Скрыть
И҆́бо то́й бг҃ъ мо́й и҆ сп҃съ мо́й, застꙋ́пникъ мо́й: не подви́жꙋсѧ наипа́че.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ибо Той Бог мой. Он дарует спасение терпящему от вас обиду, и несомненно освободит от вашей злобы.

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

Ибо той Бог мой и спас мой, заступник мой: не подвижуся наипаче

Бог наш есть Сын Божий; Он и Спаситель рода человеческого, подкрепляющий немощь нашу, прекращающий волнение, производимое в душах наших искушениями. Не «подвижуся наипаче». Псалмопевец, как человек, сознается в волнении. «Наипаче». В душе человеческой невозможно не быть некоторому волнению от искушений. Пока погрешаем редко и не в важном, мы слегка только колеблемся, как растения, качаемые тихим ветром. Но когда худые наши дела делаются и многочисленнее и важнее, тогда по мере возрастающих грехов и волнение обыкновенно в нас усиливается. И одни приходят в колебание сверх меры, а другие доходят до того, что, вырванные с корнем, бывают низложены, когда дуновение порока сильнее всякой бури исторгает как бы корни души, на которых она утверждалась Божественною верою. Потому и я, говорит псалмопевец, колебался, как человек, но не поколеблюсь «наипаче», потому что меня поддерживает десница Спасителя.

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 61-й

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 2-3 «Не Богу ли повинется душа моя?» Иудеи, принуждаемые преступить Божественный закон, приносить жертвы идолам и есть свиныя мяса, возбуждают помысл свой к благочестию, и поощряють к ревности по благочестию, говоря: не всему ли предпочтешь ты, душа, служение Богу? Потом указывают на происходящую от сего пользу.

«От того бо спасение мое» «Ибо Той Бог мой, и Спась мой, заступник мой: не подвижуся наипаче». Сие служение подает тебе, душа, спасение; потому что Он – Бог и податель благ, и может подкреплять колеблющихся. Посему, призвав Его помощь, избавлюсь от покушающихся низложить меня. Так, помыслы свои воспламенив ревностию к благочестию, иудеи обращают речь к сопротивникам.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой; не подвижуся наипаче (весьма).

Не устрашусь, говорит, больше искушений, хотя до падения в искушения, как человек, я страшился. Ибо подвижением здесь он выражает робость, или страх.

Слова Великого Василия: Далее он изъясняет, что такое спасение? Оно есть не простое какое либо благодетельное действие, способствующее к облегчению болезни и благосостоянию тела; но что такое спасение? Есть Бог наш,—происходящий от Бога Сын, Он же и Спаситель рода человеческого, укрепляющий немощь нашу и исправляющий происшедшее в душах наших смятение. По человечески исповедует смятение; ибо не возможно не быть в человеческой душе некоторому потрясению от искушений. Доколе производим небольшие и немногие грехи, дотоле, как растения тихим ветром колеблемые, слегка потрясаемся.., но когда умножатся и увеличатся бедствия, по мере возрастания грехов, тогда обыкновенно усиливается и волнение. Итак, хотя я подвинулся, как человек, но не весьма подвинусь, потому что, по мере сего укрепляюсь рукою Спасителя. Другой истолкователь говорит: Потрясается каждый, кто падает в порок. Но это происходит не вдруг: первое смущение бывает в мыслях, производимое страстями, после которого, если присоединится к возмущенным мыслям соответственное им действие, происходит уже сильное движение и падение. Итак, при возрождении гнусной похоти, или другого какого либо движения должно, при помощи Божией, обуздать стремление к действию благочестивым помыслом, дабы не произошло сильное движение.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 2-3 Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое. Ибо той Бог мой и спас мой, заступник мой: не подвижуся наипаче

Известно, что и благочестивых людей мысли не всегда бывают спокойны, но часто колеблются смущения волнами. Они хотя приемлют Божие слово со всякою покорностию, но между тем яко человеки, многими безпокойными обуреваются мыслями, возмущающими тишину духа и твердость веры. Давид, будучи в таком состоянии, и тяжко боримый от различных искушений, сильно старается свободиться от них; почему, пленяя чувства свои в послушание веры, глаголет: не Богу ли повинется душа моя? Сими словами означает, что крест, возлагаемый на нас Богом, должно нести терпеливо и с спокойным духом. Ибо слова сии противополагает тому безпокойству, с каковым мы иногда ропщем на Бога. Сия высокая мысль сильнее выражена в Еврейском тексте так: да будет тебе молчание пред Богом, душе моя! Сие молчание не что иное есть, как смиренное покорение: что бывает, когда верные успокоиваются в Божиих обетованиях, когда слушают слово Его, когда повинуются воле Его, и когда всякое волнение страстей, востающее в сердцах, благоразумно укрощают. А как для верных не довольно единым сражением победить искушения, (ибо сатана тотчас собирает новыя силы, и снова борется с нами): сего ради Давид часто прибегает к Богу, прося помощи от Него, и по сей причине многими прилагательными именами ублажает и умоляет Его, дабы столько же принять щитов, и отразить нападения сатаны. При конце стиха, когда говорит, не подвижуся много, или не паду тяжко, назнаменует, что хотя и может поколебаться, яко человек, подверженный общим немощам, однако при помощи Божией совершенно не падет; а ежели и сие случится, то падеж будет не смертельный, понеже Бог подложит руку Свою, и его подъимет.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо той Бог мой и спас мой, заступник мой: не подвижуся наипаче.

Я надеюсь только на Господа, а потому все мои враги будут низринуты, к какой бы лжи они ни прибегали

«Он - твердыня моя», обычное сравнение, которое многими переводится: «Он - скала моя», указывающее на несокрушимость Божественной помощи. - «Не поколеблюсь более» - у Давида не может более быть сомнения в том, чтобы нападения врагов оказались успешными, а потому в нем исчезает опасение в возможности своей гибели, а заменяется верой в освобождение.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ибо Той Бог мой и спас мой, заступник мой: не подвижуся наипаче

Хотя и тяжко страдает псалмопевец, но он безусловно подчиняется Господу, от Которого приходит спасение; Он единственный Помощник псалмопевца, и, конечно, не допустит его сделаться еще несчастнее.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 2–3 Не Богу ли повинется душа моя? От Того бо спасение мое. Ибо Той Бог мой и Спас мой, заступник мой: не подвижуся наипаче

И в жизни праведника бывают такие затруднительные обстоятельства, которые, хотя на краткое время, наводят на него сомнения и колеблют душу его в такой степени, что доводят ее до уныния и отчаяния. Так и Давид, претерпевая гонения и угнетения со стороны врагов, не чужд был таких сомнений и колебаний, наводивших на него уныние, но все эти вражеские напасти не могли довести его до отчаяния и погибели: вера и упование его на Бога преодолевали все сомнения и колебания души его, и он утверждал все чувства свои в покорности воле Божией, и весь разум свой подчинял в послушание и повиновение Богу. Не Богу ли повинется душа моя, восклицает он, от Того бо спасение мое. В едином Боге видел он скорого заступника от бед, в Нем одном полагал все спасение свое, а потому с твердым и искренним убеждением взывал к Нему: о Владыка мой и Господи! Как благовременно явил Ты мне помощь, когда я бедствовал от козней врага, и как явна была Твоя всемогущая помощь! Как же после этого я могу отчаиваться когда-либо в Твоем услышании и помиловании меня? Не поколеблюсь более (не подвижуся наипаче) никогда в уповании на Твое всесильное заступление.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible