Скрыть
Все кости мои скажут: «Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его?»

Святые отцы

Прочие

Антоний Великий, прп. (†356)

Вся кости мои рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? избавляющий нища из руки креплеших Его, и нища и убога от расхищающих его

Кто старается быть чистым во всех членах своего тела, кто истинно благочестив и удаляется всего, что оскверняет тело, тот может сказать с Давидом: вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе?. Такой человек обуздывает все чувства свои, не позволяет им господствовать над собою и возлагает на них иго Господне. Он не позволяет взорам своим обращаться ко злу, не смотрит на женщину с похотью (см.: Мф. 5:28), не обращает слуха своего к клевете, ко внушениям диавола и ко всем его мыслям, которые он влагает в душу, — и потому на нём исполняются известные слова: «Слух его никогда не обращается к пустым словам».

Письма к монахам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 9-10 Душа же моя да возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его. Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе

А я и услаждение и веселие находить буду: в Твоих благах, Владыка, и всеми составами моими возопию, что Ты единый Бог. Ибо слова: «кто подобен Тебе?» означают: Ты единый Бог, имеющий державу над всеми.

«Избавляяй нища из руки крепльших его, и нища и убога от расхищающих его». Ты не попускаешь, чтобы убогие теснимы были сильными; но обуздываешь последних, и вспомоществуешь первым.

Исаак Сирин, прп. (†VIIIв.)

Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен тебе? избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его

Ум, поглощенный изумлением, утихшие чувства, немощный человек, поверженный на лицо свое в молитве, ибо нет у него языка, чтобы говорить, и, опять, [ему] недостаточно сердца, чтобы молиться, но от изумления происходящим даже сама молитва упразднилась (baṭṭīlā): это то упразднение, которое лучше делания [и которое бывает,] только когда человек умиряется во всех своих чувствах и движениях и непрестанно повергается на лицо свое пред своим Господом — вплоть до того, что и кости его возносят хваление Бога в тишине своей в этом известном упразднении, как сказал пророк: «Все кости мои скажут: Господи, кто подобен Тебе?»

Слово 71. О действиях, [происходящих] от благодати

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Вся кости мои рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? избавляющий нища из руки креплеших Его, и нища и убога от расхищающих его

Когда молитва осенится Божественной благодатью, тогда не только откроется сердечное место, но и вся душа повлечется к Богу непостижимою духовною силою, увлекая с собою и тело. Молитва преуспевших в ней произносится из всего существа. Весь человек делается как бы одними устами. Не только сердце обновленного человека, не только душа, но и плоть исполняется духовного утешения и услаждения: радости о Бозе живе (Пс. 83:3), о Боге, действующем ощутительно и могущественно благодатью Своею. Вся кости истинного молитвенника рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? избавляяй нища из руки крепльших его, и нища и убога от расхищающих его молитву и надежду: от помыслов и ощущений, возникающих из падшего естества и возбуждаемых демонами.

О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником

Евфимий Зигабен (†1118)

Вся кости мои рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? избавляющий нища из руки креплеших Его, и нища и убога от расхищающих его

Костями называет члены внутри тела; а выражает ими от всего сердца, из глубины души благодарение Богу. Или под костями можем разуметь приличнее в отношении к душе твердые и охраняющие ее помыслы, как мы сказали при изъяснении в псалме 33м слов: хранит Господь все кости их. Нищим Давид называет самого себя, как принужденного бегать и как нуждающегося в потребном для жизни и устраненного от всякой человеческой помощи. Крепчайшими назвал вождей Саулова войска, которые сопровождались богатством и множеством воинов. Сказал два раза — нищего и присовокупил слово — убогого, чтобы показать чрезмерную свою недостаточность, причем употребляет сии смиренные слова для убеждения Бога к милостивой снисходительности. Наконец сказал—расхитителей в отношении к намерению и надеждам их, так как они надеялись расхитить все, что он имел.

Василий Великий говорить: Быть может, и церковь говорит это сообразно с таинством воскресения: ибо вот что сказано, говорит Господь, костям сим: се Я вложу в вас дух жизни, и дам на вас жилы и произведу на вас плоти и будете живы, и узнаете, что Я Господь. Итак, си то кости, получив жизнь, благодаря воскресившему их, скажут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? А Кирилл под костями разумел Апостолов, которые, рассеявшись во время страдания (Его), по воскресении собрались вкупе.

Толковая Псалтирь

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен тебе? избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его

В сих двух стихах Давид дает обет Богу привести достодолжную благодарность, когда узрит себя совершенно свободившимся от всех наветующих ему, аки бы сказал: пусть иные избавление свое приписывают счастию, иные храбрости своей, иные иным случаям; но душа моя, которою я живу и умствую, когда исполнится то, о чем я молился, возрадуется о Господе, хваля, и величая спасение свое, которое приобрела чрез Него. И не токмо душа, но и тело, – паче же и все части тела, даже и самыя внутренния и сокровеннейшия, каковы суть кости, не имеющия чувства, – и не токмо кости, но и малейшие составы от удовольствия взыграют, и ежели бы имели глас и чувство, всеконечно воскликнули бы и рекли: Господи, кто подобен Тебе? Ибо нет ни на земле, ни на небеси сильнее, милостивее, премудрее и любезнее Тебя, яко Такого, Который толь сильно и милосердно исхищаеши нищаго из руки врага, несравненно крепчайшаго его, и такого, который насильственно не токмо имение его, но и самую жизнь похитить желал. Здесь заметить должно, что сими преносными словами означается совершеннейшее некоторое веселие и радость, исполняющия всего человека полным и совершенным удовольствием; ибо часто случается, что иногда дух человека радуется, но тело болезнует, и тогда не бывает полной и совершенной радости: и взаимно, когда тело радуется, тогда дух немоществует. Но когда Господь исцеляет все недуги наши, и исполняет во благих желания наши, тогда весь человек несказанным исполняется удовольствием, веселится пред Господем, и все члены его даже до внутреннейших костей глаголют: Господи, кто подобен Тебе? Сему подобное выражение читаем во псалме Пс. 62:2, где сказано: возжада Тебе душа моя, коль множицею (возжада) Тебе плоть моя.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен тебе? избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его

Пусть враги мои погибнут от посланного Тобою Ангела, а я всем существом моим буду восхвалять Тебя

«Все кости мои скажут». Кости, как самая твердая часть организма и носительница всего тела, скрытая внутри, означает глубину благодарного чувства, наполняющего все существо спасенного.

Толковая Библия

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 9–10 Душа же моя возрадуется о Господе, возвеселится о спасении Его. Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его

Изречениями сих двух стихов оканчивается первая строфа, или первое отделение псалма. В них псалмопевец, выразив надежду быть услышанным от Господа в молитве, дает обет принести Богу достодолжную благодарность за избавление от всех злоумышлений и наветов его гонителей. Под костями псалмопевец разумеет весь телесный состав. Нищим называет он себя самого, как нуждающегося во всем потребном для жизни и устраненного от человеческой помощи. Крепльшими, или сильнейшими, назвал здесь вождей Саулова войска, которые имели при себе запасы провианта и сопровождались множеством воинов. Повторил слово нища и прибавил убога для того, чтобы показать чрезмерную свою недостаточность; а словом расхищающих хотел выразить злоумышления гонителей, думавших расхитить все, что он имел. Пусть иные, как бы так говорит псалмопевец, приписывают избавление от бед счастью, или храбрости, или другим случайным причинам, я же вижу спасение свое единственно от руки Божией, и потому душа моя возрадуется о Господе, с веселием прославит полученное чрез Него спасение. И не только душа моя, но и тело, даже сокровенные части тела – все кости мои, весь состав существа моего заговорит, прославляя величие Господа, избавляющего слабого и бедного от сильных притеснителей и гонителей, готовых отнять у него все его достояние и самую жизнь. В рассматриваемых изречениях псалма выражены радость и веселие, наполняющие душу вполне удовлетворенного Богом, осчастливленного человека. Когда Господь исцеляет все недуги наши, прощает нам грехи и исполняет все благие желания наши, тогда весь человек исполняется несказанного удовольствия, веселится пред Господом и всеми членами тела, всеми силами души говорит: Господи, кто подобен Тебе? Или, как в другом псалме (Пс. 62:2): возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя. В пророческом смысле этими изречениями предызображается, по мнению отцов и учителей Церкви, радость верующих о воскресении Христа Спасителя и совершенном Им искуплении и спасении душ человеческих от порабощения греху и угнетения диавольского (ср. Пс. 15:9–10).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible