Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.
Святые отцы
Прочие
Афанасий Великий, свт. (†373)
И воздыхание мое от Тебе не утаися. Да вменится мне пред Тобою желание мое принести покаяние. Сколько есть во мне желания, вожделеваю спастись. А какое желание Христово? – совершить за нас Пасху (Лк. 22, 15).
Василий Великий, свт. (†379)
Ст. 8-10 яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть изцеления в плоти моей. Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего. Господи, пред тобою все желание мое, и воздыхание мое от тебе не утаися
В место лядвия моя наполнишася поруганий Акила приводит: «бока мои наполнились бесчестиями», а Симмах: «лядвия моя наполнились бесчестий». И поэтому, когда на память ему приходит [совершенное им] позорное и бесчестное деяние, и чтобы укрепить чувствилище своей души, он говорит так: Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. А почему же возсмердеша, он продолжает, говоря: Яко лядвия моя наполнишася поруганий, или «бока мои наполнились бесчестиями», символизируя этим позорное деяние. А когда берет себя в руки, то говорит: и несть исцеления в плоти моей. Поскольку лядвия моя наполнишася поруганий, поэтому, говорит он, что «приходя в покаяние о содеянном, я наказываю и угнетаю свою плоть», поэтому и несть исцеления в плоти моей. Так что если бы он мог сказать [то сказал бы]: если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня надень обновляется (2Кор. 4:16), но прежде говорит: несть исцеления в плоти моей, и несть мира в костех моих. А затем продолжает: Озлоблен бых и смирихся до зела. Но это звучит несколько иначе, чем то, что он изрек прежде: пострадах и слякохся до конца. Ибо мужам разумным свойственно не превозноситься по поводу совершенных от невнимания и совосхищения согрешений, но стыдиться их и краснеть и быть поражаемыми совестью и смиряться. И Давид о таких и говорит: рыках от воздыхания сердца моего, или как приводит Акила: «ревел от скрежетания сердца моего». [Он как бы так говорит:] «Ибо я исповедал устами не для того, чтобы сделаться явным для многих; но внутри сердца, закрыв глаза, Тебе единому видящему я покажу мое скрытое стенание, вопия в самом себе. Ибо польза в этом моем исповедании была не от многочисленных слов, так как довольно было для моего исповедания и стенаний сердца моего, и воплей, ниспосылаемых из глубины души к Тебе, Боже.
Господи, пред Тобою все желание мое. Но и желание у меня было благое пред Тобою, Господи; и оно было о моем спасении. Ибо прежде я желал злого, и это желание не было пред Тобою, Господи; теперь же, когда я все совершаю, смирившись, и «рыкаю» от воздыхания сердца моего, и Тебя Спасителя и Врача я желаю, то поэтому пред Тобою все желание мое, и о причине Моего стенания Ты не неведаешь. Ибо знаю, что воссылаю Тебе стенание, достойное Твоего человеколюбия, поскольку Ты желаешь не смерти грешника, но его покаяния».
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 10-11 Господи пред Тобою все желание мое
Поелику однажды худо употребил его; то всегда буду подчинять Твоим повелениям.
и воздыхание мое от Тебе не утаишася. Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною
Видишь, Владыка, мои рыдания и слезы, говорит Пророк, видишь, что я смущен, утратил крепость, лишен обычнаго света, и среди дня пребываю как во тме. А сим означает как чрезмерную боязнь, по причине которой и свет ему кажется не светом, так и оставление без Божественнаго попечения, которое справедливо наименовано светом очей.
Евфимий Зигабен (†1118)
Господи, пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утаися
По согрешении, говорит, все желание мое пред Тобою, Господи, поелику Ты знаешь, что я всегда желаю спасения своего и освобождения от бедствий, и стенание мое не таится от Тебя, ибо Ты слышишь его, как бы оно было членораздельное слово, исходящее из глубины сердца моего.
Слова Кирилла Алекс.: «Весьма много значит иметь все желание свое пред Богом, такое желание, которое было бы достойно взора Его. Ибо удовольствия, низводящие разум человека к делам непотребным, находятся вдали от очей Пречистого Бога, всякое желание, ведущее к добродетели, находится пред Его взором». Его же о стенании: «Усильно произносящие молитвы обыкновенно издают пламенные из глубины стенания и это Бог дает людям к облегченно тяжкого злострадания их». И слова Великого Василия: когда я, желаю зол, мое желание не было пред Тобою: а теперь, когда я при всяком деле смиряюсь и раскаиваюсь и желаю иметь Тебя, Боже и Спаситель, врачом, мое желание есть пред Тобою. И Феодорит: «поелику я однажды обратил желание на худое, то теперь всегда устремляю его к Твоим повелениям».
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Господи, пред Тобою все желание мое и воздыхание мое от Тебе не утаися
Излив пред Богом свои скорбные чувства, возбужденные сердечным сокрушением о грехах, и горькие жалобы на болезненное и тягостное состояние кающегося грешника, св. Давид исповедует, что у него нет теперь никаких других желаний, обращенных к чувственным удовольствиям или вообще к предметам суетной и многомятежной жизни по духу мира, – что все мое желание, говорит он, состоит в том, чтобы молитвой и подвигами покаяния испросить милость Твою, Господи, и получить от Тебя прощение моих тяжких грехов, о том же и постоянное воздыхание мое, которое от Тебя не сокрыто. «Когда я желал зол, – говорит св. Василий Великий, – мое желание не было пред Тобою, а теперь, когда я при всяком деле смиряюсь и раскаиваюсь и желаю иметь Тебя, Боже и Спаситель, врачем, мое желание есть пред Тобою». «Господи! я всегда буду подчинять мои желания Твоим повелениям» (блж. Феодорит [6, с. 175]).