Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Востани, слава моя. Славою своею называет пророчественного Духа. Востани, псалтирю и гусли. Псалтирем именует душу, а гуслями называет тело. Востану рано, ощутив мысленный свет, восстану на песнопение.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 9-10 «Востани слава моя, востани, псалтирю и гусли». Наконец сам себе повелевает сложить Божественную песнь. Славою же своею называет пророчественный дар, а псалтирью и гуслями – себя, как соделавшагося орудием Духа.
«Востану рано». «Исповемся Тебе в людех Господи, воспою Тебе во языцех». Не теперь только и не одно сие песнопение принесу Тебе, говорит Пророк; но, когда возсияет истинный свет, разсеет долгую ночь неведения и покажет утро ожиданнаго дня, буду ликонаставником всех языков и народов, и устами их, как бы на некиих струнах, возглашу благодарственную песнь.
Евфимий Зигабен (†1118)
Востани слава моя, востани псалтирю и гусли; востану рано.
И здесь Давид называет славою, по словам Феодорита и Афанасия, духовный дар, псалтирью—душу, а гуслями—тело, по тем причинам, которые мы видели в 32, 42 и 48 псалмах. Итак, Давид возбуждает себя к пению и прославлению Бога, Благодетеля своего и духом и душею и телом, при чем прилагает, что он будет вставать для прославления Бога по утру рано. Или это—рано—означает скоро и без отлагательства до другого времени.
Слова Афанасия: Это—пробужусь рано, поставлено вместо того, что я, когда буду проникнуть чувством умственного света, по просвещению чрез наитие Святого Духа, пробужусь к пророчествованию и прославлению Тебя псалмами. Феодорита: Не только, говорит, теперь буду приносить Тебе песнопение; но и тогда, когда истинный свет воссияет и рассеет глубокую тьму неведения и когда, как чрез Свое явление нам во плоти и возрождение и воссоздание всех языков(народов) банею пакибытия, явит нам ожидаемый день, я сделаюсь для них учителем ликования и их языками, как бы некими струнами, буду петь благодарственное песнопение.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Востани, слава моя, востани, псалтирю и гусли: востану рано
Понеже рекл, воспою и пою, то дабы сие порядочно в действо произвести, не муз призывает, якоже творят языческие стихотворцы, но Духа пророчествия, егоже вдохновением воспевал таинственныя песни во славу Бога. И как утреннее время зело способно к богомыслию и хвалению Бога, сего ради востав заутра возбуждает псалтирь и гусли, глаголя: востани слава моя, востани псалтирю и гусли, востану рано. Славою нарицает язык, яко орудие, созданное для прославления Бога, а чрез псалтирь и гусли разумеет не одни мусикийския орудия, но паче самую душу и мысли.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Ст.9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
«Славою своею, – говорит бл. Феодорит, – пророк называет пророчественный дар, а псалтирью и гуслями – себя, как соделавшегося орудием Духа».
«Псалтирем, – говорит св. Афанасий, – именует душу, а гуслями называет тело. Востану рано, т.е. ощутив мысленный свет, восстану на песнопение» (Св. Афанасий).
Или: «когда воссияет истинный свет, рассеет долгую ночь неведения и покажет утро ожиданного дня, буду ликонаставником всех языков и народов, и устами их, как бы на некиих струнах, возглашу благодарственную песнь» (Бл. Феодорит).
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Востани, слава моя, востани, псалтирю и гусли: востану рано
К такому прославлению псалмопевец вслед за тем возбуждает свою душу (слава; Пс. 7:6) и даже свои музыкальные инструменты, заявляя, что он в самое раннее утро (знак великой радости) начнет такое прославление, и что он не только в тесном кругу своих ближних будет прославлять Бога за Его неизреченную милость, но и пред всем светом; пусть же Господь скорее только и величественнее явит эту милость! Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Востани, слава моя, востани, псалтирю и гусли: востану рано
Славою своею, по словам блж. Феодорита и св. Афанасия Великого, Давид называет здесь пророчественный дар Святого Духа; псалтирью же, в переносном смысле, называет свою душу, а гуслями тело, всего себя как соделавшегося орудием Духа Божия [6, с. 263; 3, с. 193]. Слово востани по-русски переводится: «воспряни». Воспряни, слава моя – этими словами псалмопевец как бы старается возбудить в себе пророческое вдохновение, а вместе с тем он возбуждает и всего себя, воспряни, псалтирю и гусли (музыкальные орудия), чтобы всем существом своим воспеть таинственные песни во славу Бога. Востану рано – этими словами выражает готовность, при всяком пробуждении, или проявлении в душе его умственного света, при духовном просвещении, чрез наитие Святого Духа встать к пророчествованию и прославлению имени Божия псалмами.