Скрыть
показывали себя подобными поднимающему вверх секиру на сплетшиеся ветви дерева;

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Яко в дубраве древяне секирами разсекоша двери его. В этих словах описывает разорение города и Божественного храма. С помощью орудий, употребляемых при рубке и обделке леса, разрушили они ограды, выбили двери в зданиях, как дубраву истребляя все, что было искусно и прекрасно обделано.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 4-7 «И восхвалишася ненавидящии Тя посреде праздника Твоего». Ибо в праздник пасхи, когда по закону собран был весь народ, Тит, подступив с войском, осадил столицу Иудеев. Поелику в праздник пасхи пригвоздили ко кресту Спасителя; то в это же время несут наказание за нечестие.

«Положиша знамения своя знамения, и не познаша», «Яко во исходе превыше»; то есть трофеи, которые служат знамениями и знаками победы, воздвигли над нашими вратами соделав победу сию знаемою для всех потомков. И Пилат вопреки закону внес в город царския знамена, и римские цари на камне во вратах изваяли свиную голову. Из всего же этого дознали Иудеи, что лишены они Божественнаго попечения. Сие и Господь предсказал в божественном Евангелии. «Егда убо узрите мерзость запустения, стоящу на месте святе: иже чтет, да разумеет: тогда сущии во Иудеи, да бежат на горы» (Мф.24:15–16).

«Яко в дубраве древяне секирами разсекоша». «Двери его вкупе: сечивом и оскордом разрушиши и́». Употребив орудия древосеков и древоделей, и стены разрушили, и двери домов прорубили, как дуб изсекли все искусно и прекрасно выработанное.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 5-6 Яко в дубраве древяне секирами разсекоша двери его вкупе: сечивом и оскордом разрушиша и (ломами и бердышами).

Дубравою называется дровяная роща, находящаяся между горами. Итак, римляне, говорит, посекли секирами ворота Иерусалима, как секут дрова и вообще лесное дерево и ломами разрушили крыши и ворота Иерусалимских домов, и все, что было построено из дерева. Бердышами также и резцами разрушили стены их; ибо резец есть орудие каменосечцев, употребляемое для обсечки камней, для разламывания стен и для разрушения крепостей.

В высшем смысле: когда на Тебя злоумышляют враги, то ты представляй их вне дверей твоих с секирами, посекающими у владычественного ума двери, чтобы, по посечении их, могли взять духовное всеоружие, на которое ты надеялся (у Никиты).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 5-8 яко во исходе превыше: яко в дубраве древяне секирами разсекоша двери его вкупе, сечивом и оскордом разрушиша и. Возжгоша огнем святило твое: на земли оскверниша жилище имене твоего. Реша в сердцы своем южики их вкупе: приидите, и отставим вся праздники Божия от земли

Верные продолжают описывать злодеяния, учиненныя врагами во Иерусалиме, и говорят, что они не иначе поступили с ним, как грабители и разбойники. Ибо употребив древяныя и железныя орудия, и стены града разрушили, и двери храма разсекли секирами, и все, что было устроено прекрасным художеством, яко лес обезобразили и опустошили: и сим не удовольствовавшись, простерли ярость свою до того, что великолепнейший во всем свете храм, имени Божию посвященный, предали огню на сожжение. А дабы еще лучше изобразить жестокую лютость врагов, Пророк вводит их взаимно друг друга увещавающих, дабы ничего не щадили; кратко рещи: Пророк жалуется, что враги так были ожесточены, что нигде ничего не оставили в целости. Под именем праздников разуметь должно священныя собрания, установленныя в Синагогах не токмо для чтения и толкования Пророков, но и для поклонения Богу и для призывания имени Его; аки бы сказал, что нечестивые употребили все средства, дабы истребить богослужение во Иудеи.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

И восхвалишася ненавидящии Тя, посреде праздника Твоего: положиша знамения своя, знамения, и не познаша, яко во исходе превыше

Т.е. Иудеи, Тебя распявшие, и Римляне, разрушившие храм Твой, те и другие хвалились своими подвигами, торжествовали в праздник Пасхи. «Поскольку в праздник Пасхи, – говорит св. Афан., – воздвигли брань на Господа, то в сие же время преданы врагам (Римлянам). Ибо в Пасху, когда все Иудеи по закону собирались в Иерусалим, произведена осада, в то именно время, в которое пригвоздили они Спасителя ко кресту». То же здесь говорит и бл. Феодорит. Положиша знамения своя, знамения, и не познаша, яко во исходе превыше, т.е. свои знамена поставили во исходе – при выходе, т.е. на воротах храма и превыше – на верху храма, на горах, на высоких местах, не зная, что делают. Положиша знамения. «Разумеет, – говорит св. Афан., – знамения войны, говорит же о так называемых в войсках знаменах, потому что поставили на пути в городе. Даже на сем не остановились, но простерлись далее, то есть, напали на Бож. храм, не зная, что Бог предал им город за нечестие жителей. Повторением слова: знамения – выражает изумление, что Бож. храм предан в руки врагов». «Трофеи, которые служат знамениями и знаками победы, воздвигли над нашими вратами, соделав сию победу знаемою для всех потомков» (Бл. Феод.). С Евр.: «Рыкают враги Твои среди собраний Твоих, поставили знаки свои вместо знамений наших».

Толкование на Псалмы


Яко в дубраве древяне секирами рассекоша двери его вкупе.
сечивом и оскордом разрушиша и

Т.е. двери храма враги изрубили секирами вкупе – вместе с прочими его украшениями, как рубят деревья в лесу; сечивом и оскордом  разрушиша и – секирою и топором разрушили их. Св. Афан. разумеет разорение города и храма. «С помощию орудий, употребляемых при рубке и отделке леса, разрушили они ограды, выбили двери в зданиях, как дубраву, истребляя все, что было искусно и прекрасно сделано». Также почти и бл. Феодорит. С Евр.: «Показывали себя подобными поднимающему вверх секиру на сплетшияся ветви дерева;  и ныне все резьбы в нем в один раз разрушили секирами и бердышами».

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

яко во исходе превыше: яко в дубраве древяне секирами разсекоша

С величайшим презрением к святилищу они разрубили двери храма, зажгли его и разрушили до основания; – все это для того, чтобы раз навсегда положить конец служению Иегове. Исход здесь, конечно, – дверь, врата (выход из города); на воротах победители поставили знаки своего господства; превыше – может быть вершина ворот, и над ними поставили свои значки, или же другой высокий пункт (вершина масличной горы?). Дубрава древяна – густой лес, лесная чаща; или – высокий лес.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 5–8 Яко во исходе превыше: яко в дубраве древяне секирами разсекоша двери его вкупе, сечивом и оскордом разрушиша и. Возжгоша огнем святило Твое: на земли оскверниша жилище имени Твоего. Реша в сердцы своем южики их вкупе: приидите и отставим вся праздники Божия от земли

Слова яко во исходе относятся к выражению: положиша знамения. Яко значит здесь «как», а потому после слов яко во исходе нужно добавить опущенное: «так и», т.е. так и превыше. Исход, или «выход», то же, что – «дверь, ворота», чрез которые выходят из города, или из храма. Посему в изречениях: положиша знамения, яко во исходе превыше, – заключается такой смысл: победители (халдеи) поставили знаки своего господства, или власти, как в воротах города, так и над ними, и – вообще на высоких местах, например, на вершине масличной горы. У преосвящ. Порфирия это место переведено так: «они поставили свои изображения над выходом (из храма высоко)». Далее в выписанных стихах псалмопевец, от лица верующих израильтян, продолжает описывать разные злодеяния, учиненные врагами их в Иерусалиме, и говорит, что они поступили в сем случае не лучше грабителей и разбойников. Употребив деревянные и железные орудия (сечивом и оскордом, т.е. бердышами и ломами), они разрушили стены города, посекли секирами (топорами) ворота Иерусалима, как посекают и рубят дрова и вообще лесное дерево; и все, что было устроено прекрасным художеством, обезобразили, как лес, и опустошили, но как бы не удовлетворившись и этим, простерли зверство свое до того, что предали огню великолепнейший в целом свете храм, посвященный имени Божию, осквернили самое святилище Божие и сравняли его с землею. И чтобы еще сильнее изобразить жестокость и лютость врагов, псалмопевец говорит, что они вошли в совещание между собою и со всеми союзниками (южики их, т.е. «родня, союзники») разбойнического их нападения о том, чтобы лишить иудеев самого дорогого для них – их священных собраний (праздники Божия), установленных для чтения и толкования пророков, а также для поклонения Богу и призывания святого имени Его. Уничтожив храм Соломонов, нечестивые решились употребить, вместе с тем, все средства к тому, чтобы истребить богослужение в Иудейской земле.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible