Кни̑ги Но́вагѡ Завѣ́та: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 34:11
Воста́вше на мѧ̀ свидѣ́телє непра́веднїи, ꙗ҆̀же не вѣ́дѧхъ, вопроша́хꙋ мѧ̀.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Воставше на Мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху Мя
С этого стиха вводится лице Христа, ложными свидетелями оговариваемого на суде архиерейском.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху мя
Подвергся я клевете, говорит Пророк, обвиняемый в том, чего и не думал. Поелику Саул, уязвляемый завистию, подозревал Давида, что замышляет похитить у него власть, и потому продолжал враждовать на него; то, воспользовавшись сим, ненавистники не переставали слагать на него клеветы. Их-то называет Давид свидетелями лживыми. В числе их были Доик, Зифеи, и кроме их другие многие.
Евфимий Зигабен (†1118)
Воставшие на мя свидетеле неправеднии, яже не видех, вопрошаху мя
Саул, говорит, и сообщники его стали свидетелями, поелику свидетельствовали против меня; неправедными, поелику свидетельствовали ложно. Они с ругательствами вопрошали меня, не злоумышляю ли я против царства, о каковом умышлении только они свидетельствовали, а я вовсе не знал, как безвинный. Это мы представляем исполнившимся и в отношении ко Владыке Христу со стороны лжесвидетельствовавших тогда. Они вопрошали и свидетельствовали против Него то, чего Он не знал, как учит Евангельская История.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху мя
За добро мое к ним и сочувствие они платят одним злом и лицемерием
На Давида возводились пред Саулом несправедливые обвинения, как видно из 1Цар XXIV:8-10.
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
Во-первых, говорит: „возставше‟, дабы показать, что они не ожидали призывания, но сами собой, для лжесвидетельства пришли; во-вторых, присовокупляет: „яже не ведех‟, дабы показать, что праведный обвиняется от беззаконных свидетелей в том, чего он не только не сделал, но даже и не помышлял; в-третьих, присовокупляет: „вопрошаху мя‟, дабы показать дерзость и бесстыдство лжесвидетелей, которые, не удовольствовавшись тем, что сказали ложное свидетельство пред судией, дерзают еще и самого праведного мужа самолично обвинять и вопрошать. В-четвертых, присовокупляет: „воздаша ми лукавая возблагая‟, дабы показать, что лжесвидетели оные, ничем от него не будучи обижены, но напротив еще и облагодетельствованы, по единой злобе к клевете приступили. Наконец, присовокупляет: „безчадие души моей‟... Это – символ полного забвения и как бы бесследности бытия на земле у человека. По арх. Иринею сие состоит в особенности в отъятии у него чести: ибо человек честный, чрез ложные свидетельства обесславленный, делается как бы безчаден, осиротел, и становится подобен подсеченному дереву, которое не может уже плода приносить.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 11–12 Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведех, вопрошаху мя. Воздаша ми лукавая воз благая, и безчадие души моей
От ожидаемого и представляемого избавления от гонителей обращаясь мыслию к действительности, псалмопевец опять видит себя окруженным теми же гонителями и врагами, которые, как лживые свидетели, восстали на него с явным намерением обвинить его в том, чего он не только не сделал, но о чем даже и не помышлял, – которые, не довольствуясь лживыми свидетельствами и клеветами, дерзали самолично обвинять и допрашивать его о том, чего у него и в мыслях не было: вопрошаху мя о том, яже не ведях. Так Саул, по своей зависти и злобе, чтобы иметь пред народом оправдание и основание к преследованию и умерщвлению прославленного победителя Голиафа, совершенно несправедливо обвинял Давида в измене, в злоумышлении на жизнь его и домогательстве престола (1Цар. 22:7–10), а некоторые из слуг Саула, чтобы выслужиться пред ним, старались поддерживать его несправедливые обвинения и, таким образом, являлись неправедными свидетелями против Давида (1Цар. 26:19). Здесь уже явно псалмопевец предызображает собою Христа Спасителя, против Которого враги Его, иудейские первосвященники и старейшины, искали на суде лжесвидетельства, чтобы предать Его смерти, несправедливо обвиняли Его в богохульстве (Мф. 26:59, 65), в возмущении народа против правительства и во многих других преступлениях, которых Он никогда не совершал, и как преступника допрашивали Того, Который «греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» (1Пет. 2:22). За что же такая ненависть и злоба к псалмопевцу со стороны врагов его? Не сделал ли он какое зло для них, или оскорбление? Согласно с повествованием истории, сам псалмопевец, представляя в мысли своей подобные вопросы, дает на них такой ответ: воздаша ми лукавая воз благая и безчадие души моей, т.е. я не сделал гонителям своим никакого зла, я старался делать им и делал одно добро, а они за мое добро воздают мне злом (лукавая воз благая); что подтвердил при одном случае и самый главный враг его, царь Саул, откровенно сознавшись в своей неправде против Давида: «Ты правее меня, – сказал Саул Давиду, – ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом» (1Цар. 24:18). Враги Давида воздают ему сиротством души его (безчадие души моей), т.е. своими преследованиями лишают жены, семейства, друзей и ставят в положение несчастного, беспомощного сироты и тем самым причиняют такую тяжкую скорбь, какую испытывают потерявшие всех своих детей родители. Так же точно поступили в отношении к Христу Спасителю и неблагодарные Ему иудеи: за полученные от Него благодеяния они ругались над Ним, поносили Его и предали на распятие. Они причинили Ему и безчадие в том смысле, что и сами не прияша Его и воспрепятствовали многим другим принять Его верою и сделаться чрез то «чадами Божиими, верующими во имя Его» (Ин. 1:11–12). Особенно трогательно такую неблагодарность иудеев в отношении к Иисусу Христу, облагодетельствовавшему их, изображает Православная Церковь в песнопениях страстной седмицы. «Людие Мои… что сотворих вам; или чим вам стужих; слепцы ваши просветих, прокаженныя очистих, мужа суща на одре исправих. Людие Мои, что сотворих вам; или что Мне воздаете; за манну желчь, за воду оцет: за еже любити Мя, ко кресту Мя пригвоздисте» (Стихира 6-го часа в Великий пяток). «За кое дел хощете Мя распяти иудее; яко разслабленныя ваша стягнух, зане мертвецы аки от сна возставих, кровоточивую исцелих, хананею помиловах» (Стихира 3-го часа того же дня).