Скрыть
да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 8-9 Реки восплещут рукою вкупе. Реками называет святых Тайноводцев, а рачительность их в деле проповеди означает тем, что плещут они вкупе. Горы возрадуются, яко идет судити земли. Т. е. возрадуются силы Ангельские; ибо у них бывает радость о едином грешнице кающемся (Лк. 15,10).

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются

Реки восплещут рукою вкупе. Разумей действия Св. Духа, которые, как бы собравшись воедино, рукоплескали во время пришествия Христова; об этих действиях Христос говорил: веруяй в мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы (Иоанн. 7, 38). Разумей и чувственные реки, которые рукоплескали и ликовали, когда Иордан принимал крестившегося Христа, потому что это было радостью для всех рек и вод. Горы возрадуются от лица Господня, яко грядет. Горами, как мы раньше сказали, называются пророки в виду высоты их созерцания. Они естественно радуются пришествию Христа, потому что пророчество осуществляется на деле. Если ты будешь разуметь и чувственные горы, то и они естественно радуются, потому что на высотах иудейский народ обыкновенно приносил жертвы идолам, как об этом говорится в книге царств, а с пришествием Христовым эти жертвоприношения прекратились.

Беседы на псалмы. На псалом 97

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 7-8 «Реки восплещут рукою вкупе». Опять реками Пророк наименовал причастников благодати учительства, на подобие рек изливающих божественные токи. О них сказал, что рукоплещут и песнословят Бога; потому что и рукоплескание свойственно опять победившим.

«Горы возрадуются» «От лица Господня, яко грядет: яко идет судити земли». Здесь горами Пророк нарек тех которые имеют высокий и высокопарящий образ мыслей, и на которых зиждется град Божий. Ибо сказано: «не может град укрытися верху горы стоя» (Мф.5:14); и: «основания его на горах святых» (Пс.86:2). О них сказал Пророк; что радуются и веселятся, познав пришествие Бога и Спасителя нашего; ибо, ожидая воздаяний за труды, радуются, зная правдивость Судии.

«Судит» [по слав. переводу: «судити»] «вселенней в правду, и людем правостию». Ибо в первое пришествие явлено много милости; а во второе будет явлена правда. Сказано: «вси бо предстанем судищу Христову» (Рим.14:10), «да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла» (2Кор.5:10). Сие же сказал и Пророк: «единою глагола Бог, двоя сия слышах: зане держава Божия, и Твоя Господи милость: яко Ты воздаси комуждо по делом его» (Пс.61:12–13).

Евфимий Зигабен (†1118)

Реки восплещут рукою вкупе.

Реки, говорит, будут совокупно рукоплескать, как бы они были разумные люди, радующиеся друг о друге. И бездушные реки почти будут радоваться в пришествие всемирной радости— Христа. Но, по словам Кирилла, в высшем значении реки сии суть учители, которые, по Феодориту, источают годную к питью воду своим учением. О них-то сказал Христос: кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живыя (Иоан. 7,38). Или реками называет собрания христиан, которые ежедневно все вместе на подобие рек текут, по словам Дидима, в церквах.

Афанасий: Реки, говорит, суть святые руководители в таинствах, ревность которых в проповеди выражает совокупным плеском. Кирилл: Богодухновенное Писание имеет обыкновение иногда уподоблять святых пророков, апостолов и евангелистов источникам и рекам; и сверх сих наставников святых церквей, предшествующих народам в божественном слове, и сведущих во священных истинах и имеющих способность тайноводствовать. Итак когда услышишь о сих святых реках, что они плещут рукою, представляй это вместо: возвеселятся, усладятся, возрадуются и будут праздновать; по какой причине? По той, что Господь спас поднебесную. Исихий: Реками можем назвать действия Духа; они называются рукоплещущими; потому что во время пришествия Христова совокупились в одно; можем также сказать, что чувственные реки стали рукоплескать и торжествовать по принятии Иорданом, во время крещения Христа. Ибо это была совокупная радость рек и всех вод.

Горы возрадуются.

См. Толкование на Пс. 97:9

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

8Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются

 «Реками называет, – говорит св. Афан., – св. тайновидцев, а рачительность их в деле проповеди означает тем, что плещут они вкупе. Горы возрадуются, т.е. возрадуются силы Ангельские». – По бл. Феодориту, «реки – учители Церкви; горы – те, которые имеют высокий и высокопарящий образ мыслей».

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 8-9 Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются от лица Господня, яко грядет, яко идет судити земли: судити вселенней в правду, и людем правостию

Даже неразумная природа должна принять в нем участие, так как прославляется Судия всего мира. Плескать руками – выражение радости, обычное при приветствиях царей (4Цар. 11:12). Грядет и идет нужно, конечно, принимать в смысле неперестающего продолжения.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 7–9 Да подвижится море и исполнение его, вселенная и вси живущии на ней. Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются от лица Господня, яко грядет, яко идет судити земли: судити вселенней в правду, и людем правостию

Эти последние три стиха почти буквально сходствуют с последними же тремя стихами псалма 95. Как там, так и здесь пророк призывает к подвижности, к общей радости, во-первых, море и все то, что наполняет его, – затем реки и горы. Море, как известно, наполняют люди, т.е. мореплаватели и все живущие на островах морских, а также рыбы и разнообразные морские животные. Сам, воодушевленный радостию и веселием, пророк желал бы, чтобы и все, как живые, так и неодушевленные твари, подобно ему, возрадовались и возликовали общею радостию, чтобы и море шумело (лат. moveatur mare), чтобы и реки, подобно людям, «произвели рукоплескание» (реки восплещут рукою), и горы «возрадовались» в ожидании грядущего Мессии (горы возрадуются от лица Господня), чтобы все они возрадовались и от радости содрогнулись, или, как выражено в другом псалме – вострепетали: «радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2:11). По словам Евфимия Зигабена, «люди получат тогда сугубое удовольствие, одно – по причине первого явления Христова, в которое пришел Он исправить и спасти вселенную, и другое – по причине второго пришествия, когда Господь придет судить землю, воздать каждому по делам его и освободить стихии от тления» (Рим. 8:21). По мнению блж. Феодорита, «пророк не без намерения употребил и то, и другое выражение: идет и имеет придти (греч.). Ибо первое явление доставило людям божественное познание, а второе будет иметь предметом своим суд о делах». Идет судити вселенней в правду, т.е. все народы будет судить праведно, – и людем, т.е. народу иудейскому, – правостию, т.е. по божественному правосудию, как нелицеприятный Судия, Который знает все безошибочно.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible