Скрыть
Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, – и того нет у меня.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Сердце мое смятеся, остави мя сила моя. Сердцем называет рассудок. И свет очию моею, и той несть со мною. Свет очей есть Дух, воссиявший очам ума его.

Толкование на псалмы

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 11-13 Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною. Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа. И ближнии мои отдалече мене сташа, и нуждахуся ищущии душу мою: и ищущии злая мне глаголаху суетная, и льстивным весь день поучахуся

Озаглавив этот псалом словами «в воспоминание», он тем самым воскрешает в памяти воспоминания о происшедшем ранее. Учит же он об этом, описывая то, что было, и как он, поскальзываясь, впадал в греховные ошибки, ради чего и совершается всякое исповедание [грехов]. Пострадах и слякохся… сетуя хождах… смирихся… рыках от воздыхания сердца моего. Во все это он впадал в некое время. Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною. Ибо во время [совершения] греха [и после этого] немалое с ним произошло [как] потрясение разума, смущение и помрачение от действующего через грех [диавола], так и впадение в неразумие. Поэтому он выше и говорил: Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Сердце его было в смятении, так что у него наступило безумие, и от добродетели, совершаемой с разумением, он отпал, а совершал дела неразумия. Посему и оставила его сила его, ибо таковой уже не мог сказать: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4:13), но был побежден страстями и обессилен. О побеждающих [можно было бы сказать]: дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26:41), а о побеждаемых: когда плоть превозносится и усиливается, тогда слабеет и заболевает душа. Итак, «поскольку я согрешил, то сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и другое более тяжкое случилось со мной» [хочет сказать нам пророк. И далее: И свет очию моею (то есть пророческий Дух, просвещающий зрение его души), и той несть со мною, то есть покинул и удалился от него, поскольку в злохудожну душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху: святый бо Дух наказания отбежит льстива и отымется от помышлений неразумных и облачится от находящая неправды (Прем. 1:4-5). Итак, удалился от него Дух Святой, оставив его в одиночестве и со смятенным сердцем, и сила его ослабла. Но и прежние друзи его, искренний и ближнии его, которые во всякое время пребывали с ним, [также] оставили его — отдалече мене сташа, то есть более уже не желали быть с ним вместе, и теперь, как видно, издали оплакивают несчастья своего друга. Но кто же это были, как не добрые Ангелы и служители Божии, ранее радовавшиеся его прежним добрым делам и [вообще] сорадующиеся о спасении человеков? Если же они радуются об одном грешнике кающемся (Лк. 15:7), то ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его (Пс. 33:8). И все эти друзья Давида, во время его согрешения отвернувшись, удалились от него, но, впрочем, они не совершенно ушли от него, а отдалече сташа, о чем и сам он учит, говоря: «Друзи мои и искренний мои прямо мне приблизшася и сташа, и ближнии мои отдалече мене сташа. Итак, эти оказались далеко от меня, но те, кто производит грех, стали при этом ко мне ближе и над душой издевались моей». Поэтому он и продолжает, говоря: «…и нуждахуся ищущи душу мою, и ищущи злая мне, глаголаху суетная, и льстивным весь день поучахуся. Ибо эти издревле жаждавшие моей крови и долгое время чаявшие увидеть мое падение, когда же, наконец, дождались удобного момента и увидели, что остави мя сила моя, и свет очию моею оставил меня, и что друзи мои и ближнии мои отдалече мене сташа, мгновенно напали нуждахуся ищущи душу мою, и словно какие-то зложелатели, глаголаху суетная, то есть вбрасывая внутрь моей души суетные мысли и [вместе с тем] коварно прельщая и обманывая, словно ловя на некую благую приманку, влекли меня ко греху». Поэтому он, продолжая, и говорит: и льстивным весь день поучахуся.

Беседы на псалмы. Беседа на тридцать седьмой псалом

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 10-11 Господи пред Тобою все желание мое

Поелику однажды худо употребил его; то всегда буду подчинять Твоим повелениям.

и воздыхание мое от Тебе не утаишася. Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною

Видишь, Владыка, мои рыдания и слезы, говорит Пророк, видишь, что я смущен, утратил крепость, лишен обычнаго света, и среди дня пребываю как во тме. А сим означает как чрезмерную боязнь, по причине которой и свет ему кажется не светом, так и оставление без Божественнаго попечения, которое справедливо наименовано светом очей.

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ст. 6 Возсмердеша и согниша раны моя, от лица безумия моего

Ст. 8 яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть изцеления в плоти моей

Ст. 11 Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною

Когда при действии Божественной благодати откроется подвижнику множество согрешений его, тогда невозможно, чтобы он не пришел в крайнее недоумение, не погрузился в глубокую печаль. «Сердце мое смятеся» от такового зрелища, «остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною: яко лядвия моя наполнишася поруганий», то есть, деятельность моя исполнилась преткновений от навыка к греху, влекущего насильно к новым согрешениям; «возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего», то есть, греховные страсти состарелись и страшно повредили меня по причине моей невнимательной жизни; «несть исцеления в плоти моей», то есть, нет исцеления, при посредстве одних собственных моих усилий, для всего существа моего, пораженного и зараженного грехом (Пс. 37:6, 8 , 11).

Аскетические опыты. Том 2. Зрение греха своего

Евфимий Зигабен (†1118)

Сердце мое смятеся, остави мя сила моя

Сердце мое, говорит, взволновалось от обличения совести и раскаяния; а сила моя меня оставила потому, что я изнурился злостраданиями всякого рода, как сказано выше.

И свет очию моею и той несть со мною

От великой, говорит, суровости в жизни и горьких слез, ежедневно изливаемых мною уменьшился свет в очах моих, и я уже не вижу ясно. Ровное течение речи должно быть такое: и этот свет очей моих не находится со мною,—быв уменьшен и потерян. Или, по словам великого Василия, Давид светом душевных очей своих называет Святого Духа, который удалился было от него за грех его. Некоторые принимали сей последующий стих за пророческое слово от лица Христова об учениках Его, которые хотя и были верными друзьями Его, как свет очей Его, во время страдания Его, однако ж, оставя Его, бежали, как повествует евангелист Матфей: тогда все ученики, оставя Его, разбежались (Матф. 26,66).

Слова Божес. Кирилла: Доколи ум не порабощен похотями, он находится в состоянии мирном, тихом и безмятежном и сверх того, от Бога сияет в нем чистый свет трезвости; мир Божий хранит сердце и помыслы его. А когда сердце бывает как бы подкуплено влиянием в него нелепого и злого сладострастия, тогда сатана наполняет его мятежами, и производя в нем злые помыслы, возмущает его и вдруг являет покрытым мысленною тьмою, исполняет как бы бранью и сражением. Слова Великого в божественных предметах Василия: в благоуспешных дух бодр, а плоть немощна, а в побеждаемых плоть возносится и усиливается, а душа слабеет и изнемогает. Итак, тогда, говорит, умственная сила моя пришла в смятение и замешательство и сила оставила меня и свет очей моих, и он удалился от меня; ибо во время греха рассудительность, быв приведена в замешательство и омрачена производившим во мне грех, потерпела не малое смущение. Слова Феодорита: в одно и то же время сими словами выражает две вещи—и чрезмерность печали, по которой казалось, что и свет не был свет—и лишение попечения, справедливо названное светом очей.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною

С потерей мужества («сердце мое трепещет») и силы для Давида погас и «свет» в глазах. Это выражение, понимаемое буквально, указывает на развитие болезни, которая отразилась и на его зрении: или же под светом в образном смысле разумеется счастье, благо вообще, тогда оно будет значить - я лишился всех благ и их нет при мне - ни здоровья, ни силы, ни уважения от людей, ни даже друзей. Можно понимать и в том смысле, что «свет» означает Бога, раньше изливавшего на Давида свои милости и светившего ему в жизни, а теперь переставшего. Все эти толкования могут быть приняты без нарушения смысла выражения, контекста речи и всего содержания псалма.

Толковая Библия

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною

Свое опасение, что переносимые им бедствия происходят не от отеческой любви, но от ненависти, он обосновывает поразительным изображением этого своего бедствия.

Чтобы подвинуть Всеведущего к помощи, чтобы возбудить Его сострадание, псалмопевец снова начинает изображать свое печальное положение (ст. 11-13); от сердечной скорби изнемогает телесная его сила, исчез блеск от очей его; друзья убегают его, между тем как клеветливые и коварные враги покушаются на жизнь его.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною

Продолжая изображать свое бедственное состояние, Давид говорит: от постоянной скорби и тревоги душевной я не имею покоя, сердце мое возмущено от обличения совести и раскаяния, а вследствие того я чувствую изнеможение и крайний упадок сил, даже свет в очах моих от горьких слез, ежедневно мною проливаемых, уменьшился, и того я лишаюсь (и той несть со мною). Свет очей некоторые понимают в духовном смысле: под утратой света разумеют помрачение ума, вследствие обуревания плотских страстей, когда человек, подавляемый страстью, теряет способность правильно судить о предметах и делах не только духовных, но и вещественного мира. По мнению блж. Иеронима и Августина, свет очей разумеется здесь духовный свет – свет истины. Потерял свет истины и впал во мрак беззакония; или: того света Божия, который доселе просвещал меня, уже нет во мне, не озаряет меня (цит. по: Толкование еп. Палладия. С. 171).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible