Скрыть
Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им

Это голос сожалеющего. Человек, «малым чим умаленный от Ангел» (ср.: Пс. 8, 6), о котором и Соломон говорит: «Велика вещь человек, и драгая муж творяй милость» (Притч. 20, 6), сей человек, оттого что не сознал своего достоинства, но покорился плотским страстям, «приложися скотом несмысленным и уподобися им»!

Беседы на псалмы. Беседа на псалом 48-й

Григорий Нисский, свт. (†394)

И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им

Великий Давид, сожалея о бедности человека, такими словами оплакивает человеческое естество: Человек в чести сый не разуме, называя честью равночестие с ангелами; поэтому продолжает: Приложися скотом несмысленным, и уподобися им. Ибо подлинно стал скотен принявший природу свою по наклонности к вещественному этот текучий способ размножения.

Об устроении человека

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 20-21 Внидет даже до рода отец своих, даже до века не узрит света. И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им

«Пойдет», т.е. будет подражать алчности отцов своих, и, происшедши от злых, наследует злобу их; или иначе: если не сделает ничего доброго, то окажется не полу­чившим никакой пользы от богатства, останется вместе с почившими прежде него во прахе до суда, и не будет в состоянии видеть света по закону природы. Потом, повторяя прежде сказанное, пророк говорит: «и человек, будучи в чести, не уразумел, сравнялся с несмысленными скотами и уподобился им». Человек, говорит, который умер таким образом, не употребив на должное богатства своего, нисколько не отличается от бессло­весного животного; он не познал чести, данной ему от Бога, и уподобился скотам, для которых смерть есть конец жизни.

Беседы на псалмы. На псалом 48


Одаренный, говорит, разумом и удостоившийся такой мудрости стал похож на бессловесных, а может быть, и хуже их. Те (бессловесные), как существа неразумные, не подвергнутся наказанию; а одаренный разумом, если унизится до их неразумности, потерпит тяжкое наказание за то, что оказался непризнательным к такому благодеянию. От этого, наконец, (язычники) назвали богами и камни и деревья и обоготворили эти видимые стихии: раз уклонившись с прямого пути, они пошли по стремнинам и низринулись в самую бездну порока.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 7

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«И человек в чести сый неразуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им». А причиной сему скотская жизнь, какую избрали многие из людей, отринув честь, данную им Богом. Ибо, именуясь словесными, возлюбили безсловесие.

Евфимий Зигабен (†1118)

И человек в чести сый не разумы, приложися скотом несмысленным, и уподобися им.

В этих словах пророк еще раз высказывает свою скорбь на то, что человек, который вышел из рук Творца, мало чем ниже ангелов, и о котором Соломон сказал так: «великое—человек и ценное—муж милостивый»,— сравнялся с неразумными скотами и сделался подобным этим скотам.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Ст. 20-21 Внидет даже до рода отец своих, даже до века не узрит света. И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им

Он пойдет туда, куда пошли единомысленные с ним предки его, во ад, и в век не уйдет оттуда (не узрит света); о если бы понимал это слепой человек и не жил подобно неразумным скотам!

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им

Окончив слово о нечестивых безумцах, надеющихся на тленное земное богатство и стремящихся к скоропреходящей славе, пророк в заключение повторяет то же самое, что сказал в стихе 13, именно: обращаясь ко всем вообще людям, в скорби сердца говорит, что человек, так богато одаренный от Бога, малым чем поставленный ниже ангелов (Пс. 8:6), почтенный пред прочими животными образом Божества (Быт. 1:26), бессмертием души, разумом, свободною волей и властью над всеми земными тварями, не уразумел сей великой чести, но приложился к скотам несмысленным и в своей жизни уподобился им. Потому что он не проникся мыслью и желаниями к небесным, духовным благам, а устремился, подобно тем бессловесным и неразумным животным, к земным и тленным сокровищам и поработился плотским страстям, забыв или не уразумев, что все земное в свое время отымется от нас: здравие и красота телесная обратятся в тление, «прейдет образ мира сего» (1Кор. 7:31), погибнут его слава и богатство, великолепные здания и богатые утвари останутся по эту сторону нашего гроба; «ничего мы в мир сей не внесли, ничего и не возмем с собою» (1Тим.6:7), «наги вышли из чрева матери, наги и отыдем» (Иов. 1:21). Но красота душевная, пусть уразумеет и помнит это всякий человек, – слава и доброта внутренняя, богатство душевное не оставят нас и за пределами этой жизни, дела, по уверению тайновидца Иоанна, «пойдут вслед за нами» (Откр. 14:13) в неизмеримую вечность как споручники славы или осуждения. И не только дела, но и самые слова последуют за нами в вечность. Тогда как всякое праздное слово будет, по слову Господа, судить человеков в последний день (Мф. 12:36–37), всякое слово благое, слово назидания и утешения не пропадет в воздухе, но неизгладимыми буквами напишется в книге живота и послужит к оправданию в День Судный. Блажен кто посвящает жизнь свою не на праздность и суету, а на дела благие, не теряя из вида своего высокого достоинства – человека, в чести сущаго.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible