Скрыть
пред лицем Господа, ибо Он идет судить землю. Он будет судить вселенную праведно и народы – верно.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 8-9 Реки восплещут рукою вкупе. Реками называет святых Тайноводцев, а рачительность их в деле проповеди означает тем, что плещут они вкупе. Горы возрадуются, яко идет судити земли. Т. е. возрадуются силы Ангельские; ибо у них бывает радость о едином грешнице кающемся (Лк. 15,10).

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

от лица Господня, яко грядет, яко идет судити земли: судити вселенней в правду, и людем правостию

Как мог бы псалмопевец сказать, что Господь идет, если бы в качестве пророка не созерцал несомненно, как настоящее, то, что он предсказывал, как будущее? В первом случае он говорит о пришествии Христа во плоти, которое совершилось прежде; во втором — о втором пришествии, когда Он придет в качестве Судии. В первом пришествии Он является для дарования благ, а во второе — в качестве страшного Судии. Этот страшный суд весьма полезно иметь пред глазами и видеть его как бы пред собою, потому что мы можем этим предупреждать грехи. Как же совершается суд? Правдою и правостию. Будем, поэтому, избегать неправды и уклоняться от лжи, не будем поступать коварно и предаваться любостяжанию. Все это нетерпимо пред судом Божиим и приводит поступающих так к осуждению.

Беседы на псалмы. На псалом 97

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 7-8 «Реки восплещут рукою вкупе». Опять реками Пророк наименовал причастников благодати учительства, на подобие рек изливающих божественные токи. О них сказал, что рукоплещут и песнословят Бога; потому что и рукоплескание свойственно опять победившим.

«Горы возрадуются» «От лица Господня, яко грядет: яко идет судити земли». Здесь горами Пророк нарек тех которые имеют высокий и высокопарящий образ мыслей, и на которых зиждется град Божий. Ибо сказано: «не может град укрытися верху горы стоя» (Мф.5:14); и: «основания его на горах святых» (Пс.86:2). О них сказал Пророк; что радуются и веселятся, познав пришествие Бога и Спасителя нашего; ибо, ожидая воздаяний за труды, радуются, зная правдивость Судии.

«Судит» [по слав. переводу: «судити»] «вселенней в правду, и людем правостию». Ибо в первое пришествие явлено много милости; а во второе будет явлена правда. Сказано: «вси бо предстанем судищу Христову» (Рим.14:10), «да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла» (2Кор.5:10). Сие же сказал и Пророк: «единою глагола Бог, двоя сия слышах: зане держава Божия, и Твоя Господи милость: яко Ты воздаси комуждо по делом его» (Пс.61:12–13).

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

от лица Господня, яко грядет, яко идет судити земли: судити вселенней в правду, и людем правостию

Как радовало пророка будущее спасение мира, совершенное Иисусом Христом! Ему казалось, что даже вся неодушевленная природа сочувствует явившемуся на земле во плоти Господу.

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

От лица Господня, яко грядет.

Даже самые горы возрадуются, говорит, о пришествии Господа, как сказано и в 95-м псалме: тогда возрадуются все, деревья дубравные. В высшем значении горами, по словам Исихия, называются пророки, по высоте зрения их; пророки будут радоваться, потому что увидят пророчества свои исполнившимися на Христе.

Слова Кирилла: Горами почитаются мысленные и высокие силы, которые весьма радуются о спасенных Христом; также и те, которые имеют мысль возвышенную и радуются в ожидании воздаяний за труды. То же говорит и Афанасий: Горы суть ангельские силы; ибо радость бывает на небеси о кающемся грешнике.

Яко идет cyдиmи земли, судити вселенней в правду и людем правостию.

Все это изъяснено в конце 95-го псалма. Но там сказано: и народы истиною своею, а здесь: народы правотою; из чего следует то, что истина и правота означают одно и тоже; потому что кто истинен, тот и прав, и наоборот кто прав, тот и истинен.

Феодорита: Первое пришествие Христово сопровождалось великою милостью; а второе будет сопровождаться правдою. Ибо все предстанем на суд Христов, дабы получить каждому свое, смотря по тому, что кто сделал живя в теле, доброе или худое (2Кор. 5,10).

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 8-9 Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются от лица Господня, яко грядет, яко идет судити земли: судити вселенней в правду, и людем правостию

Даже неразумная природа должна принять в нем участие, так как прославляется Судия всего мира. Плескать руками – выражение радости, обычное при приветствиях царей (4Цар. 11:12). Грядет и идет нужно, конечно, принимать в смысле неперестающего продолжения.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 7–9 Да подвижится море и исполнение его, вселенная и вси живущии на ней. Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются от лица Господня, яко грядет, яко идет судити земли: судити вселенней в правду, и людем правостию

Эти последние три стиха почти буквально сходствуют с последними же тремя стихами псалма 95. Как там, так и здесь пророк призывает к подвижности, к общей радости, во-первых, море и все то, что наполняет его, – затем реки и горы. Море, как известно, наполняют люди, т.е. мореплаватели и все живущие на островах морских, а также рыбы и разнообразные морские животные. Сам, воодушевленный радостию и веселием, пророк желал бы, чтобы и все, как живые, так и неодушевленные твари, подобно ему, возрадовались и возликовали общею радостию, чтобы и море шумело (лат. moveatur mare), чтобы и реки, подобно людям, «произвели рукоплескание» (реки восплещут рукою), и горы «возрадовались» в ожидании грядущего Мессии (горы возрадуются от лица Господня), чтобы все они возрадовались и от радости содрогнулись, или, как выражено в другом псалме – вострепетали: «радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2:11). По словам Евфимия Зигабена, «люди получат тогда сугубое удовольствие, одно – по причине первого явления Христова, в которое пришел Он исправить и спасти вселенную, и другое – по причине второго пришествия, когда Господь придет судить землю, воздать каждому по делам его и освободить стихии от тления» (Рим. 8:21). По мнению блж. Феодорита, «пророк не без намерения употребил и то, и другое выражение: идет и имеет придти (греч.). Ибо первое явление доставило людям божественное познание, а второе будет иметь предметом своим суд о делах». Идет судити вселенней в правду, т.е. все народы будет судить праведно, – и людем, т.е. народу иудейскому, – правостию, т.е. по божественному правосудию, как нелицеприятный Судия, Который знает все безошибочно.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible