Скрыть
Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

И Ты, Господи Боже мой, щедрый и милостивый. Хотя восставшими на меня лукавыми духами низведен я в грех, а грехом в преисподнейший этот ад; однако же Ты, Господи, и на меня распростерши щедроты Твои, Сам избавил душу мою. Почему, прошу снова помиловать меня. Будет же для меня милость, если воззришь на Меня.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 15-16 И Ты, Господи Боже мой, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, призри на мя и помилуй мя: даждь державу Твою отроку Твоему и спаси сына рабы Твоея

Напрасно, говорит, они восстали, потому что Ты, как Бог, побо­раешь за Свое создание, как щедрый и милостивый – сострадаешь к подвергающемуся злым козням, как долготерпеливый – не предаешь грешников в руки врагов, как многомилостивый – милуешь не раз, а многократно, как истинный – отвергаешь творящего обиды, и спа­саешь обижаемого. Поэтому «призри на меня«, так как овцу, за которой смотрит пастырь, волк схватить не может, «и помилуй меня», так как у меня нет дел, которыми мог бы обратить Твою руку на свою за­щиту; потому и прошу по необходимости Твоей милости, которая особенно требуется подвергающимся нападениям. «Даруй силу Твою отроку Твоему и спаси сына рабы Твоей». Как человек, пророк признает себя слугою и рабом, который просит получить власть над страстями; а как сын рабыни Его, т.е. премудрости, он хочет получить спасение. Может быть рабынею Бога пророк назы­вает нашу природу, потому что она как рабыня повинуется воле и повелениям Творца. Названием раба и сына рабыни пророк гордится, и как старого раба, у которого и родители были рабами, считает себя достойным получить от Бога власть, потому что таким рабам господское богатство вверяется без опасений.

Беседы на псалмы. На псалом 85

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 15-16 «И Ты Господи Боже мой щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый, и истинный»: «Призри на мя, и помилуй мя». Поелику Ты – источник человеколюбия, изливаешь токи щедрот и милости, но присуща Тебе и истина, судишь живущих в лукавстве; то пролей капли благости, и соделай меня победителем враждующих.

«Даждь державу Твою отроку Твоему, и спаси сына рабы Твоея». Ибо я – раб Твой и сын рабыни Твоея; то есть, издревле, начиная с предков, состою под Твоим владычеством; а потому, как раб у владыки, прошу спасения.

Евфимий Зигабен (†1118)

И Ты, Господи Боже мой, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный.

Будучи милосерд и милостив, Ты всегда состраждешь угнетенным; будучи долготерпелив, не тотчас отдаешь coгpешивших в руки врагов; будучи многомилостив, не один раз, но часто оказываешь милость; будучи же истинен, спасаешь всех надеющихся на Тебя.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 14-16 Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша тебе пред собою. И ты, Господи Боже мой, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, призри на мя и помилуй мя: даждь державу твою отроку твоему и спаси сына рабы твоея

Что выше сказал в преносном смысле о аде преисподнейшем, то здесь изображает просто, говоря, что был он подобен агнцу, сущему посреде волков, и потому был бы немедленно растерзан, ежели бы Бог чудесно не исхитил его из челюстей смерти. Когда говорит, что враги не предложили Бога пред собою, тем изображает крайнюю лютость их. Ибо где нет страха Божия и где люди не боятся суда Его, там нет никакого милосердия и кротости, там свирепствует необузданная дерзость. Сему злу в милосердии Божием пособия ищет. Ибо употребляя сии прилагательныя имена: Ты, Господи Боже мой, щедрый и милостивый и проч., – означает, что против дерзости и неистовства нечестивых довольно имеет защиты в Божией благости, в милосердии и правосудии. А может быть, прибег к милосердию Божию и для утоления чрезмернаго страха, поелику ведал, что нечестивые люди суть бичи Божии. Ибо истинное и единственное утешение наше составляет то, что Бог хотя и наказывает нас, однако же не забывает милости Своея. Впрочем, как известно, изречение сие взято из книги Исх. 34:6, где находим весьма достопамятное описание Божия существа. Там, во-первых, нарицается Он щедрым, откуду, во-вторых, следует склонность к милости, или сострадательность к бедности нашей. К сему присовокупляется, в-третьих, долготерпение Его: понеже не вдруг воспламеняется гневом, как скоро раздражен бывает, но по милости Своей прощает. Наконец, нарицается многомилостивым и истинным, то есть, зело благотворительным и в обещаниях Своих непреложным. А хотя не меньше похвально и Его правосудие, как и милость, но понеже по жестокосердию нашему правосуден есть и наказывает как бы принужденно, сего ради Писание нарицает Его благим и милостивым естественно, а правосудным или строгим как бы случайно. Истина же присовокупляется к милости потому, что мы часто, судя о Боге по нашим чувствам, не доверяем обещаниям Его. Сего ради Писание глаголет, что Бог несть подобен человекам, поелику не меньше щедр во обещаниях, коль и верен во исполнении оных. Яснее к настоящему разсуждению о милости и благости Божией прилагает Пророк оныя слова: призри на мя. Ибо как Бог есть милостив, то и препоручает Ему спасение свое. Потом следует глагол: помилуй мя, который означает милость, туне даемую, и относится к помощи также туне подаваемой; чрез что чистосердечно признается Давид, что он внутренно изнемогает, и яко нищий ищет спасения от единыя милости Божией. Нарицая себя рабом и сыном рабыни, не своими услугами хвалится, но, воображая начало и долговременное продолжение к себе Божией милости, тщится приобресть большее благоволение, яко раб, обязанный вечно служить своему господину.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 14–16 Боже, законопреступницы восташа на мя, и сонм державных взыскаша душу мою, и не предложиша Тебе пред собою. И Ты, Господи Боже мой, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, призри на мя и помилуй мя: даждь державу Твою отроку Твоему и спаси сына рабы Твоея

Возблагодарив Господа Бога за последнюю Его милость, пророк указывает здесь на восставших против него врагов его, характеризуя их нравы и нечестие, говорит – и не просто только говорит, а жалуется Богу, что на него возстали законопреступники, злоупотребившие данною им властию и забывшие о вездесущии и всеведении Божием. От великой скорби и туги сердечной он как бы так взывает к Богу: Господи Боже мой! На меня восстали не какие-либо внешние, чужестранные враги, а свои ближние, родной сын мой, с его ближними друзьями и советниками, которые забыли Бога и закон Его, забыли то, что они обязаны почтением и любовью ко мне, не только как к отцу, но и как к законному царю и помазаннику Божию, забыли о Твоем вездеприсутствии, они законопреступники, сонм державных, т.е. целое собрание людей сильных, облеченных властию, восстали против меня и ищут души моей (взыскаша душу мою), т.е. стараются погубить меня, отнять у меня жизнь, и нисколько не представляют о Тебе, не помышляют о Твоем присутствии (не предложиша Бога пред собою), но действуют исключительно по своему злоумышлению. Ты же, Господи Боже мой, щедрый и многомилостивый и истинный, т.е. верный Своим обетованиям о спасении всех уповающих на Тебя, призри на мя, т.е. яви милость Свою ко мне, пошли силу Твою (даждь державу Твою отроку Твоему). Словом помилуй выражает прошение о милости, подаваемой даром, а не за какие-либо заслуги. Точно так же, называя себя отроком, или, что то же, рабом и сыном рабыни, показывает тем, что он не заслуживает милости и спасения, а надеется на получение их единственно по великой благости и милости Божией.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible