Скрыть
Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир

Награда одних состоит в смерти, а других - в жизни.

Толкования на Послание к Римлянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 5-7 Сущии бо по плоти, плотская мудрствуют: а иже по духу, духовная. Мудрование бо плотское смерть есть, а мудрование духовное живот и мир, зане мудрование плотское вражда на Бога: закону бо Божию не покаряется, ниже бо может

Сущии бо по плоти, - говорит (апостол), - плотская мудрствуют, а иже по духу, духовная. Мудрование бо плотское, смерть есть: а мудрование духовное, живот и мир. Зане мудрование плотское, вражда на Бога: закону бо Божию не покаряется, ниже бо может (ст. 5-7). Но это не есть обвинение плоти. Пока она сохраняет собственное свое значение, не бывает ничего несообразного; когда же мы позволяем ей все, и она, преступив свои пределы, восстанет на душу, тогда все губит и портит не по собственной своей природе, но вследствие неумеренности и происходящего из нее беспорядка. А иже по духу, духовная. Мудрование бо плотское, смерть есть. Не сказал: естество плоти или сущность тела, но - мудрование плотское, - то, что можно исправить и уничтожить. А говоря это, он не приписывает плоти собственного помышления, - нет, - но указывает на более грубое стремление ума, которому дает имя, заимствованное от худшей части человека, подобно тому как часто и целого человека вместе с душою обыкновенно называет плотью. А мудрование духовное. Опять и здесь говорит о духовном помышлении, как и ниже пишет: испытаяй же сердца, весть, что есть мудрование духа (Рим. VIII, 27), и показывает многочисленные блага, проистекающие из него для настоящей и будущей жизни. В сравнении со злом, какое производится плотским мудрованием, гораздо более добра доставляет духовное мудрование, что (апостол) и выразил, сказавши: живот и мир. Живот - в противоположность прежде сказанному - мудрование плоти смерть есть, а мир - в противоположность сказанному после, потому что, сказавши - мир, присовокупил: зане мудрование плотское вражда на Бога, что хуже смерти. Потом, показывая, почему плотское мудрование есть смерть и вражда, говорит: закону бо Божию не покаряется, ниже бо может. Но не смущайся, слыша: ниже бо может, так как это затруднение легко разрешить. Под именем плотского мудрования (апостол) разумеет здесь помысел земной, грубый, пристрастный к житейскому и к худым делам, о котором говорит, что он не может покориться Богу. Какая же надежда на спасение, если, будучи злым, невозможно сделаться добрым? Но не это говорит (апостол), иначе как же сам Павел сделался столь великим? Как - разбойник? Как - Манассия? Как - ниневитяне? Как восстал Давид после своего падения? Как пришел в себя Петр, отрекшийся (от Христа)? Как блудный сын был причислен к стаду Христову? Как возвратили себе прежнее блаженство галаты, утратившие благодать? Итак, (апостол) не то говорит, что худому невозможно сделаться добрым, но то, что невозможно, оставаясь порочным, покориться Богу; а кто переменяется, тому, конечно, легко сделаться добрым и покориться Богу. Он не сказал, что человек не может покориться Богу, но говорит, что худой поступок не может быть добрым; это то же значит, что сказать: блудодеяние не может быть целомудрием, а порок - добродетелью. Так, когда (Христос) говорит в Евангелии: не может древо зло плоды добры творити (Mф. VII, 18), то Он не отрицает этим возможности перехода от порока к добродетели, а говорит только, что пребывание в пороке не может приносить добрых плодов. Он не сказал, что худое дерево не может сделаться хорошим, а говорит, что, оставаясь худым, оно не может приносить добрых плодов. А что худое может измениться, это (Христос) показал и здесь, и в другой притче, когда говорил о плевелах, сделавшихся пшеницею, почему и запрещает их выдергивать, да не когда восторгающе плевелы,- как сказал Он, - восторгнете купно с ними и пшеницу (Mф. XIII, 29), то есть ту, которая из них будет. Итак, (апостол) плотским мудрованием называет порок, а духовным мудрованием данную благодать и деятельность, одобряемую благою волей, и рассуждает здесь вовсе не о существе и природе, а о добродетели и о пороке. Чего не мог ты сделать, находясь под законом, говорит (апостол), то можешь сделать ныне, - можешь ходить прямо и правильно, если получишь помощь от Духа. Недостаточно ведь еще не ходить по плоти, но должно ходить по Духу, потому что для нашего спасения нужно не только уклоняться от зла, но и делать добро. А это будет, если мы душу предадим Духу, а плоть убедим познавать свое положение. Таким образом мы и ее сделаем духовной, равно как, если станем предаваться беспечности, сделаем душу плотской.

Так как дар сообщен не по естественной необходимости, но вручен по свободному произволению, то от тебя уже зависит сделаться тем или другим. (Христос) совершил все, что От Него зависело: грех не противовоюет закону ума нашего и не пленяет нас, как прежде, но все это миновало и исчезло, страсти скрылись, страшась и трепеща благодати Духа. Если же ты погашаешь свет, сталкиваешь возницу и изгоняешь кормчего, то самому себе приписывай причину обуревания волнами. А что теперь добродетель сделалась более исполнимой, потому и стремление к любомудрию увеличилось, ты можешь видеть из того, в каком состоянии находился род человеческий, когда господствовал закон, и в каком находится ныне, когда воссияла благодать. Что прежде казалось ни для кого невозможным, как то: девство, презрение смерти и других очень многочисленных страданий, то ныне с успехом исполняется повсюду в мире. Не только у нас, но и у скифов, фракиян, индийцев, персов и у других варварских народов есть лики дев, сонмы мучеников, общины монахов и монахинь, и притом в большем числе, чем живущих в брачном союзе, везде ревностное исполнение поста, обилие нищеты, а жившие под законом, кроме одного или двух примеров, не могли и во сне того себе представить.

Беседы на Послание к Римлянам

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 6-7 Ибо помышление плоти — смерть, а помышление духа — жизнь и мир, потому что помышление плоти есть вражда к Богу, ибо Закону Божию оно не подчиняется, да и не может.((Пер. еп. Кассиана))

Он называет помышление плоти смертью, и весьма верно, а помышление духа — жизнью и миром, ведь поистине ходатаем смерти является любовь к плоти, а ходатаем жизни вечной и вышних благ — избрание духовного жительства. Потому что если помышление плоти есть вражда к Богу, ведь оно не выносит покорности божественным законам, — да и не может оно этого, ибо как угодит Богу постыдная и скверная похоть? — тогда незапятнанный нечистотой и страстями ум, насколько это возможно для человеческой природы, непременно находится в мире с Богом.

Из катен

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст. 6-7 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. 

Мудрование бо плотское смерть есть,
Не сказал Апостол: «плоть», но: мудрование плотское, то есть порывы страстей, потому что смерть есть воздаяние согрешившим.

а мудрование духовное живот и мир.
Кто живет духовно, тот делается причастником мира с Богом.

Зане мудрование плотское вражда на Бога:
Апостол снова обвинил мудрование плотское, то есть владычество страстей, и сказал, что вооружается оно против Бога.

закону бо Божию не покаряется, ниже бо может.
Ибо подчинившийся владычеству страстей может ли возлюбить служение Богу, пока намерен работать греху?

Толкование на послание к Римлянам

Геннадий Константинопольский, свт. (†471)

Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир

Смерть есть отчуждение и наказание от Бога. Помысел же духа есть жизнь и мир, то есть дарует бессмертие и дружбу с Богом.

Фрагменты

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир

Мудрованием плотским называет грубейшее помышление, заимствовано для него имя от худшей части человека. Ибо плоть сама по себе не имеет собственного мышления, но мудрование плоти есть помышление грубое и вещественное, которое иной может назвать умом, помышляющим о плотском. Так и мудрование духовное есть ум, помышляющий о духовном. Последнее рождает жизнь, в противоположность смерти, которую рождает мудрование плотское, а также мир, в противоположность тому, о чем далее говорится.

Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Мудрование бо плотское, смерть есть: а мудрование духовное, живот и мир

Нет возможности стяжать разум Божий, пребывая в плотском мудровании. Мудрование плотское, сказал Апостол, смерть есть. Мудрование плотское — вражда на Бога: закону бо Божию не покоряется, ниже бо может. Что такое плотское мудрование? — Образ мыслей, возникший из состояния, в которое приведены человеки падением, направляющий их действовать на земле, как бы они были вечны на ней, возвеличивающий все тленное и временное, уничижающий Бога и все, относящееся к богоугождению, отъемлющий у человеков спасение.

Аскетические опыты. Том 1. О последовании Господу нашему Иисусу Христу

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Мудрование бо плотское, смерть есть: а мудрование духовное, живот и мир

Бо — ибо; опять причина. Цепь причин вяжет здесь святой Павел: ибо и следующий стих начинается причинною частицею зане. — На что же причина выставляется в настоящем стихе? На то, полагаю, что ближайшим образом предшествует, именно: а иже по духу (мудрствуют), духовная; показывается, почему они так делают: по сознанию, что только в духовном мудровании — жизнь, а в плотском — смерть. И опыт это подтверждает: ибо ничто столько не укрепляет жизни по духу, как сознание, ощущение и вкушение нравственно-религиозного благобытия в таком порядке жизни и воспоминание о том, какого безотрадного в сердце томления источником служит жизнь по плоти. — И по теории так должно быть; ибо сущий по духу и духовное мудрование держащий живет духом в Боге и, силою Его укрепляясь, действия души и тела и всех своих отношений направляет к благоугождению Богу. Чрез это состоя в живом союзе с источником всякой жизни, преисполняется истинною жизнию, которая, настраивая на единое все проявления собственной его жизни, и внутренней и внешней, вносит в нее гармонию и мир, прекраснее, сладостнее и восхитительнее чего человек и вообразить на земле себе не может. Напротив, мудрование плотское, — жизнь в отдалении от Бога и с забвением о Нем, жизнь сластолюбивой самоугодливости, движимой и волнуемой страстями, — тем, что держит вдали от источника жизни, делает естество человеческое скудным, истощающимся, иссыхающим; а тем, что в противность природному строю естества человеческого дает преобладание плоти и душе над духом, вводит разлад в сие естество, разлагающий и разъедающий его. То и другое отзывается томлением, похожим на агонию умирающего. — Боясь этого, испытанного уже, мертвящего действия плотского мудрования, вступивший в мудрование духовное всеусиленно держится в нем, тем усерднее, что ощущает и вкушает источаемые им жизнь и мир.

Толкование на послание апостола Павла к Римлянам

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир

Какой человек плотский, то есть страстный, не согласится с этими словами апостола? Мудрование плоти, действительно, есть смерть. Приди сюда, человек сребролюбивый, любостяжательный, завистливый, самолюбивый, гордый, честолюбивый, – и дай нам взглянуть на тебя, на твои поступки, на твою жизнь, раскрой нам, если хочешь, свои помышления сердечные – мы уверим тобою, живым примером, что помышления плотские суть смерть: ты не живешь истинною жизнию; ты мертвец духовный; ты при свободе связан внутренно; при уме как безумный, потому что свет, который в тебе, тьма (Мф. 6,23); ты получил от Бога сердце, способное наслаждаться чувствами всего истинного, святого, доброго и прекрасного, но ты мудрованием плотским подавил в нем благородные чувства, благородные порывы; ты – мертвец, ты – живота не имаши в себе (Ин. 6,53). Но мудрование духовное живот и мир. Какой угодно человек-христианин, провождающий жизнь по вере, истребляющий в себе страсти и помышляющий что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала (Флп. 4,8), – приди к нам и поведай нам, что ты ощущаешь в душе от мудрования духовного: я, скажешь ты нам, ощущаю в сердце всегдашний мир и радость о Дусе Святе; я чувствую распространение сердца – преизбыток жизни, посмеваюсь всему плотскому и дивлюсь, как оно имеет такую великую силу над сердцами людей плотяных, и сам занимаюсь непрестанным созерцанием небесных, духовных, невидимых благ, уготованных любящим Бога.

Дневник. Том III. 1859–1860

Амвросиаст (†IVв.)

Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир

Мудрость плоти есть грех, рождающий смерть. Она зовется мудростью, хотя это и безумство, потому что мирским людям, смотрящим на происходящее, грехи против закона Бога, будь то в мысли или на деле, кажутся мудростью, особенно потому, что грешащие полны усердия и ума. Они считают себя мудрыми, тщательно размышляя об этом, хотя нет ничего глупее греха. Есть и другая мудрость плоти, исходящая от мирских суждений. Она отрицает все, что не входит в земную мудрость. Потому она смеется над рождением от Девы и воскресением плоти. Помышления духовные - жизнь и мир. Верно, что эта мудрость дает жизнь и мир… Не плоть Павел назвал враждебной, а мудрость плоти, то есть не вещество, а дурные дела, или помышления, или упорство, рождающиеся от греха.

Мудрость плоти в первую очередь проявляется в спорах людей о неизвестном, а во вторую - в предпочтении видимого. Эта мудрость враждебна Богу, потому что она делает Господа производным от стихий мира и Творца мира - равным творению, и настаивает на том, что ничто не может случиться, если для этого нет рациональной причины. Потому и не верят они, что Бог устроил, чтобы Дева родила, чтобы восстали тела умерших. Нелепо, говорят они, чтобы Бог создал что-то сверх разумения человека. О мудрые мира, полагающие, что Бог не должен делать ничего нового с тех пор, как все сотворил, чтобы и Самому сделаться подобным творению! Они настолько слепы, что не понимают, как оскорбляют Бога. Порицая деяния, которыми Бог удостоил нас во славу Его, они называют их невероятными и абсурдными (см. 1Кор. 1:18-31; 2:14).

Комментарии на Послание к Римлянам

Марий Викторин (†IVв.)

Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир

Помышления духовные поистине есть жизнь. Ибо заблуждение, безрассудство, невежество волнуются, бунтуют и противоречат сами себе. Оттого и помышления плотские, то есть безрассудство, суть смерть, ибо они не знают Бога. Поэтому помышления духовные суть жизнь и мир.

Против Ария

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-8 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут

В этих стихах Апостол разъясняет, почему именно только на людях, ходящих по духу, а не по плоти, исполняются те заветные ожидания, какие имел закон Моисеев. Причина этого - новое настроение людей, как раз соответствующее той цели, какую ставил для человека закон - настроение мирное и все проникнутое духовными, высшими стремлениями. Между тем, ходящие по плоти не имеют никаких высоких целей и, след., далеки от тех стремлений, какие лежали в основании многочисленных предписаний закона. Первые, таким образом, приближаются к Богу, а последние все более и более от Него отдаляются. - Живущие по плоти. Это люди совершенно преданные плоти и ее желаниям, которые в естественном человеке, - а о нем, конечно, здесь и говорит Апостол - всегда греховны. - О плотском помышляют. Все их мышление, воля и чувство направлены только на то, что служит интересам плоти, это - дела плоти, страсти и пожелания, о каких Апостол говорит в посл. к Галатам (5:19, 24). - Живущие по духу. Эти люди - христиане - исполняют то, чего требует дух - это высшее начало в человеческом существе. Тут и исполняется оправдание закона (ст. 4), потому что закон - сам духовен (7:14). - Помышления плотские суть смерть. Здесь в начале пропущена частица ибо. Здесь Апостол объясняет, почему помышление по плоти (ст. 5) не может привести к исполнению закона (ст. 4), тогда как освобождающая нас от закона греха и смерти (ст. 2) благодать приводит к этому. Причина этого в том, что помышление по плоти приводит человека снова к смерти! А закон хотел именно освободить человека от греха и смерти… Помышления духовные - жизнь и мир. Человек, стремящийся к высшим, духовным целям, входит в общение с Богом и получает от Него истинную жизнь и полное душевное спокойствие или спасение. - Потому что плотские помышления… Апостол приводит основание, почему плоть может приводить человека только к смерти. Эти помышления делают из человека существо, враждебно относящееся к Богу, а удаление от Бога - и есть духовная смерть. - Не покоряются - правильнее: не покоряется, потому что подлежащим здесь должно быть слово: плоть, о которой речь идет во всем этом отделе. - Не может - именно потому, что плоть живет во грехе (7:18), порабощена греху (7:25). Однако это не значит, что человек уже не в силах покориться закону Божию: когда захочет, он может сделать и это. Апостол же говорит здесь об обычном состоянии человека невозрожденного. Иоанн Злат. указывает на многочисленные случаи обращения грешников, для доказательства вышепоставленного положения, хотя, по его объяснению, что возможно собственно для тех, кто может получить - конечно, в христианстве - помощь от Духа… - Посему живущие во плоти… Это - заключение к 5-7 ст. Жить во плоти - здесь означает то же, что жить по плоти. Плоть является для многих жизненною сферою, куда они всецело погружаются. - Богу угодить не могут. Римляне, как и другие язычники, имели об этом совсем другое мнение. У язычников, как известно боги были олицетворением разных страстей человеческих и пороков. Жить в страстях - часто значит служить богам! Богам это было приятно видеть на людях… Апостол, вероятно, не имеет в виду это убеждение римлян, следы которого могли сохраняться и у некоторых римских христиан, и считает нужным опровергнуть его. - Заметить нужно, что Апостол очень далек от того, чтобы иметь какое-либо пренебрежение к плоти вообще. Он разумеет здесь только плоть, стоящую под вредоносным действием греха, а жизнь во плоти, удовлетворение потребностей плоти, как скоро она функционирует правильно, под действием обновляющей благодати Христовой, - все это было и в его глазах предметом, заслуживающим полного внимания. Заботы и попечения человека о плоти он ставит даже в параллель с попечением Христа о Церкви (Еф 5:29).

См. также Толкование на Рим. 8:1

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О чудесах.

Мф.7:22-25. Это осуждение относится не к тем, которым Сам Господь сказал: «Больных исцеляйте, мертвых воскрешайте»: Мф.10:8, а к ложным «чудотворцам»: Деян.19:13-16;13:6,11, и к «живущим по плоти» Рим.8:5-6. Церкви, основанной Иисусом Христом, дано не только чудеса творить: Деян.19:10, но и вязать и разрешать грехи: Мф.16:18-19, а о чудесах сказано: Мф.17:20.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир,

Потому, что духовное помышление дает жизнь и мир, а помышление о плотском – смерть. Каким образом? Опытно известно, что ничто так не укрепляет жизнь по духу, как сознание ощущения и вкушения нравственно-религиозного благосостояния и воспоминания о том, источником какого безотрадного томления служит жизнь по плоти. И действительно, живущий по духу и думающий так, живет духом в Боге, и укрепляясь Его силой, направляет действия души и тела к благоугождению Бога. Находясь в живом общении с Источником жизни, обильно исполняется истинной жизнью, которая во все вносит гармонию и мир, прекраснее и сладостнее чего человек не может себе и представить что-либо на земле. Напротив, руководство плотским – жизнь в отдалении от Бога и с забвением о Нем, жизнь сластолюбивой самоугодливости, движимой и волнуемой страстями, сушит природу человека, вносит разлад, разъедающий ее. Это отзывается томлением, похожим на агонию смерти. Боясь такого мертвящего состояния, вступающий в сферу господства духа всеми силами держится на своей позиции, тем более что ощущает и вкушает даруемые ею жизнь и мир.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible