и согласие, бывшее между Иудой и Израилем, и разделить братьев между собой; чтобы в числе Апостолов и тех, которые покаялись, снова было имя Иуды и верующих в Бога своего; Израиль же будет называться Ефремом и Иосифом; [это – те], которые, пребывая в ожесточении сердца своего, говорили: Мы не имеем царя кроме Кесаря (Ин. 19:15). Посему Он не говорит: Чтобы сделать недействительным договор, или завет, который был у Меня с Иудой и Израилем, – ибо и до настоящего времени он простирает руку кающимся, – но говорит, что из одного и того же народа Он разделит между собой одних верующих, а других неверующих: Не думайте, что Я пришел низвести на землю мир; не мир Я пришел послать на землю, но меч, ибо Я пришел отделить человека от отца Его, и [восставить] дочь против матери ее, и невестку против свекрови ее, и враги человеку домашние его (Мф. 10:34–36).

Толкование на пророка Захарию

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

И отвергох жезл вторый у́же, еже разорити завет, иже посреде Иуды и посреде Израиля

Сказал, что два жезла приимет Христос и таким образом будет пасти ими собственных овец, очевидно святое множество призванных чрез веру. И жезл добрый, говорили мы, есть наставление или проповедь евангельская, а второй – ветхий завет, то есть данный Израилю в помощь по слову пророка: «закон бо, говорит, в помощь даде» (Ис.8:20). А что не одними только евангельскими наставлениями должно было воспитываться множество язычников, но и теми древними и чрез Моисея данными заповедями, очевидно, при преобразовании подзаконной сени в истину, – и это ясно открывает в предлежащих нам словах. Как добрый жезл, по словам Пророка, был отвергнут и рассеян, – то есть как евангельское наставление в странах Хананейских, распространенное, очевидно, святыми апостолами, – так отвергнут и второй жезл или наставление, то есть уже или закон, в качестве завета поставленный Богом между Иудою и между Израилем, то есть между всем родом Израильским; ибо Иудою называет два колена, бывших в Иерусалиме, разумею само колено Иуды и Вениамина, Израилем же – остальные десять, расположившиеся в Самарии с Иеровоамом (во главе). Итак, Хананеям дан и закон, ибо он тайноводствуется, как я говорил, как законными, так и евангельскими откровениями. Посему и Спаситель говорил: «не мните, яко приидох разорити закон, не приидох разорити, но исполнити. Глаголю бо вам: дондеже прейдет небо и земля, иота едина, или едина черта не прейдет от закона, дондеже вся будут» (Мф.5:17–18). Так, исполняет закон, уча тому, что выше закона, и не вне закона ставя руководимого, как например в словах: «слышасте, яко речено бысть древним: не убиеши: иже аще убиет, повинен есть суду. Аз же глаголю вам, яко всяк гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть суду» (Мф.5:21–22). И опять: «слышасте, яко речено бысть древним: не прелюбы сотвориши. Аз же глаголю вам, яко всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем» (Мф.5:27–28). Таким образом заповедь: не убий всецело исполняется только при устранении гнева, который есть корень и источник убийства. Так и всецелым недопущением пожеланий или воздержанием от удовольствий, совершенно уничтожается прелюбодеяние, подобно тому, говорим мы, как вместе с корнями непременно засыхают и вышедшие из них отростки и уже совсем не растут более.

Толкование на пророка Захарию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

14. И переломил Я другой жезл Мой «узы», чтобы расторгнуть братство между Иудою и Израилем

Ибо, отделив в них уверовавших от неверных, лишил прочих Своего о них попечения. И сие пророчество подтверждается тем, что видим ныне; потому что Иудеи, лишенные и Пророков, и священников, и царей, и храма, и кивота, и алтаря, и очистилища, и жертвенника, и светильника, и трапезы и всего, что было необходимо к совершению служения по закону, стали лишены и попечения о них свыше, и живя в рассеянии, переселении, изгнании, невольно услуживают проповедующим Христа. И хотя отрицаются Его владычества, однако же оказывают услугу рабам Его. Таким страждут они ожесточением! Посему Пророк, предвозвестив сие о Боге и Спасители нашем Христе, и обличив упорство Иудеев, справедливо вслед за сим обращает пророчество к тому противобожному Христу, которого ждут Иудеи, как сами они говорят о том. То же и Господь сказал им в священном Евангелии: "Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете" (Ин.5:43). Это сказал о них и блаженный Павел: "и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду" (2Фес.2:10-12). Подобное сему предвозвещает и блаженный Захария, прияв в себя действенность Божия Духа.

Толкование на пророка Захарию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

И переломил Я другой жезл Мой - «узы », чтобы расторгнуть братство между Иудою и Израилем

После того уже не было никакой возможности оставаться пастырем столь непокорных и неблагодарных овец, и Пастырь добрый разламывает второй Свой жезл, расторгая братство между двумя половинами избранного народа, между Иудою и Израилем, предоставляя их на жертву внутренним раздорам и партийной борьбе (Keil 625). Теперь попечению доброго Пастыря о неблагодарных овцах наступает конец. - Св. Кирилл значение жезлов с символическими наименованиями толкует в применении к проповеди евангельской и закону Моисееву: «не познав и жезла доброго, то есть проповеди евангельской, и сверх того обесславив этим второй жезл, имя которому уже, т. е. закон Моисеев, иудеи не пришли к вере, не познали законом и пророками Предреченного» (с. 168).

архиепископ Иоанн (Смирнов) (†1919)

Ст. 13-14 И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, – высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника. И переломил Я другой жезл Мой – «узы», чтобы расторгнуть братство между Иудою и Израилем. 

Сумма была так незначительна, что достаточна была разве только для покупки у горшечника глиняных кружек и горшков, вещей настолько неценных, что сокрушение того и другого горшка или той и другой кружки не возбуждает сожаления. Посему для выражения незначительности суммы и вместе презрения к ней Бог приказывает пророку передать эту сумму горшечнику и притом не прямо в руки передать, а бросить, как вещь, не стоящую внимания: «И сказал мне Господь, – говорит пророк, – брось их в церковное хранилище», сию славную (насмешливое выражение презрения) цену, какою Я оценен от них. «И взял Я, – говорит пророк, – тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника», бросил их горшечнику в то время, когда он находился в храме, или исполняя там какую либо работу, свойственную его ремеслу, или же прибыв туда с сосудами глиняными, для храма им приготовленными. Пророку повелевается бросить горшечнику тридцать сребренников именно во храме, как месте, где народ является перед лицем Иеговы, чтобы получить от Него милости завета или чтобы просить их у Него, где, следовательно, брошенная горшечнику презренная плата, брошенная перед лицеем Иеговы, резче выставляла неблагодарность народа к своему Пастырю Богу и сильнее, настоятельнее требовала со стороны Бога наказания народа за такую черную неблагодарность. Исторически исполнилось это, согласно с повествованием евангелиста Матфея (Мф.27:3-9) так, что Мессия, этот Ангел завета в Ветхом Завете, которому вверено было пасение стада Господня, пасение, проявившееся по смыслу символического действия между прочим поражением сначала власти вавилонской и соединенных вместе с ним освобождением народа из плена вавилонского и продолжавшееся до отвержения Его паствою, был вознагражден за свою любовь – за свое простершееся до смерти попечение о пастве самою черною неблагодарностью со стороны своей паствы. Согласно с пророчеством народ богоизбранный в то самое время, когда Мессия – Пастырь, пасший в Ветхом Завете свою паству, как Ангел завета, постоянно благодетельствовавший ей и спасавший ее от власти врагов ее, явившись на земле и приняв плоть человеческую, совершал дело искупления и спасения народа, действительно оценил Его деятельность, как деятельность раба, а именно в тридцать сребренников, и тем самым проявил, что больше не желает иметь Его своим пастырем – он презирает Его. Хотя плату народ в лице начальников своих отдает не Мессие, а Иуде предателю, но дело тут не в том, кто получает плату, а в том, кто и что оценивается, дело в том, что скрывается за этим внешним фактором, дело в той неблагодарности, в том недостатке любви и веры, какой проявил через этот факт народ относительно Пастыря своего, Мессии. Согласно с пророчеством, тридцать сребренников  бросаются в храм Иудою предателем, получившим эти деньги за Христа Спасителя. И тут пророчество исполняется во всей своей сущности, хотя и не во всей внешней буквальности, потому что деньги бросаются Иудою не горшечнику, а первосвященникам и старейшинам, находившимся в храме. Тот же Бог, Который говорил через пророка, власти Которого подчиняются и безбожные люди, своею всемогущею волею так поставил дело, что Иуда бросил деньги в храм, чтобы чрез то самое призвать на народ мщение Божие. Сообразно с определением Божиим и первосвященники брошенные им деньги Иудою не вложили в сокровищницу храма, а купили на них поле горшечника, которое от этого получило название поля крови «даже до сего дня» замечает евангелист Матфей (Мф.27:8) и чрез то увековечили память о совершенном ими относительно Месси злодеяния. Говорим, что первосвященники поступили в этом случае сообразно с определением Божиим, ибо евангелист Матфей, повествуя о сем событии и приводя при этом рассматриваемое нами пророчество Захарии, приводя сообразно с исполнением его: «и взял тридцать сребренников, цену оцененного, которого оценили сыны Израилевы, и дали их за землю горшечника», прибавляет при этом как бы слова пророка: «сказал мне Господь» (Мф.27,10), т.е. как пророку в символическом действии показал Господь поступить с тридцатью сребрениками, так в действительном исполнении было совершено Иудою и первосвященниками, – ими была исполнена воля Божия: бросить деньги в доме Иеговы и в то же время бросить их для горшечника, – в первом случае бросить, как цену, вопиющую к Богу о мщении, а во втором случае как цену, достойную посмеяния, презрения, как цену незначительную. Вследствие такого злодеяния, вследствие такой презренной со стороны народа оценки служения Пастыря Господня этот Пастырь переламывает свой второй жезл в знак того, что Он не хочет более пасти свой неблагодарный народ и окончательно предоставляет его своей судьбе. Жезл «узы» переламывается, вместе с тем уничтожается братство между Иудою и Израилем, уничтожается братское единение народа, народ обрекается Богом на погибель, имеющую воспоследовать от распадения народа на партии, взаимно друг друга истребляющие, что действительно и обнаружилось самым страшным образом по отвержении Иудою Мессии и что ускорило погибель его в римскую войну. «И переломил Я, – говорит Пастырь, – другой жезл Мой – «узы», чтобы расторгнуть братство между Иудою и Израилем»

Пророк Захария

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible