Скрыть
Въ коне́цъ, ѡ҆ і҆дїѳꙋ́мѣ, ѱало́мъ дв҃дꙋ

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

В конец, о Идифуме, псалом Давиду

Содержание: Идифум был один из ликоначальников в Божием храме. Он, впадши в грех, приемлет сей псалом от Давида, которым и призывается к прежней добродетели. Но Давид пророчествует во псалме и о будущем избавлении всего человеческого рода домостроительством Спасителя, и о низложении мысленных врагов, а также предлагает людям совет отвращаться от порока, напоминая им о суде Божием.

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

В конец, о Идифуме, псалом Давиду

Два знаем псалма с надписанием: «о Идифуме», тридцать восьмой и тот, который в руках. Думаю же, что сочинение псалмов принадлежит Давиду, а Идифуму переданы они для того, чтобы он пользовался ими при исцелении душевных страстей и чтобы пением их при народе как Бог прославлялся, так и слушащие сие стройное пение исправлялись в нравах. Ибо Идифум был священный псалмопевец, как свидетельствует нам история в книге Паралипоменон, говоря: «И с ними Еман и Идифум и… трубы и кимвалы еже возглашати, и органы пений Божиих» (1Пар. 16, 41–42). И немного ниже: «И постави Давид Царь и князи силы над делы сыны Асафовы и Емани и Идифумовы, иже провещаваху в гуслех и псалтирех» (1Пар. 25, 1).

Тот и другой псалмы преимущественно рассуждают о терпении, которым укрощается душевная раздражительность, а по истреблении всякого высокомерия усовершается смирение. Ибо трудно представить, чтобы человек, который не терпит быть ниже всех и последним, мог когда-нибудь или, укоряемый, удержаться от гнева, или во время скорби препобедить искушения долготерпением. А кто преуспел в высшем смирении, тот, слыша укоризны, поскольку сам себя сознает еще более достойным унижения, не смутится душою от того, что бесчестят его словами. Но если назовут его бедным, знает, что он действительно нищ во всем и скуден и всякий день имеет нужду в подаянии от Господа. Если назовут его человеком низкого происхождения и неизвестным в свете, у него давно запечатлено в сердце, что он создан из персти.

Посему-то псалмопевец в первом из сих псалмов говорит: «Рех: сохраню пути моя» (Пс. 38, 1), и изображает как злоумышление грешника, так собственное свое терпение. «Внегда востати, – говорит, – грешному предо мною, онемех и смирихся, и умолчах от благ» (Пс.38:2–3). Потом продолжает – «обаче всяческая суета всяк человек живый» (Пс.38:6). И далее – «сокровищствует, и не весть, кому соберет я» (Пс.38:7).

В настоящем же псалме начинает недоумением, как бы беседуя со своей душою и продолжая начатую прежде речь. Чтобы душа, покорившись мудрованию плоти, не предалась гневу и скорби, говорит он: для чего делаю рабою негодных страстей душу, которой Творец ее поручил управлять телом и телесными страстями? Посему должно владеть страстями, работать же Богу. Ибо невозможно, чтобы в душе царствовали грех и Бог, напротив того, должно над пороком брать верх и покоряться Владыке всяческих. Посему-то Пророк, обращая речь к тому, кто наводит на него искушения, возбуждает против него великое множество зол и высоту духа старается поработить и подчинить плоти, как бы в обличение суетности такого злоумышления говорит: что принуждаешь меня служить, кому я не обязан? У меня есть Владыка, я знаю истинного Царя.

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 61-й

Григорий Нисский, свт. (†394)

В конец, в песнех, псалом Давиду

Вместо сего: «в конец», некто говорит: Победодавцу; другой: победная песнь, а еще иной: на победу. Так как концом всякой борьбы бывает победа, которую имея в виду, вступающие в подвиги начинают ратоборство; то кажется мне, что выражение: «в конец» кратким речением возбуждает к усердию подвизающихся за добродетель на поприще жизни, чтобы, взирая на конец, т. е. на победу, надеждою получить венцы облегчали они труд подвижничества, что, как видим, и ныне бывает на ристалищах: венец, предварительно показываемый вступающим между собою в борьбу на поприщах, делает, что их тщательность о победе сильнее трудов, ожидающих в борьбе, но похищаемых из вида ожидаемою славою.

Поелику поприще для борьбы открыто всем, и поприщем служит обыкновенная человеческая жизнь, и на нем один сопротивник – порок, разнообразно в коварных нападениях преодолевающий ратоборствующих; то добрый пестун душ наперед для сего указует тебе на конец твоих подвигов, на украшение из венцев, на приветствие с победой, чтобы, взирая на этот конец, и ты опирался на Победодавца, и уготовлял себе победное провозглашение. Все же те понятия из учения о добродетели, какие из сего следуют, без сомнения, ясны для тех, которые по сему началу смотрят и на последующее. Ибо известно, что сколько в душе страстей, столько у врагов способов привязаться к нам и напасть на нас; помысл, подобно некоему члену души, часто выводится из своего состава, и получает неправильное положение, если человек не приуготовит себя упражнением и не преуспеет достигнуть безопасности и непреткновенности в сих борьбах законным подвижничеством, как говорит Апостол (2Тим. 2:5), приобретший себе победу, которая есть конец подвигов.

А что еще надписывается вместе с выражением: «в конец»; то служит некоторым наставлением и советом к одержанию победы, и при помощи их не безуспешным остается то, о чем приложено старание. Ибо выражение: «о имущих измтенитися» (Пс. 68) предполагает претворение души в лучшее состояние; значение слова: «маелеф» (Пс. 52) возбуждает подвижника к сильному усердию, указуя на ликостояние после ожидающих нас трудов; ибо так объясняется прочими толковниками самое речение, и «маелеф» переводится словом: ликование. И сие: иметь в виду «тайное», сложить песнь о «возлюбленнем», петь о «заступлении утреннем», иметь пред очами «осьмой» день, взирать на «наследствующую», постараться стать вне сродства Кореева, и это важное повеление Давида: «да не растлиши», которое дал он оруженосцу, устремившемуся на убиение Саула – все сие советует нам слово в образец великодушия сделать столпописанием в душе каждого. И кто вникнет со тщанием, тот во всем сему подобном найдет, что это некие подвижнические уроки, делаемые подвижникам их наставником о том, как кому достигать конца, то есть победы. А также, если при выражении: «в конец» надписывается что либо историческое; то и сие к тому же клонится, а именно, чтобы мы историческими примерами паче укреплялись к борьбам. Вот смысл выражения: «в конец».

О надписании псалмов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

В конец, о Идифуме, псалом Давиду

Симмах же перевел так: победный от Идифума, песнь Давиду. А сим дает видеть, что псалом принадлежит блаженному Давиду, пет же был Идифумом, потому что он, будучи начальником лика в Божественном храме, песнословил Бога всяческих, как говорит о сем книга Паралипоменон (1Пар.16:41). Предвещает же псалом востания македонян и злоумышления против Маккавеев Антиоха Епифана, и учит, какими помыслами надлежит водиться подвижникам добродетели во время нашествия сопротивных.

Евфимий Зигабен (†1118)

В конец, о (за) Идифуме (ом), Псалом Давиду

Надпись на этом псалме: в конец, потому что содержащееся в нем пророчество относится к конечному событию, поелику пророчествует, по словам Феодорита, об оказанном Маккавеями во время царя Антиоха Епифана сопротивлении ему за благочестие даже до крови. За Идифумом поставлено вместо: Идифумом, то есть, был пет Идифумом, так как Идифум был начальник хора певцов, как это мы сказали в предуведомлении на сию книгу псалмов в 5-ой главе. Сей псалом содержит побуждение к терпению искушений и к упованию на Бога.

Слова Вел. Василия: Два псалма (три впрочем, ибо и 76-й надписан: Идифуму) как известно нам имеют сию надпись: в пользу Идифума: 38-й и сей находящейся в руках; и мы думаем, что Давиду принадлежит сочинение сего творения, а Идифуму он дан в пользу его для исправления душевных страстей и для стройного пения пред народом, чрез которое и Бог прославляет и слушавшие сию стройность исправлялись в нравах. К сему присовокупляет Евсевий, что Давид потому отдал сей псалом Идифуму, что Идифум пал в грех и имел нужду в пользовании себя псалмом. А что Идифум был священный певец при храме Господнем, о том свидетельствует книга Паралипоменон, в которой говорится: и с ним Еман и Идифум и прочие избранные по имени, чтобы хвалили Господа (1Пар. 16,41). И тот, и другой псалом (говорит тот же Василий) весьма много говорят о терпении, чрез которое усмиряется раздражаемая гневом часть души, и по изгнании из нее всякой гордости, приобретается смирение. Ибо не возможно не возлюбившему быть ниже всех и ставить себя последним, быть в состоянии или удержаться от гнева, когда его злословят, или великодушием побеждать искушения во время оскорблений. Ибо только кто достиг крайнего смирения, тот, по случаю злословия, признав еще большую в себе ничтожность, может не возмутиться в душе от бесчестных слов.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

В конец, о Идифуме, псалом Давиду

В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу Идифуму песнь Давидова.

Содержание: Сей псалом по большей части содержит размышления, коими Давид воодушевляет себя и других возлагать надежду на Бога, и не ослабевать в подвигах, против искушений подъемлемых. При конце псалма беседует о суетном уповании на богатство.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.1   Въ коне́цъ, о Идиѳу́мѣ, псало́мъ Дави́ду.
Ст.1   Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида



«Симмах, – говорит бл. Феодорит, – перевел так: «Победный от Идифума, песнь Давиду». А сим дает видеть, что псалом принадлежит бл. Давиду, пет же был Идифумом; потому что он, будучи начальником лика в Божьем храме, песнословил Бога всяческих (1Пар.16:41). Предвещает же псалом восстания Македонян и злоумышления противу Маккавеев Антиоха Епифана, и учит, какими помыслами надлежит водиться подвижникам добродетели во время нашествия сопротивных».
«Псалом сей, – говорит св. Василий Великий, – преимущественно рассуждает о терпении, которым укрощается душевная раздражительность, а по истреблении всякого высокомерия, усовершается смирение». В духовном смысле, по св. Афанасию, «псалом сей пророчествует о будущем избавлении всего рода человеческого домостроительством Спасителя, и о низложении мысленных врагов».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

В конец, о Идифуме, псалом Давиду

Означенный псалом, как и предыдущий, можно относить ко времени бегства Давида из Иерусалима во время восстании Авессалома. С этим согласно указание, что враги задумали низвергнуть Давида «с высоты» (ст. 5), разумеется общественного положения, т. е. престола, каким он не владел при Сауле. Враги для своего успеха прибегали к лицемерной лжи (ст. 5) и их преобладание сопровождалось грабежами и хищениями. Последние две черты совпадают с означенным временем, так как восстание на Давида подготовлялось лицемерным внешним выражением почтительности к нему и в то же время распространением о нем лживых сведений; после же временного перехода власти в их руки враги отдались всякого рода хищениям. О последнем Давид очень часто уже говорил в других псалмах из того же времени.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

В конец, о Идифуме, псалом Давиду

Псалом этот может относиться как ко времени Саулова, так и Авессаломова гонения на Давида; в том и другом случае Давид подвергался гонению за свою царскую власть, которую хотели отнять у него; во время того и другого гонения он полагал надежду свою на Бога, а не на людей.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

В конец, о Идифуме, псалом Давиду

Надписание это то же, что у Пс. 38. Идифум был начальником одного из музыкально-вокальных хоров, бывших при Давиде (1Пар. 16:41–42), а потому и надписание это имеет такой же смысл, какой указан нами выше, при объяснении надписания Пс. 38, т.е. что псалом этот, составленный Давидом, передан Идифуму, начальнику хора, для пения и музыкального его переложения. По содержанию своему псалом этот представляет молитвенную песнь Давида, в которой, жалуясь на врагов своих, он воодушевляет себя и других возлагать надежду на Бога и не ослабевать в подвигах терпения (ст. 2–9), и при этом, осуждая и выясняя всю суетность и лживость упования на богатство и на неправду, увещает уклоняться от этой суетности (ст. 10–13).

Хотя некоторые толковники (блж. Феодорит, Зигабен, а за ними преосвященный Ириней и Палладий) относят псалом этот ко временам Маккавеев, восставших на защиту веры и отечества своего от притеснителей греко-македонян в лице Антиоха Епифана, и хотя для толкования его в отношении к бедственной истории Маккавеев имеются достаточные основания в самом содержании псалма, и в таком случае самый псалом нужно считать пророческим о Маккавеях, но при этом небезосновательно будет согласиться и с мнением позднейших исследователей вопросов о Псалтири (свящ. Н. Вишняков), относящих этот псалом, вместе с другими, к современной песнопевцу истории Авессаломова восстания. Из обстоятельств, последовавших со дня бегства своего из Иерусалима до окончательного усмирения мятежников, псалмопевец извлекает и излагает в этом псалме поучительные уроки для всех верующих: о уповании на Бога, о суетности надежды на богатство и проч., как сказано выше.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible