Скрыть
Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы – копья и стрелы, и у которых язык – острый меч.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

И избави душу мою от среды скимнов, то есть, скимнов мысленных. Поспах смущен, оставленный среди скимнов — гефских иноплеменников. Или, что касается до меня, то поспах смущен нечестием человеческим. Но Вышний, послав Слово Свое, избави душу мою, а потому, не повредило мне смущение от скимнов. Поелику избавлен я от этих мысленных скимнов, то успокоюсь, хотя и смущен был ими прежде. Но какие же это лютые звери? Сынове человечестии, зубы, их оружия и стрелы. То есть, во всем они вредоносны. Как меч, будучи изощрен, легко убивает, так и язык, когда сделается острым, наносит смерть своим злоречием. Говорит же это пророк, давая разуметь, что было с Спасителем во время страдания, когда иудеи вопияли на Христа Пилату: возми, возми, распни Его (Ин. 19,15); и: аще не бы был Сей злодей, не быхом предали Его тебе (Ин. 18,30).

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 4-5 «Посла с небесе и спасе мя, даде в поношение попирающия мя». Издавна сподобив меня Своего промышления, достойными смеха соделал врагов моих. И история показывает, что, когда Саул встал, Давид последовал за ним, и издали объявил ему о благодеянии, какое оказал ему ночью, то есть, имея его в руках, не нанес ему удара. Весьма же великим поношением было сие для спасеннаго, который преследовал войною спасшаго.

«Посла Бог милость свою и истину Свою». «И избави душу мою от среды скимнов». Воспользовавшись справедливым человеколюбием, избавился я, говорит Пророк, от зверской жестокости врагов; потому что подобно львам напали на меня, намереваясь растерзать. Истину же присовокупил к милости, показывая тем справедливость человеколюбия.

«Поспах смущен». Феодотион перевел сие так: спал с истребляющими; Акила: с пожирающими; а Симмах: с пожигающими. Посему Пророк справедливо был смущен, окруженный такими людьми и принужденный среди них спать. Ибо Саула назвал он и истребляющими, и пожигающими, и скимнами, выражая тем зверство его души и склонность к убийству. Сие яснее открывает в следующих словах.

«Сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их мечь остр». Назвав их скимнами, кстати упомянул и о зубах, уподобляя их копьям и стрелам, и язык – изощренному мечу. А всем этим означает убийственные их замыслы.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

и избави душу мою от среды скимнов. Поспах смущен: сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их мечь остр

Как прекрасно охарактеризовал святой Давид злость людскую: из уст человеческих, точно, будто стрелы сыплются на нас иногда, а языком своим они поражают нас, нашу честь, как острым мечом.

Дневник. Том I. 1856

Евфимий Зигабен (†1118)

Посла с небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя.

Бог, говорит, послал силу с неба и избавил меня; ибо я избавился не человеческим пособием от бедствия, которое имело постигнуть меня, когда я скрывался в пещере. Далее—Бог предал поношению врагов, которые уничижали меня, поелику бывшие при Сауле воины, узнав о случившемся, что Саул один пошел в пещеру и не умерщвлен Давидом, были весьма посрамлены сим поступком Давида и оказались достойными смеха.

Некто говорит: Спасением Давид называет здесь то, когда он спасся в пещере, когда особенно имел врага в своей власти, и когда власть погубления его им обращена на противное, так что гонимый на смерть, получив всю возможность заколоть своего убийцу, пощадил его, что и обратилось в бесчестие так (милостиво) спасенному, как напрасно злоумышлявшему на своего спасителя. Hисский согласно с Афанасием говорит, что сие пророчество, в высшем смысле проповедует о пришествии Господа на землю; не старейшину и не ангела Отец послал с неба, но самого Господа, Который спас нас посредством тени, которую послал с высоты в сию долнюю жизнь, то есть, посредством осенившего в облаке духа, и попиравшие нас прежде, то есть мысленные противные силы, ныне напротив поставил наряду с поносимыми.

Посла Бог милость Свою и истину Свою, и избави душу мою от среды скимнов.

Сказав прежде просто, что Бог послал, Давид теперь говорит, что Он послал. Здесь надобно заметить, что Давид во многих местах истиною называет правду, как и теперь здесь, поелику правда постигается из истины. Итак, Бог послал милость свою, чтобы помиловать меня, а правду свою— для осуждения тех, которые поступают со мною неправедно. Скимнами, иначе молодыми львами, называет воинов Саула, как мужественных и сильных, и как жестоких и кровожадных, каковы и скимны, или львенки. Можно притом сии слова разуметь и в отношении к христианской церкви, говорящей, что Отец послал Сына своего и спас меня погибающую, предав бесчестию попиравших меня прежде демонов. Осуществленная милость и ипостасная истина есть Сын; ибо, помиловав нас погибавших, Сын сделался человеком, Который сам сказал: Я есмь Истина (Ин. 14,6). Сверх того в означенном смысле правды и по словам ап. Павла Он был для нас премудрость от Бога и праведность, освящение и искупление (1Кор. 1,30); почему под скимнами мы должны разуметь в таком случай демонов.

Согласно с сим пишет Феодорит: Истину совокупил с милостью; показывая сим праведное человеколюбие. Афанасий: Милость и истина Отца—Сын, то же говорит и Дидим и Eвceвий.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 4-5 Посла с небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя: посла Бог милость Свою и истину Свою, и избави душу мою от среды скимнов. Поспах смущен: сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их мечь остр

Посла с небеси милость и истину, аки две руки или два крила: милость, еюже спасе мя, и истину, сиречь правосудие, имже врагов моих посрамил, и чрез то избавил душу мою (жизнь мою) от сонма врагов, кои лютостию своею подобны были львам, и коих зубы и языки прободали сердце на подобие оружия и мечей изощренных, так что я не мог спокойно спать, ощущая содрогание от единаго воображения лютости их.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.5   и изба́ви ду́шу мою́ от среды́ ски́мновъ. Поспа́хъ смуще́нъ: сы́нове человѣ́честiи, зу́бы и́хъ ору́жiя и стрѣ́лы, и язы́къ и́хъ ме́чь о́стръ.
Ст.5   Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы – копья и стрелы, и у которых язык – острый меч.


И избави душу мою от среды скимнов.

Т.е. по бл. Феодориту, от врагов, по зверству подобных скимнам или львам; по св. Афанасию, «от мысленных скимнов (т.е. демонов) или Гефских иноплеменников».

Поспах смущен. В Русской Псалтири: «Душа моя среди львов: я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы – копья и стрелы, и у которых язык – острый меч».
По св. Афанасию, «я был смущен, оставленный среди скимнов – Гефских иноплеменников».
По бл. Феодориту, «смущен Саулом. Ибо Саула (и его единомышленников) назвал Давид скимнами, выражая тем зверство его души и склонность к убийству».

Сынове человечести, зубы их оружия и стрелы, и язык их меч остр. Под сынами человеческими Давид разумеет своих врагов, которых зубы были для него как копье и стрелы, а их язык как острый меч. «А всем этим, – говорит бл. Феодорит, – означает убийственные их замыслы». Св. Афанасий разумеет врагов Христовых, и что было с Спасителем.

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 4-5 Посла с небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя: посла Бог милость Свою и истину Свою, и избави душу мою от среды скимнов. Поспах смущен: сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их мечь остр

Несомненно, Господь помогает мне (прош. вр., так как будущее вера представляет уже как бы наступившим), сохраняет на мне Свою милость и верность обетованиям в великой моей опасности (от среды скимнов). Велика она; с опасением я ложусь отдохнуть, и враги мои, хотя они слабые только сыны человеческие, жестоки (зубы) и сильны в клевете. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и избави душу мою от среды скимнов. Поспах смущен: сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их мечь остр.

Характеристика врагов Давида: они дышали пламенем (разумеется злоба), похожи на львов, у которых вместо зубов - копья и стрелы, а язык - меч. Черты, указывающие на силу и степень жестокости преследований.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 4–5 Посла с небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя: посла Бог милость Свою и истину Свою, и избави душу мою от среды скимнов. Поспах смущен: сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их мечь остр

Здесь псалмопевец говорит, что Господь Бог послал Свою помощь с неба и спас его, предав поношению, или посрамлению, врагов, угнетающих его. Саул и воины его, желавшие погубить Давида, были посрамлены, когда Давид показал им с горы отрезанный в пещере край одежды Сауловой. Но еще прежде сего, когда Саул окружил войском своим пустынную гору Маон, в которой укрывался Давид, и когда последний находился в крайней опасности впасть в руки Саула, Божественный Промысл послал к Саулу вестника с уведомлением, что иноплеменники со многочисленным войском напали на землю Израильскую, вследствие чего Саул принужден был оставить преследование Давида. Вот в этом и состояла помощь Божия, ниспосланная Давиду с неба, и об этом спасении он и говорит в 4-м стихе. Далее он говорит, что Господь послал милость Свою, чтобы помиловать его, каковая милость и состояла в той же ниспосланной с неба помощи, – послал Бог и истину Свою, или, что то же, правду, или праведный суд, для осуждения и наказания тех, которые неправедно и беззаконно с ним поступали. По изъяснению св. отцов, под именем милости и истины в таинственном смысле нужно разуметь здесь воплощенную милость и ипостасную истину в лице Христа Спасителя, Сына Божия, Который, помиловав погибавший род человеческий, сделался человеком и Сам о Себе сказал: «Я есмь истина» (Ин. 14:6). Затем псалмопевец еще говорит, что Господь, помогая ему, избавил душу его от среды скимнов, т.е. от пребывания его между столь злыми людьми, которые по зверскому нраву уподоблялись скимнам, или молодым львам. Находясь в близости с такими зверонравными людьми, я не мог, говорит он, спокойно спать: гонимый врагами и злыми людьми, я не имел покоя даже и во сне – поспах смущен, – мой сон был тревожный. Я постоянно чувствовал себя окруженным как бы дикими зверями, но это были не звери, а люди, сынове человечестии, настолько, однако же, злобные и коварные, что зубы их были как оружия и стрелы, и язык их был так ядовит и опасен, как мечь остр.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible