Скрыть
не забудь крика врагов Твоих; шум восстающих против Тебя непрестанно поднимается.

Святые отцы

Прочие

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Не забуди гласа молитвенник Твоих: гордыня ненавидящих Тя взыде выну». И здесь гордыню врагов поставляют в некоей связи с собственным своим лицем, умоляя сподобить их некоторой пощады не ради их самих, но по причине врагов.

Евфимий Зигабен (†1118)

Не забуди гласа рабов (οικετων) Твоих.

Не забудь, говорит, Господи, голоса рабов Твоих—иудеев, когда они будут молиться в то время. В некоторых списках читается: молитвенников (ικετων) Твоих или просителей Твоих.

Гордыня ненавидящих Тя взыде выну.

Гордость, говорит, ненавидящих Тебя римлян вознеслась и возвысилась, или взошла пред Тебя. Замечательно, что в стихах сего псалма не упоминается ни о каком обещании благ. Так изъясняется настоящий псалом по разумению евреев.

Но истиннее слова, следующие за стихом: Ты соделал спасение посреди земли, относятся ко Христу, ибо истинно совершил спасение Христос по вочеловечении, как освободивший нас от заблуждения и указавший путь ко спасению. Выражение: посреди земли, должно принимать вместо: по всей земли. Некоторые впрочем говорят, что Иерусалим, в котором распят Христос, находится среди земли. Христос утвердил море, то есть, сделал воду крещения сильною против демонов. И Михей крещение назвал морем, когда сказал: погрузит неправды наши и будут поглощены глубинами моря (Мих. 7,19). Крещение названо морем, потому что принимает в себя и очищает скверны крещаемых, как и море принимает и очищает скверны земли, и потому что оно весьма велико по причине множества благодати, как и море весьма велико по причине множества воды. Драконы суть демоны, а начальственный их дракон диавол, которых главы стерл и сокрушил Христос в воде крещения. Главы демонов суть грехи; потому что в грехах они имеют сокрытый тлетворный яд свой. Но по истреблении грехов сих крещением, мысленные змеи-демоны более не живут в нас. Народы ефиопские суть те, которых души прежде были черны по причине скверны и дыма греховного. Им-то по крещении Христос дал в пищу, то есть, в истребление и разрушение мысленного дракона— диавола, иначе сказать, дал им власть погублять диавола. Далее Христос исторгнул или источил источники и потоки духовного учения для церкви из язычников, составлявшей прежде пустыню; источники, как источающие всегда воду чистую и сладчайшую, а потоки, как текущие с силою, быстротою и стремительностью, и сопровождавшиеся плеском пророческих слов, как мы сказали в 35 псалме при изъяснении слов: и потоком сладости Твоей.

Реки Ифамские суть древние иудейские пророчества в сравнении с новыми христианскими. Они иссушены за злобу иудеев так, что пророки у них оскудели. Прочие слова показывают, что Христос есть Творец и Господь всего. Помяни сей новый сонм христианский, а не тот древний иудейский. Враг поносил Христа, то есть иудей и еллин, говорившие, что Он не Бог, и что Он слаб и другие многие бесчестные слова. Безумный народ есть иудейский и еллинский, также звери суть иудеи и еллины и демоны, а бедные суть христиане, как оставившие все мирское и последовавшие Христу, и вообще бедными называются все народы, как мы сказали в 9-м псалме. Завет есть Христово обещание помогать нам и находиться с нами, как сказано: и се Я с вами во все дни (Матф. 28,20). Помраченные земные суть вообще все неверные. Так и прочие слова можешь прилагать к церкви Христовой, когда будешь правильно рассматривать и понимать их.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 22-23 Востани, Боже, суди прю твою: помяни поношение твое, еже от безумнаго весь день. Не забуди гласа молитвенник твоих: гордыня ненавидящих тя взыде выну [да восходитъ выну к тебе]

Здесь паки верные просят, дабы Господь возсел на судилищный престол. Ибо глагол: востани – означает то, когда Бог, по долговременном терпении, приступает к делу и самою вещию показывает, что Он правосуден. А дабы Господь милостивее принял сие прошение их, то молят Его, яко защитника прав Своих, глаголя: суди прю Твою. Аки бы сказали: Господи, понеже здесь страждет честь Твоя и дело касается Тебя Самого, того ради не закосни, но скоро востани, и суди прю Твою: буди Сам ходатай в таком деле, которое касается величества Твоего. А каким образом дело сие касается Самого Бога, доказывают тем, что безумные надменно поносят имя Его и оному ругаются. Великость злодеяния увеличивают следующим обстоятельством, что враги не чрез един токмо день поругалися Ему, но злоречие свое непрестанно изблевывают, продолжая на всяк день смеяться; сего ради заключает, дабы Бог не забыл таковыя дерзости. Хотя же враги не явно дерзали творить сие, но понеже внутренно ненавидели Бога, сего ради Пророк глаголет, что они на подобие баснословных гигантов надменно востают против Бога, и что гордыня их возносится до неба без меры и без конца: гордыня ненавидящих Тя взыде выну.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Не забуди гласа молитвенник Твоих: гордыня ненавидящих Тя взыде выну.

С Евр.: «Не забудь крика врагов Твоих; шум восстающих против Тебя непрестанно поднимается». Акила перевел: «врагов Твоих»; Симмах: «борющихся против Тебя»; LХХ и VI издание: «недругов Твоих». – «Такой смысл, – говорит бл. Иерон., – вяжется и с предыдущим: помяни поношение Твое, еже от безумного весь день: гласы недругов Твоих не забуди, т.е. гласы, которые хулят Тебя, поносят Тебя в народе Твоем; в следствии чего гордыня ненавидящих Тя восходит выну, т.е. пока Ты откладываешь наказание, они закореневают в богохульстве». По бл. Феод. – здесь говорят Евреи, плененные Римлянами, «умоляя сподобить их некоторой пощады не ради их самих, но по причине врагов».

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Не забуди гласа молитвенник Твоих: гордыня ненавидящих Тя взыде выну

Не оставь народ Свой неуслышанным и в стыде пред Тобою, и Он тогда восхвалит Тебя; явись с могуществом и правдою Твоею против богохульных и гордых врагов!

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 22–23 Востани, Боже, суди прю Твою: помяни поношение Твое, еже от безумнаго весь день. Не забуди гласа молитвенник Твоих: гордыня ненавидящих Тя взыде выну

Еще один, и теперь уже последний, способ для привлечения милости Божией и для возбуждения Бога к восстанию на врагов употребляет псалмопевец. Как и прежде (ст. 3-4), он говорит, что враги народа израильского не столько враги его, сколько враги Самого Бога: ненавидящие Его и в безумной гордости своей богохульствующие и поносящие святое имя Его. А потому, обращаясь молитвенно к Богу, он просит Его: восстань, Боже, и прояви могущество Твое и правду Твою против богохульных и гордых врагов, которые, опустошив землю нашу и разорив и осквернив святилище Твое, поносят и бесчестят Тебя и, таким образом, имеют дело не столько с нами, сколько с Самим Тобою; вспомни вседневное поношение Твое от безумного и рассуди тяжбу (прю) Твою с ним. Не забудь такой дерзости против Тебя, а по переводу с еврейского: «не забудь крика врагов Твоих: шум востающих против Тебя непрестанно поднимается». Согласно с сим последним переводом, в изречениях последних стихов заключается такой смысл: помяни поношение Твое, еже от безумнаго весь день: гласы недругов Твоих не забуди, т.е. гласы, которые хулят Тебя, поносят Тебя в народе Твоем, вследствие чего гордыня ненавидящих Тя восходит выну, т.е. пока Ты откладываешь наказание, они все более и более укореняются в богохульстве.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible