Скрыть
Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.

Святые отцы

Прочие

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего

Будем услаждаться этой пищей, о которой (и) пророк сказал: «Услаждайся Господом». Этою пищей услаждаются те, которые некоторым удивительным умом восприняли высшия наслаждения, те, которые могут знать, каково это чистое и умопостигаемое наслаждение разума. Итак, будем вкушать хлебы мудрости и насыщаться словом Божиим, потому что не только хлебом, но и всяким словом Божиим поддерживается (est) жизнь человека, созданнаго по образу Божию.

Об обязанностях священнослужителей. Книга I

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 3-4 Уповай на Господа, и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея. Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего

Пророк всем поучал пользе упования на Бога. Кто на Бога уповает, говорит он, и кого Бог пасет, тот насладится и подаваемым от Бога. Преимущественно же получат блага сии те, которые в услаждение себе вменяют непрестанное собеседование с Богом.

Амвросий Оптинский, прп. (†1891)

Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего

Насладися Господеви, — означает: не находи ни в чем ином утешения, как в законе Господнем и благоугождении Господу. Не вотще сказано в Писании: Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118:165). Главные же и важнейшие заповеди закона Евангельского три: не судите и не судят вам; не осуждайте, да не осуждени будете; отпущайте и отпустятся вам. Если прежде всего будем держаться исполнения этих заповедей, то удобно будет исполнять нам и прочие заповеди.

Письма

Евфимий Зигабен (†1118)

Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего

Услади, говорит, человек, сердце свое Господом, посредством ненасытимой любви к Нему, или ненасытного изучения Божественных слов Его и исполнения святых повелений; и Господь дает по сердцу твоему все спасительное, чего бы оно ни пожелало: потому что, любя Бога, ты, без сомнения, не пожелаешь у Него в своем прошении ничего недостойного Бога. А—да дает—поставлено вместо—дает—желательное наклонение, вместо будущего изъявительного, так как все желательные, по замечанию грамматиков, имеют значение будущего.

Аммоний говорит: Наслаждается Господом имеющий очищенными чувства души, почему он может вкушать живый хлеб и животворящия плоти Его, и пить спасительную Его кровь, дабы, наслаждаясь здесь, просить и будущих благ, которых око не видело и ухо не слышало. Кирилл говорит: Итак, иметь в себе обитающим оживотворяющее все Божие слово,—хлеб жизни, сшедший с Неба и дающий мирy жизнь,—это есть наслаждение. Имеющие Его в себе без сомнения получат просимое ими по желанию сердца их (в изд. Своде).

Сергий Терновский, прот. (†1868)

Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего

Обыкновенно люди ищут удовольствий и мирских утешений. Наслаждение сими удовольствиями в настоящей жизни, по большей части, составляет удел тех, которые равнодушны к спасению души своей. Весьма естественно, что такое состояние нечестивых служит преткновением для людей, желающих жить благочестиво, но еще неопытных и не знающих путей, которыми Бог ведет Своих избранных. Желая устранить сие преткновение, св. пророк говорит, что есть особенное наслаждение, к которому путь открыт благочестивым. Это наслаждение Господеви. Что же значит наслаждение Господеви? Почему с ним соединено такое обетование: и даст ти Господь прошения сердца твоего.

Как, по слову Спасителя, есть люди, богатеющие не в Бога (Прем. 2:6, 9), так есть люди, наслаждающиеся не Господу. Их наслаждение состоит в том, чтобы угождать чреву, яко Богу, утешаться земными приобретениями, временными почестями и вообще находить вкус в земных занятиях, не подчиняя их закону Божию. Вот черты, в которых проявляется расположение духа людей, ищущих сего наслаждения: приидите, и насладимся настоящих благих, и употребим создания, яко в юности скоро. Ни един от нас лишен будет наслаждения, везде оставим знамение веселия, яко сия часть наша и жребий сей. Сказавши скоро, Премудрый хотел дать уразуметь, что они не рассуждают, сообразно ли их наслаждение с законом Божиим, что ни мысль о Боге, ни память о вечности не удерживают их стремления к земным наслаждениям.

С противной стороны, тот наслаждается Господеви, кто предается занятиям духовным, занятиям, коими совершается исполнение заповедей Божиих и уравнивается человеку путь спасения. На сем основании, когда приходим в храм Божий и погружаемся в молитву, мы наслаждаемся Господеви, потому что и сами чувствуем духовное, небесное наслаждение и вместе с сим составляем предмет усладительный для Господа. В таком состоянии находился Давид, когда он говорил: Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Равно, когда внимательно слушаем Слово Божие или благоговейно читаем его, в сердце нашем, как в сердцах апостолов, слушавших Самого Господа, возгорается огнь (Лк. 24:32), который, конечно, не жжет, а проливает в нем усладительную теплоту. Согрелся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь, - говорит Давид (Пс. 38:4). Эта сладость есть сладость Господеви, потому что она и нам дает ощущать любовь к нам Господа, и в сердце нашем воспламеняет любовь к Господу. Она почти неизъяснима. Давид вполне чувствовал ее и сказал: Коль сладка гортани моему словеса твоея, паче меда устом моим (Пс. 118:103). И посмотрите, какое это значительное выражение: мед любят младенцы, по крайней мере, люди в отроческом возрасте или вообще люди, сохранившие простоту жизни; так точно и в духовном отношении - чтобы почувствовать сладость словес Божиих, должно привести себя в младенческое состояние по духу. Отложите, - говорит апостол Петр, - всяку злобу и всяку лесть, и лицемерие, и зависть, и вся клеветы, яко новорожденный младенцы, словесное и не лестное млеко возлюбите, яко да о нем возрастете во спасение (1Петр. 2:1, 2); то есть должно вооружиться против плотских страстей и греховных наклонностей, иначе слово Божие не сладость прольет в сердце твое, а исполнит его горестию, потому что будет сильно обличать и угрожать. Например, какая сладость блуднику и пьянице слышать, когда апостол говорит ему, что блудники и пьяницы Царствия Божия не наследуют (1Кор.6:9, 10). Какое услаждение богачу немилосердному, когда он слышит страшный приговор Божий: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе (Лк. 12:20), когда видит, что подобный ему страждет во пламени и просит капли воды для прохлаждения языка своего (см.: Лк. 16:24). Наконец, когда ты налагаешь на себя пост и лишаешь себя всякого наслаждения для обуздания страстей твоих, когда посещаешь больного, помогаешь нищему, вводишь в дом странного, прощаешь, благотворишь, - не правда ли, что ты наслаждаешься. Потому что самое истинное наслаждение состоит в любви и в победе над страстями. Но ты наслаждаешься Господеви, ибо и любовь и умерщвление страстей плоти составляют самую тучную, усладительную, приятную жертву для Господа Бога.

Не напрасно сказано: насладися Господеви, - это выражение более значит, нежели работать Господеви. Сказав насладись, пророк хотел показать внутреннее расположение, с которым мы должны совершать духовные и спасительные занятия. Говоря правду, очень нередко мы идем в церковь, как будто по принуждению; читаем Священное Писание, но со скукою и потому скоро оканчиваем это чтение. А равно и другие действия совершаем так, как будто идем под ярмом, несем иго, и потому они для нас не составляют наслаждения. А по учению пророка, должно в них находить наслаждение, и наслаждение обильное. Чтобы почувствовать наслаждение в сих занятиях, должно совершать их с любовью. Замечали ли вы, с каким усилием люди, любящие рассеяние и мир, стремятся на зрелища, как охотно проводят там весьма продолжительное время? Хорошо бы, если бы мы с таким же рвением стремились в Святую церковь и, не скучая, с благоговейным вниманием присутствовали при богослужении. А говоря справедливее, ежели миролюбцы так стремительно бегут к пустым и суетным удовольствиям, то с какою жаждою должны мы притекать в храм Божий, где святые Ангелы разделяют с нами свою небесную радость! Ее силу и определить невозможно. Святой пророк чувствовал духовную жажду сей радости и выразил ее в следующем изречении: имже образом желает елвнь на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу крепкому живому (Пс. 41:1, 2). Истинно благочестивые люди не токмо с любовью предавались богомыслию и другим христианским занятиям, но с радостью претерпевали для Христа и самые скорби. Мы хвалимся в скорбях, говорит апостол (Рим. 5:3).

Сие наслаждение Господеви приносит вожделенные плоды человеку, ибо, когда человек наслаждается Господеви, тогда и Господь наслаждается человеком. Сие в известном отношении выразил Давид, когда сказал: да усладится Ему беседа моя (Пс. 103:34) Так люди, которые любят друг друга, любят и слушать друг друга. В это состояние содружества с Богом приходит и благочестивый человек, и как он услаждается молитвою и исполнением заповедей Божиих, так и Господь, яко друг, снисходит к нему и услаждает Своею таинственною беседою. Отсюда весьма понятно, почему наслаждающимся Господеви Бог подает прошения сердца их. Именно потому, что Бог сделался другом их, и они друзьями Божиими. По сему союзу содружества и милосердый Бог желает утешить их исполнением их желаний, и они не допускают в сердце свое никакого желания, которое бы было оскорбительно для Господа. Сию мысль в другом месте пророк выразил следующими словами: волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит (Пс. 144:19). Скажете, трудно дойти до того, чтобы с услаждением предаваться духовным занятиям. А что же без труда достается человеку? Посмотрите на самое греховное услаждение: оно требует со своей стороны больших трудов и забот Итак, ежели временное и нечистое наслаждение - наслаждение, которого плод есть вечное мучение, - требует труда и заботы, то не лучше ли потрудиться для наслаждения духовного, которого плодом будет вечное успокоение в Боге. Аминь.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего

«Утешайся Господом» - находи утешения в своей деятельности и жизни не во внешних успехах, а в согласии ее направления с указаниями Господа. Такое поведение заслужит награду от Бога: Он исполнит «желания сердца твоего».

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 3–4 Уповай на Господа и твори благостыню: и насели землю, и упасешися в богатстве ея. Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего

После увещания в том, чтобы не завидовать благополучию нечестивых, пророк словами настоящих стихов возбуждает верующего к добродетели, к вере и упованию на Бога, говоря как бы так: если хочешь быть всегда счастлив и благополучен, то знай, Кто виновник всякого благополучия, и от Него одного ожидай всякого блага, на Него надейся: уповай на Господа. А чтобы упование твое было твердо и благонадежно, твори благостыню, делай добро по заповедям Божиим. И насели землю. Что это за земля, о которой пророк говорит здесь и в последующих стихах (9, 11, 22, 29, 34) сего псалма? Это Ханаанская земля, та самая текущая медом и млеком земля, которая обещана была Богом патриархам народа еврейского Аврааму, Исааку и Иакову и досталась в наследие их потомкам, населившим ее по обетованию Божию. Изгнание из этой земли, лишение удела, доставшегося при разделе ее (при Иисусе Навине) или по наследству, было для еврея величайшим несчастьем, знаком отвержения, лишения Богом наследства; спокойное же и счастливое пребывание (население) в этой земле составляет великое счастье, знак особенной Божественной милости. Поэтому выражения: насели землю, и упасешися в богатстве ея – имеют следующий смысл: уповая на Господа и исполняя Его заповеди, ты спокойно будешь жить в наследии земли твоей и будешь пользоваться всем богатством ее: она принесет изобильные плоды, и ты в довольстве будешь извлекать из нее все для тебя потребное. Но это, конечно, не составит полного твоего счастья и благополучия, для которого недостаточно одних вещественных благ и удовольствий. Этим счастьем довольствуются одни нечестивые. Для благочестивых же и праведных есть особые блага – высшие, и особенные удовольствия – духовные, на которые пророк и указывает здесь словами: Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего. Наслаждение Господеви состоит в том, чтобы расположить и предать себя тем духовным занятиям, которыми совершается исполнение заповедей Божиих и уравнивается человеку путь спасения. Так, когда приходим в храм Божий и погружаемся в молитву, мы наслаждаемся Господеви, потому что и сами чувствуем духовное, небесное наслаждение и вместе с тем составляем предмет усладительный для Господа. В таком состоянии находился Давид, когда он говорил: «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем» (Пс. 121:1). Равно, когда внимательно слушаем Слово Божие или благоговейно читаем его, в сердце нашем, как в сердцах апостолов, слушавших Самого Господа, возгорается огонь (Лк. 24:32), который, конечно, не жжет, а проливает в сердце усладительную теплоту. «Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь», – говорит Давид (Пс. 38:4). Эта сладость есть сладость Господеви, потому что она и нам дает ощущать любовь к нам Господа, и в сердце нашем воспламеняет любовь к Господу, тогда и Господь наслаждается человеком. Это и выразил Давид, когда в другом псалме молитвенно воспел: «Да усладится Ему беседа моя» (Пс. 103:34). И как благочестивый человек услаждается молитвой и исполнением заповедей Божиих, так и Господь снисходит к нему и услаждает Своею таинственной беседой. Отсюда и понятно, почему наслаждающимся Господеви Бог подает прошения сердца их: милосердый Бог желает утешить их исполнением их желаний, и они не допускают в сердце свое никакого желания, которое было бы оскорбительно для Господа. Правда, трудно дойти до такого состояния, чтобы с услаждением предаваться духовным занятиям, – но что же без труда достается человеку?

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible