Скрыть
Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 10-15 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими

Посему почтительностию друг друга предупреждайте; вместе с этим - высказывает и другие многие повеления, кои сходны с этою заповедью.

Толкования на Послание к Римлянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Благословляйте гонящия вы; благословите, а не кляните

Научив римлян, как надлежит быть расположенными друг к другу, и тесно соединив между собою члены (тела Христова), апостол, наконец, выводит их на внешнее ратоборство, облегчив его предшествовавшими своими наставлениями. Как не исправившему своих домашних дел очень трудно устроить чужие, так, достигши опытности в управлении своими делами, очень легко управиться с посторонними. Потому и Павел идет таким же путем и после обязанностей к своим излагает обязанности к посторонним и говорит: благословляйте гонящия вы. Не сказал: не помните обид, не мстите, но потребовал гораздо большего; первое свойственно и человеку любомудрому, а последнее свойственно лишь ангелу.

И сказав: благословите, присовокупил: а не клените, чтобы мы не делали того и другого, но только благословляли. Гонители бывают для нас виновниками наград. А если будешь бодрствовать, то сверх этой награды сам приготовишь себе другую. Он доставит тебе награду за гонение, а сам приобретешь ее за благословение гонителя, представляя этим вернейшее доказательство любви своей ко Христу. Как проклинающий гонителя показывает, что он не с большой радостью терпит гонение за Христа, так благословляющий обнаруживает этим сильную любовь. Итак, не укоряй гонителя, чтобы тебе самому получить большую награду, а его научить, что это есть дело желания, а не необходимости, что это составляет для тебя торжество и веселие, а не бедствие и унижение. Потому и Христос сказал: радуйтеся, егда рекут всяк зол глагол на вы лжуще (Mф. V, 11, 12). Потому и апостолы возвращались, радуясь тому, что они не только услышали дурное, но и подверглись бичеванию. Сверх того, ты приобретешь и другую малую выгоду, так как приведешь в изумление противников и вразумишь их своими делами, что ты готовишься к другой жизни. Как скоро заметит твой гонитель, что ты с радостью и охотно терпишь зло, то на основании дел ясно поймет, что у тебя есть иные надежды, превосходящие все настоящее. А если станешь вести себя иначе, будешь плакать и скорбеть, то откуда он может узнать, что ты ожидаешь другой жизни? И вместе с этим ты исправишь и другого, потому что твой гонитель увидит, что ты не оскорбляешься обидами, но еще благословляешь обидевшего, и он перестанет тебя гнать. Итак, вот сколько происходит отсюда добра: награда твоя увеличится, искушение уменьшится, гонитель прекратит гонение, Бог прославится, а любомудрие твое сделается для заблуждающегося уроком, руководствующим к благочестию. Потому не только оскорбителям, но и гонителям, и притеснителям (апостол) повелел воздавать противоположным. И теперь он заповедует благословлять их, а раньше убеждал оказывать им благодеяния.

Беседы на Послание к Римлянам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст. 14-16 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе

Владычний это закон, потому что Владыка дал его божественным апостолам.

Радоватися с радующимися, и плакати с плачущими. Тожде друг ко другу мудрствующе:
Имейте общение друг с другом и в горестном, и в противоположном тому; одно свойственно сострадательности, а другое дружбе, не подлежащей уреканию в зависти.

не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся:
Апостол снова запрещает надмение гордыни и узаконяет снисходить до тех, которые, по людскому мнению, унижены.

не бывайте мудри о себе,
то есть не довольствуйтесь тем, что сами придумали, но принимайте советы от других.

Толкование на послание к Римлянам

Геннадий Константинопольский, свт. (†471)

Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте

Я хочу, говорит Павел, чтобы в вас было столько человеколюбия, чтобы и враждующим против вас давали вы прощение с любовью (см. Притч. 25:21-22).

Фрагменты

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте

Почему в самих божественных Писаниях, которые нам запрещают проклинать, содержится столько проклятий? Эти проклятия, возлюбленные братья, произносятся теми, кто их высказывает, не как пожелания, а как предсказания. Ибо они не хотят, чтобы таковое случилось с грешниками; но так как оно, несомненно, случится, сами проклятия оказываются пророчествами.

Проповеди

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте

После учения о братолюбии и любви к своим предлагает наконец наставление и о том, как мы должны относиться ко врагам. Не сказал: не помните обид, не мстите, но что гораздо более: благословляйте, и присовокупил: не проклинайте, дабы мы не проклинали, а только благословляли. Кто благословляет гонящих его за Христа, тот показывает, что он с радостью терпит за Любимого; а кто проклинает, тот показывает, что он не радуется, а потому дает знать, что он не любит Того, за Кого гонят его.

Толкование на Послание к Римлянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Благословляйте гонящия вы; благословите, а не кляните

Не вращание языка разумеет Апостол, заповедуя не клясть, а благословлять, но чувства сердца. Можно благословлять без благожеланий; можно не клясть языком, питая в сердце неприязнь, месть, зложелательство и клятьбу: чтоб тебе то-то было, чтоб с тобою то и то случилось. Апостол требует, чтоб к гонителям не только ничего не иметь неприязненного, но, напротив, питать доброжелательное расположение, как к благодетелям и друзьям. Как это возможно? Возможно, когда кто живет духом, возбужденным и горящим под воздействием благодати Божией, в нем обитающей. Перешедши сознанием и произволением на сию сторону духа, христианин ничего уже не имеет на земле, а переселяется сердцем, помыслами и надеждами в иной мир. Там его блага, тамошним он занят; земное же все не занимает и не тревожит его. Отрезан он от здешнего и оценивает его по отношению его к тамошнему. Что способствует к стяжанию, умножению и сохранению тамошних благ, то имеет он благом, а что противное сему имеет действие, то — злом. И это не языком и мыслию, а в глубине сердца, всем чувством. Вследствие сего у него блага мира — зло, а зло его — благо. Так и в гонениях не зло видит он и чувствует, а благо; почему благословляет гонящих, как благодетелей. Зачем же напоминает о сем Апостол, когда и без того естественно сему быть на сердце у живущих духом облагодатствованным, каковы все истинно верующие, таинствами освященные? Затем, что внутрь нас всегда есть подле высшей духовной стороны сторона низшая, душевная, которой природа есть устроять земное благополучие. Пока сия сторона не пересоздана духом, не одухотворена и не перенесена вместе с духом в иной мир, дотоле она не перестает предъявлять требований своих. По ее требованиям, когда гонят, надо защищаться, отмщать, доказывать, что нам нельзя причинить никакой напраслины ненаказанно: иначе и жить на земле нельзя. Кто примет к сердцу такие предъявления, тому нельзя будет благословлять гонящих. Но как это есть неотложное требование жизни во Христе Иисусе, то Апостол и напоминает: смотрите, не допускайте до сердца неприязненных к гонителям самостных чувств, а держитесь того, что требует дух Христов: благословите, а не кляните.

Пространно о сем толкует святой Златоуст: «не сказал Апостол: не помните обид, не мстите; но требовал гораздо большего. Первое исполняет и человек любомудрый; а то, чего требует Апостол, есть дело ангельское. — Гонители суть приставники для раздачи нам наград. А если будешь бодрствовать, то сверх этой награды сам приобретешь себе другую. Он доставит тебе награду за то, что ты гоним; а сам приобретешь за то, что благословляешь гонителя; ибо сие служит вернейшим доказательством любви твоей ко Христу. Как проклинающий гонителя показывает, что не с большою радостию терпит гонения за Христа; так благословляющий обнаруживает тем сильную любовь. Итак, не укоряй гонителя, дабы тебе самому получить большую награду, а его вразумить, что терпишь по усердию, а не по нужде, — что это составляет для тебя торжество и веселие, а не бедствие и горесть. Посему и Христос сказал: радуйтеся, егда рекут всяк зол глагол на вы лжуще (ср.: Мф. 5, 12, 11). Посему и Апостолы возвратились из синедриона радуясь, что не только их злословили, но и били. Сверх того приобретешь и другую немаловажную выгоду: ты приведешь в изумление противников и вразумишь их своими делами, что ты готовишься к другой жизни. Как скоро заслышит твой гонитель, что ты с радостию и охотою терпишь зло, то самым опытом уверится, что у тебя есть иные надежды, превосходящие все настоящее. А если станешь вести себя иначе, будешь плакать и жаловаться; из чего узнать ему, что ты ожидаешь другой жизни? Кроме сего, тебе представляется еще новый успех. Когда гонитель увидит, что ты не оскорбляешься обидами, но еще благословляешь обидевшего; перестанет тебя беспокоить. И так вот сколько происходит отсюда добра! Награда твоя увеличивается, искушение уменьшается, гонитель прекращает гонения, Бог прославляется, любомудрие твое обращается для заблуждающегося в урок, руководствующий ко благочестию. Посему оскорбляющим не только словом, но и делом, даже гонителям, Апостол повелел воздавать противным. И сначала заповедует благословлять их; впоследствии же (стихи 20 — 21) убеждает оказывать им благодеяния».

Толкование на послание апостола Павла к Римлянам

Амвросиаст (†IVв.)

Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте

Чтобы сделать христиан во всем новыми людьми, Павел хочет отвратить их от общей для всех привычки: вместо того чтобы проклинать других в гневе - преодолев гнев, благословлять их так, чтобы прославлено было учение Господне (см. Мф. 5:43-45; Лк. 6:35).

Комментарии на Послание к Римлянам

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте

Благословлять кого-либо значит произносить благое слово о ком-либо; а когда искренно от сердца произносится благое слово о другом, это значит благожелательствовать другому. Так Апостол учит говорить хорошо и о гонителях и благожелательствовать им. Благословляйте, а не проклинайте. Проклинать значит противное: говорить нехорошо о ком-либо и желать ему недобра. Благословляйте, а не проклинайте. Повторяя, благословляйте, Апостол усиливает свое наставление, как бы так говоря: благословляйте, но никак не проклинайте. Предлагая такое наставление, Апостол внушает тот дух крепкой любви к ближним, который заповедует Господь Спаситель, говоря: Любите враги ваша, благословите клянущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы (Мф. 5:44).

Святой Златоустый говорит: «Сказав: благословите, присовокупил: а не кляните, чтобы не стал кто вместе и благословлять, и проклинать, но чтобы только благословлял. Гонители суть приставники для раздачи нам наград. А если будешь бодрствовать, то сверх этой награды сам приобретешь себе другую. Он доставит тебе награду за то, что ты гоним; а сам приобретешь за то, что благословляешь гонителя; ибо сие служит вернейшим доказательством твоей любви ко Христу... Итак, не укоряй гонителя, чтобы тебе самому получить большую награду, а его вразумить, что терпишь по усердию, а не по нужде, что это составляет для тебя торжество и веселие, а не бедствие и горесть. Посему и Христос сказал: Радуйтеся, егда рекут вам всяк зол глагол на вы лжуще (Мф. 5:11, 12).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте

Ср. Мф. 5:44.

См. также Толкование на Рим. 12:13

священник Николай Рудинский (†1937)

Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

Для горящего духа нет ничего ценного на земле, все его сокровище на небе. Поэтому, что способствует увеличению и сохранению небесных благ, то для него – благо, а что препятствует, то – зло. Вследствие этого, блага мира для такого духа – зло, и наоборот, зло мира для него – благо. Так и в гонениях он видит и чувствует не зло, а благо (ср. Мф. 5:11-12), поэтому и гонящих уже не клянет, а благословляет, как своих благодетелей. Горящий дух проявляется далее в сочувствии горю и радости других.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible